itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Архиерейский собор, агенты национальной опасности и «миссия» с оранжевым оттенком

Интервью «Русской народной линии»

Проблемы церковной жизни 
0
2348
Время на чтение 11 минут

- Владимир Петрович, приближается Архиерейский собор, первый с момента избрания Патриарха. Какие мысли и чувства рождает у Вас минувшее двухлетие, как Вы оцениваете нынешнюю церковную ситуацию?

В.Семенко- Помнится, год назад мне уже пришлось отвечать на подобный вопрос. Надо сразу сказать, что тогда ощущения были гораздо более тревожными. Уже не раз приходилось отмечать главную тенденцию нового патриаршества: значительное усиление роли церковной бюрократии, опору на либерально-номенклатурное меньшинство иерархии, кулуарность в принятии многих важных решений. И все это, сопровождаемое громкими декларациями об «усилении роли РПЦ в российском обществе», сопутствовало сдаче принципиальных позиций Церкви в сфере образования, социального служения, прямым гонениям на монастырские приюты и святые обители. Нельзя сказать, что за последний год все эти проблемы ушли, растворились, что их нет. Проблема ОПК не изменилась существенно с тех пор, и славословия в адрес Фурсенко и Кº, звучащие, в частности, на Рождественских чтениях этого года, выглядят более чем странно. Вспомним и странное молчание священноначалия в момент повторных, необычайно острых преследований Боголюбской общины во многих СМИ.

Но в то же время такой тревожности, как год назад, уже нет, произошли серьезные сдвиги к лучшему. Причем, как и тогда, главный позитив связан с личностью и деятельностью самого Святейшего Патриарха Кирилла. Создается стойкое впечатление (хотя, конечно, я, как и всякий человек, могу ошибаться), что он все больше осознает безальтернативность опоры на консервативное большинство Церкви, все яснее понимает, что любая попытка как-то противостоять этому большинству, опираясь на либеральное меньшинство, на «менеджеров в рясах» с их корыстно-карьерными устремлениями, может закончиться лишь катастрофой. В этом плане выскажу осторожное предположение, что святейший Кирилл все в большей степени начинает повторять путь, пройденный в свое время его великим предшественником - святейшим Алексием II, сколько бы ни говорили о различиях их характеров и многого другого. Причем, апелляция к традиционному для нашей Церкви консервативному сознанию, консервативным началам происходит всякий раз, когда Патриарх чувствует реальную опасность для церковного мира и стабильности.

Так было во время его визита на Украину летом 2009 года, так же произошло и на епархиальном собрании Москвы в декабре года минувшего, 2010-го. Именно на нем прозвучали знаковые слова, с горячим одобрением воспринятые церковным большинством, о нерушимости наших богослужебных традиций, о недопустимости перехода на новый календарь. Вполне соответствует консервативной направленности этих и других деклараций Предстоятеля и целый ряд его последних кадровых решений. А еще раньше, на миссионерском съезде, Патриарх весьма сдержанно высказался по поводу «новых форм миссии», при всем бешеном давлении либерального лобби. Главный идеолог всей этой «миссионэрии» - протодиакон А.Кураев на этом съезде даже не присутствовал. А на состоявшихся только что Рождественских чтениях (где неистовый миссионер также, вопреки обыкновению, отсутствовал) в докладах Святейшего Патриарха и председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ владыки Меркурия, в отличие от прошлого года, вообще не использовалось ключевое слово «миссионерство».

Кроме того, нельзя, как говорится, «с удовлетворением не отметить», что постепенно (будем надеяться, что навсегда) уходит в прошлое и кулуарность: стали публиковаться и предлагаться для широкого общецерковного обсуждения проекты документов, разработанных для Архиерейского собора в комиссиях Межсоборного присутствия, хотя насколько это обсуждение способно повлиять на окончательные решения Собора, пока неясно.

В самое последнее время произошло еще два отрадных события, которые, на мой взгляд, показывают, что реальная связь между Патриархом и народом укрепляется; становится видно, что православная общественность ныне в состоянии, хотя бы в какой-то (хотя уже и в немалой) степени влиять на принятие ответственных решений. (Впрочем, я, конечно, далек и от того, чтобы впадать здесь в безудержный оптимизм). Имею в виду два момента. Во-первых, это необычно жесткое заявление Патриарха по демографической проблеме. В нем было совершенно недвусмысленно заявлено (хотя сам этот термин и не употреблен) о неприемлемости для России так называемой «ювенальной юстиции» - одной из главных дубин современного глобализма, решительно осуждены пресловутые ювенальные технологии. Патриарх услышал многочисленные выступления нашей православной общественности, посвященные этой животрепещущей проблеме. Сюда же я отнес бы и то, что Боголюбская история (в которой многочисленные гонители монастыря уже праздновали победу) не получила продолжения. Какие бешеные усилия были предприняты врагами Церкви, чтобы разгромить святую обитель, какое давление было оказано! Но в решающий момент, после многотысячных молитвенных стояний в поддержку монастыря, все как-то сразу прекратилось. Да и пресловутые уголовные дела фактически развалились. Не удалось сделать из нашего мудрого Предстоятеля дубину либерально-обновленческого лобби! А какие серьезные силы были подключены! Выражу осторожную надежду, что так будет и впредь, а со временем будет восстановлен в своих правах и выдающийся подвижник и подлинный миссионер наших дней архимандрит Петр (Кучер).

Во-вторых, весьма красноречивое (для понимающих) решение о своего рода полуссылке неистового «миссионэра» - протодиакона А.Кураева в Абхазию. Для знающих эзопов язык Чистого переулка совершенно понятно, что скандальному проповеднику послано последнее и вполне недвусмысленное предупреждение о том, как следует себя вести в приличном православном обществе. Кощунства и не вполне пристойные анекдоты, из которых ныне по большей части состоят его пресловутые лекции, а также пропуски патриарших служб, на которых надлежит присутствовать, пребывая в столь высоком духовном сане, здесь точно не поощряются.

- Ну, это, как вы сказали, позитив. Но есть все же нечто, что продолжает беспокоить?

- Несомненно. Во-первых, либеральное лобби в Церкви никуда не делось. Все планы и устремления этих людей, о которых, в частности, я писал еще в «Призраке второго Ватикана», в полной мере остаются в силе. Просто сейчас нельзя уже говорить об их полном доминировании. Кроме того, приходится констатировать, что никаких особых изменений не произошло в усилившейся в последнее время экуменической активности РПЦ, тесно связанной с деятельностью митрополита Илариона (Алфеева). Особенно мрачное впечатление произвело внедрение на территорию России банка Ватикана, один из руководителей коего, Готти Тедески, ныне находится под следствием в самой Италии, будучи подозреваем в отмывании грязных денег, а также связях с мафией и с ложей «ПИ-2». Теперь эти деятели, погрязшие в ростовщичестве, связях с самыми мрачными силами мирового глобализма, с еврейским капиталом, будут обучать нас «православному банкингу» на специальных семинарах под эгидой ОВЦС. (См.: В Москве состоится первый международный симпозиум, посвященный этическим аспектам банковской деятельности; Опасные игры с Ватиканом: вперёд, к православному «банкингу»!) Причем, курируют весь этот процесс люди, дававшие обет нестяжания! Вот он, звериный оскал апостасии! Какое уж тут богословие, тут не до богословия...

Так называемый «экуменизм» сейчас окончательно сбрасывает маски, абсолютно не таясь, показывает всем свое истинное лицо. Оно весьма далеко от «соединения святых Божиих Церквей». Чего стоит одно только зажжение ханукальной свечи в белградской синагоге сербским патриархом Иринеем! Это вопиющее деяние, как известно, прямо подпадает под действие 70-го и 71-го Апостольских правил, предусматривающих извержение из сана и отлучение от Церкви. Продолжение евхаристического общения с патриархом Иринеем со стороны нашей Церкви, никогда не опускавшейся ни до чего подобного, представляет серьезную каноническую проблему.

Поэтому на предстоящем Архиерейском соборе хотелось бы услышать четкую оценку вопиюще антиканоническому поведению патриарха Иринея. Это не будет вмешательством во внутренние дела другой Поместной Церкви. Какие решения принимать - это их дело, их право, но и наша Церковь имеет полное право на независимое суждение обо всем этом. (Как и на разрыв общения в крайнем случае). Кроме того, хотелось бы услышать оценку и расправе, совершенной с ревнителем истинного Православия владыкой Артемием, который с необычайным мужеством, окормляя многострадальную землю Косова, противостоял объединенным силам мирового зла. Именно после его низвержения и удаления оттуда в Сербской Церкви и начался весь этот апостасийный экуменический беспредел. Это очень поучительная история, хороший урок нам тоже.

- Вернемся, однако, к нашим внутренним делам...

- Конечно, все еще далеко от благополучия и общее положение с тем комплексом проблем, который мы относим к деятельности либерально-неообновленческого лобби, со всей этой «неформальной» «миссией» и упорной возней с субкультурами. Мне и другим вашим авторам уже приходилось неоднократно и достаточно подробно писать о чисто церковных аспектах данного круга проблем, за что всевозможные «фролеры» вылили на нас ушаты виртуальной грязи и сейчас готовят очередную порцию. Однако в последнее время стал весьма актуальным и другой, немаловажный в создавшейся ситуации аспект всей этой «новой миссии» - политический. «Миссионэры» потратили немало усилий для пропаганды «монстров русского рока» - Ю.Шевчука, К.Кинчева и др., упорно доказывая всему миру, что самая эффективная «миссия», особенно в молодежной среде, никак не может обойтись без них. Протодьякон Кураев с «монстрами» даже весьма прибыльные туры по Украине устраивал, где байкерско-рокерская тусовка отметилась рядом бурных скандалов, в частности, со «стриптизом на фоне Спаса». И что же? В последнее время все эти люди, без которых наши церковные либералы не мыслят «подлинную миссию», проявляют весьма значительную политическую активность, связанную с защитой, пожалуй, самого кровавого российского олигарха М.Ходорковского, активно выдвигаемого в качестве альтернативы российской государственной власти всеми либералами! Сейчас уже не только Макаревич и Гребенщиков, но и «православные» Шевчук с Кинчевым в один голос заявляют, что Путин должен уйти, а на смену ему должен придти Ходорковский - автор идеи «распила» РФ, пытавшийся кардинально изменить формат власти в России. По словам Шевчука, Ходорковский мученик, который покаялся за свое прошлое, он чуть ли не святой, который сидел в тюрьме и понимает народную боль, и поэтому именно он и должен быть следующим президентом страны. (См.: http://www.svobodanews.ru/content/article/1978685.html; «Достойная личность, прошедшая Содом и Гоморру»;

http://www.rus-obr.ru/days/9182; Шевчук о процессе над Ходорковским."Кафка нервно курит..."; http://grani.ru/Politics/Russia/President/m.184450.html).

Все это вполне органично вписывается в нынешнюю кампанию по дискредитации государства и развалу страны, ведущейся либеральными СМИ. Если соотнести это с активным позиционированием себя в качестве «националиста» и защитника русских интересов, причем с явным антиимперским пафосом, которым занят сейчас о.Кураев, то картина вырисовывается весьма любопытная.

На мой взгляд, вполне очевидно, что в вопросе «массовой миссии», «фролеры» и «миссионэры» подставили Патриарха Кирилла и вообще Церковь не только в чисто церковном плане, но и политически. Если бы Патриарх «повелся» на их обольстительные песни и взял под свое крыло всех этих деятелей новой революции русского рока (чего едва не произошло), то ныне мы имели бы еще один весьма опасный для Церкви и всего российского общества элитный конфликт с очень нехорошим политическим подтекстом между высшим священноначалием РПЦ и российским государством. А это никому из нас не принесло бы пользы - ни империалистам, ни «националистам», ни великороссам, ни представителям других этносов, составляющих ныне народ России. Остается только удивляться политическому чутью Патриарха Кирилла, который на миссионерском съезде виртуозно отстранился от «массовой миссии», выразившись примерно в том плане, что если кто хочет, может, конечно, и на рок-концертах проповедовать, но я пару раз попробовал и понял, что это бесполезно, так что лично мне это не близко... Как выясняется, скрытый (политический) смысл этого высказывания гораздо глубже, чем кто-то мог подумать.

- Напоследок позвольте еще один вопрос. Недавно был создан Аналитический центр этноконфессиональных исследований под Вашим руководством. Каковы его цели и задачи, чем мотивировано создание Центра?

- Об этом уже отчасти говорилось в кратком информационном сообщении, которое вы опубликовали. (См.: «Создан Аналитический центр этноконфессиональных исследований»).

Прежде всего, приходится говорить о печальном состоянии нынешней так называемой «аналитики». Аналитика сейчас носит преимущественно чисто ситуативный характер. О сколь либо продуманной стратегии в связи с «государственными интересами» речь, как правило, не идет. Пресловутое «экспертное сообщество» стремится не столько раскрыть правду, мужественно глядя в лицо реальности, сколько угодить клиенту, рассказав то, что тот жаждет услышать. Отсюда и беспроектность мышления как «клиента», так и исполнителя заказа. Все это отнюдь не способствует тому, чтобы страна начала выбираться из пропасти, в которую ее завели минувшие двадцать лет либерально-криминальной революции.

Затем следует, конечно, сказать непосредственно о предмете наших аналитических усилий. После Манежной слишком многим стало ясно, что загнать внутрь одну из главных болезней, порожденных распадом СССР - обострение межэтнических отношений на развалинах советской империи уже не удастся. Тем более, что на этой волне выходит на первый план, претендуя на роль носителя, так сказать, главного, мейнстримного общественного дискурса, пресловутый либеральный национализм с его яростным антиимперским пафосом. Все это грозит окончательно выбросить нас на свалку истории, выкинуть за пределы цивилизованного мира. Это требует адекватного политического ответа, основанного прежде всего на соответствующем понимании современных процессов, как внутрироссийских, так и общемировых.

Наш Центр вовсе не намерен заведомо представлять чьи-то корпоративные интересы, становясь рупором дешевых пиар-кампаний и ситуативных политических заявлений. Это не аналитика, ибо серьезная аналитика невозможна без полной независимости. Аналитик, призванный понимать текущий политический процесс, не может быть вовлечен в него ни как непосредственный субъект, участник этого процесса, ни в качестве обслуги чьих-то корпоративных интересов. В нашей коллективной работе мы намерены продолжать то, что каждый из нас уже не один год делает сам по себе - говорить правду, чего бы это ни стоило. Никаких «свадебных генералов», освящающих своим присутствием политиканскую суету дурно пахнущих авантюристов, у нас не будет. Наш центр - это сплоченная группа единомышленников, каждый из которых к настоящему моменту зарекомендовал себя как авторитетный, состоявшийся специалист в своей области. Помимо исследователей, перечисленных в вашем информационном сообщении, сейчас к нам изъявили желание присоединиться: доктор политических наук, профессор МГУ О.Г.Леонова, доктор филологических наук, профессор К.А.Кокшенева, кандидат философских наук, доцент МГУ В.А.Кудрявцев. В ближайшее время мы намерены выпустить доклад по этноконфессиональной ситуации в стране, а там посмотрим, как можно будет скорректировать наши планы в зависимости от ее развития. Главная проблема - это отнюдь не «срубить заказ» (ну, или, политкорректно выражаясь, сформировать), а сформировать самого политического субъекта, который нуждался бы в проектной аналитике, а не только в «аналитическом» объяснении устройства и правил безопасной работы «пилорамы».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Семенко
Все статьи Владимир Семенко
Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06