О предстоящем «русском исходе» и его смысле сказали двое русских святых. Судьба обоих связана с Курской Коренной иконой.
...В городе Курске маленький мальчик упал с колокольни. Каким-то чудом он остался жив, но тяжело и безнадежно заболел. Курская Коренная икона шла Крестным ходом, вдруг полил дождь. Крестный ход повернул и пошел через двор, где жил больной малыш. Купеческая вдова вынесла сына к иконе. И он исцелился. Мальчик вырос и стяжал славу Божьего Угодника.
Это он, преподобный Серафим Саровский, написал письмо «царю, который будет его прославлять». Таинственное письмо было передано Николаю II в дни прославления преподобного Серафима в 1903 году. Из него, по словам одного из родственников царя, Государь узнал о том, что ждет Россию. И будто бы было написано, что множество русских будет рассеяно по миру, чтобы посеять семя православной веры.
В западный мир, который надмился своим знанием, усомнился в существовании Бога, из России ушли люди образованные, ученые, воспитанные - «золотой фонд « царской России. Правда, они скорее были похожи не на миссионеров, которые знали, зачем идут в чужие земли, а на растерянных иудеев: «За наши грехи Бог лишил нас нашего Отечества».
Максимилиан Волошин написал 23 ноября 1917 года:
С Россией кончено... На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль...(1)
Но они жили надеждой на возвращение. Один из немногих реалистов в конце тридцатых годов написал статью «Разберите чемоданы». На него обрушился шквал негодования. Большинство эмиграции не хотело смириться с реальностью.
Конец Второй Мировой войны погасил надежду большинства. Малая часть старой эмиграции - их называли «советскими патриотами» - поддалась на уверения большевиков и вернулась. Наивность иных из них привела в лагеря, для остальных жизнь в подсоветской [5] России превратилась в сущий ад.
Русской беженской массе, вместо того, чтобы ехать на вожделенный восток, пришлось бежать дальше и дальше на запад.
За четверть века после революции взрослых русских беженцев стало больше: выросли дети. Как мне сказал один из этих детей, «мы были целое государство - Русь Зарубежная. И чужих языков мы не боялись, потому что на своем стояли твердо».
На отпевании его, 100-летнего профессора Левицкого, отец настоятель Вашингтонского Иоанно-Предтеченского собора сказал: «Хороним последнего джентельмена старой школы». А сороковины, как особая отметина гусарскому сыну, пришлись на самый день его 100-летия.
Отец его, митавский гусарский офицер, был убит большевиками на вокзале в Курске в 1918 году. И пошла молодая вдова с двумя детьми по миру. За долгую жизнь полмира прошли, прибиваясь то тут, то там, от Курска до Вашингтона. В Германии через четверть века встретились с родной Курской святыней. И вслед ей поплыли на кораблях в Америку.
Прошла Вторая Мировая война. Русь Зарубежная перемещалась. Из Европы, Китая, Персии - в Австралию, США, Южную Америку.
С русскими Православие шло по миру, хотя сами они в массе о своей миссии не догадывались. Миссия стала понятна в ретроспективе. Бежали от революции, обустраивались в чужих странах, прививали детям русскость, и без церкви это оказалось невозможно. Итогом стремления русских остаться русскими стали православные церкви по всему свету.
О том, что это «великое перемещение» является «русской миссией», сказал Святитель Иоанн Шанхайский чудотворец. Из беженской семьи, сын предводителя изюмского дворянства, кадет Полтавско-Петровского кадетского корпуса, выпускник юридического факультета Харьковского Императорского Университета. Человек широко образованный, он с детства избрал путь бескорыстной помощи людям.
В беженской, скитальческой жизни он воплотил образ древнего русского подвижника, переложенный на реалии западного мира. Для людей запада он явился как бы живой иконой русской веры. Сердечный голос его молитвы имел прямой доступ к Богу. Он чудотворил в реальном времени. По значению своему для эмиграции он поднялся до таких столпов веры, как Серафим Саровский и Иоанн Кронштадский.
Монашеская судьба повела его в Китай, на Филиппины, в Европу, в Америку. Началась она в Югославии, рядом с образом Курской Коренной Божией Матери. Святитель Иоанн прошел в жизни многими дорогами, а умер в молитве перед Курской Коренной иконой в американском городе Сиэттл. Он был с нею в пути.
«Бог попустил русскую революцию, - говорил Святитель Иоанн Шанхайский, - дабы Русская церковь очистилась и дабы Православная вера распространилась по всему свету. Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь к спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса в значительной части бессознательно является проповедницей Православия».
***
Проезжаем остров Марафон. Остановились.
Пять-шесть пеликанов встречают утро на пришвартовавшейся яхте. Громадные, человеку по грудь. Мы, две группы существ, многозначительно переглядываемся. Они чувствуют себя вольно на этой яхте, на них никто не охотится, их никто не гоняет и не убивает забавы ради.
Вот мы проехали черепаховый госпиталь. У дверей стоит скорая помощь для больших черепах, их спасают и лечат со всей серьезностью, как детей. Люди здесь действительно относятся к животным, как к меньшим братьям. У дороги ходят по травке цапли, черные утки и петухи, машины уважительно уступают им дорогу. Западное чувство уважения к личности проявляется и к ним. Это не выпячивают, это органично и просто вписывается в здешнюю жизнь.
Они бережно хранят любую мелочь, связанную с их историей. Один из множественных тому примеров - дом-музей писателя Хемингуэя, в котором мы были на другой день. У американцев есть сильные черты, которым бы у них надо поучиться.
Вечером мы остановились в мотеле и я разговорилась с хозяйкой, американкой лет шестидесяти пяти. В углу у нее висит икона ее бабушки - Христос перед Распятием. Моя всегдашняя жалоба на американцев, что они сами по себе и сами для себя, тут примера не встретила. Она рассказала, что сидит с соседским малышом, которым некому заниматься; что картошку и овощи на всю зиму привозит от брата из другого штата, и это пример того, как в семье они всем друг с другом делятся; что с внуками она нянчится также, как русские бабушки. Она рассказала, что это и был раньше образ жизни для многих американских семей, но это теперь вышло из обыкновения.
В книге об американском святом о.Серафиме Роузе я прочитала, что многие американцы по своей сути праведники, кристально честные люди. Живя здесь, убеждаешься, что это действительно так. Особенно встречаясь с такими вот людьми в американской глуши.
Так зачем приносить им идею о нашей Церкви?
Но, наверное, не так все просто. Все это на поверхности, душевное, земное. Главное то, что лежит в глубине и затрагивает смысл жизни.
Вот что думал о главном один из них - американец, бывший протестант, православный святой о.Серафим Роуз: «Нет большего сродства и близости, чем у Бога с душой и у души с Богом, - писал святой Макарий Великий. - Когда душа лишена Бога, она принимается искать. Она не находит его в католичестве, потому что католичество - это провинциальный извод подлинного христианства, засорённый человеческими домыслами. Не встретит она Бога и в протестантстве, потому что для протестантов Бог - это что-то чрезвычайно личное, сокрытое в глубине души, да в такой глубине, что уж и непонятно, есть ли Бог для протестантов. И не будет встречи в так называемых восточных религиях, потому что в некоторых из них Бога просто-напросто нет, в других на место Бога встают кумиры, а в иных Бог как будто бы есть, но о нём ничего неизвестно. Но вот - православие. Религия, которая покоряет многих, вначале лишь величавой, неземной красотой богослужебного обряда. «Не знаем, где мы были - на земле или на небе, где поют ангелы», - говорили святому князю Владимиру русские послы, побывавшие на богослужениях в Константинополе. Душа, уже почти отчаявшаяся найти Бога, вдруг встречает Его: неожиданно, непредсказуемо и подлинно. У неё начинается совсем другая жизнь, прежде как будто неизвестная ей, всегда желанная и радостно узнаваемая. Это и есть православие - подлинное христианство, свободное от человеческих помыслов».
Сам этот человек примкнул к одной из бедных, устроенных русскими, церквей; принял монашество, много лет подвижничал и прошел весь путь - до святости.
Подлинное христианство появилось на американской земле как дар далеким потомкам некогда православных христиан, которые откололись и отошли от чистоты веры. Проплутав много веков в отрыве от истинной веры, они вновь получили ее дар.
В 1054 году произошло переломное событие мировой истории. Увлеченный земной властью, римский епископ отпал от Христианской Церкви и увлек за собой всех западных христиан. Заблуждение, в которое он их увлек, получило название католичества. Синтез духовной и земной власти, католичество стало началом духовных болезней христиан. Оно породило протестантство, которое, в свой черед, породило современную политическую и экономическую систему.
Поскольку все человечество, все страны, народы в той или иной степени взаимосвязаны, это повлияло и на Россию. Быстро развивающийся материальный запад, а конкретно его протестантская часть, не оставили Петру I никакого выбора, как поставить Россию на путь материального развития. Это предотвратило покорение России. Но русский народ не выдержал наступившей двойственности сознания - разлома между духом православного востока и материей капиталистического запада. В результате этого и произошла русская трагедия, которая и привела к русскому рассеянию. В частности, и для того, чтобы, спасти запад от самого себя.
Неискаженное Евангелие и истинная традиция христианская пришли во все страны благодаря православным беженцам. К русским обстоятельствами судьбы примкнули греки, множество которых были вынуждены покинуть Грецию в середине XX века. Как и русские, по всему миру они возвели и возводят множество церквей. В Гватемале и Гане, в Новой Зеландии и Японии, в Индонезии и Швейцарии...
Ищущие истину, многие приходят к Православию. Не только русскому. К греческому, антиохийскому. Каждый выбирает себе церковь по сердцу.
Взгляд из будущего восхищает красота и премудрость Божественного Промысла. Трагический исход русских и греков из своего Отечества открыл красоту православного христианства для народов, прежде лишенных его. Скорби, о которых не знают люди нашего века, привели к невиданному прежде соработничеству православных народов. Это было воистину общее дело - православное рассеяние.
***
Мы едем по островам уже два часа, взошло солнце, вода заиграла нежными красками, от серебра на мелях до лазури на глубине. Мчимся по бесконечному мосту над океаном. Как живые, воскресают в памяти фантастические повести Грина. Они кажутся здешней реальностью.
Растомленная морская птица сидит на мосту, расправив крылья, выставив брюшко, подняв головку к солнцу. Спешить ей некуда. Она вся во внимании к самой себе.
Из тумана вдруг выползает старый, ржавый, заброшенный мост. Он как бы перетекает из сказки в реальность. «Что-то музыкальное в этих видах, правда? Ноктюрновое...» «А ты знаешь, что по-английски «key» не только ключ, но и клавиши? Florida Keys - «флоридские клавиши».
Key West - легкий на помине городок, последний остров архипелага Florida Keys.
Здесь сердце не заковано в вечном стрессе, хотя есть даже международный аэропорт. Люди прогуливаются расслабленно от рассвета до заката. Множественные ресторанчики. На пирсах равно с людьми прохаживаются крупные пеликаны. Самолеты, уверенно гудя, подбоченившись, скрываются в облаках.
Все вокруг - от пирсов до старых домов и до бликов на воде - дает ощущение тропической мягкости и умиротворенности. Здесь можно взлететь над водой на парашюте, рассечь волну ревом водного мотоцикла или проплыть на каяке над прозрачной водой. В поисках гостиницы мы колесим по городку.
Нашли. Входим. Горстка русских. Для них, инициативой священника из Майами, комната для приемов в местной гостинице становится один раз в месяц церковью святой Нины.
Голые стены. На окнах белые жалюзи. Казенная неуютная атмосфера. Ничего внешнего, что в церквах, особенно старинных, настраивает на молитвенный лад.
Антиминс и священные сосуды на раскладном столе, покрытом белой скатертью.
Я читала и слышала о церквах, подобных церкви святой Нины, но сама я в такой церкви впервые. Когда старые эмигранты рассказывают о церквах, которые они посещали в детстве, в молодости, вместе с бежавшими от революции родителями, это как раз что-то подобное. Церковь могла быть в гараже, в кегельбане, в комнате общежития.
Ирония судьбы в том, что церкви в гаражах устраивали часто те, которые в дореволюционной России приходили в вековые, намоленные, величественные столичные храмы, чтобы только послушать известных баритонов и теноров. Вера в России была в упадке, и церкви порой привлекали в свои храмы участием в хоре именитых певцов.
На родине были захожане, а на чужбине стали деятельные невыхожане. И не чурались простоты своих церквей, отдавали на них заработанные черным трудом беженские гроши. С потерей России, они остро почувствовали, что России без церкви нет и не может быть. Чтобы их дети остались русскими, они должны устраивать церкви.
Дети белой эмиграции уже старались возвести настоящий храм над своей беженской церковью. Двадцать-тридцать-пятьдесят лет порой уходило на устроение церквей такими, какими они стали сейчас. Кто знает, может быть, у церкви святой Нины такое же будущее.
***
Посреди комнаты аналой, на нем Курская Коренная икона. От нее идет благоухание намоленной веками святыни.
Она была разрублена татарами и чудесно срослась. Она несколько раз чудесно возвращалась в лес на место своего обретения. Она непостижимо осталась невредимой при взрыве подложенной под нее террористами бомбы [6].
Тогда от сильного взрыва пострадал собор, но иконы не коснулся ни один осколок. И вот прошло после того пятьдесят лет, четыре года как закончилась Вторая Мировая война. К многовековой славе иконы прибавилось и то, что она спасала русских эмигрантов от бомбежек в Югославии.
В Германии она встретилась с одним из террористов, подложивших под нее бомбу.
К сопровождавшему икону епископу подошел старик. «Я был сообщником в покушении на взрыв этой иконы, - сказал он. - Был я мальчишкой, в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке».
Старик со слезами поклонился святой иконе и вышел из храма.
Русские ки-вестяне украсили ее большими, нежными, похожими на фиалки, цветами. Цветы, которыми ее украшают в каждой церкви - символ вечной весны, дух которой святая икона приносит с собой.
Люди стараются прижаться к ней, берут ее обеими руками за концы, гладят ее. Глаза теплеют, меняются. Души людей отзываются на живое присутствие Божества.
Молодые люди пришли. Расслабленные, вальяжные, в шлепках. Похоже, дети новых русских, получившие дорогое образование заграницей и теперь живущие в дорогом месте. Их русские лица приобрели выражение людей, воспитанных на западе и для запада. Как писал харбинский поэт Арсений Несмелов:
Потеряем мальчика родного
В иностранце двадцати трех лет...
Что толкнуло их прийти? Историческая реликвия? Но дело ли им до русской истории? Смутное понимание, что они все-таки русские?
Неумело ставит свечу. Лицо на миг преображается. Что-то в нем мелькает родное, наше. На миг он русский мальчик. И вдруг он - как все - берет икону за концы двумя руками, порывисто приникает к ней лбом.
Остались. Всю службу отстояли. К концу стояли собранные, и все подходили к иконе.
Через это прикосновение он, имеющий мало понятия о своих корнях, обученный в иностранном колледже совсем другим ценностям, на мгновение слился с тысячелетней историей России. И кто знает, что проснется от этого мига в его душе, и куда повернет его судьба.
Ведь икона - Знамение. Ее пути промыслительны.
От сопровождавшего икону священника мы узнали об одном таком пути.
...Крестный ход продолжался. Ехали к очередной церкви. Спина устала, затекли ноги. Свернули в ближайшую rest area (зону отдыха) - передохнуть, размяться. Едва священник вышел из машины, к нему бросился американец: «Отец! Мне не нужно ваших денег! Мне нужны ваши молитвы!» У него умерла жена; умерли двое детей; он потерял работу; у него забрали дом. Он приехал на эту rest area, чтобы покончить с собой. Курская Коренная появилась там перед самым моментом его самоубийства. Священник открыл чехол, и задавленный несчастьями человек, протестант, взял православную икону, прижался к ней и зарыдал. Он поехал следом за нею, отстоял в церкви длинную службу, и потом рассказал батюшке свою историю.
Как луч света, бродя по темной степи, может выхватить иногда необычный пейзаж, так и икона в своих путях открывает порой верное сердце.
Продолжение следует
[5] По рассказам старых эмигрантов, бежавшие из СССР в тридцатые и сороковые годы называли себя «подсоветскими», то есть подневольными гражданами страны Советов.
[6] «В марте 1898-го года несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу, истекающую от Курской иконы, решились ее уничтожить. Во время всенощного богослужения в Знаменском соборе они незаметно положили к подножию иконы Богоматери страшной силы разрывный снаряд, снабженный часовым механизмом. Во втором часу ночи раздался ужасный взрыв, так что дрогнули все стены монастыря. Испуганная монастырская братия точас поспешила в собор к своей святыне. Когда они вошли в собор, то пред ними предстала ужасная картина разрушения. Силою взрыва была разорвана в куски чугунная позолоченная сень над иконой; тяжкое мраморное подножие из нескольких массивных ступеней сдвинуто со своего места и разбито на несколько частей; находившийся пред иконою большой массивный подсвечник далеко отброшен в сторону. Находившаяся близ иконы, окованная железом дверь была вся изломана и выперта наружу, причем попорчена была самая стена, давшая трещину. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. Но среди всего этого всеобщаго разрушения святая икона Пресвятой Богородицы «Знамение» чудесным образом осталась целою и невредимою. Даже стекло на ея киоте осталось целым. Злоумышленники, расчитывая уничтожить икону, послужили только к большему ея прославлению. Впечатление от этого чуда, когда слух о нем разнесся по всему городу, было необычайно. Все устремились в Знаменский собор, чтобы собственными глазами видеть это знамение благодатной силы Божией Матери и поклониться Ея чудотворному образу». (11)
Литература.
1. Волошин М. А. Пути России: стихотворения и поэмы. М., 1992.
2. Врангель Н.Е. Воспоминания: от крепостного права до большевиков. Берлин, 1924.
3. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего: Жизнь и учение отца Серафима Роуза / Пер. с англ. - Платина; М.: Братство преп.Германа Аляскинского; Русский паломник, 1995.
4. Девятова С. Православные старцы XX века. - <Электронный ресурс> http://www.wco.ru/biblio/books/deviat2/Main.htm
5. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. // Полн. собр. соч.: в 30-тит. т.14. Л., 1976.
6. Костомаров Н.И. Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила // Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. М., 1989.
7. Святитель Игнатий (Брянчанинов). О необходимости собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви. // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М., 2002. Т. 3.
8. Святитель Иоанн Шанхайский. Духовное состояние русской эмиграции. Доклад Всезарубежному Собору 1938 г. - <Электронный ресурс> http://www.ruskline.ru/author/sh/shanhajskij_ioann/
9. Сергеев М. Несчастью верная сестра. Иркутск, 1992.
10. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. Свято-Троицкий Монастырь, Джорданвилль, Нью-Йорк. 1974.
11. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л., 1957.
12. Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. М., 1908.