Святой благоверный князь Александр Невский жил в XIII веке. Это было очень трудное для Руси время. В самом начале века, в 1204 году, крестоносцы взяли Константинополь - центр православного мира. В 1207 году Папа Римский написал послание, в котором призывал русских принять католичество. Западные соседи Руси стали очень агрессивны. Кроме того, язычники-литовцы стали беспокоить западные рубежи. А на востоке появились монголы. Русским князьям пришлось решать, как приспосабливаться к новым геополитическим условиям.
Александр Невский избрал политику, которую вкратце можно охарактеризовать словами Г.В. Вернадского: «<...> подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке». Александр смиренно признал власть монгольских ханов и при этом решительно отказывался признать религиозную власть Папы Римского. С западными агрессорами Невский сражался, а с восточными пытался договориться.
Многие (включая автора этой статьи) такую политику оценивают положительно, поскольку благодаря ей Русь выжила. По наблюдению того же Вернадского, целью политики Александра Невского было сохранение православия как «нравственно-политической силы народа». И цель была достигнута: «<...> возрастание православного царства совершилось на почве, подготовленной Александром <...>»1.
Но не все русские современники соглашались с Невским князем и вели такую же политику. Были у него и оппоненты. Про некоторых из них будет рассказано в этой статье.
Еще один из самых известных русских князей того времени - это Михаил Черниговский. Между прочим, он тоже прославлен Русской Церковью в лике святых. При этом он проводил политику скорее прозападную.
Он постоянно конфликтовал с главными борцами против западной агрессии. В Новгороде с ним сотрудничала партия, которая враждовала против Ярослава Всеволодовича, отца Александра. Однажды в результате их действий Александру вместе с братом пришлось бежать из города. Программа этой партии была выгодна Западу. Она состояла в том, чтобы бороться за свои права, а не сражаться с западным агрессором. Ярослав требовал «затянуть пояса», а Михаил давал возможность «расслабиться». В конце концов, когда партия потерпела поражение, ее представители ушли... к немцам.
На юге против западных агрессоров боролся Даниил Галицкий. С ним Михаил боролся за Галич. Опять у него с Западом оказывается «общий враг». Борьба приведет к битве при Ярославле, где Даниил Галицкий победил венгров, поляков и... русских западников во главе с Ростиславом, сыном Михаила.
Но вот что мне кажется важным: в этой битве не участвовал сам Михаил. Накануне он поссорился с венгерским королем и своим сыном2. Так что есть основания считать, что он раскаялся в своих действиях. И решил исправиться.
После Батыева нашествия он пять лет скитался на Западе, пытаясь договориться с западными соседями, в то время как другие князья работали над восстановлением разрушенных городов и смиренно ездили в Орду, рискуя жизнью ради своих поданных. Но в этот момент Михаил решил поступить иначе. Он вернулся на Родину, рискуя жизнью ради возможности жить со своим народом. К тому времени у Батыя (который покровительствовал Ярославу и Даниилу) уже сложилось о Михаиле отрицательное мнение. Князю пришло повеление ехать в Орду. Он мог опять бежать, как сделал это в 1240 году, оставив народ умирать за себя. Но в этот раз он предпочел умереть за народ. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15:13).
В Церкви есть разные святые. Кто-то прославляет Бога всей своей жизнью. Кто-то - своей смертью. Мало кто помнит, как Михаил жил и правил. Но многие помнят, как он умер. Его заставляли пройти языческие обряды (Карташев предполагает, что это было сделано намеренно, чтобы убрать неугодного князя) и он отказался, за что был убит (как и сопровождавший его боярин Федор).
А вот его сын оказался более последовательным западником. Он остался жить в Венгрии, где его тесть, венгерский король, дал ему землю. Вскоре он стал вмешиваться в междоусобицу в Болгарии и даже какое-то время владел Тырново, называя себя царем. Но это уже другая история.
Непочтение к отцу - это нарушение пятой заповеди и хамство в изначальном смысле. Что ж, среди крайних западников такое хамство встречается нередко.
С этим страшным явлением пришлось столкнуться и Александру, среди оппонентов которого оказался его сын Василий. Когда в Новгороде узнали о том, что татары собираются провести перепись, там начались волнений, во время которых был убит посадник. Судя по всему, Василий с дружиной тоже оказались причастны к бунту. Когда Александр поехал в Новгород разбираться, Василий бежал в Псков3. Сын и отец оказались по разную сторону баррикад.
Вообще, это не первый случай, когда новгородский князь идет против отца. Подобный случай уже был, когда Владимир Святой собирался воевать с Ярославом Мудрым. Но тогда «не дал Бог порадоваться дьяволу», и Владимир умер при подготовке к походу. Здесь же конфликт состоялся.
Но мы видим отсутствие последовательности у мятежников. Когда Александр пришел, ему никто практически не сопротивляется. Новгородцы дают татарам сделать свое дело. Василию дальше Пскова бежать некуда. Разве что к немцам, врагам отца, но он этого не делает (можно отметить, что чуть раньше он отражал немецкую агрессию). Ни о каком столкновении у Пскова речи не идет. Александр посылает сына в Низ, а дружину наказывает. Причем наказывает жестоко, по-византийски (кого-то ослепили, кому-то отрезали нос). Нечасто на Руси практиковались такие наказания. Так ведь и преступление было исключительное. Дружинники (по словам летописи) «подвигли» Василия «на злое», а именно на конфликт с отцом.
Так или иначе, мы опять видим отсутствие последовательности и твердости у оппонентов Александра. Ему удается разрешить конфликт «малой кровью».
Репутацию западников имеют Даниил Галицкий и его зять Андрей Ярославич, брат Александра Невского.
Но об этом я уже писал в своей статье, посвященной Даниилу4. Вкратце можно заметить, что у них было «вынужденное западничество» из-за плохих отношений с Батыем, при котором Андрей был вынужден бежать (когда темник Неврюй разорил его княжество), а Даниил стал вести переговоры с Папой Римским. Но, когда Батый умер, Андрей вернулся, а Даниил прекратил переговоры. При этом важно отметить, что Александр ездил в Орду вместе с Андреем и просил за него. После этого Андрей будет вести ту же политику, что и его брат. Впрочем, они и раньше вместе ездили в Орду и даже в Каракорум. А еще раньше они вместе воевали против немецких рыцарей.
Кстати, о войне против немецких рыцарей. В связи с ней можно вспомнить еще одного западника - Ярослава Владимировича. До этой войны он какое-то время жил у немцев и женат был на немке. Карамзин предполагает, что именно этому князю было адресовано письмо от Папы Римского, который убеждает адресата быть твердым в намерении стать католиком.
И вот в той войне он вместе с католическими агрессорами воевал против своих. Поэтому, когда немцам удалось взять Псков, они его посадили там княжить. Когда Александр освобождал город, Ярослава, естественно, там уже не было.
Но потом он попросил у Александра разрешения вернуться. Александр ему разрешил. И в 1245 году он, будучи князем Торжока, защищает русскую землю от литовцев. Это последнее упоминание Ярослава. Здесь он не пособник агрессоров, а борец против них. Хочется верить, что это был его последний «поворот».
Кстати, о литовцах. В Литве тогда княжил Миндовг. Хоть он и не русский князь, его тоже можно здесь упомянуть. Во-первых, Литва тоже была на распутье и тоже должна была выбирать «между Западом и Востоком». Во-вторых, в какое-то время Миндовг тоже был среди оппонентов Александра Ярославича.
Сначала Миндовг прославился победой над немецкими рыцарями (в 1237 году). Но в отличие от Александра он не был последовательным борцом с католичеством и в 1251 году крестился по западному обряду, увеличив количество агрессивных католических соседей Руси, на которую стал совершать набеги.
Но в 1258 году войска Даниила Галицкого вместе с союзными татарами совершили поход в Литву. После такого «внушения» Миндовг сменил политическую ориентацию: он отказался от католичества и заключил союз с русскими, вместе с которыми воевал против немецкого Ордена.
Итак, что мы видим? Мы видим, что большинство оппонентов Александра Ярославича так или иначе пришло к выводу, что его политика своевременна, что в данный момент нужно поступать именно так, как поступает он. Можно обвинять их в непоследовательности. Но, с другой стороны, можно порадоваться, что они признали свои ошибки и попытались исправиться. Мне кажется, такое важное дело сделать никогда не поздно.
Антон Кизим, студент ИФ (вечернее отделение) Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
1 Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского // Великий князь Александр Невский. Сост. и авт. текста - А.Ю. Карпова. М., 2002. С. 283.
2 Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Книга II. М.:, 1988. С. 185.
3 Великий князь Александр Невский. Сост. и авт. текст А.Ю. Карпова. - М., 2002.С. 132.
4 См. Князь Данил Галицкий. Между Западом и Востоком.
http://ruskline.ru/analitika/2010/7/15/knyaz_daniil_galickij_mezhdu_zapadom_i_vostokom/