Я долго старался удержаться от комментариев на события вокруг выступлений о. Георгия Митрофанова и его сторонников, вспоминая слова книги Иисуса Сына Сирахова: «Дунешь - раздунешь. Плюнешь - погаснет».
Но посмотрев на некоторые отклики понял, что несколько охлаждающих слов сказать все же надо.
То, что происходило 21 сентября на презентации новой книги о.Георгия, иначе как театром абсурда не назовешь.
Почтенные настоятели, маститые заведующие кафедрами и отделениями в Академиях, и знаменитые руководители Патриарших Центров собрались... чтобы хулить прошлое собственной Церкви - Московского Патриархата - убеждать нас в том, что сергианство все-таки было, более того - с двух сторон. И все это на радость раскольничьему ресурсу «Кредо», который просто упивался гротескностью события. Парадоксально, но позиция о.Георгия и о. Петра Мещеринова совпадает с позицией крайних ревнителей, которые также упрекают современное церковное руководство в сергианстве. Крайности сходятся. Можно Церковь разрушать справа, а можно и слева.
При этом гротескно было сочетание и взаимопонимание представителем по-видимому противоположных церковных направлений. О. Георгий клялся и клянется в любви России (правда, которую мы потеряли), о. Петр Мещеринов о ней и слышать не хочет и считает понятие Святой Руси ересью (это при наличии службы всем святым в земле Российстей просиявшим!). О. Георгий Митрофанов уверяет всех в верности наследию прот. Василия Ермакова (в новой книге ему посвящены размышления), а он категорически не принимал всех новшеств, пропагандируемых о. Александром Борисовым (чтение Писания на русском языке, чтение тайных молитв вслух и т.д.). О. Георгий в своих работах неоднократно обличал обновленцев, а о. Илья Соловьев не скрываясь, симпатизирует им.
Вобщем, казалось бы, противоестественная коалиция. Однако она объединена одним - нелюбовью к советскому периоду русской истории и к Святейшему Патриарху Сергию. Справедливо отметил проф. А.К.Светозарский: если действительно существовало сергианство, если это ересь и грех перед Церковью, то о. Георгию надо признать незаконность своего рукоположения, уйти со всех постов, и перестать служить. А заодно поминать и Патриарха, коль скоро Святейший Кирилл есть законный преемник Святейшего Патриарха Сергия и недвусмысленно высказался о его смиренном исповедническом служении в Церкви.
Однако о. Георгий никуда не уйдет. Напротив, свое высокое и ответственное положение он использует и будет использовать для своих, мягко говоря, безответственных речей.
То, что прозвучало на презентации - богословие смерти Церкви. Как минимум Русской Православной. В ХХ в. она де столкнулась с двумя тупиками - сотрудничала и с немцами, и с Советами. Двумя изоморфными тоталитарными антихристами. Ну и два изоморфных Сергия. Сотрудники и соучастники антихристова дела. В общем - экклесиологический тупик. Выхода, по мнению о. Георгия, не было. А меж тем Спаситель говорит: «Я есмь Путь и Истина и жизнь». Значит - это неправда? Значит - «сия измена Десницы Вышняго»? Значит Бог так устраивает, что нельзя не грешить и не предавать, если ты хочешь сделать что-то в обществе?
В мире о. Георгия НЕТ ПОБЕДЫ, отсюда и его пошленький термин «победобесие». Христос о. Георгия (судя по его экклесиологии и пониманию истории) очень схож с Христом Босха и Брейгеля: он невесомым воздушным шагом сходит в ад, ничего в нем не меняя, а мясистые черти, не обращая на него внимания, месят, кромсают, варят грешников. В книгах и проповедях о. Георгия нет света и надежды, потому что нет любви. И напрасно он жалуется на ее отсутствие в Русской Православной Церкви. Хорошо сказано: где нет любви, вложи ее и получишь любовь. К сожалению, нет в о. Георгии любви и к Новомученикам и Исповедникам Российским. Иначе он жил бы их жизнью, и не сеял бы соблазн среди церковного и не очень церковного народа. Иначе не вписал бы он их в своей презентации 6 мая 2009 г. прошлой книги «Трагедия России» в ряд предателей, поместив фотографии новомучеников рядом с власовцами.
В мире о.Георгия подвиг и предательство уравниваются. Оказывается, можно искупить предательство предательством, ну прямо, как у хлыстов, блуд вышибить блудом. И смерть русских советских солдат Великой Отечественной, своей кровью спасших нас от нацистского рабства и уничтожения, если и отличается от смерти власовских генералов на виселице, то лишь в худшую сторону - неразумием и иллюзиями, в отличие от трезвости власовцев, понимающих, что они «прокляты и убиты» (Трагедия России. С. 156). Все покрывает и всех примиряет СМЕРТЬ. Совершенно по-тютчевски:
«Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной».
Отсюда и любовь о. Георгия к эвтаназии. А это особая статья.
В интервью журналу «Вода живая» (06. 2007) о. Георгий прямо заявляет: «Человек хочет проститься с этим миром, с близкими людьми в полном сознании и не переживать тяжёлых физических мучений, превращающих его в страдающий кусок мяса. И вот когда он сам принимает решение об уходе из жизни, разрешив все свои юридические и моральные обязательства, обозначив свою последнюю волю, получив напутствие священника, - разве мы можем уподобить этот осознанный выбор самоубийству?». При этом он рассматривал решение об эвтаназии больного - как свободный сознательный акт, который должен при этом быть благословлен Церковью... То есть он призывает вовлечь в грех убийства и самоубийства троих - самого эвтаназируемого, врача и священника, который должен благословить этот акт.
Истоки подобной идеологии скрыты в нацизме. По приказу Адольфа Гитлера с 1939 по1941 год было умерщвлено через эвтаназию только в Германии 70 тыс. неизлечимых больных и больных психически людей, а на оккупированных территориях и в лагерях - десятки тысяч. Нацистский режим - эвтаназический по своему смыслу. Неоднократно Гитлер обращался к героике самоубийства, лежащей в основе древних германских преданий. и сам Гитлер в конечном счете покончил с собой. Идеология нацизма - это идеология культового самоубийства. В Социальной доктрине Русской Православной Церкви написано: «Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией "не убивай" (Исх.20:13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных, в том числе по их желанию».
Странным образом эта одиозная статья из «Воды живой» попала в отрывной календарь Санкт-Петербургской епархии за 2010 год. Последствия были печальными. Дело доходило до того, что в некоторых храмах его... сжигали из-за этой статьи. После этого о.Георгий жалуется, что в Церкви - мало любви.
А теперь вдумаемся. По старинке у нас в Церкви очень многие с огромным доверием и благоговением относятся к слову священника. Что они подумают, прочтя это, особенно если на руках парализованная старушка-мать? Будут ли ее склонять по рецептам о.Георгия « принять решение об уходе из жизни, разрешив все свои юридические и моральные обязательства, обозначив свою последнюю волю, получив напутствие священника»? Или, напротив, попробуют горячо и искренне побеседовать с певцом эвтаназического проекта, невзирая на сан и чин?
Еще о ненависти к жизни. В 2008 г. о. Георгий горячо обрушился на многодетные семьи, посчитав их архаическим пережитком, годным разве что для мусульманских стран. Что должны чувствовать православные многодетные отцы и матери? Их и так не слишком в храмах жалуют, если и помогают, то отдельные добрые души, а чаще - шикают и прихожане, и священники по причине шума в храме их недостаточно сознательных чад. Не только в присутственных местах, но иногда и в храмах временами слышно ядовитое: «Нарожали тут». А теперь почтенный протоиерей, профессор, зав. кафедрой церковной истории, член комиссии по канонизации убеждает, что все правильно - вы ненужный и вредный архаизм. Более того, ваша многодетность опасна для государства Российского, ибо является скрытой пропагандой мусульманского фундаментализма. Ну и что делать? Рожать обратно? С с амвона приказано ведь не рожать! Или в данном случае - на амвоне чтой-то не то творится?
Полагаю, что для защитников о. Георгия - довольно, если только они желают и могут что-то слушать. Негодование по поводу его речей как минимум объяснимо, если он, по словам одного ветерана, «оскорбил мертвых и опозорил живых». Но спешу успокоить уважаемого о. Андрея Кордочкина: никто о. Георгия убивать не собирается. Убивают, как известно, когда есть заказ. Международный. О. Александра Меня убили, потому что слишком много евреев, по мнению закулисы, благодаря ему приходили ко Христу.
А о.Георгий - в самой прогрессивной и передовой струе, впереди планеты всей. Странным образом его антисоветские, антисталинские и прочие анти-речи типа той, что в советский период все служили злу, соответствуют известной резолюции ОБСЕ от 2007 г., приравнивающий сталинизм к гитлеризму. Удивительным образом его филиппики против многодетных семей гармонируют с политикой ряда международных организаций и высказываниям весьма влиятельных лиц, типа Билла Гейтса и принца Чарльза, которые считают, что слишком много людей - вредно: тогда становится слишком мало животных.
Наконец, его реабилитация эвтаназии целиком и полностью соответствует стремлению известных сил в Евросоюзе (и не только) легализовать эвтаназию повсюду. В Голландии уже легализовали. И уже пошли скандалы на тему преступных умерщвлений ряда лиц против их желания.
И внутреннего заказа нет. О. Георгий Митрофанов назвал себя «церковным власовцем». А после 1991 г. в нашей так сказать элите сформировался слой откровенно симпатизирующий Власову. По понятной причине: они сами власовцы. Они предали тот строй, которому служили и присягали. И разворовали то достояние, которое некогда сами называли народным. И ради личного обогащения развалили великую империю, а ее остатки поставили под международный финансовый, информационный, экономический, правовой и культурный контроль. Весьма интересную фразу недавно довелось прочесть в книге известного правозащитника, ныне покойного Альфреда Мирека «Красный мираж»: «Уничтожить бесправие, насилие, массовые убийства Власову не удалось - это сделали 40 лет спустя его потомки, которые чтят его национальным героем... Время показало их правоту в главном - большевизм потерпел крах на арене мировой истории. Россия встала на демократический путь. Именно об этом они и мечтали. За это они отдали свои жизни» (Красный мираж. С. 199). Иными словами, Альфред Мирек откровенно обозначил глубинное родство современной демократии с власовщиной и, опосредованно - с фашизмом, которому верно служил Власов, а также ее пораженность иудиным грехом. О. Александр Шумский говорил о «коллективном Троцком». Впору повести разговор о «коллективном Власове». Серьезный и обстоятельный. Тем более, что книжка Мирека, к сожалению, продается на церковных прилавках. Так что почитателей о. Георгия могу успокоить, «коллективный Власов» у нас ПОКА столь влиятелен, что «церковному власовцу» не может угрожать НИЧЕГО.
Виктор Грановский назвал деятельность о.Георгия «Акцией священника Митрофанова». Значимое название. Тут и «акция генерала Власова». И акции СС на оккупированной территории. С зачисткой местности от инакомыслящих. И финансовые акции. Весьма высокие по нынешним временам. Так что могу успокоить о. Андрея: мученичество о. Георгию не грозит. Скорее уж его оппонентам.
А вообще вся эта абсурдная ситуация с весьма благополучными клириками и чиновниками, разыгрывающими фронду и вписываемыми в ряды великомучеников, напоминает известный стишок из Козьмы Пруткова:
«Когда ты встретишь человека,
Который наг
(вариант - на коем фрак).
Уж слишком все это похоже на декабристов, знатных и чиновных бунтарей, которые от сытого безделья вступали в сомнительные тайные сообщества, хулили Россию, желали ее расчленения и с оружием выступали против Царя и народа. Пусть и с освободительными лозунгами.
Но здесь - тоньше и интересней. Вначале православные люди (или просто нормальные трезво мыслящие люди) информационно загоняются в духовно-нравственный тупик путем предложения нравственно неприемлемых для них доктрин и провоцируются на протест и возмущение. А затем их возмущение используют против них же: к начальству бегут с доносом о том, что такой-то и такой-то клирик позволяют себе такие-то и такие высказывания против собрата и коллеги (умалчивая об их причинах), а прочих, кого административно достать не в силах, шельмуют в СМИ как раскольников, смутьянов и потенциальных убийц.
Еще один абсурд того дня. Уважаемый о. Александр Борисов высказался в том духе, что мы должны стать маленькими. Очень маленькими. «Динозавры-де вымерли оттого, что были слишком большими... Мы должны стать меньше. Вот победили, скажем, в Эстонии или Грузии коррупцию». Подобная наивность была бы трогательна (если бы это была только наивность). Динозавр не станет пушистой белочкой оттого, что ему отсекут лапы и хвост. Он просто помрет. А разговоры о победе коррупции в Эстонии - смешны до слез. Как может победить коррупцию страна, которая жила и отчасти живет за счет фактической контрабанды металла? Мой покойный друг В.И.Смирнов, работая в правительстве Ленинградской области, в девяностые годы боролся за постройку портов под Санкт-Петербургом. Эстонцы в начале и середине девяностых смеялись ему в лицо и открыто говорили: «Мы каждый год возим в Москву по 20 миллионов долларов. Кому - не скажем. Так что ты рыпаешься?». Ситуация изменилась только с приходом В.В.Путина. Ну, а насчет Грузии, с благодушным грузинским кумовством, это еще смешнее...
Россия может быть только империей, и ничем другим. Распад ее на десятки республик - это мы уже проходили в 1918-22 г. Цена вопроса - десять миллионов убитых, умерших от голода и тифа. И 1991 г. Цена вопроса - сокращение численности бывшего СССР минимум на 20 миллионов. Довольно ль вам этого?
Текст этот написан НЕ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ДИСКУССИИ. Не о чем здесь дискутировать. Вопрос был поставлен не о советском периоде, а о смысле жизни, прежде всего смысле жизни Церкви, о Евангельских, апостольских и святоотеческих заповедях, о дальнейшем бытии России и Русского народа. И почтенными церковными диссидентами был дан ответ - смерть всему этому.
А мы (Церковь и Русский народ) умирать не хотим. Ни физически, ни духовно. Поэтому и спорить не будем. Не о чем. И не с кем.
О таких прекрасно сказал Данте:
«Их память на земли невоскресима,
От них и суд, и милость отошли,
Они не стоят слов: взгляни - и мимо».
А наш ответ, вместе со св. Иоанном Златоустом - таков: «Воскресе Христос и жизнь жительствует».
144. О.Николаю Савченко
143. О.Николаю Савченко Пост 141
142. Re: Театр абсурда
141. Re: Театр абсурда
140. Re: Театр абсурда
139. поправка к №137
138. 136. диакон Владимир Василик
137. О. Николаю Савченко
136. Re: Театр абсурда
135. Re: Театр абсурда