Итак, все руководящие посты в КНР обновлены в соответствии с заранее намеченными планами. Уже возглавляющий партию и армию Си Цзиньпин 14 марта был избран на пост главы государства. В этот же день был назван глава правительства. Им стал Ли Кэцян.
Новые руководители Китая уже обнародовали свои программы на пресс-конференциях, проведенных ими после избрания. Си Цзиньпин, по сообщениям Русской службы Би-Би-Си, сказал, что основным приоритетом остается экономика, отметив при этом, что необходимо усилить борьбу с коррупцией и социальным неравенством. Он также обратился к вооруженным силам страны, призвав их повышать боеспособность, быть сильными и дисциплинированными, готовыми защитить суверенитет Китая.
Многие западные СМИ усматривают в риторике китайского руководителя поворот к национализму.
Новый премьер, 57-лентий Ли Кэцян, со своей стороны, через три дня после избрания отметил, что у его правительства сохранится курс на взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, с которыми у Китая налажены двусторонние отношения. И, несмотря на возникшие в последнее время некоторое охлаждения с США из-за взаимных обвинений в кибер-атаках и электронном шпионаже, товарооборот с Америкой будет возрастать. Премьер Госсовета Китая при этом с гордостью объявил, что КНР и США уже перешагнули отметку товарообмена в 500 миллиардов долларов. Отметим, что со стороны России и Поднебесной эта цифра в минувшем году едва перевалила за 90 миллиардов долларов.
Любопытно, о чем сообщило агентство Associated Press 14 марта, что Китай поздравил вновь избранного главу Ватикана. Но как поздравил! Из Поднебесной Папу предупредили одновременно с положенными по протоколу реверансами, чтобы Ватикан не вмешивался во внутренние дела Китая. 12 миллионов китайских католиков, разделенные сегодня на две части - руководимые епископами, назначенными с ободрения официальных органов КНР, и католики, существующие в подполье - Папу признают, тем не менее, одинаково. Бенедикт XVI пытался вести дело к их объединению. Новому Папе таким образом заранее предложено не беспокоиться на сей счет.
Первый зарубежный визит Си Цзиньпин должен уже в ближайшие дни нанести в Москву. Этому событию самый популярный политический журнал США Foreign Policy посвятил развернутый комментарий, озаглавленный «Си поворачивается к Москве». Ссылаясь на инсайдерские источники в окружении нового Председателя КНР, собкор ряда изданий в Пекине Джон Гарно акцентирует внимание на главной проблеме предстоящей встречи в Москве:
- Сможет ли Россия открыть свою энергетическую артерию перед Китаем, будет в первую очередь зависеть от цены. В течение многих лет эти два государства вели переговоры о заключении сделок, согласно которым объемы импорта российской нефти в Китай должны были увеличиться вдвое. Это позволило бы уменьшить зависимость Китая от государств Персидского залива и Восточной Африки. Россия и Китай также планируют организовать гигантский новый совместный инвестиционный фонд, в котором помощник Ли должен будет стать вице-председателем.
Поворот Пекина к Москве, по мнению Дж. Гарно, является ответом Китая на военный поворот Вашингтона. Действительно, как сообщала мировая пресса в самом начале нынешнего года, в США приступили к созданию или, по крайней мере, объявлению о намерении создать систему азиатской ПРО, аналогичную уже формирующейся европейской. Это значит, что новому руководству Китая придется решать одновременно несколько задач: налаживание на новом этапе развития отношений с Москвой и Вашингтоном, а также уделять внимание ближайшим соседям, с которыми у Китая существуют приграничные споры. Это Япония, Вьетнам и Филиппины, о чем говорится открыто. Есть еще и проблема Тайваня, которую предпочитают вслух не озвучивать. А кроме того существуют и проблемы нестабильности на западных рубежах Поднебесной. Здесь целый букет потенциально взрывоопасных Центрально-Азиатских государств, а также Афганистан и Пакистан.
Этому клубку противоречий посвящена статья «Азия сегодня - как Европа перед I Мировой войной», опубликованная в еженедельном журнале Time в начале февраля. Ее автор Исхаан Тарур, ссылаясь на двух высокопоставленных отставных дипломатов из Южной Кореи и Австралии, приводит высказанные ими одновременно суждения об аналогии Европы столетней давности и нынешних противоречий в Азии. Автор статьи при этом отмечает:
- Лично мне ничего не известно ни о вьетнамском рыболовецком судне под названием «Эрцгерцог Франц Фердинад», ни о пустынной отмели, носящей имя Сараево. Хотя разговоры о войне на самом деле кажутся преувеличением, однако существуют объективные причины для серьезного беспокойства. Главная из них заключается в том, что в настоящее время в регионе прочно закрепились националистические настроения.
Словно отвечая на подобные опасения, в те же дни начала февраля газета «Хуаньцю шибао» поместила материал под недвусмысленным названием «Если бы Китай действительно занимал «жесткую и непримиримую» позицию, то Азия была бы совсем другой». В статье говорится, что мифу о «китайской непримиримости» уже не один год. Однако его обсуждают и обсуждают, хотя стоящие за ним идеи за это время вовсе не изменились. Мы, сказано в публикации, искренне стремимся к мирному развитию, однако это стремление не может быть односторонним. Нужно, чтобы его поддерживали и другие страны. В конце концов, региональный мир - вопрос, затрагивающий всех. Далее газета особо подчеркивает:
- И если кто-то до сих пор еще не понял, то запишите это, пожалуйста, прямо сейчас, черным по белому: Китай не откажется от своих законных прав. Китай не пожертвует своими жизненно важными интересами. Если у вас когда-то сложилось другое впечатление, внесите поправки, будьте добры. Чтобы и дальше развивать отношения с Китаем, вам обязательно надо это запомнить.
Ради чего помещен такой недвусмысленный «ультиматум» о мирных намерениях? Это, конечно, предупреждение соседям и, прежде всего, Японии. Ведь в статье не зря сказано, что в прошлом некоторые страны бесконтрольно ущемляли китайские национальные интересы, однако теперь им надо твердо уяснить, где проходит черта, за которую заступать нельзя. Это же предупреждение относится, конечно, не только к ближайшим соседям, но и к великим мира сего - США и их союзнице Великобритании, к которой у Китая есть исторический счет. Но сегодня речь, прежде всего, об Америке. И там это прекрасно понимают. Поэтому 14 марта на CNN был комментарий, названный «Что принесет лидерство Си?». Китайский лидер, отмечается в нем, сказал, что он несет людям возможность осуществления «китайской мечты». Вместе с тем он придерживается идей национализма, о чем свидетельствуют его речи при посещении воинских частей:
- Теперь национализм в Китае - это то, что связывает воедино народ, партию и армию.
В статье также подчеркивается, что Китай ведет кибер-атаки против США по своим правилам ради экономического шпионажа в целях овладения современными технологиями. Последние годы Китай почувствовал свою возросшую силу и потому он возмущен тем, что острие внешней политики США теперь направлено на Азию.
Эту мысль, пожалуй, лучше всего сформулировал известный политический обозреватель Фарид Закариа в газете "Washington Post" 28 февраля в статье «Вызов со стороны Китая». Первая поездка нового госсекретаря США Кэрри, говорится в ней, должна была быть не на Ближний Восток, а в Китай и Японию:
- Именно там разворачиваются наиболее важные и потенциально опасные события в международных отношениях. Китай меняется внутренне и внешне, не имея прорыва в отношениях с США. Эта проблема команды Обамы, которая хочет сделать Азию своим приоритетом.
Но едет теперь и Обама на Ближний Восток. Закариа далее пишет, несколько лет назад американским политикам не удалось реализовать предложенный З. Бжезинским план создания Большой двойки "G-2". C одной стороны, в Китае не захотели, чтобы там лишь «проштамповывали решения Вашингтона», оказались недальновидные противники и в США. Время было упущено, а теперь в Азии стали открыто беспокоиться по поводу растущей мощи Китая. Сегодня в Пекине рассматривают американскую политику в Азии как стратегию сдерживания. Там полагают, что в кризисе в Восточно-Китайском море виноват поощряемый США растущий японский национализм. А Япония, действительно, входит в фазу самоутверждения.
Вывод, который делает этот известный аналитик, такой: идею G-2 можно реанимировать. Нужны прочные отношения и связи между США и Китаем. Поэтому Кэрри надо срочно ехать в Азию.
Таким образом, сложилась уникальная ситуация, когда за благорасположение Китая должны бороться одновременно Россия и США. Козырные карты сейчас у Китая, и его руководитель наносит первый визит в Москву. Результаты визита будут очень важны для России, Китая и всего мира. Если Москва упустит свой шанс, следующий ход тут же будет перехвачен Вашингтоном.
Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр»