«Святый храм будет для Общества вечным и незыблемым основанием и нерушимою крепостью...»

Из истории храма Во Имя Всемилостивого Спаса при «Казанском Обществе Трезвости»

Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
430
Время на чтение 24 минут

В 1892 г. было создано «Казанское Общество Трезвости» (КОТ), «как первый проповедник трезвого слова на востоке Государства Российского», ставившее в основу своей деятельности помощь Божию и полагавшее, что религиозно-нравственное воздействие на призреваемых «может дать благой результат».(1) В начале двадцатого века оно уже представляло собой настоящую «империю трезвости», включавшую в себя к 1 января 1901 г. шестьдесят отделов (открытых не только в Казанской губернии, но и в других местностях Российской Империи - вплоть до Сибири) и разветвлённую сеть оздоровительных, просветительных и благотворительных учреждений (в том числе - не имевших отечественных аналогов).(2)

Неуклонно возраставшая потребность в религиозном окормлении членов общества и находившихся на его попечении и призрении лиц выдвинула на одно из первых мест в деятельности КОТ заботу об открытии собственного храма. В дальнейшем в некоторых источниках утверждалось, что мысль о его устроительстве принадлежала одному из столпов местного трезвеннического движения - члену Комитета и почётному члену КОТ профессору А.И.Александрову (в дальнейшем - после принятия монашества - епископу Чистопольскому, затем - епископу Ямбургскому, викарию Санкт-Петербургской епархии Анастасию), и указывалось, что через него же «поступило первое пожертвование».(3)

При этом, как явствует из документов, первым план создания храма публично озвучил председатель Богородского отдела КОТ священник В.И.Веселицкий - авторитетный пастырь и неутомимый общественный деятель, снискавший во время гражданской войны терновый венец священномученика снискавшийный тель ургской епархиинейшем - после то может дать благой результат"ленный план .(4) На экстренном заседании Комитета КОТ 27 августа 1899 г. он заявил, что: «Благословение Божие видимо почиет на делах Казанского Общества Трезвости: Общество растёт, крепнет, заводится громадною собственностью для больницы, приютов и чайных... В виду всего этого осмеливаюсь просить Общество, не найдёт ли оно возможным в благодарность Господу Богу за Его великие милости и в большее укрепление Общества соорудить храм в честь и славу Всемилостивого Спаса Господа Нашего Иисуса Христа, в одном из корпусов, приобретённых Обществом в Подлужной слободе. Святый храм будет для Общества вечным и незыблемым основанием и нерушимою крепостью».(5)

При этом В.И.Веселицкий считал, что сооружение «временного храма» не потребует от КОТ больших средств, а «содержание отдельного священника, при готовой для него квартире», будет стоить не больше 500 - 600 рублей в год. Он вполне резонно утверждал, что храм в Подлужной слободе «нужен и не только для Общества Трезвости, а и для жителей слободы». «Прошу Общество, - заключал В.И.Веселицкий, - принять моё ходатайство и обсудить его для большей крепости и славы великого дела - отрезвления наших ближних».(6)

Члены Комитета КОТ охотно откликнулись на данное предложение, постановив «по накоплении средств привести в исполнение предложение о. В.И.Веселицкого, если здание в Подлужной останется за Обществом Трезвости». Вскоре Комитет КОТ постановил перенести вопрос об устройстве «церкви во имя Спасителя» на обсуждение Общего Собрания КОТ, «если к тому будут изысканы средства Комитетом». 12 сентября 1899 г. данное предложение было принято.(7)

Вместе с тем, нехватка денежных средств долгое время препятствовала достижению поставленной цели: практически всё уходило на благотворительно-просветительную деятельность. «В настоящее время Общество Трезвости никаких пособий не получает ни от города, ни от земства, и с Божиею помощию продолжает благотворить», - сообщалось, в частности, в отчёте КОТ с 1 сентября 1899 г. по 1 января 1901 г.(8) В связи с этим возведением и обустройством собственного храма КОТ занималось до весны 1908 г.

На заседании Комитета КОТ 2 февраля 1900 г. его председателем было доложено, что «для постройки храма Спасителя при учреждениях Общества средств нет, а между тем Комитет должен привести в исполнение постановление Общего Собрания». В связи с этим, по предложению А.Т.Соловьёва, было постановлено просить священника А.Г.Ласточкина «взять на себя труд по сбору пожертвований» и ходатайствовать перед архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (А.Д.Брянцевым), чтобы он дал ему на это разрешение. Однако данное ходатайство, по-видимому, по каким-то причинам было оставлено без последствий.(9)

Вскоре к делу возведения храма изъявили желание подключиться первые жертвователи. На экстренном заседании Комитета КОТ 22 марта 1900 г. А.Т.Соловьёв доложил, что им получено письмо, из которого видно, что лицо, желающее остаться неизвестным, будет устраивать храм на свой счёт». Одновременно с этим было решено представить благочинному первого округа церквей города Казани запрошенные им 14 марта 1900 г. сведения «о предполагаемом к устройству храме в Подлужной ул[ице]».(10)

Согласно первоначальному замыслу, храм отличался достаточно скромным видом. Его предполагалось устроить в принадлежавшем КОТ «третьем каменном здании», во второй половине которого должны были открыться приют и «дом труда».(11) Осенью того же 1900 г. архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (А.Д.Брянцевым) было дано разрешение «устроить церковь при благотворительных учреждениях Общества во имя Всемилостивейшего Спаса», о чём А.Т.Соловьёв объявил на заседании Комитета КОТ 8 октября 1900 г. В ответ на это было постановлено «озаботиться скорейшим осуществлением» задуманного.(12)

Обращает на себя внимание также, что в ряде источников одно время фигурировало иное название будущего храма - «Во имя Нерукотворенного Образа Спаса нашего Господа Иисуса Христа».

Следует отметить то обстоятельство, что тогдашний казанский архиерей, весьма благоволивший местным трезвенникам и регулярно жертвовавший деньги на нужды КОТ, отнёсся к их планам по устройству собственного храма с большим вниманием и участием. «Когда Общество постановило устроить Храм во славу Нерукотворенного Образа нашего Спасителя, в Подлужной ул[ице] при своих учреждениях, - писал позднее печатный орган КОТ журнал «Деятель», - то Высокопреосвященнейший Арсений высказал желание видеть его приходским, представленный план предложил переделать, придав ему более красивый вид, сам поручил это сделать архитектору, и Церковь разрешена им к устройству в Подлужной ул[ице], по вновь составленному плану».(13) Известно, в частности, что уже на ходатайстве об открытии храма им была сделана надпись: «Желательно, чтобы храму дана была форма Православного храма, т[о] е[сть] устроить купол на храме».(14) За своё особенное сочувствие деятельности КОТ архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (А.Д.Брянцев) был избран почётным членом общества.

На заседании Комитета КОТ 4 мая 1901 г. было заслушано «письмо поверенного душеприказчиков А.В.Шмелёвой Александровых с препровождением 1000 руб[лей] на устройство церкви в Подлужной на вечное поминовение завещательницы и мужа её Михаила», после чего решено было приступить к возведению храма.(15) Вскоре архитектор И.И.Колмаков бесплатно составил план и смету «на устраиваемый храм», за что был избран членом-соревнователем КОТ. 7 ноября 1901 г. Комитет КОТ постановил представить их в Казанскую духовную консисторию (КДК).(16)

В связи с замечаниями местного архиерея первоначальный проект храма, уже утверждённый Казанским губернским правлением, подвергся переработке и вновь был представлен в КДК.(17) Однако впоследствии разного рода обстоятельства вынудили разработчиков осуществлять его неоднократную корректировку в сторону упрощения и вновь вернуться к «прежнему проекту» домовой церкви.(18)

Помимо архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (А.Д.Брянцева) и профессора А.И.Александрова (будущего епископа Чистопольского Анастасия), из известных духовных лиц наибольшее содействие в устроении храма оказал архимандрит Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря Андрей (князь А.А.Ухтомский) (в дальнейшем - епископ Мамадышский, затем - епископ Сухумский, архиепископ Уфимский и Мензелинский).

2 октября 1902 г. Комитетом КОТ было заслушано сообщение КДК «с препровождением грамоты на постройку храма во имя Господа Иисуса Христа», после чего состоялось постановление избрать специальный Строительный Комитет (СК), председателем которого стал архимандрит Андрей (князь А.А.Ухтомский). Помимо него, в состав СК были избраны О.В.Адамышева, Н.Н.Кожевников, Л.А.Матвеевский,(19) П.М.Сушинцов и, как указывалось позднее, все члены Комитета КОТ.(20)

Через архимандрита Андрея (князя А.А.Ухтомского) изначально поступала «большая часть средств на постройку церкви» и многочисленные богослужебные предметы. Известно, что в начале 1906 г. владыка попросил освободить его от обязанностей председателя СК. Однако Комитет КОТ на своём заседании 3 марта 1906 г. постановил «просить о. Андрея остаться председателем Строительного Комитета».(21)

В числе благотворителей, внёсших свой вклад в создание храма и обеспечение его всем необходимым, а также посредников, через которых осуществлялись пожертвования, в различных источниках фигурировали: А.П.Ге, фельдшерица К.Е.Данилова, Е.А.Кожевникова, К.А.Макашин, священники П.Максименко (из Ставропольской губернии) и М.И.Менстров, Н.Ф.Маликов, Л.А.Матвеевский, профессор М.П.Сергеев, А.П.Синельникова, Ф.Л.Черкашин (из Бузулука), А.В.Шмелёва, купец П.В.Щетинкин, и другие.(22)

Как это нередко случалось, в процессе подготовки и осуществления строительства храма возникали проблемы имущественного и согласовательно-бюрократического свойства. Так, например, в начале января 1903 г. Казанская городская управа уведомила КОТ, что «не находит возможным разрешить брать песок для постройки Церкви в Подлужной на той стороне Казанки, так как означенный участок сдан в аренду частным лицам».(23)

Однако основным препятствием на пути к поставленной цели по-прежнему оставалась нехватка денежных средств. Так, по состоянию на 7 мая 1903 г., было собрано 2,8 тысячи рублей, к 1 января 1904 г. - 3 тысячи рублей и «церковных предметов» общей стоимостью 1 тысяча рублей, к 1 января 1906 г. - 3225 рублей,(24) чего было явно недостаточно.

Уже 11 сентября 1902 г. на заседании Комитета КОТ, помимо прочего, было постановлено «начать заготовку потребных материалов» и «приступить к постройке храма с весны будущего года»,(25) однако этому плану не суждено было сбыться. 20 апреля 1903 г., после заслушивания предложений подрядчиков, на экстренном заседании Комитета КОТ и СК было решено, что, «так как в настоящее время строительный материал дорог, отложить постройку храма до весны будущего года, озаботиться сбором пожертвований, устройством временного храма в помещениях общества, если они будут найдены для этого удобными после осмотра их Председателем Строительного Комитета Архимандритом Спасо-Преображенского Монастыря о. Андреем совместно с членом Комитета Л.О.Матвеевским».(26)

Вскоре - 8 августа 1903 г. - на заседании Комитета КОТ А.Т.Соловьёв предложил «для того, чтобы успешнее шло дело постройки церкви», пригласить «священника из членов общества для служения в приютах общества, для наблюдения за постройкой церкви», а также просить обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода (СПС), «не признает ли он возможным ходатайствовать о назначении священнику церкви во имя Спасителя при обществе трезвости штатного жалованья 300 р[ублей] в год». Данное предложение получило одобрение, как и предложение ходатайствовать о назначении жалованья в 150 рублей в год псаломщику. Однако ответа на него по каким-то причинам так и не последовало, и к постройке храма в 1904 г. казанские трезвенники так и не приступили.(27)

В 1904 - 1905 гг. на базе КОТ была создана первая в Казани и одноимённой губернии правомонархическая (черносотенная) организация - Казанский отдел «Русского Собрания» (КОРС), председателем Совета которого стал председатель Комитета КОТ А.Т.Соловьёв. Вследствие этого устройство собственного храма стало также одним из первых «проектов» КОРС и образованных впоследствии «Объединённых монархических обществ и союзов при Казанском отделе «Русского Собрания». Возможно, в том числе, вследствие этого обстоятельства, работы по устройству храма активизировались.

В отчёте КОТ с 1 января 1907 г. по 1 января 1908 г. отмечалось: «Церковь вчерне уже готова. Предполагаемый к постройке большой храм не мог быть выстроен, так как средства общества были очень малы, и потому пришлось израсходовать часть средств из запасного капитала».(28) В связи со сбором средств для постройки церкви и больницы КОТ была вынуждена, в частности, отказаться от приобретения типографии.(29)

Заметное участие в этом деле принял также почётный член КОТ, архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Д.И.Самбикин), который, как сообщалось, в частности, в отчёте КОТ с 1 января 1908 г. по 1 января 1909 г., «особенно был озабочен скорым окончанием постройки церкви Всемилостивого Спаса и, незадолго до кончины, посетил устраиваемую церковь, обошёл все учреждения Общества и высказал желание освятить храм Общества, но Господу не угодно было исполнить желание глубокоуважаемого Владыки».(30)

Казанский архиерей скончался 17 марта 1908 г., а 27 апреля открылся храм Во Имя Всемилостивого Спаса: освятил его ректор Казанской духовной академии, епископ Чистопольский Алексий (А.Я.Дородницын). В своём «слове по освящении храма» последний, в частности, отметил: «Устроение храма вообще явление отрадное, так как оно свидетельствует о том, что у православных русских людей жива и действенна вера в Бога, что в сердцах их всё ещё теплится искра любви к славе Божией; но устроение храма Обществом, поставившим себе целью борьбу со страшным пороком - пьянством, Обществом, члены которого беззаветно отдают достижению своей святой цели своё время и свои силы, кроме того, есть явление глубоко поучительное».(31)

Первым старостой храма был избран профессор А.И.Александров, а священником стал о. А.М.Троицкий, заведовавший «хозяйством при больнице» (с 25 февраля 1909 г. в его обязанностях было оставлено «служение в храме и общее наблюдение за учреждениями и контроль»). Однако, «закончив постройку церкви», последний изъявил желание «возвратиться на свою прежнюю службу в Сибирь» («по болезни жены») весной 1909 г.(32)

После отъезда о. А.М.Троицкого начали поступать многочисленные ходатайства от священников (в том числе, из других губерний) с просьбой об определении на вакантное место, однако 2 сентября 1909 г. Комитет КОТ постановил «постоянного священника пока не определять, а приглашать на каждую службу студентов академии».(33)

Позднее в храме Во Имя Всемилостивого Спаса служил обучавшийся в Казанской духовной академии священник о. С.И.Знаменский (будущий священномученик, расстрелянный в 1937 г. в Москве). Первое богослужение здесь он провёл 11 июля 1910 г., указав, в частности, в своём поучении, что: «Храм этот домовой, бесприходный, а потому в строгом смысле нельзя меня назвать вашим пастырем, а вас моими пасомыми. Но, тем не менее, вы, живя поблизости этого храма, являетесь постоянными его посетителями, совершая в нём даже и говение, а потому я, определённый сюда священником, осмеливаюсь в силу богодарованной мне власти взять на себя и обязанности вашего пастыря».(34)

Долгожданное событие открытия казанскими трезвенниками собственного храма не оставили без внимания многие известные общественные и церковные деятели, в том числе - почётный член КОТ и КОРС архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (А.П.Храповицкий), писавший в начале 1909 г.: «С радостию узнал о предстоящем 1 февраля общем Собрании Общества, доведшим до конца постройку св[ятого] храма, призываю Божие благословение на полезные для церкви и народа труды Общества и желаю молитвенно нынешнему составу до конца дней своих трудиться на этом благородном поприще».(35)

Иконостас храма был вызолочен на средства потомственного почётного гражданина Л.А.Матвеевского, пожертвовавшего на устройство храма тысячу рублей. Известно также, что позднее - в 1915 г. - казанский меценат и благотворитель, купец П.В.Щетинкин «устроил звонницу и пожертвовал колокол». За это (а также за то, что он «приспособил барак для госпиталя с тем, чтобы в нём в будущем, когда он освободится от раненых, помещать мастеровых и приют Общества») П.В.Щетинкин был избран почётным членом КОТ.(36)

Комплектование церковного инвентаря в храме осуществлялось, в том числе, из весьма необычных источников. Так, например, в 1910 г. на заседании «Объединённых монархических обществ и союзов при Казанском отделе «Русского Собрания», в связи с ходатайством о запрещении приёма в ломбардах крестов и риз и незаконной продажи их с аукционных торгов, было решено ассигновать средства для приобретения по цене залога уже заложенных крестов и риз и передавать их в храм.(37)

С самого начала своего функционирования храм Во Имя Всемилостивого Спаса превратился в центр духовной и, в известном смысле, общественно-политической жизни казанских трезвенников, эрэсовцев и представителей близких к ним организаций. В разное время в нём совершали богослужения многие известные религиозные деятели, в том числе, епископы Чистопольские Алексий (А.Я.Дородницын) и Анатолий (А.Г.Грисюк).(38)

Храм стал свидетелем многочисленных торжеств религиозного и общественно-политического характера: например, 300-летия царствования Дома Романовых, всероссийских и епархиальных праздников трезвости. В нём помещались хоругви отделов «союзнических» организаций, представители которых по разным поводам приезжали в Казань. К последним, помимо вышеперечисленных, относились: предполагавшееся участие в съезде «Союза Русского Народа» (СРН) (в рамках всероссийских торжеств, посвящённых 200-летию Полтавской битвы) (июнь 1909 г.), встреча Казанской иконы Божией Матери (июнь 1911 г.), и т.п.(39)

В июне 1909 г. в храме был отслужен молебен о здравии председателя Главного Совета СРН А.И.Дубровина, в июле того же года - панихида по скончавшемуся в Санкт-Петербурге почётному члену КОТ, члену Государственного Совета, бывшему Казанскому губернатору П.А.Полторацкому, в сентябре 1913 г. - по скончавшемуся на курорте Бад-Наухайм в Германии почётному члену КОТ, Казанскому губернатору М.В.Стрижевскому.(40)

Большой торжественностью отличались мероприятия, посвящённые 300-летию царствования Дома Романовых. «На торжество в Казань, - сообщалось о них, в частности, в «Отчёт Казанского Общества Трезвости за 1913 год», - съехались председатели и члены союза русского народа из уездов: Казанского, Свияжского, Спасского, Цивильского, Лаишевского, Чистопольского с своими хоругвями, и им было предложено помещение и полное содержание в учреждениях Общества Трезвости. Двадцатого февраля в храме Общества, во имя Всемилостивого Спаса, были отслужены часы, затем панихида по всем почившим царям из Дома Романовых. Накануне вечером, во время всенощной, храм был полон молящимися; пели стройно все присутствующие. После всенощной весь вечер члены пели молитвы. Двадцать первого все члены и председатели отделов явились в храм Всемилостивого Спаса и участвовали в пении на литургии, а затем был отслужен молебен и после него послана телеграмма Государю Императору с выражением верноподданнических чувств. Всем присутствовавшим был предложен завтрак и чай, после чего из храма были вынесены все хоругви на громадный двор общества, установлены в порядок и двинулись через весь город к собору в Кремле».(41) Завершился крестный ход также в храме Во Имя Всемилостивого Спаса.

Особо в данной связи необходимо упомянуть также праздники трезвости с крестными ходами, которые проводились в Казани с участием КОТ 28 - 29 апреля и 29 августа 1913 г., 8 - 9 апреля и 29 августа 1914 г., а также 29 августа 1916 г.(42) Так, например, 29 августа 1916 г. на праздник трезвости съехались крестьяне - члены КОТ из Казанского уезда, «со своими хоругвями», которые участвовали в крестном ходе на Ивановскую площадь, «где до общего молебна был отслужен молебен священником храма Общества Всемилостивого Спаса с участием народного хора под управлением Е.Ф.Филиппова, народный хор пел духовные песнопения по пути на Ивановскую площадь и обратно».(43)

Храм фигурировал во многих отчётах, протоколах, телеграммах и иных документах КОТ, КОРС и действовавших при нём «объединённых монархических обществ и союзов». Весьма характерным в данной связи является, к примеру, содержание отправленной ими 30 июля 1908 г. Императору Николаю II телеграммы «по случаю дня рождения Наследника Цесаревича». «Члены объединённых обществ - [Казанского отдела] «Русского Собрания», «[Казанского] Общества Трезвости», «[Общества] Русских Ремесленников» и «Союза Русского Народа», - говорилось в ней, в частности, - сегодня, в день рождения будущего Самодержавного, Неограниченного Государя нашего, Наследника Твоего Алексия Николаевича, в своём вновь выстроенном храме Всемилостивого Спаса соборно отслужили молебствие о долгоденствии, здравии Твоём, Самодержавный Владыко земли Русской, и всей драгоценной для нас Семьи Твоей, выражаем свои верноподданнические чувства и готовность положить жизнь свою за сохранение исконных устоев русской земли.

Исполняя Твоё веление, мы умножаем свои ряды, которые будут Твоей надёжной опорой, служа для всех и во всём примером законности и порядка.

Общества постановили в ознаменование дня рождения Наследника Цесаревича просить Тебя, Государь, разрешить построить в Казани часовню над могилою Митрополита Ефрема, помазавшего на Царство Михаила Феодоровича Романова».(44)

Как отмечалось, например, в «Отчёте Казанского Общества Трезвости за 1913 год»: «В храме общества, во имя Всемилостивого Спаса, богослужение совершалось во все праздничные и Царские дни, - в дни памяти почётных членов и жертвователей. Были при церкви постоянно диакон(45) и псаломщик; в пении принимали участие все живущие призреваемые; хор состоял из учениц, приготовляющихся к экзамену на звание учительниц. После всех богослужений совершались молебны.

В синодик храма на вечное поминовение записаны: Иаков, Варвара, Николай, Александр и Михаил. Доход по церкви покрывал расходы на уплату священнику и освещение церкви, но с пожертвованиями доставало на ремонт и отопление».(46)

В стенах храма производились различные благотворительные сборы, в том числе, в пользу «Романовского Комитета», целью которого являлось «воспособление делу призрения беспризорных сирот сельского населения» и «объединение правительственной, общественной и частной деятельности в этой области».(47)

С самого начала существования храма были заведены «синодик о здравии жертвователей и 2-й синодик на вечное поминовение жертвователей почивших». В числе прочих, в нём совершались панихиды по почётному члену КОТ протоиерею о. Иоанну Кронштадтскому.(48)

При этом богослужебная практика постоянно расширялась: особенно в годы Первой мировой войны (главным образом, за счёт заупокойных служб). Так, например, 4 июля 1915 г. здесь прошла заупокойная литургия и панихида в девятый день кончины бывшего казначея КОТ А.П.Аришина и сороковой день кончины сына председателя общества А.Т.Соловьёва прапорщика Б.А.Соловьёва, погибшего на фронте.(49)

«В храме Всемилостивого Спаса, в Подлужной, - сообщалось в начале 1917 г. в помещавшейся на обложке «Деятеля» краткой информации о деятельности КОТ, - богослужение совершается во все праздничные и Царские дни, в дни памяти почётных членов Общества и 2, 14 января, 3, 9 и 17 марта, 31 мая, 29 июня, 4, 30 августа, 2, 5, 17 сентября, 1, 13, 27 ноября, 4, 30 декабря заупокойные литургии».(50) Кроме этого, перед каждым праздником в первом ночлежном приюте КОТ, в 5.30 часов вечера, совершались всенощные бдения, после которых устраивались религиозно-нравственные беседы.

Война внесла и другие скорбные коррективы в деятельность храма. Известно, что в нём проводились сборы «на помощь воинам и их семьям, пострадавшим на войне» (например, 5 и 6 декабря 1914 г.). Как сообщала 19 июня 1915 г. газета «Казанский Телеграф», на последнем заседании Комитета КОТ его председатель заявил, что «в настоящее время Русь идёт против слуг дьявола немцев, и мы не должны вести бесед об устройстве увеселений и развлечений, а молиться о даровании победы Государю Императору и его христолюбивому воинству, и комитет постановил ежедневно в своём храме Всемилостивого Спаса в 4 часа дня служить молебствие о даровании победы над врагом Государю Императору и Христолюбивому воинству». Это вошло в повсеместную практику: позднее - на заседании Комитета КОТ 10 января 1916 г. - А.Т.Соловьёв вновь доложил, что «в храме Всемилостивого Спаса ежедневно в 5 часов вечера служится молебен о даровании победы, и будет совершаться до окончания войны».(51)

Известно, что в последние годы существования КОТ старостой храма являлся профессор Н.Ф.Катанов, занимавший пост секретаря, а затем - товарища (заместителя) председателя его Комитета.(52) В качестве же священника, служившего в храме Во Имя Всемилостивого Спаса в 1916 - 1917 гг., упоминался о. Александр Введенский.(53)

Послереволюционную судьбу храма проследить пока не удаётся. Предположительно, он прекратил своё существование после ликвидации новыми властями КОТ и его учреждений, начало которой было положено уже в апреле - мае 1917 г.(54)

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань)

Сообщение, прочитанное на XII ежегодной научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (г. Казань, 6 ноября 2012 г.)

Сноски:

(1) См.: Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1902 г. по 1-е января 1903 г.// Деятель. - 1903. - № 2 (февраль). - С.с. 78, 89 (ошибочно - 98).

(2) См., например: Алексеев И.Е. «Империя трезвости»: «Казанское Общество Трезвости» (1892 - 1917 гг.) как социально-исторический феномен// Традиционные чтения: Материалы первых научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2010 г.)/ Эйфория. - 2010. - № 2 (120). - С.с. 14 - 17. (Русская народная линия [Электрон. ресурс])

(3) См.: Протокол заседания Комитета Общества Трезвости 11 августа// Деятель. - 1913. - № 9 (сентябрь). - С. 289.

(4) Известно, что после революционных событий 1917 г. В.И.Веселицкий служил настоятелем храма Во имя великомученика Георгия Победоносца в Армянске. Здесь же в апреле 1919 г. он принял мученическую смерть от рук красноармейцев. Как писал в 2009 г. Д.В.Соколов в своей статье «Расстрелянные за веру (Крымское православное духовенство и политические репрессии 1917 - 1930-х гг.)», опираясь на сведения из второго тома книги протоиерея Н.Н.Доненко «Наследники Царства» (Симферополь, 2004 г.): «Священника отвели на пустырь, верёвками привязали к столбу и подвергли мучительным пыткам. После многочасовых истязаний его обезображенное тело бросили на городской площади и запретили хоронить. Но православные жители Армянска нарушили этот запрет и на следующий день перед заходом солнца погрузили останки отца Владимира на телегу, укрыли от посторонних глаз травой и соломой и похоронили на городском кладбище». По некоторым свидетельствам, В.И.Веселицкому при большом скоплении народа отрубили голову. (См.: Соколов Д. Расстрелянные за веру (Крымское православное духовенство и политические репрессии 1917 - 1930-х гг.)// Православное информационное агентство «Русская народная линия» [Электрон. ресурс]).

(5) Протокол экстренного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 27 августа// Деятель. - 1899. - № 8 - 9 (август - сентябрь). - С. 373.

(6) Там же.

(7) См.: [Протокол] общего собрания Комитета Казанского Общества Трезвости 12 сентября// Деятель. - 1899. - № 10 (октябрь). - С. 443.

(8) Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1 сентября 1899 г. по 1 января 1901 г.// Там же. - 1901. - № 2 (февраль). - С. 72.

(9) См.: Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 2 февраля 1900 года// Там же. - 1900. - № 2 (февраль). - С. 113.; Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 7 марта 1900 года// Там же. - № 3 (март). - С. 172.

(10) См.: [Протокол] экстренного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 22 марта 1900 года// Там же. - 1900. - № 4 (апрель). - С. 216.

(11) См.: Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1 сентября 1899 г. по 1 января 1901 г. - С. 76.

(12) См.: Протокол очередного заседания Комитета Общества Трезвости 8 октября 1900 года// Там же. - 1900. - № 11 (ноябрь). - С. 544.

(13) Деятель. - 1903. - № 2 (февраль). - С. (49).

(14) См.: [Протокол] очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 7 ноября// Там же. - 1901. - № 12 (декабрь). - С. 480.

(15) См.: Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 4 мая// Там же. - 1901. - № 6 - 7 (июнь - июль). - С. 291.

(16) См.: Протокол очередного заседания Комитета 10 июня// Там же. - 1901. - № 8 - 9 (август - сентябрь). - С. 336.; [Протокол] очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 7 ноября// Там же. - № 12 (декабрь). - С. 480.

(17) См.: [Протокол] очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 11 декабря// Там же. - 1903. - № 1 (январь). - С. 37.

(18) См.: Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 8 июня// Там же. - 1902. - № 9 - 10 (июль - август). - С. 440.

(19) В ряде источников фигурирует также как «Л.О.Матвеевский». - И.А.

(20) См.: [Протокол] очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 2 октября// Деятель. - 1902. - № 14 (декабрь). - С. 652.; Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1902 г. по 1-е января 1903 г. - С. 89 (ошибочно - 98).

(21) См.: Протокол очередного заседания Комитета Общества Трезвости 3-го марта 1906 года. - Б.м. [Казань], б.г. [1906]. - С. (4).

(22) См.: Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1905 г. по 1 января 1906 г., читанный в Общем Собрании членов Общества 2 февраля 1906 года. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1906. - С. 5.; Деятель. - 1903. - № 1 (январь). - С. 37.; - № 2 (февраль). - С. 89 (ошибочно - 98).; - № 6 - 7 (июнь - июль). - С.с. 300, 302.; - № 9 (сентябрь). - С. 415.; - 1905. - № 8 (март). - С. 191.; - № 12 (апрель). - С. 286.; - № 21 (декабрь). - С. 530.; - 1913. - № 7 (июль). - С. 225.; - 1914. - № 1 (январь). - С. 22.; - № 9 (сентябрь). - С. 239.; - 1915. - № 7 (июль). - С. 183.; - № 13 - 14 (декабрь). - С. 263.

(23) См.: [Протокол] заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 3 января// Деятель. - 1903. - № 1 (январь). - С. 40.

(24) См.: [Протокол] очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 7 мая// Там же. - № 6 - 7 (июнь - июль). - С. 302.; Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1903 г. по 1 января 1904 г., читанный в Общем Собрании членов Общества 25 января 1904 года// Там же. - 1904. - № 3 (март). - С. 6 (отдельная нумерация).; Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1905 г. по 1 января 1906 г. ... - С. 5.

(25) См.: Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 11 сентября// Деятель. - 1902. - № 13 (ноябрь). - С. 579.

(26) См.: [Протокол] экстренного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости и Строительного Комитета 20 апреля// Там же. - 1903. - № 6 - 7 (июнь - июль). - С. 300.

(27) См.: Протокол очередного заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 8 августа// Там же. - 1903. - № 10 (октябрь). - С. 463.; Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1903 г. по 1 января 1904 г. ... - С. 6 (отдельная нумерация).; Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1904 г. по 1 января 1905 г., читанный в Общем Собрании членов Общества 30 января 1905 года. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1905. - С. 7.

(28) Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1907 г. по 1 января 1908 г., читанный в Общем Собрании членов Общества 3 февраля 1908 года. - Б.м. [Казань], б.г. [1908]. - С. (1).

(29) См.: Протокол очередного заседания Комитета Общества Трезвости 5 сентября. - Б.м. [Казань], б.г. - С. (13).

(30) См.: Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1908 г. по 1 января 1909 г. ... - С. (3).

(31) Слово по освящении храма, сооружённого Казанским Обществом трезвости во имя Милостивого Спаса. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - С. (1).

(32) См.: Протокол заседания Комитета Общества Трезвости 13 января// Деятель (приложение). - 1909. - № 5 (май). - С. 2.; [Протокол] заседания Комитета Общества Трезвости 25 февраля 1909 года// Там же. - С. 5.; Протокол заседания Комитета Общества Трезвости 8 апреля 1909 года// Там же. - С. 13.; Протокол заседания Комитета Общества Трезвости 28 мая 1909 года. - Б.м. [Казань], б.г. [1909]. - С. 17.

(33) См.: Протокол заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 23 июня. - Б.м. [Казань], б.г. [1909]. - С. 18.; Протокол заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 2 сентября 1909 года. - Б.м. [Казань], б.г. [1909]. - С. 25.

(34) Знаменский С. Поучение при первом служении в храме Всемилостивого Спаса, что при Казанском Обществе Трезвости// Деятель. - 1910. - № 8 (август). - С. 146.

(35) [Протокол] Общего Собрания Общества Трезвости 1 февраля 1909 года// Там же (приложение). - 1909. - № 5 (май). - С. (4).

(36) См.: Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1908 г. по 1 января 1909 г. ... - С. 5.; Протокол заседания Комитета Общества Трезвости 31 мая// Деятель. - 1915. - № 7 (июль). - С. 183.

(37) См.: Казанский Телеграф. - 1910. - № 5139 (20 мая). - С. 3.

(38) См., например: Деятель. - 1915. - № 4 (апрель). - С. 85.

(39) См.: Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 661. Оп. 2. Д. 3. Л. 164 и об.; Казанский Телеграф. - 1911. - № 5448 (14 июня). - С. 3.

(40) См.: НА РТ. Ф. 661. Оп. 2. Д. 3. Л. 163 об.; Протокол заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 15 июля. - Б.м. [Казань], б.г. [1909]. - С. 20.; Деятель. - 1913. - № 10 (октябрь). - С. 321.

(41) Отчёт Казанского Общества Трезвости за 1913 год// Деятель. - 1914. - № 1 (январь). - С. 27.

(42) В 1915 г. КДК уведомила председателя Комитета КОТ А.Т.Соловьёва о намеченном на 29 августа крестном ходе всего за день до этого - 28 августа, «и так как нельзя было известить всех членов, то общество в крестном ходе не участвовало». (См.: Протокол заседания Комитета Общества Трезвости 20 сентября// Деятель. - 1915. - № 10 /октябрь/. - С. 247.)

(43) См.: Протокол заседания членов Общества Трезвости 25 сентября// Там же. - 1916. - № 9 (сентябрь). - С. 142.

(44) НА РТ. Ф. 661. Оп. 2. Д. 3. Л. 138 и об.

(45) «Доложено, - говорилось в протоколе заседания Комитета КОТ 8 сентября 1913 г., - что диакон Степанов 8 месяцев служил псаломщиком в Храме Всемилостивого Спаса и вёл себя безукоризненно. Постановлено: ходатайствовать о разрешении служить ему за диакона». (Протокол Комитета Общества Трезвости 8 сентября// Деятель. - 1913. - № 10 /октябрь/. - С. 321.)

(46) Отчёт Казанского Общества Трезвости за 1913 год. - С.с. 22 - 23.

(47) См., например: Деятель. - 1915. - № 4 (апрель). - С. 86.

(48) См.: Отчёт Казанского Общества Трезвости с 1-го января 1908 г. по 1 января 1909 г. ... - С. 5.; Казанский Телеграф. - 1915. - № 6753 (20 декабря). - С. 3.

(49) См.: Казанский Телеграф. - 1915. - № 6617 (4 июля). - С. 3.

(50) Деятель. - 1917. - № 1 (январь). - Обложка (с. /3/).

(51) См.: Протокол заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 7 декабря 1914 г.// Деятель. - 1915. - № 1 (январь). - С. 23.; Протокол заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 10 января 1916 г.// Там же. - 1916. - № 1 (январь). - С. 15.; Казанский Телеграф. - 1915. - № 6606 (19 июня). - С. 3.

(52) См.: Протокол заседания Комитета Общества Трезвости 21 февраля// Деятель. - 1916. - № 4 (апрель). - С. 62.

(53) См.: Протокол заседания членов Общества Трезвости 6 ноября// Там же. - 1916. - № 11 (ноябрь). - С.с. 174 - 175.

(54) См.: Ликвидация общества трезвости// Камско-Волжская Речь. - 1917. - № 91 (28 апреля).; Ликвидация чайных общества трезвости// Там же. - № 113 (27 мая).

Иллюстрация:

Подлужная слобода города Казани (фото конца XIX в. - начала XX в.).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Алексеев
Новости Москвы
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Секты, субкультуры, наркотики, фейки от ЦИПСО
О вирусах цивилизации и противодействии манипуляции сознанием масс …
25.04.2024
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Готовим законопроект о серьёзном увеличении наказания за продажу вейпов несовершеннолетним
23.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27