Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Что такое «сергианство»

Протоиерей  Георгий  Городенцев, Русская народная линия

Новая апология предательства
Митрополит Иоанн (Снычев) / 11.10.2011

В свое время (еще в 1999 году) мне удалось издать брошюру под названием «Неправославное учение Зарубежной Церкви о так называемом «сергианстве». Дело это уже давно минувшее, и сия моя публикация после объединения в 2007 году наших Церквей, конечно, устарела, но снова вернуться к ней заставляют современные измышления протоиерея Георгия Митрофанова по этому предмету. Поэтому я и решил процитировать некоторые мысли из вышеупомянутой брошюрки на РНЛ, поскольку, во-первых, эта моя публикация никогда в интернете не появлялась; а, во-вторых, что главное, само создание Русской народной линии некоторым образом связано с личностью Митрополита Иоанна (Снычева). А он, будучи выдающимся богословом и церковным историком Русской Православной Церкви, имел вполне определенное и весьма обоснованное мнение на счет «сергианства». Поэтому, говоря об оном на РНЛ, было бы просто некорректно не упомянуть об этом мнении Владыки.

А оно сразу же исключает сам термин «сергианство», ибо, как основательно и совершенно правильно показал Владыка Иоанн (Снычев), тот непосредственный грех, из-за которого по попущению Божию произошло пленение нашей Церкви внешними антицерковными силами, начался отнюдь не в 1927 году известной Декларацией Митрополита Сергия, а в феврале-марте 1917 года. Когда после вынужденного «отречения» Государя и насильственного упразднения Российского Самодержавия весь народ Божий, в том числе и виднейшие церковные иерархи, среди которых, между прочим, была вся иерархия зарубежников, в лучшем случае промолчали, а в худшем - одобрили это злодеяние. Таким образом «добровольно» подписавшись под своим приговором идти в новый плен Вавилонский.

Заметим, что это грех всего народа Божия, пребывающего впоследствии как в Русской, так и в Зарубежной Церквях. Одинаковость греха членов обеих частей нашей Церкви предполагает и одинаковость их наказания. И странно, как это зарубежники до сих пор не заметили, что те язвы мнимого «сергианства», в которых они обвиняли нас, точно также были и у них. Так если члены нашей Церкви вынуждены была подчиняться безбожному режиму коммунистов, то разве не точно так же члены РПЗЦ подчинялась в свое время столь же безбожному режиму немецких фашистов, так что даже священников на приходы ставили лишь с ведома гестапо. После же краха фашизма они подчинялись не менее безбожным силам Запада. Сие, главным образом, проявилось в их участии в информационно-психологической войне против СССР на стороне Запада. Причем эта война продолжалась уже против России и Русской Православной Церкви достаточно длительное время и после разрушения СССР, например, через попытку создания на постсоветском пространстве сети параллельных приходов РПЦЗ. Правда, эта попытка с треском провалилась.

Впрочем, все это дело прошлое, и я вспоминаю его совсем не для того, чтобы укорить наших православных братьев за рубежом. Слава Богу, в Русской Зарубежной Церкви, в конце концов, возобладали здравые силы, прекратившие эту войну и вместе с ней пленение своей Церкви внешними безбожными силами. Все это, в конечном счете, привело к воссоединению наших Церквей, что является еще одним свидетельством их освобождения от пленения этими внешними безбожными силами. Но... как весьма метко замечает народная пословица: «Место «свято» пусто не бывает». Во-первых, остались довольно многочисленные реликты времен «холодной» межцерковной войны в виде ряда общин бывших зарубежников, не признавших это воссоединение и продолживших все туже информационно-психологическую войну против РПЦЗ под знаменем «антисергианства». Во-вторых, была попытка запустить и более основательный проект под названием «епископ Диомид», который должен был занять освободившееся после воссоединения Церквей духовно-идеологическое пространство - т.е. аналогичным образом продолжить противодействие Русской Православной Церкви после того, как от этой неблаговидной и неблагодарной деятельности отказалась РПЦЗ. Были и другие, более мелкие попытки занять это место «свято», например, в виде известного обращения удмуртских клириков. Теперь подобным достаточно активно занялся протоиерей Георгий Митрофанов, деятельность которого также однозначно следует оценить как мелкую попытку продолжения информационно-психологической войны против РПЦ под, в значительной степени отринутым РПЗЦ, флагом «антисергианста». Так что надо отдать должное протоиерею Г.Митрофанову - он последовательно остается солдатом армии генерала Власова, политический, идеологический и духовный труп которого прот.Георгий периодически, из одной своей публикации в другую старательно реанимирует. Прямо как в сериале про Бени Крюгера, которого в каждой серии ценой неимоверных усилий с большим трудом уничтожают, но в следующей он волею режиссера и сценариста, как ни чем не бывало, снова действует-злодействует. Раньше считалось, что у Б.Крюгера только один брат - В.И.Ленин, ибо оба они «бессмертные» и «любят» детей. Но «трудами» прот.Г.Митрофанова к этой компании добавился еще и Власов, которого этот его «режиссер и сценарист» пытается «обессмертить», приписав ему массу «добродетелей», типа «любит детей» (особенно, «в жаренном виде», - добавим мы). Вот так и воюет прот.Георгий, как и его прототип, против России и Русской Православной Церкви. Только война другая, пока без танков, пушек и самолетов, - война информационно-психологическая. Поэтому стреляют на ней не пулями, снарядами и ракетами, а превратными статьями, книгами и презентациями. Причем, если Власов и власовцы, стреляя в Россию и русских людей, хотя бы могли делать вид, что целились они в коммунизм, то протоиерей Георгий Митрофанов не может прибегнуть и к этой лукавой уловке, ибо коммунизма в качестве господствующей идеологии в России уже нет. И Русская Православная Церковь ныне коммунистам не подчиняется, как впрочем, она пока не подчиняется и демократам.

Однако мне хотелось бы рассмотреть вопрос этой антицерковной деятельности в несколько иной, более близкой мне, как священнику, плоскости, показав нечистые, сатанинские духовные истоки всей этой антицерковной возни. Хотелось бы рассмотреть, что же духовно объединяет бывшую «антисергианскую» борьбу РПЦЗ против РПЦ; бывшего епископа Диомида; удмуртских клириков и протоиерея Георгия Митрофанова? Какое нечистый духовно, внутренний для современного человека аффект его души стандартно действует во всех этих внешних своих проявлениях? Какое место «свято», по народной пословице, из-за этого пусто не бывает?

(Окончание следует)


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 20

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

20. Ева : 19. о. Николай Савченко
2011-10-17 в 19:56

Уважаемый о.Николай,судя по Вашим комментариям разницы между Сталиным и Гитлером для Вас нет.Тогда получается,что и победа против фашистов,одержанная советским народом во главе со Сталиным не имеет по сути никакого значения для Вас,Вам ведь в принципе все равно какая сила зла либо это был неоязычник Гитлер,который был еще к тому же оккультистом,или воинствующий атеист Сталин,котрому люди верили,победила.По сути получается,что даже если бы Гитлер одержал победу,то разницы для Вас никакой.Как в народе говорят - шило на мыло поменять!?

"""А когда архиереи высказывали какую-то похвалу, то это оттого, что они почти все были уничтожены товарищем Сталиным. Можно их как-то понять."""

Да,понять можно любого.Эти архиереи,представьте,уже покаялись.А Вы ведь знаете,что одно из правил христианина,никогда не оправдываться в грехе,а иначе не будет чистосердечного покаяния.По крайней мере меня так учат в Церкви.А Вы хотите понимания!? Зачем оно нужно Вам с тем же о.Митрофановым? Чтобы оправдать арихиереев,которые приветствовали Гитлера,так им думается это меньше всего нужно,или Вам это нужно для того,чтобы в очередной раз очернить Сталина, и доказать на этих примерах,какой он был изверг?!
Простите!
19. о. Николай Савченко : Re: Что такое «сергианство»
2011-10-17 в 17:22

Полностью согласен с тем, что христианин никогда не должен примыкать к силам зла. Именно поэтому не надо христианам ни хвалы в адрес Гитлера, ни хвалы в адрес Сталина.

Один войну развязал, а другой ему помогал войну развязывать в августе 1939 года. Один был неоязычником, а другой воинствующим атеистом.

А когда архиереи высказывали какую-то похвалу, то это оттого, что они почти все были уничтожены товарищем Сталиным. Можно их как-то понять.
18. С. Швецов : 4. М.Яблокову
2011-10-17 в 16:59

Давно разобрано митр. Иоанном (Снычевым). Еще в 1966 году.
http://clck.ru/Myt5
17. Субъект : М.Яблокову
2011-10-14 в 01:42

Русская Православная Церковь - это главный враг Запада.

А Запад-то об этом знает?
16. Калужанин : Что такое «сергианство»
2011-10-14 в 00:07

Полностью согласен с Евой!
15. Ева : Re: Что такое «сергианство»
2011-10-12 в 15:09

"""И выводы отца Георгия Митрофанова труднооспоримы. Он говорит, что сергианство налицо и среди архиереев в Москве, и среди архиереев на оккупированных территориях. И, к сожалению, больше всего было благодарностей Гитлеру именно на оккупированных территориях среди иерархов РПЦ МП, поскольку они больше всего измучались от гонений.

Так что вполне понятно, почему архиереи РПЦЗ были гораздо более сдержанными по отношению к Гитлеру. Ведь архиереи РПЦЗ не пережили такие гонения, как архиереи РПЦ МП. А эти такое пережили, что приветствовали с радостью как освободителя того, кто недостоин быть освободителем"""

Это надо же так закрутить и сочинить! Только жутко ополитизированные антисоветчики и антисталинисты в сане могли приветствовать Гитлера.Никакие страдания и мелодрамы здесь ни при чем.Никогда христианин,истинно переживающий за богоборчесво и от него,не примкнет к силам зла за помощью.Это абсурд.Те кто возлагал на Гитлера свои надежды ничем оправдаться не могут,если только покаянием.Как это многие сделали.

Тоже жду с нетерпением продолжения статьи.Очень надеюсь не разочароваться,потому что,если честно увязка о.Митрофанова,ижевских священников и еп.Диомида в одно, весьма на мой взгляд спорна.Хотя как знать....
14. В.М. : Re: Что такое «сергианство»
2011-10-12 в 10:49

Да-а-а, многообещающий зачин...
Сразу на одну доску - шлеп! - вл. Диомида и власовца Митрофанова.
Насколько я помню, вопрос о сергианстве для вл. Диомида не был самодовлеющим, а использовался лишь как историческая параллель смычки НЫНЕШНЕЙ МП с НЫНЕШНЕЙ антихристовой властью. И не за антисергианство владыка был лишен сана, а за стояние в Истине, за борьбу с апостасией. Каждому верующему этого достаточно, что бы испытывать к нему искреннее уважение, и не трепать его имя в мелких конъюнктурных разборках с каким-то Митрофановым.
13. М.Яблоков : 11. Ф. Ф. Воронов
2011-10-12 в 07:48

"""Не имею ни возможности, ни желания вступать сейчас в полемику, но хочу сказать,"""
Потрясающе! ))) Примите как аксиому )))
12. Сергий Агапов : "...Се, Ангел Господень является... и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажут тебе"
2011-10-12 в 02:31

Отец Георгий, благословите. Дорогой батюшка, вы назвали свою статью «Что такое «сергианство». Но я, прочитав начало вашей работы, так и не разобрался, о чем вы собираетесь говорить и в чем сущность вашей полемики. Самое главное вы не определили, что вы подразумеваете под этим термином «сергианство».
Возможно, в вашей брошюре и есть раскрытие вашего понимания этого явления, но сейчас оно слишком туманно для нас. Вначале вы ссылаетесь на Митрополита Иоанна (Снычева), что он, мол, …имел вполне определенное и весьма обоснованное мнение на счет «сергианства». И что оно сразу же исключает сам термин «сергианство». Мне показалось неубедительным то, что вы отсылаете нас к событиям февраля 17 года, и этим снимаете вину с индивидуальных поступков тогдашнего Митрополита Сергия.

«…Тот непосредственный грех, из-за которого по попущению Божию произошло пленение нашей Церкви внешними антицерковными силами, начался отнюдь не в 1927 году известной Декларацией Митрополита Сергия, а в феврале-марте 1917 года. Когда после вынужденного «отречения» Государя и насильственного упразднения Российского Самодержавия весь народ Божий, в том числе и виднейшие церковные иерархи, среди которых, между прочим, была вся иерархия зарубежников, в лучшем случае промолчали, а в худшем - одобрили это злодеяние. Таким образом «добровольно» подписавшись под своим приговором идти в новый плен Вавилонский».


Не буду касаться возложенного вами на Митрополита Сергия (хотя, возможно, я вас неправильно понял) «непосредственного греха», из-за которого по попущению Божию произошло пленение нашей Церкви внешними антицерковными силами», хотя вы и разделяете этот грех еще и на весь божий народ. Но должен заметить, что ситуация в стране февраля 17, когда народ был в неведении в отношении сил устраивающих переворот в стране, несопоставима с 27 годом, когда любому честному человеку было ясно сатанинская сущность тех, кто устроил избиение русского народа. Поэтому, на мой взгляд, уважаемый батюшка, вы слишком преждевременно исключаете этот, соглашусь, неудачный термин из своей практики осмысления событий в нашей Церкви после 27 года.

«Заметим, что это грех всего народа Божия, пребывающего впоследствии как в Русской, так и в Зарубежной Церквях. Одинаковость греха членов обеих частей нашей Церкви предполагает и одинаковость их наказания».


Еще раз повторю. Перенос греха 27 года на февраль 17 приводит вас, (опять же, на мой взгляд) к неверному продолжению ваших рассуждений. А что если я, к примеру, продолжу этот ряд событиями Синодального периода нашей церкви, когда под давлением властей извергали из сана епископов, архиепископов, митрополитов. Не оттуда ли корешки дотянулись до «февраля». А может кто-то протянет их еще дальше. Святой великомученик Георгий даже и воевал на стороне языческих правителей.

Конечно, уважаемый отец Георгий, вы проясните дальше свое понимание связи протоиерея Георгия с епископом Диомидом и ижевскими клириками, хотя наша Патриархия и неодинаково оценивает их деятельность. Но, тем не менее, если мы не условимся, как различать прошедшие события и их участников, боюсь, что ваши рассуждения так и останутся для части ваших читателей и непонятны и малоубедительны. Я не спорю. Связь между несколько восторженным принятием февральских событий и декларацией Митрополита Сергия, возможно и существует. Но были и раскаявшиеся в «феврале» священнослужители. Зачем же их мешать в общую кучу и мазать одной краской? Одни пошли служить КГБ, а другие ведь легли в могилы, не приняв советского лихолетья? Среди сторонников опального епископа Диомида есть и сталинисты и сторонники советской власти, а есть поддерживающие ижевских клириков антикоммунисты. Среди непримиримых противников протоиерея Георгия есть сторонники социалистического строя, а есть среди нашего священноначалия (не думаю, что отец Георгий на свою деятельность не получает благословения своего руководства) ярые антисталинисты. Напомню, что мы еще ни разу не слышали от руководства нашей Церкви даже малейшей критики отца Георгия.
Еще одно. Этот злосчастный термин «сергианство» сейчас означает не только сотрудничество с коммунизмом. Сейчас он некоторыми православными понимается как любое сотрудничество Церкви с антинародным, по их мнению, режимом. Или на худой случай сотрудничество Церкви с сомнительными в моральном отношении нынешними «прихватизаторами». Это лишний раз доказывает, что нам необходимо отделить личность покойного Патриарха Сергия от явления, имеющего, безусловно, более обширные корни. Хотя, мне кажется, и можно в спокойной манере обсуждать плюсы и минусы декларации и его роль в принятии Церковью сотрудничества с Коммунистической партией.
Прошу помнить еще, что зарубежная Церковь-сестра, вряд ли попущена Господом только для того, что бы мы били и укоряли ее. И тем более не для того что бы вредить всем нам. А иначе, увлеченные борьбой между собой, мы не заметим тех, кто уже открыто сестрой-церковью называет упорствующих в своих злозаблуждениях латинян. О чем справедливо нам напомнил некий патриот в первом комментарии.
В любом случае, желаю вам, уважаемый отец Георгий Божьей помощи в ваших трудах. Прошу ваших святых молитв. Сергий.
11. Ф. Ф. Воронов : Увы, сергианство -- абсолютно реальная и актуальная вещь.
2011-10-11 в 22:40

Многоуважаемый отец Георгий!

Не имею ни возможности, ни желания вступать сейчас в полемику, но хочу сказать, что категорически не согласен с основными идеями Вашей статьи. Говорю это просто, чтобы зафиксировать мнение (как выражаются здешние иностранцы, for the record).

Что не меняет моего уважительного отношения к вам лично.
10. М.Яблоков : Швецову.
2011-10-11 в 20:36

Дерьмовый у тебя музыкальны вкус, Серега )))
9. Писарь : 3.о.Николаю Савченко.
2011-10-11 в 19:41

Ув.о.Николай Савченко.
Русская Православная Церковь за Рубежом с великой радостью приветствовала Победу Советской Армии и разгром нацизма.
В знак чего не ограде Собора Св.Александра Невского, в Париже, был вывешен красный флаг.
8. С. Швецов : Яблокову
2011-10-11 в 19:37

Миша, сообщаю по секрету - главный враг Запада, МИ-6, ЦРУ и Бжезинского лично, это ты. Про тебя и песня есть. Вот
http://www.youtube.c.../watch?v=pS0FrhxqQIM

Дэвид Хоуэлл Петрэус
7. М.Яблоков : 6. о. Николай Савченко
2011-10-11 в 19:27

Никогда не было в истории, чтобы сатанинский мир был равнодушен к Церкви Христовой. Об этом и Писание говорит - Откр.12,17.
6. о. Николай Савченко : Re: Что такое «сергианство»
2011-10-11 в 18:00

Дорогой М.Яблоков!

Я совершенно честно Вам говорю, что западным властям АБСОЛЮТНО НЕТ НИКАКОГО ДЕЛА до Русской Церкви на Западе.

Я могу говорить об этом достаточно авторитетно, поскольку я сам был настоятелем храма РПЦЗ в Лондоне (http://www.russianchurchlondon.org) два года, пока английские власти не отказали мне в продлении визы. И даже при том, что я мог бы при желании говорить о гонениях со стороны власти или желании назначить вместо меня как бы своего, но я это делать никак не могу. Поскольку я знаю прекрасно, что ИМ ПРОСТО НЕТУ ДЕЛА до Русской Церкви. НИКАКОГО НЕТУ ДЕЛА. Это абсолютное безразличие.
5. М.Яблоков : 3. о. Николай Савченко
2011-10-11 в 17:22

@@@Человек, так пишущий, немножко не представляет обстановку на Западе. Властям Запада СОВЕРШЕННО НЕТУ ДЕЛА ДО РУССКОЙ ЦЕРКВИ.@@@
Это, видимо, Вы не знаете как работали и работают западные спецслужбы. Русская Православная Церковь - это главный враг Запада. З.Бжезинского можно только уважать за честность высказывания, хотя это и без него было ясно. Поэтому говорить, что им нет никакого дела до РПЦ - это как минимум полнейшее непонимания, а как максимум - заведомая ложь. Я, кстати, не удивлюсь, если через некоторое время окажется, что Митрофанов работает на МИ-6 или ЦРУ.
4. М.Яблоков : Re: Что такое «сергианство»
2011-10-11 в 15:45

Хорошо было бы разобрать "сергианство" с точки зрения канонического права...
3. о. Николай Савченко : Re: Что такое «сергианство»
2011-10-11 в 13:37

Странное сказание про контроль гестапо...

Вопрос этот уже давненько изучен. В Германии все священники иностранцы должны были проходить регистрацию в гестапо. Впрочем, в любой другой стране тоже регитсрация в органах внутренних дел с получением рабочей визы.

Тем более странно слышать о каком-то контроле над РПЦЗ в США или Европе. Человек, так пишущий, немножко не представляет обстановку на Западе. Властям Запада СОВЕРШЕННО НЕТУ ДЕЛА ДО РУССКОЙ ЦЕРКВИ.

А вот у нас здесь было сложно. Тут не рафинированный Запад, тут был Сталин, потом Гитлер, потом опять Сталин.

Так что ничего удивительного, что измученные страданиями люди допускали отклонения от правильной нормы церковно-государственных отношений, как об этом говорил патр. Кирилл.

И выводы отца Георгия Митрофанова труднооспоримы. Он говорит, что сергианство налицо и среди архиереев в Москве, и среди архиереев на оккупированных территориях. И, к сожалению, больше всего было благодарностей Гитлеру именно на оккупированных территориях среди иерархов РПЦ МП, поскольку они больше всего измучались от гонений.

Так что вполне понятно, почему архиереи РПЦЗ были гораздо более сдержанными по отношению к Гитлеру. Ведь архиереи РПЦЗ не пережили такие гонения, как архиереи РПЦ МП. А эти такое пережили, что приветствовали с радостью как освободителя того, кто недостоин быть освободителем.
2. Артур : Re: Что такое «сергианство»
2011-10-11 в 11:18

Да, интересно было бы... Ждем с нетерпением

PS Батюшка, если этот тот Крюгер, о котором я думаю, то тогда его, кажется, зовут Фредди :)
1. panriot : Что такое «сергианство»
2011-10-11 в 09:52

Да о.Георгий я с вами согласен, но как насчет недавнего ручканья и прикладывания нашим духовенством РПЦ, митр.Илариона и его собратии, к костлявой руки ЛЖЕЕРЕТИКА папы Римского? Если РПЦЗ повинна в предательстве, то как Вы смотрите на сегодняшние события в РПЦ МП??? Не предаёт ли наше священноначалие Христа, и народ общаясь с еретиками, хотя канонами СТРОГО ЗАПРЕЩЕННО ОБЩЯТСЯ С НИМИ И МОЛИТЬСЯ?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме