Часть 2. Преступления сталинизма
Часть 3. Попытка христианского понимания И.В.Сталина
Великая Отечественная Война и Великий Отечественный Труд
Пережив искусственный развал Советского Союза, многие государственные черты которого нам кажутся сегодня идеальными, нам очень просто представить себе внутреннее напряжение времени с 1929 по 1941 годы, когда советские люди жили фактически в условиях начавшихся боевых действий.
Время, предшествующее тому времени, очень напоминало время нынешнее - тот же революционный развал промышленности, тот же НЭП, когда существовали многие десятки тысяч частных предприятий, которые, как и предприятия нынешние, старались не платить налоги, уходя в «черную» экономику, то же неэффективное сельское хозяйство, раздробленное по семейному принципу, тот же разгул уголовщины, тот же разлад в политическом руководстве по вопросам выбора дальнейшего пути; тот же кадровый дефицит в ранее уничтоженной интеллигенции и офицерского корпуса - все очень похоже на современное состояние России.Давайте попробуем смоделировать проблемы советского руководства в 1929 году, перенеся их в аналогичную ситуацию современной России.
Представим, что некий волевой и патриотически настроенный руководитель - В.В. Путин, Д.А. Медведев или иной, понимает, что через 10 лет начнется война на уничтожение с Японией на Востоке и с объединенной во главе с Германией Европой на Западе, и в результате легко прогнозируемого поражения российский народ будет переселен в резервации в тундровой зоне и там прекратит свое существование.
Ядерное оружие России к тому времени потеряет боеспособность, так как устаревшие 30-летние ракеты с окислившейся электроникой не смогут взлететь, а взлетевших эффективно подавят новейшие средства противоракетной обороны и компьютерные вирусы, «вшитые» в системы импортной электроники и получившие блокирующие команды с вражеских постов управления.
Поэтому придется создавать новое ядерное оружие и средства его доставки, поэтому придется создавать систему противоракетной обороны, поэтому придется создавать новую многочисленную и боеспособную армию, оснащенную новейшим отечественным оружием.
А для этого придется создать такое сельское хозяйство, которое будет опять не только кормить страну, но и, обеспечивая очень высокий уровень экспорта, финансировать закупку технологических лицензий и новейшего оборудования для создания тяжелой и легкой промышленности, для создания новейшей электронной промышленности, для создания эффективного образования и здравоохранения, для создания всего того, что позволит наладить отечественное производство всех необходимых слагаемых Победы.
Нам надо будет не только сражаться со странами Европы и Японией в их современном состоянии, но и, работая на опережение, превзойти их прогнозируемое состояние через 10 лет.
Взглянув даже мельком на такие планы, любой здравомыслящий человек скажет, что это невозможно, что это невозможно по множеству причин и все названные причины окажутся убийственными: нет сельского хозяйства, нет промышленности, нет кадров, нет проектов, нет лицензий, нет денег, нет идеологии, которая объединила бы народ, нет системы управления и так далее, и тому подобное.
Попробуйте-ка без репрессий отнять собственность у современных официальных и неофициальных предпринимателей с их влиянием на депутатский корпус, а иногда и с вооруженными отрядами, попробуйте-ка без репрессий заставить работать нынешнюю наркотизированную молодежь, которая до того никогда не работала и весь смысл жизни видит в развлечениях и в отдыхе от этих развлечений, попробуйте-ка без репрессий направить к заводским станкам молодежь, которая обучается в многочисленных учебных финансово-экономических заведениях, овладевая приемами бизнеса или по-русски - спекуляцией, попробуйте-ка без репрессий заставить по-честному служить офицеров сегодняшних армии, флота и милиции и изжить у них дедовщину, воровство, взяточничество.
«Ничего не получится», - повторит он, и будет совершенно прав.
И он будет совершенно прав, как были правы в свое время В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий, мечтавшие о мировой пролетарской революции - разгромленная большевиками Россия не имела шансов для выживания во враждебном капиталистическом окружении.
И Ленин, и Троцкий долго и сладко жили за границей и понимали, что разгромленная ими Россия уже никогда не сможет догнать Запад в техническом отношении, догоняя его европейскими методами хозяйствования.
Но они не учитывали того, что в Советской России жил странный человек - недоучившийся семинарист, бывший, как бы сейчас сказали, боевик незаконных вооруженных большевистских бандформирований на Кавказе - Сосо Джугашвили (кличка - Коба), который вопрос спасения русского народа поставил выше интеллигентских расчетов, выше постулатов марксизма-ленинизма, выше формальной законности даже того революционного и не очень законного времени.
