Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Малоазиатская катастрофа

Игорь  Друзь, Русская народная линия

10.10.2012


Часть 2. Малоазиатская катастрофа, развязка трагедии …

 

часть 1 

Уже в конце 19 века всему миру стало совершенно ясно, что Османская империя близка к распаду. «Больной человек Европы» приближался к естественной смерти. Дело шло к тому, что все более усиливающаяся Российская империя возьмет под свой контроль Босфор и Константинополь, и в храме Святой Софии снова зазвучит Херувимская. Ближний Восток тоже мог постепенно становился зоной влияния РоссииоРоссииРРр, что, конечно же, могло поставить крест на планах сионистов основать собственное государство в Палестине. Иудейская диаспора, Лондон и Париж, старались сделать все, чтобы этого не произошло. Именно эти силы и сыграли затем важнейшую роль в свержении и убийстве Святого Царя Николая.

А в Малой Азии и на Балканах эти силы всячески поддерживали «светских националистов»: турецких, греческих, болгарских. И не прогадали: турецкие националисты за несколько лет нанесли Православию больший удар, чем Османская империя за 500 лет до того.

Всякое государство строится на определенной идейной «матрице». «Матрица» национализма, который всегда идет рука об руку с либерализмом, делает государство непрочным и недолговечным. К тому же, подверженным дальнейшей деградации, что особенно ярко видно на примере США.

Об этом следует помнить и нашим политикам, которые отбрасывают проверенные тысячелетиями православными имперскими принципами в угоду этническому национализму.

Но в Малой Азии для раздувания турецкого национализма был раздут и его оппонент - национализм греческий.

Наличие православного меньшинства на территории Малой Азии было основой либерально-националистического «великодержавия» Венизелоса. Элефтериос Венизелос выдвинул «Великую идею» - создание «Великой Греции», которая будет якобы включать в себя всех греков в рамках «возрожденной» Византийской империи. То, что Византийская империя держалась, прежде всего, на религиозном основании, а строить свою либеральную империю Венизелос собирался на этническом национализме, его не смущало. Также его не смущала страшная судьба, которая ожидала православное население, которое не войдет в его «либеральную империю». А ведь православные были разбросаны по всей Малой Азии, и с самого начала было ясно - их всех спасти не удасться. Подталкивала Венизелоса к активным действиям и Британская империя, которая, среди прочего, стремилась в лице Греции иметь здесь противовес союзникам - Франции и Италии.

В 1919 г. Греция в нарушение Мудросского перемирия развязала войну с Турцией, целью которой было создание «Великой Греции». Первоначально успех сопутствовал грекам, они заняли значительную часть запада Малой Азии. Очень выгодным был для греков и подписанный под нажимом Антанты с османским правительством Севрский договор, по которому большая часть восточной Фракии и область Смирны переходили под контроль Греции.

Но уже к концу 1920 г. и положение, и планы «европейских» союзников Греции стали быстро меняться. Тому было несколько факторов. «Февралисты» в России окончательно проиграли еще более «революционным» большевикам, вынуждены были бежать из Крыма, и оказались в том же самом Константинополе (оккупированном державами Антанты), в который они могли бы войти победителями, если бы царствовал и был бы жив преданный ими Святой Император Николай Второй. Так Бог наказал иуд.  

Эти «поручики Голицыны», часть из которых радостно напяливали красные банты в страшные февральские дни 1917 г. могли бы принять участи в тожественном богослужении в Святой Софии, которую Русский Царь мечтал сделать вновь православным храмом, и был близок к этому. Увы, им захотелось «свободы», захотелось «демократии», захотелось «красивой жизни»... И в итоге им месяцами пришлось влачить нищее и полуголодное существование в так и не ставшем русским православным городом Константинополе и в лагере Галлиполийском - на полуострове в районе пролива Дарданеллы. Туда, в насмешку над своим «обещанием проливов» страны Антанты поместили русских беженцев. Затем они рассеялись и продолжили свои мытарства, живя в нищете и унижении. И лишь некоторые из них покаялась за свой грех отступничества от Царя, его предательства и «февральской радости»...

Не достался Константинополь и греческим либералам-националистам... Одновременно с крахом Врангеля в Крыму потерпели поражение и греческие «либералы-февралисты». Правда, своих большевиков на них не было - и в Греции на фоне массового недовольства Венизелосом к власти возвратились монархисты во главе с королем Константином. Однако выти из войны с Турцией Константин не мог при всем желании - слишком много турецкой территории занимали греческие войска, слишком непримиримой была позиция мусульманского населения Малой Азии и кемалистов

Изменилось и отношение Антанты к Кемалю. Когда проплаченные Западом младотурки окончательно «подвинули» султана, Франция и Великобритания начали официально склоняться к поддержке Ангорского Великого национального собрания во главе с Кемаль-пашой (будущим Ататюрком).

Для такой поддержки были веские причины. Мустафа Кемаль и его соратники, как уже говорилось, делали ставку не на ислам, а на создание светского национального государства турок. Это было выгодно им во всех отношениях. Кроме указанных выше факторов, в результате «воцарения» Кемаля исчезала угроза того, что с территории Турции будет идти исламская пропаганда на населенные мусульманами колонии Британской империи и Франции. Ведь султан имел статус «халифа правоверных», а Кемаль - нет. Кемаль, делая ставку на тюркский национализм, автоматически отказывался от претензий на заселенные арабами земли Османской империи (в том числе и на богатый нефтью Ирак), а также Сирию и Палестину, что радовало и сионистов. Националистическая Турция становилась буфером, надежно закрывающим доступ в Черное море для всех «заклятых союзников» по Антанте. И самое главное - ослабленная советская Россия несмотря всю риторику «мировой революции» на проливы не претендовала и не могла претендовать. Она была слишком слаба. А с другой строены , ставка Кемаля на тюркский национализм и пантюркизм казалась перспективной с точки зрения будущего расчленения России (большая часть тюркских народов жила в пределах СССР).

В итоге грекам в то время, когда они воевали с турками, Западом было резко отказано в помощи. И наоборот, Кемалю начала помогать не только Советская Россия, победоносно завершившая Гражданскую войну, но даже Франция. Положение греков стало безнадежным. А в августе-сентябре 1922 г. разразилась катастрофа - Греция потерпела полное поражение в войне с кемалистской Турцией, и по итогам Лозаннской Конференции 1923 г. вынуждена была согласиться на «обмен населением» - 1,5 млн. православных которых всех записали в «греки», даже несмотря на незнание многими из них греческого языка, вынуждено было покинуть Малую Азию. Людей заставляли оставлять веками обжитые места, бросать свои храмы и могилы предков. Из Греции же в Турцию выселялось около 500 тыс. мусульман, включая тех, кто не знал ни слова по-турецки.

Малоазиатская катастрофа до сих пор вспоминается в Греции как наиболее черные дни в истории греческого народа. И, естественно, все прекрасно помнят, какую роль сыграли в этой трагедии европейские «союзники» Греции, какую «помощь» они оказали. Однако помнить о Малоазиатской трагедии нужно не только грекам, но всем, кто наивно надеется, что «Запад нам поможет».

Запад действительно может помочь либеральным националистам - когда они действуют в его интересах. Но затем он - аферист с многосотлетним стажем - неизбежно их «кидает». Запад «кинул» российских февралистов, после того как ни ему стали не нужны.. Запад «кинул» греков, когда в них пропала необходимость. Единственно в чем последователен Запад - так это в своей ненависти к Православной церкви. Запад с удовольствием покупал церковное золото у большевиков из ограбленных, поруганных и разрушенных храмов. Запад тоже ничего не имел против того, что опустели и были поруганы тысячи православных церквей в Малой Азии.

Ну а что касается Венезелоса, он еще в истории «всплыл»» еще не раз. В начале 30-х годов, будучи опять премьером, он очень подружился с турецким лидером Мустафой Кемалем Ататюрком. Он гостил у него в Турции, они очень мило общались и в ходе переговоров межу двумя национал-демократическими странами были урегулированы «многие спорные вопросы». Естественно вопрос о том, чтобы людям вернутся на родину своих предков, и возобновить богослужение в опустевших церквях, Венезелосом даже не поднимался.

Игорь Друзь, председатель «Народного собора» Украины

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 11

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. Лесник : О Михаиле VIII Палеологе
2012-10-14 в 22:08

За то что Михаил VIII Палеолог вернул Когнстантинополь – ему спасибо.. Но он еще вероломно ослепил законного наследника императорского престола– 9-летнего Иоанна IV (хотя до этого клялся предатьему власть, как только тот достигнет совершеннолетия), за что бы отлучен от Церкви святым патриархом Арсением. А затем Михаил Палеолог заключил Лионскую унию с Римом.. Так что быть для греческого народа "героем" этот клятвопреступник, изувер и вероотступник не может.. И Господь это ясно указал. Взяв Константинополь Михаил Палеолог начал быстро терять азиатские владения
10. ерусалимецъ : Ответ на 9., Автор материала:
2012-10-13 в 22:15

Дорогой Игорь, с Праздником!
За некорректность простите, я почему-то действительно решил, что для Вас В ПРИНЦИПЕ любая империя лучше любого национализма.
За материал спасибо, надо его "переварить".
Я нигде не спорил с тем, что для турок было все равно грек ты или, скажем, болгарин. Я говорил о мироощущении САМИХ ГРЕКОВ. Неужели для фанариотов это было неважно? Насколько мне известно, переход от вселенско-ромейского к узко-эллинскому сознанию произошел еще В ВИЗАНТИЙСКОЕ ВРЕМЯ. Может, это не тот "классический" национализм Нового времени, который Вы имеете в виду, но как его тогда назвать? "Эллинская местечковость"? Афонские монахи и сейчас грезят об освобождении Константинополя, но при этом об идеях Нового времени они вряд ли что-либо слышали.

А вот еще (из Википедии, уж простите):
"Авторитетный британский историк-византинист Стивен Рансиман писал: «Мега́ли Иде́а, Великая идея греков восходит к эпохе ДО турецкого завоевания. Это была идея имперской судьбы греческого народа. Михаил VIII Палеолог выразил её в речи, которую он произнёс, когда услышал, что его войска освободили Константинополь от латинян, хотя он и называл греков ромэями. Во времена позднейших Палеологов вновь появляется слово „эллин“, но с осознанной интенцией соединения византийского империализма с культурой и традициями древней Греции.»
9. Автор материала : Re: Малоазиатская катастрофа
2012-10-13 в 14:21

Дорогой ерусалимец, я полностью согласен с Лесником. В Османской империи самым главным был не принцип этничности, а принцип религиозности.
Мне кажется, что Вы. к сожалению, путаете традиционные этнические принципы, которые бывали, конечно, и в Османской империи, с принципами идеологий Нового времени. Они все антропоцентричны и безбожны. Так вот сто лет назад именно национализм новоевропейского образца и вызвал большую беду для православия в Малой Азии.
Кстати, намекать, что я, якобы вообще за имперский принцип, даже, чуть ли не выступаю за безбожные империи - это совсем некорректно."Красные империи" - это вообще не империи на самом деле. Они недолговечны и неэффективны даже со светской точки зрения, поскольку живут трудно и недолго, хотя и способны на короткое время потрясать своей железной мощью.

Неплохой материал об идеологиях Нового времени:
http://antimodern.wo...11/03/28/ideology-2/

"...в идеологии строго соблюдается запрет на метафизику, как рассуждение о сути бытия, и на всякое иное понимание религии, кроме посюстороннего.

В центре идеологии лежит повеление: не спрашивай, когда речь идет о самом главном. Как пишет Э. Фогелен, человек осознает себя звеном в цепи бытия, и он непременно задается вопросом: на чем эта цепь держится? И что надо ответить на такой “глупый” вопрос? Маркс дает тот же самый ответ, что и идеолог позитивизма Огюст Конт: не задавай таких вопросов, они “абстрактны”, они “бессмысленны”, держись реальности бытия и становления! Как и в случае Конта, в самый критический момент изложения доказательств от нас требуют “не задавать глупых вопросов”. Слепота массового человека выражается в том, что во исполнение этого приказа он не задает этих необходимых вопросов: Тот, кто не задает таких вопросов, есть по определению “социалистический человек”,- заключает Фогелен."
8. ерусалимецъ : Ответ на 6., Лесник:
2012-10-12 в 19:25

Дорогой Лесник, простите, не всегда могу ответить вовремя. Я ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ не спорю ни с Вами ни с ув.Автором. Мне показалось недостаточно убедительным то, что Игорь Друзь связал греческий национализм именно с либерализмом.
На Св.Земле, где я живу, арабы-христиане,они же РОМЕИ (потомки живших здесь византийцев) - это именно, как Вы выразились, "греки второго сорта".
Несмотря на общность веры с "греками первого сорта". И я уверен, что это разделение началось не в новейшие времена. В 19 веке Иерусалимский Патриархат потерял половину своей паствы - ромеи перебежали к католикам и протестантам именно из-за греческого национализма.
Выражу крамольную мысль. Когда я был в паломничестве в Греции и в разных монастырях от разных монахов( в том числе, на Афоне, в Ватапеде, из уст архимандрита Ефрема, человека совершенно удивительного!) приходилось слышать, что вот скоро русские освободят Константинополь и ПЕРЕДАДУТ ЕГО ГРЕКАМ, меня не покидала мысль, что и это пророчество, где русские - всего лишь пушечное мясо для продвижения греческого дела, тоже плод глубокого греческого национализма. То есть, консервативный, православный греческий национализм гораздо глубже и основательнее либерального греческого национализма.
И ВСЕ ТАКИ, греческий национализм - это не обязательно плохо. Просто греки мыслят по-другому, ни как русские. В отличие от Вас, Константин Леонтьев никогда бы ни поставил на одну доску греческий национализм и национализм болгарский (у него об этом много работ написано). Греческий национализм пропитан Православием, а болгарский изначально безрелигиозен.
7. Антоний : Re: Малоазиатская катастрофа
2012-10-11 в 17:03

Вне всякого сомнения, история взаимоотношения греков и турок, православных и мусульман сложна и изобилует многими нюансами. Однако о правильность оценок и акцентов, расставленных в данной статье свидетельствует история и сегодняшний день региона, который стоял в некотором смысле в стороне от противостояний Афины - Стамбул, поскольку с 1878 года являлся британской колонией. Я имею в виду остров Кипр. Те же процессы, что и в материковой Греции и на других островах, происходили на Кипре с некоторым запозданием, что свидетельствует об объективности тенденций, изложенных в данной статье.
К слову, меня удивило на Кипре одно обстоятельство. Перед многими православными храмами установлены флагштоки. Если они имеют место - на них всегда можно увидеть флаг Греческой Республики, а вот флаг Республики Кипр - далеко не всегда.
6. Лесник : ерусалимецу
2012-10-11 в 11:37

Дорогой ерусалимец.
Вы утверждаете что"НАЦИОНАЛИСТАМИ являются ВСЕ послевизантийские греки, для них это так же естественно, как для русских быть имперцами." Извините, но это полный бред 20-21 века, который греческому народу навязали. Национазм означает что националист по крайней мере разговаривает на языке той нации к которой он себя причисляет. А ведь многие греки в Малой Азии греческий язык вообще не знали. Вот в вилайете Караман жили кочевое «греческое» племя, которое по культуре, внешности, быту ничем не отличалось от турок и туркмен, за исключением одного -- правослваной веры. Какие же это эллины? И какой у них мог быть греческий национализм. Верность Првославию – да! – но никаконе национализма у них не было и впомине и они вообще не представляли себе что такое нация в еврпопейском понимании этого слова.
Вообще то я слабо представляю себе потомка Одиссея кочевником... На оседлость кочевники приходили легко, но чтобы с оседлости перейти к кочевому скотоводству… История послежних 2 тысяч лет такого не знает… Чтобы стать кочевником нужно изначально не амфоры по морям развозить, а жить со стадами табунами в степи. И это, скорее всего были тюрки, которые еще во времена Византии перешли на службу византийским императорам и приняли Православие.. Это не означает что они «греки второго сорта» -- это означат что это православные тюрки, которые уже в 20 веке обрели греческое самосознание. Такими же православными тюрками, к примеру, являются гагаузы – потомки перешедших в христианство среднгевековых печенегов. А были вообще «греки» с родным арабским и армянским языком. Наверняка это попросту православные армяне и арабы соответственно.
А вот на Крите (кстати родине ВЫенизелоса) жили так называемые «критские мусульмане. Их жилье, оденжда, внешность быт ничем не отличались от соседей греков. По турецки они не знали не слова. Но их причисли к туркам. Чьи они потомки? Говорят это кочевники-туркммены переселились на остров. Предстатьте, кочевая туркменска орда переплвает море, погрузив в лодки лошадей и баранов, поселяется на Крите, и начинает разводить сады. Бред. Какие же это турки? Это эллины, только приявшие ислам, причем эллинской крови у них было намного больше чем у «греков» Карамана
Я общался с греками которые происходят из турецкоязычных семей. И они мне простодушно рассказывали» «ленгенду»- что дескать турки предложили им на выбор.: сохранит веру или язык, а они выбрали веру. Да. Османы проводили политику исламизации, но чтобы Османская империя проводила политику насаждения «турецкой мовы» я не слышал. При дворе султанов на турецком простонародном языке вообще то не гворили – там был в ходу «османский» пренасыщеннй арабской и персидской лексикой. Так что если бы у и насаждалась «мова завоевателей»то именно османская, а нем простонародное тюркское наречие
Все православные подданные турецуки х султанов считались одной нацией «ромеям»И, т.е. римлянами. Просто евройпеские «ромеи» еще в 19-м вере разделились на греков, болгар, албанцкеев и т.д. а малоазиатские разделится не успели на «эллинов, и «правосланых тюрков»
Ваша информация о трагических событиях в Смирне и священномученике Хризостоме только подтверждает то, что политику «принудительного разделения на нации» и греческие националисты начали с самого начала. И по сути заставили» полдписаться за себя» православны которые веками бок обок жили с мусльманами. Ведь если бы не было притеснений мусльманского населения националистами – резня в смирне вряд ли привела такие ужасающие масштабы. По сути свмч. Хризостом пострадал из-за Венизелоса и его подобных.
5. ерусалимецъ : Автору
2012-10-10 в 23:44

Дорогой Игорь, понимаю, что Вы очень заняты - можете не отвечать, но я все таки выскажусь. Вторая часть статьи производит впечатление не только написанной наспех (причина понятна: Ваша занятость) но и как-то очень уж схематичной. НАЦИОНАЛИСТАМИ являются ВСЕ послевизантийские греки, для них это так же естественно, как для русских быть имперцами. Думаю, что не только либералов типа Венизелоса, но и их консервативных оппоненотов вполне можно назвать греческими националистами. В том числе и того же священномученика Хризостома, который, кстати, и прославлен был, как Εθνομάρτυρας - мученик нации!
Греки под турками выживали именно как НАЦИЯ, в то время как Россия была Новым Константинополем. Понятно, что вопрос не в том ИМПЕРЕЦ ты или НАЦИОНАЛИСТ ( а у Вас выходит именно так), а в том, ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ. И в этом плане безбожные имперцы ничуть не лучше безбожных националистов. И обвалы безбожных империй не менее катастрофичны, чем обвалы безбожных наций. Не хочется возвращаться к спорам "за" и "против" СССР (они идут на соседних ветках), но все-таки у Вас получается, что главный вопрос это: ИМПЕРИЯ или НАЦИЯ, а мне, грешному, кажется, что главное это - С БОГОМ или БЕЗБОЖНЫЙ, а остальное тоже важно, но все-таки это уже детали.
В любом случае спасибо, что подняли эту тему: большинство россиян,как Вы и написали, увы, ничего и не слышало об этой жуткой катастрофе.
4. ерусалимецъ : Священномученик Хризостом, митрополит Смирнский (1867–1922)
2012-10-10 в 22:02

В дни Малоазийской катастрофы, нависшей над греческим населением Малой Азии в результате поражения во второй греко-турецкой войне (1919–1922) 21 августа 1922 года, святитель оправил письмо одному из главных инициаторов начала военных действий Элефверию Венизелосу, в котором выразил свою обеспокоенность будущим и одновременно высказал неудовольствие сложившейся ситуацией. Преосвященный Хризостом писал, в частности, что малоазийские греки, Греция и вся греческая нация нисходят в ад, из которого никто не в силах будет их вывести и спасти. Ответственными за эту «невообразимую катастрофу» являются не только политики и личные враги Венизелоса, но и он сам, направивший в качестве губернатора оккупированной области жестокого и деспотичного человека, законченного эгоиста (речь идет об Аристидисе Стергиадисе). Кроме того, Венизелос несет ответственность за объявление в самый неподходящий момент, накануне вхождения в Константинополь, парламентских выборов, а затем оставление города греческими войсками во исполнение условий убийственного Севрского договора.

27 августа 1922 года в Смирне впервые появляются отряды турецких нерегулярных войск под командованием Киора (Одноглазого) Бехливана. Город захлестнула волна террора. Народ стал собираться у своего митрополита. При поддержке своего брата Евгения святитель пытался как-то помочь людям в сложившейся ситуации. Отслужив последнюю литургию в церкви святой Фотины, бледный от поста и всенощного бдения, он выходит из царских врат, становится на колени и начинает молиться как смиренный пастырь… и вот уже восстает с колен как святой. Это была его последняя проповедь...

Священномученик Хризостом был растерзан озверевшей турецкой толпой. В результате смирнской резни погибло примерно 200 тыс греков и 18 тыс армян. Древняя греческая Смирна превратилась в турецкий Измир...
3. Антоний : Ответ на 2., Фильтр:
2012-10-10 в 21:53

В свете всего вышеуказанного еще яснее видна провокационная роль русского национализма, на который теперь еврейской община сделала ставку в России.Он удобнее для болотного переворота, чем обычный прямой либерализм, за которым почти никто в России не идет. Итак, мы за русский православный империализм!


Кстати, "родноверство" получило официальный статус в... Эстонии!
2. Фильтр : Re: Малоазиатская катастрофа
2012-10-10 в 17:39

В свете всего вышеуказанного еще яснее видна провокационная роль русского национализма, на который теперь еврейской община сделала ставку в России.Он удобнее для болотного переворота, чем обычный прямой либерализм, за которым почти никто в России не идет.
Итак, мы за русский православный империализм!
1. Лесник : развод националистов
2012-10-10 в 15:40

На территории Малой Азии в начале 20-х годов сложилась интресная ситуация. С одной стороны грческие воска противостят туркам. Сил им не хватает -- но тут в Константинополь прибывает десятки тысяч эмигрантов-белогвордейсцев -- вполне боеспособных солжат и офицеров, способных преомить ситуацию в пользу греков, тем более что туркам начинает помогать их враг - Советская Россия. Достаточно "свести" одних и других -- и победа обеспечена. Тем более и те, и другие – Православные. Если бы и у русских и у греков и особенно у возглавлявших их генералов и политиков Православие было на первом месте -- так бы и произошло. Но их искуственно "развели". Белогвардейцы тынялись по Константинополю, голодали и жили подачками -- а в это врем в какой нибудь сотне-другой километров отсюда время грека было не чем "прикрыть" растянувшийся фронт.
Поражению и греков и белогвардейцев. их "разводу" способствовали и разные достаточно "мелкие" цели за которые они сражались. Белогвардейцы-февралисты воевали за национальное российское государство. Греки -- за национальное греческое, "Великую Грецию". Другим православным народами места в ней не было -- греки даже вышвырнули из отвоеванной у Болгарии западной Фракии 60 тыс вполне православных болгар. Никто в итоге не воевал за Православную веру. И страны Антанты, изначально враждебные Православию, "развели" и тех и других. Вывод: любой национализм, греческий, русский, болгарский -- погибель для соответствующего народа.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме