В ночь с 31 декабря на 1 января в Чернигове был совершен поджог палаточного храма Святой Великомученицы Екатерины. В момент возгорания в храме совершалось богослужение. К счастью, обошлось без жертв, люди успели спастись, но храм вместе со всеми иконами, церковной утварью и личными вещами людей, находившихся в нем, полностью сгорел. По словам настоятеля храма отца Александра Ледового, были найдены пятилитровые бутылки из-под горючей жидкости. По факту возгорания возбуждено уголовное дело.
Палаточный храм святой Великомученицы Екатерины находится у стен одноименного храма-памятника, построенного в 1715 году в честь победы русских войск над турками и взятия Азова (1696 г.). В тех событиях, известных как азовские походы Петра Первого, Черниговский полк под командованием Якова Лизогуба первым пошел на штурм крепости. В результате той героической атаки была одержана долгожданная победа. В 1933 году храм был закрыт, а в 2006-м, при президенте Ющенко, он был передан раскольнической группировке т.н. «Киевскому патриархату». Православная община, сложившаяся к тому времени и активно боровшаяся за возвращение храма была вынуждена проводить богослужения вне его стен.
Первый раз палаточный храм Святой Великомученицы Екатерины горел в апреле 2008 года. Поджог был совершен между 5-00 и 6-00 часами утра, по всей видимости, в расчете на гибель верующих, которые несут круглосуточное дежурство. В тот раз людям также удалось спастись, однако сам храм вместе с престолом, жертвенником, иконостасом, богослужебными книгами, иконами и хоругвями, погиб в огне.
После того как членов общины не удалось запугать поджогом, в сентябре 2008 года националисты хотели взорвать походный храм с прихожанами. Один из группы националистов, которые дежурили в захваченном раскольниками Екатерининском храме, за несколько дней до взрыва угрожал верующим, говоря: «Я вас спалил, я вас и взорву». В ночь на 25 сентября верующие видели, что он дежурил в захваченном храме, а в полночь покинул дежурство. На следующий день стало известно, что он погиб - взорвался во время приготовления двух взрывных устройств в подъезде жилого дома, неподалеку от храма...
И вот новый поджог.
Православные жители Чернигова связывают его с двумя событиями.
День рождения Бандеры. Украинские нацисты, отмечавшие его 1 января, пришли после празднования фотографироваться на фоне сожженного храма, выкрикивая проклятия и угрозы в адрес присутствовавших на пепелище верующих и настоятеля.
Второе событие случилось в декабре теперь уже прошлого, 2010 года. Тогда Чернигов посетил т. н. «Киевский патриарх» - Филарет Денисенко. Находясь в захваченном его сторонниками здании Екатерининской церкви, он заявил, что «Цю палатку треба убирать. З любов’ю».
С учетом всего этого, а также всей предыстории нынешнего поджога, несложно догадаться, кто мог его организовать...
Такая вот любовь.
Нужно сказать, что нынешнее «празднование» юбилея Бандеры было отмечено несколькими заметными акциями украинских нацистов.
В канун нового года в Запорожье был взорван бюст И. Сталина, установленный перед зданием Запорожского областного комитета Компартии Украины. Находившийся в тот момент в здании охранник получил контузию. Также в новогоднюю ночь в Киеве была подожжена общественная приемная Партии Регионов.
Украинские власти реагируют на последний всплеск террористической деятельности весьма вяло. Руководители областной ячейки крайней националистической партии «Свобода», задержанные было по подозрению в организации взрыва в Запорожье, отпущены. О новых задержаниях ни в Чернигове, ни в Запорожье не сообщается. Да и в информационном пространстве - тишина...
Принимая во внимание интенсивную кампанию силового давления развернутую против сторонников бывшего премьера Юлии Тимошенко - арест бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко, постоянные вызовы в прокуратуру самой Тимошенко, апатия нынешних властей по отношению к действиям крайних националистов может показаться странной. Контраст удивительный!
Такое поведение, однако, необъяснимо только на первый взгляд. Нацисты - любимые спаринг-партнеры нынешней власти. Их перспективы победить на выборах во всех украинских регионах (кроме трех галицких областей) близки к нулю. На фоне поджигателей церквей Партия Регионов выглядит умеренной, респектабельной политической силой, заслуживающей доверия избирателей. Победить на выборах с портретами Бандеры невозможно, лозунги социальной справедливости в сочетании с умеренной националистической риторикой Юлии Тимошенко смотрятся намного лучше. Так что циничный расчет администрации президента Януковича понятен. Они считают националистов более слабым соперником, победа над которым практически гарантирована.
Не будем спорить о том, так ли это. Суть в другом.
В украинском национализме происходит закономерная и естественная эволюция. Он сбрасывает изначально чуждую ему либерально-демократическую маску и возвращается к своим истокам - к кровавому оскалу Волынской Резни и расстрелов в Бабьем Яру, к взрывам и убийствам. Боюсь, что с этим его «новым-старым» лицом нам всем еще предстоит познакомиться поближе. Упырь, загнанный в гроб после Великой Отечественной, уже встал из могилы и свободно разгуливает по улицам украинских городов. Он еще не попробовал крови на вкус, но уже принюхивается. Стоявшие на Майдане с наивными мечтами о Европе киевские обыватели еще не познакомились с ним как следует и продолжают жить в своем иллюзорном мире.
Вы еще не знаете что такое «українська Україна»?
- Тогда мы идем к вам...
Они идут. Строем, с факелами, портретами своих вождей и желанием убивать. За ними тащатся в фальшивых клобуках люди своим внешним видом сильно напоминающие священников. Священнослужители «справжньої української», как они сами любят говорить, церкви (хотя следовало бы говорить «церквей» т. к. их несколько). Там у них на аналоях «тризуб», а перед иконостасом национальный «прапор» (как в киевской Андреевской церкви), кое-где висят портреты Шевченко. Эти ряженные необходимы тем, что с факелами, чтобы благословлять их на дело, которое они задумали.
Сожжение храмов?
В том числе!
Эти жечь будут, не сомневайтесь!
Как сказал их «патриарх» Филарет Денисенко, «убирать... с любовью».
По старой привычке мы продолжаем именовать их раскольниками. Кое-где продолжаются разговоры об «уврачевании раскола». Во времена Ющенко с ними даже чуть было не начались переговоры. Убежден, что наши разногласия с ними куда глубже вопросов юрисдикции, богослужебного языка или отношения к истории. Автокефалия украинской церкви невозможна совсем не потому, что юрисдикция Московской Патриархии по сравнению с другими православными юрисдикциями как-то по-особому священна. Совсем нет.
Странные на первый взгляд внешние проявления у раскольников, зацикленность на языке, флагах и портретах, свидетельствуют об одной, глубокой перемене, которая произошла в отколовшихся от Православия сообществах. Вернее даже речь идет о самой ПЕРВОПРИЧИНЕ их ухода из Церкви, том, самом главном, что отличает их от нас. Об этом многие знают или догадываются, но почему-то редко говорят вслух.
ОБЪЕКТАМИ ИХ ПОКЛОНЕНИЯ ВО МНОГОМ СТАЛИ «НАЦИЯ» И «ДЕРЖАВА».
А Бог?
Он присутствует, но примерно как у того же Шевченко, «...а до того я не знаю Бога». Такое по форме - православие, по сути - идолопоклонничество.
Соединение с ними и на их принципах, чего так жаждут сторонники автокефалии внутри канонической церкви, т. е. со всем их багажом, с тризубами на аналоях, флагами и портретами, это не смена юрисдикции. Это измена Православию.
Это переход в другую веру!
На уровне субъективных ощущений это чувство «другой религии» при столкновении с раскольниками присутствует очень у многих православных верующих Украины. Спросите у прихожан сожженного храма Святой Великомученицы Екатерины. На уровне церковной политики и богословия такое понимание природы украинского «раскола» пока не просматривается. С одной стороны еще живы надежды на его уврачевание, а с другой, внутри украинского епископата сильна автокефалистская партия сторонников «национальной церкви».
Между тем последователи Бандеры маршируют, националистическая угроза растет.
Уверен, что в недалеком будущем многим украинцам, как простым людям, верующим, так и некоторым из украинских епископов предстоит сделать выбор.
С кем вы?
С Богданом Хмельницким или с Мазепой, с героями Великой Отечественной или с Шухевичем и Бандерой? С теми, кого поджигают, или с теми, кто поджигает?
Этот вопрос вставал перед нашим народом неоднократно. Помните гоголевских братьев Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы?
Один из братьев предал отца, мать, родную землю и Православную Веру. Андрий - это собирательный образ всех от Михаила Рогозы с Мазепой до Бандеры с Шухевичем. Всем иудам, предателям триединой Святой Руси уготованы проклятие, погибель и ответ нашего народа, вложенный великим Гоголем в уста Тараса Бульбы:
«Я тебя породил...»
Да воскреснет Бог и расточатся врази его!
Фотографии Константина Мельника с сайта Свято-Екатерининский храма