Что представляли собой греки Малой Азии? Греческая историография представляет их эллинами, в древности переселившимися с Балканского полуострова. Но это не совсем так. Реально в Османской империи этническое самосознание, разумеется, было, но находилось как бы в зачаточном состоянии. На первом месте было религиозная принадлежность. Все православные подданные турецкого султана, вне зависимости от своего этнического происхождения, считались членами одного милета (общины) и были в подчинении Константинопольского патриарха, осуществлявшего над ними не только церковную, но и в рамках установленной османским правительством компетенции административно-судебную власть.
Мало кто помнит, но до образования независимой Греции население Афин и окрестностей говорило, чаще всего, не на греческом, а на... албанском языке. Здесь жили арнауты - переселившиеся в средние века из области Эпир православные албанцы, которые на территории Греции к настоящему времени практически полностью ассимилировались с греками. Этот пример показывает, насколько условными были создаваемые получившими образование в европейских университетах и набравшимися масонских идей «отцами-основателями» границы Греции и других балканских государств. Если бы «розбудова» албанской нации-державы началась раньше греческой, то Афины вполне могли бы быть столицей Великой Албании, а Акрополь - памятником древнеалбанской архитектуры...
Со временем, после того как сперва греки, а затем славянские народы Балканского полуострова начали бороться за национальную независимость и создавать свои национальные государства, на Балканах произошло размежевание единого православного «милета» по этническому признаку (поскольку албанский национализм появился достаточно поздно - лишь в начале XX века, оказавшиеся на территории независимой Греции албанцы-арнауты стали «более греками, чем сами греки»). Это, кстати, сказалось и на расовом типе современных греков - они стали смуглыми, почти исчез классический белокурый эллинский тип. Греческий национализм резко ухудшил положение тех греков, которые остались в составе Османской империи, на них начали смотреть как на «потенциальных изменников». Если бы эти греки тоже начали бороться «за независимость» своих сел и городков, будучи рассеянными по всей Малой Азии, трагедия случилась бы гораздо раньше.
К счастью до поры до времени в более «традиционной» Малой Азии греческий национализм приживался слабо - иногда по одной простой причине: многие малоазиатские греки не знали... греческого языка и условно считались таковыми только из-за принадлежности к православному милету.
«Греками» Малой Азии были не только эллины, но и коренные жители полуострова, сохранившие православие еще со времен Византийской империи. Не факт, что во времена Византии их родным языком был греческий - многие народы Византии были эллинизированны поверхностно, поэтому легко перешли на язык новых завоевателей - турок. Для многих православных жителей Малой Азии родным был турецкий, другого они не знали. Те же «греки», которые жили на границе с Сирией, в быту разговаривали на арабском и были де-факто православными арабами. Но были и «турки», для которых был родным греческий язык, к ним, к примеру, относились мусульмане острова Крит и жители окрестностей столицы дольше всего просуществовавшего осколка Византии - Трапезунда (Трабзона); это были как раз греки, в свое время принявшие ислам. Таким образом, этническое происхождение мало совпадало с языковым и с религиозным. Население было религиозно и этнически перемешано и нигде не составляло абсолютного большинства, за исключением Смирны (современного Измира) и ее окрестностей.
Во время греко-турецкой войны 1919-1922 г.. как нетрудно догадаться, отношение мусульман к православным стало враждебным, были погромы и убийства. Но после того как военные действия прекратились все же были все шансы на то, чтобы большей части малоазиатских православных как то «ужиться» со своими мусульманскими соседями. Однако, в то врем в Европе вовсю делили государства «по национальному признаку», такую же европейскую нацию у себя строили кемалисты. И в итоге было решено всех мусульман записать в «турки», а всех православных - в «греки», и именно на этом основании проходил турецко-греческий обмен населением.
Исходя из этого, те православные, которые принимали ислам, автоматически считались турками и депортации не подлежали. Многие, к несчастью, так и сделали. Численность таких ренегатов оценить трудно, но их было, как минимум, несколько десятков тысяч. Парадокс, но кемалисты, сами отвергая мусульманские обычаи и традиции и приделывая мечети в музеи больше других правителей Турции потрудились на ниве «исламизации» населения, хотя бы формальной.
Боле того, такие формальные мусульмане были им нужны, ведь приняв ислам вынужденно, они в отличие «прирожденных» мусульман никакой особой ревности к исламским традициям не испытывали, а стремились стать больше турецкими националистами, чем сами турки.
Однако была и другой способ избежать депортации не принимая ислама и на нем нужно остановится подробно, поскольку в последнее время в связи с «национално-авткефальными» тенденциями в Православии, эта тема вновь может быть актуальной.
Кемалем и его сподвижниками была организована «Турецкая православная церковь» (ТПЦ).
Идея была очень простой. Коль подавляющее большинство греков Малой Азии, либо свободно говорят по-турецки, либо вообще кроме турецкого никакого другого языка не знают. Почему бы им не объявить себя не греками, а «православными турками» и не влиться в создаваемую Кемалем светскую «турецкую нацию». Тем более что Кемаль взял курс на «европеизацию», а многие греки были еще боле европеизированы, чем турки..
Таким образом, у православных Малой Азии было три пути: либо принять ислам и остаться на родине, либо ислама не принимать, но объявить себя прихожанами «Турецкой православной церкви» и тоже остаться на Родине, либо идти в изгнание. Причем в «родную» страну, языка корой ты не знаешь (не забываем, что многие, кроме турецкого языка, другого не знали).
Тем не мене прихожан ТПЦ удалось собрать всего несколько десятков, которые либо потом «отступили до конца» и стали мусульманами, либо покаялись и вновь присоединились к каноническому Православию. Большинство же православных не согласилось на «автокефальное предательство» и предпочло изгнание.. Почему?
Дело в том, что православные Малой Азии вообще были, в основном, людьми глубоко верующими (за исключением, как уже говорилось, их европеизированной верхушки). Для них в принципе не имело большого значения, КАК ИМЕННО предать Христа, и его Церковь. И принятие ислама и «авткефалии» для них было ОДИНАКОВЫМ предательством...
Ни один из Православных епископов, даже под страхом смерти - а во время греко-турецкой войны многие епископы священнослужители приняли мученическую смерть - не пожелал спасти свою жизнь, встав во главе этого неканонического самозваной организации. Не перешли в эту организацию и священники. Их поэтому массово убивали как «изменников родины» - ведь формально они были подданными Османской империи. Следовательно, они якобы должны были молиться за турецкую власть и склонять свою паству к вооруженному сопротивлению греческой армии.. Но греческие священники, даже не разделявшие идей Венезелоса, не могли идти против значительной части своей паствы, которая была воодушевлена все той же «Великой идеей» воссоединения с православными национального государства Греции,.
Так или иначе, ТПЦ прервалась в совершенно маргинальную группировку с самого начала своей организации. Формально она даже существует до сих пор, но в ее членах числится лишь потомки того самого вероотступника-основателя, который, даже не будучи епископом, объявил себя «патриархом». Подобно многим автокефалистам и обновленцам «священноначалие» ТПЦ преспокойно женилось и предавало свой «титул» по наследству. Турецкие власти держат ТПЦ «на всякий случай», в качестве «кнута» для Константинопольского патриархата. Ведь в случае чего, они могут отобрать у канонической Церкви недвижимость и передать ее ТПЦ, тем более что «иски» в различные судебные инстанции со стороны ТПЦ имеются.
Если где-нибудь в Казахстане какой-нибудь местный «ататюрк» под угрозой изгнания призовет формальных православных стать прихожанами «автокефальной казахской православной церкви», то, наверняка, с не менее формальными прихожанами у этой организации проблем не будет. Хотелось бы ошибаться - но, скорее всего, пойдут записываться толпами...
И здесь мы должны склонить головы перед памятью сотен тысяч православных Малой Азии согласившихся на нищету в изгнание, но остающихся верными церковным канонам.
Кстати, турецкий национализм с самого начала вырыл яму собственному проекту. Ведь ранее те же курды, будучи мусульманами, ничего не имели против пребывания в Османской империи, под крылом «Халифа правоверных» - Султана. Теперь они разрывают страну на части, поскольку турецкие кемалисты объявили их «турками второго сорта» и потребовали ассимилляции. Также турецкие националисты виновны, как известно, в геноциде армян, которые тоже ранее приносили пользу Османской империи. Турецкий национализм европейского образца за десяток лет так изничтожил христианство в Малой Азии, как исламу не удалось и за 500 лет до того...
А что же быть с теми, кто либо во времена Османской Империи, либо в 20-м веке принял ислам и стал «турком»? Ведь по крови большинство нынешних граждан турецкой республики - это как раз потомки православных подданных Османской империи принявших ислам кто в средние века, а кто и в 1922-1923 гг, во время малоазиатской катастрофы.
Господь милостив! И к нему может прийти, и вернутся любой народ. Правнуки не несут вины за верооступничество своих дедов и прадедов, хотя могут эту вину сознавать. Пример: в СССР по религиозному признаку была создана одна автономия - Аджарская АССР. Аджарцы - это те же самые грузины, которые когда их земли в 17-19 веках непосредственно вошли в состав Османской империи, приняли ислам. Сегодня около 70% аджарцев - православные, причем часто гораздо более ревностные, чем другие грузины. Возможно, подсознательно многие как бы хотя искупить вину за вероотступничество предков и по возможности облегчить участь их душ. Никто не знает, как будет развиваться история дальше и возможно, по милости Божьей в последние времена потомки родичей Василя Великого и святителя Николая тоже в Малой Азии смогут вернуться к Православию.
Игорь Друзь, председатель «Народного собора» Украины
6. Ответ на 5., А:
5. Re: Как национализм привел к краху Православия в Турции. Часть 3
4. Ответ на 2., Ivan1996 :
3. Ответ на 2., Ivan1996:
2. совершенная историческая неправда в этой статье
1. украинские тюркоязычные греки