Наверное, рассчитав оставшиеся 10 лет до войны, он составил себе нечто вроде сетевого графика: 3 года - реформирование сельского хозяйства, 3+5 лет - создание промышленности, 2+1 год - реформирование армии, 9+1 год - отладка вновь созданной системы.
Поставив на государственном уровне вопрос о спасении Родины выше вопроса о спасении личности и вопроса о спасении семьи или коллектива, И.В. Сталин не внес ничего нового в традиционную русскую пирамиду личностных и общественных ценностей и получил безусловную поддержку народа.
Да, пирамида была, безусловно, ущербна без Бога во главе, без Бога как высшей русской ценности и поэтому многочисленная и хорошо вооруженная Красная Армия терпела жестокие поражения в 1941- 42 годах от германского вермахта, имевшего аналогичную пирамиду ценностей.
Но, чутко уловив причину наших поражений, И.В. Сталин обращается к великим русским традициям: упраздняет институт комиссаров, восстанавливает погоны в армии и на флоте, в том числе золотые у офицеров, и самое главное - возобновляет Патриаршество на Руси, прекращая гонения на Русскую Православную Церковь и заключая с ней некое соглашение о невмешательстве, и ... война покатилась на запад, и больше не было вопроса «кто кого» - только русские, только Россия, только Победа!
И если мы с этой точки зрения посмотрим на «эпоху сталинизма», как на эпоху Великой Отечественной Войны и Великого Отечественного Труда, то не будем так уж категорично ее осуждать, и сравним ее не с жирной жизнью современного немецкого бюргера, а с героическим рукопашным боем сражающейся армии, насмерть стоящей на последнем рубеже Сталинграда, надеющейся только на себя, надеющейся только на помощь Божию и на товарищей, которые должны вот-вот прорваться из-за Волги.
И в этой армии действуют очень жестокие, с точки зрения мирного времени, но необходимые для сохранения жизни этой армии, законы - любое малодушие, любой отход назад с безнадежной позиции, любое неповиновение, любое подозрение на предательство и переход на сторону врага, любое промедление в выполнении приказа или сомнение в его целесообразности, считаются дезертирством и караются только одной мерой наказания - расстрел перед строем или расстрел на месте, тут же, в окопе.
Все познается в сравнении
Пытаясь понять время Сталина и самого Сталина с точки зрения безбожного коммунизма или многобожной демократии мы рано или поздно впадем в один и тот же тяжкий грех - грех осуждения.
Представляется правильным предположить, что И.В. Сталина можно правильно понять, только глядя на него с точки зрения Христианства.
Христианин никогда не осудит человека за его видимые грехи, за его видимое несовершенство, христианин отнесется к нему как к душевнобольному человеку и помолится за него, перефразируя слова Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, обращенные к своим мучителям: «Отпусти ему, Господи, не ведит бо что творит».
Христианин никогда не явится для человека осуждающим все и вся прокурором, но всегда будет для человека адвокатом, желающим видеть в человеке только чистые, только светлые черты, помогая ему эти черты взрастить и сохранить для последующей жизни христианского спасения.
И.В. Сталину не надо искусственно присваивать моральные черты совершенного Царя Небесного, он - царь земной, и одна из основных задач царя земного - это казнить разбойников, это «хирургическое», в том числе и профилактическое, остановление зла, это нераспространение зла силой.
Задача царя земного - не создание на земле Рая, что в принципе его силами невозможно, а недопущение на земле ада, на что сил у него вполне хватит.
Первый русский князь-христианин Владимир Святой, всем сердцем возлюбивший Христианство, перестал казнить разбойников, которые во множестве развелись на Руси.
Их развелось так много, что даже епископы вынуждены были сделать ему замечание: «"Се умножишася разбойници; пошто не казниши их?" Он же рѢче имъ: "Боюся грѢха". Они же рѢша ему: "Ты поставленъ еси от Бога на казнь злымъ, а добрымъ на милование. Достоитъ ти казнити разбойника, но со испыткомъ." Володимеръ же отвергъ виры, нача казнити разбойникы...» (1)
Пройдет еще каких-нибудь 20-30-50 лет, все живые свидетели «сталинизма» уйдут в мир иной, все архивы, все документы того периода, будут открыты для доступа беспристрастным историкам, и фигура И.В. Сталина, встав в один ряд со всеми другими русскими самодержцами, наверное, уже не покажется людям того времени такой преступной, как сегодня нас все время пытаются убедить наши современные «правозащитники Запада».
И.В. Сталина будут определять по его положительным качествам и результатам, так же, как Дмитрия Донского, так же, как Петра Великого, так же, как Александра I Павловича, так же, как Николая II Александровича.
Ведь Дмитрию Донскому мы не поминаем в осуждение его антирусский братский союз с Тохтамышем, приведший к сожжению Москвы и уничтожению ее жителей, и восстановление своей власти с помощью татарских сабель или жестокие неспровоцированные погромы его ратями Твери и Рязани, или попытки подчинить себе Церковь.
Нет, все заслоняет его Куликовская Победа и личное мужество князя-героя, сражающегося с врагом в первых рядах своих воинов!
Петру Великому мы не поминаем в осуждение то, что в результате его деятельности население России массово вымирало на «ударных стройках» того времени, будь то строительство и работа на многочисленных заводах, получивших за свои нечеловеческие условия нарицательное название - «демидовские рудники» или строительство на костях, в буквальном смысле этого слова, новой столицы, его практически постоянные и не всегда успешные войны с Турцией и Швецией, его гонения на Церковь и ликвидацию Патриаршества на Руси.
Нет, мы благодарны Петру за Полтавскую Победу, за отвоевание у Швеции балтийских берегов нынешних Латвии и Эстонии, за создание современной промышленности, непобедимых армии и флота, за блестящий европейский город Санкт-Петербург, за «Медный всадник», воздвигнутый благодарными потомками, как олицетворение Русского духа средствами монументальной скульптуры!
Александру I Павловичу мы не поминаем в осуждение государственный переворот, приведший к гибели его отца, переворот, в результате которого он воцарился на троне.
Нет, Александр I нам запомнился Победой над Наполеоном и возвеличиванием Православной России!
Он запомнился нам, как царь-инок, инсценировавший свою смерть в Таганроге и укрывшийся на Сибирской земле в качестве старца Феодора Кузьмича (2), всю свою оставшуюся долгую жизнь являвшегося образцом христианина.
Николаю II Александровичу мы не поминаем в осуждение его мягкий и добрый характер, слишком мягкий и слишком добрый для Государя, его фактический отказ «казнить разбойников», в том числе и в профилактических целях.
Все это привело к созданию широчайшей оппозиции царской власти и в армии, и в Думе, и в интеллигенции, и привело, в конечном итоге, к страшной русской революции, разметавшей созданное пóтом и кровью многих русских поколений, великое государство.
Нет, мы поминаем Святого Царя-мученика и его образцовую христианскую жизнь, его своевременные экономические реформы, его мужественное решение возглавить в 1915 году отступающую и деморализованную армию, с того момента уже не отступавшую, его светлый мученический подвиг страстотерпца, принесшего свою жизнь и жизнь своей христианской семьи в жертву ради будущего величия России!
Так и Иосифа Виссарионовича Сталина, наверное, будут понимать потомки как великого собирателя Русской Земли, как пример государя, взвалившего на свои плечи огромный нечеловеческий груз по спасению России от физического уничтожения, как Верховного Главнокомандующего нашей Великой Русской Победы, которая будет сиять всем поколениям потомков, как венец русского Подвига, как венец Великого Отечественного Труда в Великой Отечественной Войне 1929-1945 годов!
И будут вечно звучать из его уст слова искренней благодарности русскому народу, произнесенные на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии в день Парада Победы 24 июля 1945 года:
«Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа.
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-42 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, - над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за доверие!
За здоровье русского народа!» (3)
Библиография
1. «Се повѢсти времяньныхъ лѢтъ, откуду есть, пошла руская земля, кто въ КиевѢ нача первѢе княжити, и откуду руская земля стала есть», сборник «Повести Древней Руси XI-XII века», Ленинград, 1983 г.
2. С.В. Фомин. «Святой Праведный Старец Феодор Кузьмич. Из истории почитания его Царским Домом и русским народом», Трибуна русской мысли № 2, 2002 г.
3. Тост «За русский народ!» главнокомандующего И.В. Сталина 24 мая 1945
102. Ответ на 101., Адвокат :
101. Ответ на 100., Елена Л. :
100. Ответ на 76., о. Николай Савченко :
99. Ответ на 69., blogger :
98. Ответ на 97., Лебедевъ:
97. Ответ на 96., blogger:
96. Ответ на 95., Лебедевъ:
95. Ответ на 93., blogger:
94. Ответ на 93., blogger:
93. Ответ на 89., Токарев: