Как веревочке ни виться...

Политика «эффективных менеджеров» терпит крах

Проблемы церковной жизни 
0
2292
Время на чтение 8 минут

Не можете служить Богу и маммоне

Мф. 6:24, Лк. 16:13

От редакции: Сегодня мы предлагаем читателю статью известного писателя и церковного аналитика, директора Центра этноконфессиональных исследований Владимира Петровича Семенко. Не со всеми тезисами статьи можно согласиться (в частности, деление Церкви на консервативное большинство, возглавляемое старцами, и церковную бюрократию не выглядит убедительным, - реальная картина церковной жизни гораздо сложнее). Но сама постановка проблемы и анализ автором последних событий в сфере церковно-государственных отношений заслуживают серьезного внимания. Поэтому мы решили предложить этот текст на суд читателя.

В течение нескольких последних лет ряд авторов высказывал стойкое мнение, что триумфализм, с которым нынешний церковный истеблишмент смотрит на жизнь, не только преждевременен (о чем уместно было говорить где-то в середине - второй половине 1990-х годов), но просто неуместен и абсолютно неадекватен реальности; что процессы, происходящие в недрах нашей церковной институции, скорее вселяют серьезную тревогу, если смотреть на ситуацию здраво. Мы говорили о неообновленчестве, о модернистских реформах, которые по факту уже идут, о пагубной теории и практике приспособления Церкви к миру (которая уже дискредитировала себя на Западе); наконец, в самое последнее время нам поневоле пришлось констатировать очевидное, а именно с тревогой и горечью сказать о том, что некоторые люди, облеченные значительной властью в РПЦ, склонны на первое место выдвигать не духовные вопросы, не дело спасения, ради которого Сам Господь основал свою Церковь, а всякого рода бизнес-проекты, стремясь то, что называют символическим капиталом Церкви, «конвертировать» в натуральный чистоган. Примеров тому множество, однако все это время нас не только не желали слушать, но агрессивно поносили, обливая виртуальной грязью. Системная оппозиция, «оппозиция Его Величества» (точнее Святейшества) явно не нужна нынешней команде «эффективных менеджеров», составляющих весьма заметную часть окружения Патриарха. Чего только не наслушались мы за это время в свой адрес, какую только клевету и оскорбления не использовали против нас! Но вот совсем недавно произошли некоторые события, позволяющие осторожно предположить, что начинается то, что мы, собственно, и предсказывали: «триумфалистская», уверенно-победная психология и философия начинает напрямую сталкиваться с грозной реальностью, и встреча эта не несет в себе ничего хорошего.

Остановимся на двух событиях, произошедших буквально только что. Первое - это решение премьер-министра В.В.Путина (которое вряд ли могло быть принято без согласования с Президентом) о создании при Правительстве РФ специального органа, который будет заниматься межрелигиозными и межэтническими отношениями в России. Это решение уже вызвало резко негативную реакцию одного из главных церковных «начальников», близкого к Патриарху Кириллу. Как можно интерпретировать данное событие?

Прежде всего, напомним, что Патриарх Кирилл и его окружение всегда высказывали свое однозначно негативное отношение к идее создания нового ведомства по делам религий и национальностей, так что протоиерей Всеволод в данном случае не сказал ничего нового. Кроме того, известно также, что в последние годы Владимир Путин, занятый в основном прагматическими вопросами, фактически отдал этноконфессиональную политику «на откуп» второму «дуумвиру». Так что данное решение премьера, неожиданно решившего вплотную заняться вопросами этноконфессиональных отношений, может свидетельствовать о нарастании определенных противоречий между ним и Президентом Медведевым, с одной стороны (что пока не является для нас окончательно ясным) и между ним и Патриархом Кириллом, с другой (что более очевидно: их несогласие в данном вопросе высказано публично).

В чем же причины этого, на первый взгляд, неожиданного поворота? Конечно, могут сказать, что премьер обеспокоен нарастанием напряженности на Северном Кавказе и т.д. Конечно, это так. Однако проблема эта возникла не сегодня; ФСБ, МВД, армия и другие ведомства как-то до сих пор, пусть и с переменным успехом, решали вопросы, связанные с исламистским терроризмом и т.п. Кроме того, Президент, премьер и Патриарх говорят практически одинаковые и абсолютно правильные слова о межэтническом и межрелигиозном мире и т.д., но вот в вопросе о создании специальной структуры, которая занималась бы этноконфессиональной политикой, двое последних во всяком случае решительно разошлись. Позволим себе осторожно предположить, что дело здесь в другом. Как известно, премьер Путин в значительной степени представляет интересы российского олигархического капитала и в последнее время серьезно озабочен инвестициями в российскую экономику и хоть каким-то замедлением обвального бегства капиталов за рубеж. Не исключено, что премьер серьезно обеспокоен усиленным интересом определенных кругов в РПЦ к глобальным финансовым играм, финансово-экономической самостоятельности и в особенности укреплением связей со столь одиозными структурами, как Банк Ватикана, на что не раз обращали внимание аналитики нашего Аналитического центра. (См.: Архиерейский собор, агенты национальной опасности и «миссия» с оранжевым оттенком; Опасные игры с Ватиканом: вперед к православному «банкингу»!; Сохранять духовную трезвость...  и др.). Если это так, то руководство РПЦ в ближайшее время ожидают непростые времена, ибо государственная власть России, похоже, вознамерилась всерьез поинтересоваться тем, что всегда составляло полное табу даже для «компетентных органов», то есть церковными финансами. То есть, конечно, «органы» всегда все знали об этой непростой материи, но делали вид, что здесь все ОК и что их вообще такие «мелочи» не интересуют. Поэтому усилия некоторых журналистов «раскрутить» данную тему в прессе в свое время и не увенчались успехом.

В тесной связи с упомянутым выше знаковым решением премьера находится, на наш взгляд, и другое, не менее значимое событие последних дней: последняя программа «НТВ-шники», носившая беспрецедентно антиклерикальный характер. Конечно, А.Г.Невзоров - человек явно неадекватный, с серьезными психическими отклонениями, о чем, насколько нам известно, имеется официальное заключение медиков. Конечно, его накаленный антиклерикальный пафос носит явно болезненный, во многом преувеличенный и лживый, часто просто хамский характер. Но попытаемся взглянуть на ситуацию без эмоций, аналитически. То, что подобная программа, носившая явно заказной характер, не могла быть выпущена в эфир без отмашки сверху, для всякого, знающего, как устроено наше сегодняшнее телевидение, абсолютно очевидно. Что же составляло главное содержание невзоровского выступления? Опять-таки всем очевидно: за вычетом лжи, неадекватности и просто уже какой-то бесовской ненависти к Церкви Христовой (а не просто к церковной институции), его составлял опять-таки довольно грубый «наезд» на финансовую деятельность Церкви! Вся трагедия заключается в том, что вполне реальная почва для такого «наезда» существует! И она же, эта реальная почва, составляет весьма благоприятный плодородный слой для стремительного нарастания в обществе воинствующих антиклерикальных настроений.

Все последние двадцать лет происходило восстановление земного, материального «тела» Церкви. Это было необходимо, но сколько же искажений и вопиющих нестроений случилось на этом пути! Положа руку на сердце, нельзя не признать: в этом процессе особенно ярко проявилось и усилилось очевидное всем разделение нашей Церкви на две неравные «части». Одну составляет церковно-консервативное большинство, возглавляемое своими старцами, своими духовными вождями. Оно не хочет попадаться в главный «капкан», подготовленный нам «эффективными менеджерами», не хочет приспосабливать Церковь к мiру, Бога к маммоне. Именно это большинство, самоотверженно и по большей части вполне бескорыстно трудясь, внесло главный вклад в возрождение Церкви. Именно их энтузиазму (порой нещадно эксплуатируемому, а порой и угасающему от непонимания «верхами») церковная институция обязана своим относительным процветанием сегодня. Сюда же следует включить не только простых мирян и сельских батюшек, но и многих епископов и столичных священников, среди которых все еще немало людей в хорошем смысле простых, искренних, самоотверженных и при этом высококультурных и блестяще образованных. (Уровень образования в провинции часто, конечно, оставляет желать много лучшего, но другие упомянутые здесь качества часто могут служить всем нам примером).

Другую часть нашей Церкви составляет верхушка церковной бюрократии, по большей части абсолютно чуждая подлинно церковному духу, высокомерно поучающая церковное большинство, при этом по большей части его презирая. Именно отсюда исходят грубость, высокомерие, склонность к излишней коммерциализации церковной жизни (говоря мягко), всевозможные инициативы разрушительных либеральных реформ, экуменический зуд по «вписыванию» России и русской Церкви в мировое, в особенности европейское пространство. К сожалению, нецерковные и далекие от веры люди (каковых в нашей стране миллионы), которые не знают жизнь Церкви изнутри, а воспринимают преимущественно телевизионную картинку, видят не тысячи беззаветных и бескорыстных тружеников, не усердных молитвенников и духовников, а тот, с позволения сказать, «пиар», которым как по собственной инициативе, так и невольно потчуют их «эффективные менеджеры». Они видят и слышат нарочито раздутые политические претензии, краснобайство, роскошь и пропаганду «совместимости христианства с богатством и успехом». Все усилия подлинных миссионеров пока еще лишь отчасти нивелируются этой саморазоблачительной картиной жизни жиреющей и все больше чувствующей свою безнаказанность церковной бюрократии. Таким образом, последняя, вопреки декларациям своей информационной «обслуги» отталкивая все большее число «внешних», отталкивает и «внутренних», верных чад Церкви, которые понимают всю губительность начатых либеральных реформ.

В итоге антиклерикальный настрой нарастает как в государстве, в государственно-олигархической «элите», которую раздражает нарастающая активность церковных «верхов», в том числе и в финансовой сфере, так и в обществе, среди простого народа. Спросим себя: возможно ли было такое беснование Невзорова, его «пятиминутка ненависти» к Церкви в эфире одного из центральных каналов где-нибудь в середине девяностых? Ясно, что нет. Тогда - никто не посмел бы. А сейчас - Невзоров открыто смеется в лицо растерянным священникам, которых пригласили в эфир. И приходит беда, откуда не ждали: со стороны того самого «пиара», на который так они уповали и уповают. В одном прав неистовый Глебыч: настоящие гонения еще и не начинались!

Все это означает полное банкротство «эффективных менеджеров», которые при первом же столкновении с реальностью оказываются (с точки зрения интересов Церкви, а не «поповской» «корпорации») вовсе даже и неэффективными. Впустив «новорусский» дух роскоши, гедонизма и теплохладности в церковную ограду, они, взявшие на себя историческую ответственность за церковный корабль, оказываются один на один не с виртуальной пиаровской картинкой, а с реальностью, с методами той самой среды, войти куда они столь страстно желали. Интересно, что будет делать команда этих «новых и успешных», если в ближайшее время против особенно одиозных коммерсантов в рясах будет возбужден десяток (ну или хотя бы пять-шесть) уголовных дел? Опять во всем обвинят «миссиофобов» и «криптодиомидовцев», «обитателей чукотской пещеры, сжигающих паспорта»? Опять во всем будут виноваты «ревнители»? Противостоять элитно-клановому и тем более государственному напору потруднее будет, чем бороться с наиболее ревностной в вере частью собственной паствы...

Все последние годы мы упорно старались начать в Церкви вменяемую дискуссию, надеялись на то, что нас хотя бы услышат, и мы будем поняты адекватно. Увы, этого не случилось. Теперь те, к кому мы все это время тщетно взывали, будут иметь других собеседников: не умеренных консерваторов, церковных людей, искренне ревнующих о деле Церкви, не системную и вменяемую «оппозицию Его Величества», а: 1) склонных к расколу радикалов; 2) собственно раскольников и главное - 3) клацающего зубами джинна «антиклерикализма», умело выпущенного из бутылки в нужный момент. Ах да, забыл еще одного «собеседника»: ненавидящее «зажравшихся попов» озлобленное большинство общества. Что ж, пусть побеседуют, а мы послушаем... Впрочем, эта скромная позиция спасет нас ненадолго: ведь обломки «церкви будущего» упадут прежде всего на наши головы, головы тех, у кого нет уютного гнездышка за границей. Как это уже случилось в совсем недавней истории...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

114. Швецову.

"Что до языка, это не Предание, а средство его передачи." Запомните, Швецов. Все что Церковь усвоила, да еще на протяжении более 1000 лет - это Предание! А теперь я обобщу. Вся эта ваша - обновленцев - мышиная возня как раз для этого и предпринимается, что уничтожить или подменить Божественное Предание - человеческим (или даже бесовским). Как жиды распяли Христа, имея при этом Истинное Писание, однозначно всё говорящее о Христе, но утеряв Предание, - так и ваша обновленческая братва тщится подменить Предание, чтобы окончательно уничтожить православную веру. Наличие Писания отнюдь не делает человека православным, а токмо в свете Истинного Предания. Мы ни на йоту не отступим от Предания <..>
М.Яблоков / 31.08.2011, 10:46

113. Швецов, 110

"Ну, и как успехи на фронтах?" Неплохо. Вот, например, "в ответ" на п. 107 вы вынуждены заткнуться.
В.Семенко / 31.08.2011, 09:44

112. 109. В.Семенко

Я знаю, что Вы на информационной войне, Владимир Петрович. Знаю. Ну, и как успехи на фронтах?
С. Швецов / 29.08.2011, 14:55

111. Швецов 106

Ну, началось!.. Стоит мне на несколько дней отъехать, как вы, Швецов тут же начинаете распускаться, женщин обижаете и т.д. Вот нас в Университете учили, что "современный русский язык - это язык от Пушкина до наших дней". Так они на какой язык хотят перевести богослужение - на язык Пушкина или на сленг воров, проституток и телекомментаторов? Пусть ответят. А то вы пытаетесь замылить суть цитатами из Аверинцева. Мы на информационной войне, а не на богословском семинаре.
В.Семенко / 29.08.2011, 13:39

110. Швецов 96

Ладно, ладно, хватит провоцировать. Мы говорим только то, что считаем нужным. Не более. Но и не менее.
В.Семенко / 29.08.2011, 13:33

109. Швецов 95

"2. По проекту научного переиздания Триодей в редакции Комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем Правительствующем Синоде (1907–1917) высказано пожелание, чтобы эта публикация была максимально глубоко прокомментирована и не означала возможности использования данного несовершенного текста в богослужебной практике." В переводе с витиевато-византийского на общепонятный это означает попросту "пошли на фиг". Так что это именно удар и именно по рукам обновленцев!
В.Семенко / 29.08.2011, 13:30

108. Домбровской

На многовековую аскетическую практику никто руки и не поднимает, если, конечно, речь не идет о ползании по канавке, запрете ходить в баню неделю после Соборования или чистить зубы три дня после Причастия. Равно и на Предание, и на Каноны. Забавно, вообще - в православной российской империи исихазм числился в списке ересей в настольной книге священнослужителя. Реабилитирован он был как раз усилиями богословов парижской школы (Кривошеин, Лосский), начавшими изучать Симеона Нового Богослова и Паламу. А теперь их записывают в модернисты. Интересно, как скоро исихазм снова объявят ересью? По канонам круче всего проехались недавно ижевцы, просто растоптав 15 двукр. Но как их здесь поддерживали на форуме! Что до языка, это не Предание, а средство его передачи. Христос молился и проповедовал на одном языке, у христиан принято так же. Койне возник за 300 лет до христианства (а калька с него объявлена Преданием - круто), Вульгата - это перевод на вульгарную, народную латынь (тоже Предание, да?). Сакральные языки - это языческие штучки, магия. А вот это для тех, кто считает церковнославянский идеально выразившим и передавшим дух и смысл греческого подлинника: Когда семитологи принялись за опыты по реконструкции первозданной арамейской формы евангельских изречений, результаты превзошли все ожидания: под медлительным ритмом греческого текста Евангелий проступила сжатая, упругая речь, более похожая на энергичные стихи, чем на прозу, играющая каламбурами, ассонансами, аллитерациями и рифмоидами, сама собой ложащаяся на память, как народная присказка. Например, афоризм "всякий, делающий грех, есть раб греха" основан на игре слов: "делать" – 'abed, "раб" – 'abd. В Нагорной проповеди задан вопрос: "Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту?.." "Заботясь" – yaseph, "прибавить" – 'oseph. В прологе Евангелия от Иоанна сказано о Сыне, "сущем в недрах Отца"; несомненно, эта теологическая формула имеет палестинское происхождение, ибо по-арамейски "недро" – 'ubba', "отец" – 'abba'. Рассматривается случай, "если у кого-либо из вас сын или вол упадет в колодезь"; здесь все три ключевых слова созвучны до неразличимости – bera' ("сын"), beira' ("вол"), bēra' ("колодезь"). Последнее время пробивает себе дорогу убедительное представление, согласно которому тексты Евангелий – в основе своей письменная комбинация "блоков" устного предания, в течение нескольких десятилетий разучивавшихся носителями этою предания с голоса и передававшихся из уст в уста. Библейская критика отметила, в частности, что различный порядок нанизывания одних и тех же афоризмов в различных Евангелиях связан с выбором одного или другого ключевого слова как мнемотехнической опоры. Конечно, при взгляде на греческий текст (не говоря уже о синодальном и прочих переводах) такое вытверживание с голоса нелегко представить себе; совсем другое дело – арамейские тексты, держащиеся на твердом ритме и жестком сцеплении согласных. Аверинцев. Мир как школа. Понятно, что кочетковец Аверинцев вам не авторитет, ну так спросите партийно-правильного аверинцевского ученика д.Василика - подтвердит он вам этот отрывок, или нет. Как видим, и текст на койне весьма далек от самого-самого подлинника, по крайней мере по стилю. А вторичный слепок уже с него, сделанный из языческого диалекта, вдруг - Предание. Очень мило.
С. Швецов / 24.08.2011, 00:37

107. 103. С. Швецов

Разумеется, Сергей, все мы, рассуждая о чем бы то ни было, тем более о духовности других, - рискуем прямо-таки головой. Мне это понятно. Но у меня есть оправдание и опора духовная - я ведь не от ветра головы своея сужу о реформаторах-модернистах. Первым о духовной бедности церковных новаторов-реформаторов-модернистов сказал свт. Феофан Затворник. Вторым - мой духовник, третьим... впрочем, тут большой список отцов, как ныне здравствующих, так и уже отошедших ко Господу. Я только повторяю, впрочем, то, во что сама верю и что сама наблюдаю, внутренне проверяя их слово. Теперь скажите мне, пожалуйста - а какой харизмометр нужно иметь (вес, дина и пр. параметры), чтобы подымать лапу на церковное Предание, - на язык, на каноны, на опыт старцев, на аскетическую многовековую проверенную практику? Тут харизмометр орангутанга потребен, - ни больше, ни меньше. Не так ли и есть? А пророчествами лично я не занимаюсь. Харизма коротка.

106. 102. Александр Б.

Почему же, дорогой Саша, не надо так? Разве это неправда? Так учил, к примеру, св. прав. Иоанн Кронштадтский (у меня сейчас нет книги под руками), но по смыслу он учил так: если молишься Матери Божией, не оскорбляй Ее сомнением в том, что Она не слышит тебя и не поможет. Верь твердо в Ее заступление и отклик. Теперь и просто благочестивый опыт простых людей - спросите кого хотите: что дает человеку Богородичное правило - в разной степени, в разное время и в разной мере - но просвещение души непременно дает, хотя конечно, если человек, к примеру, перед этим совершил что-то нехорошее и не кается даже в сердце - в ответ ему конечно может быть и молчание. Как и в ответ Причастия в осуждение могут быть недобрые последствия, о чем предупреждает апостол Иаков, говоря о болезнях недостойно причащающихся. Или Вы что-то другое имели в виду? Лично меня, что я не должна ТАКОЕ говорить вслух? Ну так я и тут отвечу, чем руководствовалась: "Тайну цареву добро есть хранити, дела же Божия открывати славно" (Тов.12:7)". А насколько лично для меня это хорошо или плохо - это ведь дело моей совести и разумения. Поздравляю Вас с близящимся Праздником и желаю Вам и себе, и всем нам милостей от Царицы Небесной.

105. Домбровской

А патронов вот этого калибра Матф.7:2 Иоан.7:24 в вашей модели нет? А то ведь все, что вы пишете, легко обратимо против вас. Особенно про лжепророков. Вон Семенко тут каждой второй статьей пророчествует, конец скрый предвещает, а у Рогозянского и вовсе третья мировая идет уже четвертый месяц.
С. Швецов / 23.08.2011, 12:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Петрович Семенко
Все статьи Владимир Петрович Семенко
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45