Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Посещение Патриарха

Игумен  Кирилл  (Сахаров), Русская народная линия

28.04.2011


Беседа с настоятелем …

Корр.: Отец Кирилл, чем был вызван визит Святейшего Патриарха Кирилла на Ваш приход?

И.К.: Это давняя традиция - посещение патриархами в Великую субботу нескольких московских храмов. К нам это был первый визит вообще.

Корр.: А Вы знали, что именно в Великую субботу в Ваш храм приедет Патриарх?

И.К.: Нет, это было неожиданностью. Информированные люди мне говорили, что визит Патриарха к нам будет планироваться как отдельное и основательное мероприятие. Когда 17 марта, в день памяти св. князя Даниила Московского, в алтаре Троицкого собора Данилова монастыря Святейший напомнил мне мое интервью в газете «НГ-религия», где я художественно описываю, как проходил внезапный приезд его в один из московских храмов в центре города в будний день, и сказал, что и к нам он так приедет, то я подумал: «Ну уж мы-то разузнаем и как следует подготовимся». Как показали дальнейшие события - я оказался наивным человеком. Мы действительно были застигнуты врасплох.

Корр.: А чем обусловлено такое особое внимание к Вашему приходу?

И.К.: Ну, во-первых, это большой комплекс напротив храма Христа Спасителя, единственная сохранившаяся усадьба в центральной части столицы. Во-вторых, наш храм является древнейшим храмом Замоскворечья - не так давно ему исполнилось 350 лет. Это один из красивейших храмов Москвы. В-третьих, при храме имеется реальная, сплоченная община. В-четвертых, храм св. Николы на Берсеневке - по-прежнему единственный храм в столице, не принявший ИНН. Наконец, богослужения в храме совершаются по старому обряду, по полному уставу, в ежедневном режиме. Все это, как мне кажется, вызвало у Святейшего Патриарха повышенное внимание к нам.

Корр.: Как проходило это посещение? Что рассказывал Патриарх, о чем спрашивал?

И.К.: Я уже говорил, что все было неожиданным. Утром прошла большая служба - с 7.00 до 12.00 (подготовка к службе началась в половине пятого утра). Затем, до половины второго освящались куличи и пасхи (в основном мы освящаем их в притворе храма после ночной службы). Вечером начинаем в половине шестого читать павечерницу, а затем каноны и правило ко Святому причащению. Параллельно совершается исповедь. Так вот, заверенный, что никакого визита к нам не будет, я решил перед ночной службой пару часов отдохнуть. Попросил помощников повесить на дверях кельи и в коридоре, ведущему к ней, объявление «Не безпокоить», прилег. Часа через полтора проснулся от грохота и громких разговоров в коридоре. Первое, что спросонья подумал: «Ну, получите вы у меня - нет от вас покоя!». Потом слышу: «Патриарх едет! Патриарх едет!». Меня просто сдуло с кровати. Судорожно пытаюсь одновременно (!) надеть рясу, скуфью и сапоги, застегнутые на молнию. Правая нога подворачивается - ушиб пальца. Впереди - ночная служба... С ужасом представляю, что по нашей безалаберности храм закрыт и Предстоятель Церкви стоит у его закрытых дверей.

Корр.: К чему Патриарх проявил сугубый интерес, посетив вас?

И.К.: Первое, что он сделал - попросил меня рассказать о Палатах думного дьяка Аверкия Кириллова - одной из самых старинных гражданских построек Москвы. Подвальное помещение Палат относится аж к эпохе Иоанна Грозного. Здание довольно большое - 1100 кв. метров. Когда-то оно было соединено с нашим храмом крытым ходом. Там же стояла колокольня - «Замоскворецкая свеча», высотой 44 метра (разрушена в 1932 году).

Патриарх спросил: «Были ли попытки это здание сделать музеем, например?». Я ответил, что в начале 90-х, когда здание было в городской собственности, была идея устроить в Палатах Центр древнерусской культуры. Потом здание было передано в федеральную собственность и все как-то заглохло.

Корр.: На что еще он обратил внимание?

И.К.: Только что закончилась генеральная реконструкция нашего храма, стены его сияли белизной, лепка «заиграла». Знаете, нам есть, что показать. У нас главный иконостас написан в рублевском стиле. В правом приделе, посвященном преп. Феодосию Великому, общему житию начальнику - мраморный иконостас конца 19 века в византийском стиле. Десятки великолепных старинных икон, около 150-ти вновь написанных недавно почившей р.Б. Татианой. Голгофа, мраморные киоты, мощевики и т. д.

Корр.: О чем Патриарх говорил в своем слове?

И.К.: Прежде всего, он отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской Православной Церкви: «во-первых, потому, что это сохраняет связь с нашим древним преданием», но также и потому, что «есть люди, которые сегодня именно через этот обряд находят путь ко Христу».

По его словам, «в Русской Церкви все это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд».

«Самое главное, чтобы не было расколов и разделений. Вот на чем наша Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми задачами, с которыми должна была справиться, - что и привело к революции, гражданской войне, безбожию», - подчеркнул он.

И еще: «Поэтому сегодня нужно хранить единство Церкви. А что касается обрядов, то каждый из них - и новый, и старый - должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя».

Корр.: Если я правильно понял - теперь можно говорить о полноценном признании со стороны Священноначалия статуса Вашего храма как старообрядного в лоне РПЦ МП.

И.К.: И раньше не возникало никаких сложностей. Было полное понимание со стороны почившего Патриарха Алексия II. Сейчас, конечно, произошел особый случай - наш статус был гласно подтвержден на самом высоком уровне. Когда Патриарх осматривал нашу канцелярию, и мы оказались с ним наедине, я еще раз попросил его благословить мне продолжить служение по старому обряду и по полному уставу. Благословение было получено. Скажу даже больше - я пригласил Патриарха совершить у нас молебен по старому обряду. Конечно, есть сложности из-за отсутствия опыта совершения таких молебнов, но, в принципе, это предложение не было отвергнуто.

Хотел еще добавить, что Патриарх обращал внимание буквально на все, не обошлось без искушений. Так, например, пономари, впервые (!) не убрали из алтаря чашки из-под запивки, и на это было обращено внимание.

Входит Патриарх в мою келью. Я: «Ну тут, более-менее, порядок». Он: «Ты так считаешь?». Я в ответ хлоп-хлоп глазами. С моей точки зрения - ну есть небольшой «художественный» безпорядок, а по критериям Патриарха, это настоящий безпорядок.

Все эти замечания полезны монаху для смирения, они дают импульс для более критического и реалистичного взгляда на себя.

В Даниловом один инок мне говорит: «Видел я на сайте Патриархии фотографии посещения вашего прихода Патриархом. Ты на них такой полный...». Патриарх также это подметил: «Что-то ты располнел», на что я поспешил оправдаться: «Несколько десятилетий не ем мяса». Он: «Значит, много мучного ешь» - в точку. Вот напасть - даже обилие земных поклонов и метаний в Великий пост (на Марьино стояние их 930) не берут этот «трудовой мозоль», будь он неладен. Я благодарен за это обличение. Знаете, у меня появился какой-то внутренний тормоз. Заметил, что теперь, когда за столом глаза разбегаются, я начинаю делить объем предложенной пищи на две или на четыре части.

Корр.: Изменилось ли Ваше отношение к Патриарху Кириллу после его визита к вам?

И.К.: А у меня к нему всегда было теплое отношение. Во-первых, мы знакомы почти 30 лет. Во-вторых, он мне всегда импонировал: динамичный, улыбчивый, жизнерадостный, отходчивый, полный творческих идей, схватывающий все на лету. Яркая, сильная, волевая, исключительно одаренная личность. Я, кстати, попросил у него прощения: мало ли что было, какие высказывания и поступки, могущие его ранить и огорчить. Нам нельзя заноситься, быть непочтительными, надо осознавать высоту и ответственность патриаршего служения. Он тепло, по-отечески, отреагировал на мой покаянный порыв. Понимаете, мы же как дети, нам важно слово поддержки, внимание. Теплое слово, добрая улыбка окрыляют, а, получив нагоняй, ходим понурые, долго не можем заснуть. И вообще все долго обсуждаем, эмоционально делимся впечатлениями - так было и на этот раз.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме