Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В нашей Церкви есть всё для того, чтобы не кланяться мамоне

Анатолий  Артюх, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 17.08.2010

«О явлениях негативных, печалящих нас, мы также не

должны умалчивать, но говорить о них откровенно,

с тем, чтобы изжить, преодолеть имеющиеся

недостатки и пороки».

Из доклада Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси Алексия на заседании Епархиального

собрания города Москвы15 декабря 2004 года.

Иисус Христос уклонялся от намерений иудеев сделать Его царём земного царства - Израиля. У Него были другое предназначение. А много ли Божьих служителей сегодня следуют своему призванию и предназначению? Сколько из них соблазнилось заниматься бизнесом в ущерб Божьему делу и призванию?! Кстати, в словаре Даля одно из значений слова «мамона», «мамонить» - это соблазнять, прельщать. И, к сожалению, сегодня людей мамонят не только в банках и магазинах, но и в Святых храмах. Но разве Господь не в состоянии обеспечить наши нужды, или в нас настолько ослабела вера, что стоит обращаться за помощью к другому богу? Пытаясь поклоняться двум господам - Богу и мамоне - и священники, и миряне должны помнить - Бога обмануть невозможно. Подобное поведение выглядит как насмешка, но не обманывайтесь: Бог не позволяет над Собой насмехаться (Гал. 6:7).

В своё время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (+ 2008) указал на опаснейшую тенденцию "коммерциализации" Церкви и уподобил храмы, торгующие "церковными услугами", коммерческим фирмам. "Ничто так не отторгает от веры людей, - подчеркнул он, - как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом". Предстоятель Русской Православной Церкви предостерег, что "материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное" и запретил взимать плату за совершение Таинств (крещение, венчание, отпевание и соборование), то есть торговать "церковными услугами". Превосходство коммерческих интересов над духовными задачами в приходской жизни Святейший Патриарх назвал "тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления".

Мне довелось услышать от некоторых православных священников, что, мол, указания Святейшего Патриарха Алексия уже не действительны, «ведь он же преставился...». После тщетных попыток скрыть недоумение, я попытался объяснить, что у нас в Православной Церкви, не как у латинян. Это они имеют полное право сказать: «у нас новый Папа, и если он говорит полностью противоположное предыдущему, то он прав. Если следующий будет говорить другое, то будет прав следующий». На то они и католики, чтобы Пап слушать. Это у них Папа заменяет Христа и значит, безгрешен... на время земной жизни, а после его смерти, они смело могут сказать: «Он ошибался».

У нас, православных, по-другому. Да, кстати, и нынешний Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года отметил... «что все указания моего предшественника Святейшего Патриарха Алексия, особенно касающиеся дисциплины, благоговения при совершении богослужений, дежурств священников в храме в течение всего дня, остаются неизменными». Тогда почему лишь в некоторых храмах прислушались к словам Патриарха? И кто виноват в том, что существуют поборы в храмах. Настоятели, которые пекутся о своём личном материальном благополучии, или прихожане которые не жертвуют на жизнь прихода, а пытаются купить таинства, иконы, свечи...

У «Битлз» была песня, «CAN'T BUY ME LOVE», то есть «Любовь нельзя купить». Они, конечно, пели о любви между мужчиной и женщиной. И были правы даже с точки зрения человеческих отношений. А разве можно продать или купить Любовь с большой буквы, Любовь с точки зрения Православной веры? Нельзя! Но попытки в истории Церкви были и, к сожалению, есть. Когда некий Симон хотел купить за деньги чудотворную силу Святого Духа, которой обладали Апостолы, Петр ответил ему: "Серебро твое с тобою да будет в погибель, потому что ты помыслил дар Божий сребром стяжати" (Деян. 8:18-24). Оттого стало называться по имени этого Симона "симонией" всякое действие и желание, напоминающее указанное покушение Симона. Осуждение апостолом Петром этого покушения стало для первых христиан страшным примером, и не только какая-либо продажа или покупка святыни, но даже и самое желание этого считалось самым гнусным делом и величайшим злодеянием.

В Святом Писании об отношении к богатству земному говорится много. И про торговлю в храме, и про Иуду Искариота, и про Мамона, языческого бога у древних сирийцев, олицетворяющего богатство и земные блага. Сегодня Мамона - это жадность, жажда наживы, власть денег и страсть к деньгам... То, что Иисус упоминает Мамону в одном ряду с Богом, показывает ту огромную власть, которую дух жадности, сребролюбия и страсть к деньгам имеет над людьми. Сегодня весь мир молится этому божку, который умеет принимать различные имена и формы. Сейчас его называют «Доллар», «Евро», «Рубль», «Бизнес», «Рынок», «Выгода», «Банк» «Шоппинг»... продолжать можно бесконечно. Мир неистово катится по наклонной. Но Господь не оставил людей, Он благословил островки Своего царства на земле. Но и туда люди пустили этого языческого божка.

Горько смотреть на то, как бабушка в храме, во время пения Херувимской, подходит с подносом к прихожанам, и они суетливо начинают искать мелочь в карманах. Горько, когда в храме висит вывеска, «соборование - 300 руб., крещение - 1000 руб., венчание - 6000 рублей». К слову сказать, и соборование, и крещение, и венчание - это таинства, такие же, как евхаристия, миропомазание, хиротония, исповедь. Почему же на продажу выставили только три таинства из семи существующих. Если Патриарх не указ, то можно поставить ценники на все остальные, «исповедь - 2000 руб.», «священство - 1000 000 руб.» и так далее. Как кому-то не хочется, но, слава Богу, не католики мы, индульгенции не выдаём. Хотя даже они официально отказались от подобной практики. Но вот соборовать или крестить продолжаем по тарифам.

На богословских курсах в Александро-Невской Лавре ученикам объясняют, что такое Православные Таинства. Например, соборование или елеосвящение. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Богослужение Таинства елеосвящения состоит из трех частей: во-первых, молебного пения; во-вторых, освящения елея и, в-третьих, собственно помазания елеем. На самом деле, в большинстве храмов страны, соборование состоит из четырёх частей. На первое место, вопреки словам Патриарха, вопреки уставу, вопреки совести, поставлена продажа этого Таинства болящим, коими мы все в той или иной мере являемся. А на курсах в Лавре я своими ушами слышал от преподавателя: «Боже упаси священника взять за соборование хоть копейку». Речь идёт не о добровольном пожертвовании человека, а о назначенной заведомо плате. Когда человек от сердца добровольно вносит свою лепту, или благодарит священника за труды - это пожертвование. Когда висит жёсткий ценник - это нажива на наших немощах.

На моих глазах пожилая женщина у свечной лавки одного гатчинского храма, дрожащими руками доставая деньги на оплату елеосвящения согласно ценнику, обнаружила, что у неё не хватает ста рублей до трёхсот. Продавщица решительно отказалась записывать её имя в список соборующихся. Мне, всё же, удалось убедить... внести имя женщины в список за те деньги, которые у неё были. За следующую бабушку заплатила незнакомая ей девушка, а ещё одна пожилая прихожанка была вынуждена уйти из храма из-за отсутствия нужной суммы. А сколько людей, напротив, не хотят идти в храмы, где присутствует дух стяжательства? И вот официальная позиция Церкви по этому вопросу.

Заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: «Святейший Патриарх Алексий неоднократно говорил о недопустимости такого рода прейскурантов. В большинстве храмов Москвы их нет или никогда не было. В храме Живоначальной Троицы в Хорошеве, где я служу, таких поборов не существует. Каждый оставляет, сколько может. Я сам не раз крестил нуждающихся бесплатно. Церковная практика показывает: чем меньше требуешь, тем больше получаешь».

Настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери (Дубна) священник Виталий: «На самом деле все услуги в Русской Православной Церкви Московского патриархата - бесплатные! Цены, которые назначаются в храмах или монастырях, - это примерная сумма ПОЖЕРТВОВАНИЯ, причем добровольного. Любой человек ВПРАВЕ подойти в храме к свечному ящику и заказать ЛЮБУЮ требу: венчание, соборование, отпевание и так далее. И служители храма обязаны принять ее, а священнослужители исполнить совершенно БЕСПЛАТНО. Если служащие в храме откажутся принять заказ, надо потребовать настоятеля и заказать непосредственно ему. Если и он откажется принять требу бесплатно, то надо сообщить (написать) правящему архиерею или предупредить об этом намерении настоятеля. Уверяю вас, настоятель обязательно распорядится принять любую требу бесплатно. К сожалению, большинство верующих не знают этого порядка в церкви. К еще большему сожалению, не знают о нем или молчат и служащие за свечным ящиком. Если совесть не позволяет пользоваться требами бесплатно, то можно платить за требы столько денег, сколько позволяет кошелек - хоть один рубль. Повторюсь, все расценки в храме на требы и товары условны. Это приблизительный размер пожертвования. Отсутствие возможности оплаты не служит препятствием совершению каких-либо таинств и обрядов».

Видимо нужно, чтобы у каждого благочинного на руках был документ, в котором будет чётко написано, что торговать в церкви нельзя, то есть будет письменное распоряжение, без которого сегодня священники не могут принять правильное решение в отношении денег в храме. Ели мы не научились слышать голоса совести и голоса Патриарха, то может быть уничтожать мамону в храмах нужно по приказу сверху? Хотя Святейший Патриарх и не Генеральный секретарь, но многие в сегодняшней Церкви воспринимают только совковую бумажно-приказную форму «послушания».

Однажды один мой знакомый педагог, читая лекции о нравственности в школе, задал ученикам 8-11 классов 50 вопросов, чтобы определить темы которые их интересуют. Среди прочих был и такой: «Почему священники ездят на дорогих машинах?». К его удивлению он занял первое место по заинтересованности школьников. Почему детей так беспокоит это? После развития темы выяснилось, что большинство учащихся не ходят в Церковь, потому что искренне считают, что их там обманывают, на них наживаются. Откуда у детей такое стойкое заблуждение и протест? Выяснилось, что в 90% мнений на это повлияли цены на товары и услуги в церковных лавках. Конечно это лишь удобная отговорка, несостоятельность которой была доказана школьникам, но... серьёзно задуматься есть о чём.

Церковь наша Соборная, и миряне тоже несут немалую ответственность за происходящее на приходах. И слишком просто было бы всю вину возложить на священников. Священство - это тяжелейший крест, далеко не каждому под силу. И задача мирян всячески помогать батюшкам, в том числе и материально. Даже малая жертва от чистого сердца - дорогого стоит. А всегда ли мы готовы без напоминания прейскурантов, отдать деньги ради Христа, и не пожалеть об этом? Надо задать себе вопрос: что мы готовы дать Господу? Чего стоит наша лепта? Надо признаться в том, что зачастую нам выгодны фиксированные цены в храмах. Они освобождают нас от раздумий по поводу размера пожертвования. Хотя его величина - это эквивалент нашей любви к Господу, и это не обязательно деньги.

Нам, мирянам, стоит отучаться приходить в святой храм как в дом бытовых услуг. Церковь - это совсем другое. Мало забежать туда, купить десять свечек и, расставив их по углам, убежать на огород или дачу поливать помидоры, а потом на лавке гордо говорить соседкам: «Я в церковь хожу...». В Библии прописано каждое мгновение нашей жизни, и прошлой жизни человечества, и настоящей, и будущей. И стоит задуматься над словами, которые сказал Господь за 400 лет до Рождества Христова людям через Святого Пророка Малахию:

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: чем обкрадываем мы Тебя? Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Малахия 3: 8-12).

Начался Успенский пост - лучшее время для уничтожения мамоны на приходах и в наших сердцах. Лучшее время для того, чтобы не обкрадывать, а отдавать. Лучшее время для молитвы о помощи нам в этом Пресвятой Богородицы и Господа нашего Иисуса Христа.

Анатолий Артюх, Гатчина

14 августа 2010 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 59

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

59. тимофей : А.Изгоеву по п.58
2010-09-03 в 19:33

Что за странные вопросы? Никакой я не брат для Немо, под конкретностью я понимаю литературное значение этого слова, нередко участвуя в полемиках, я, кажется, ни разу не вопрошал этак - сейчас же это обусловлено отмеченными мною некоторыми несоразмерностями, вредящими в столь важном предмете.
Надеюсь, Вы получили исчепывающие ответы.
58. Александр Изгоев : Тимофею
2010-09-03 в 18:44

"Прошу ответить конкретно!" -
- Тимофей, это привет от Максима? Или Вы брат Nemo?

Конкретно: Вы ТАК по каждой статье будете вопрошать?
57. тимофей : Модераторам РНЛ и автору
2010-09-03 в 17:54

Мамона - это не только бытовуха, бытло, но и иные оковы и "векторы" самоублажания человека. Расширяя таким, подобающим образом эту категорию, мы и увидим, что "мир во грехе лежит". Кроме Мамонки, однако, есть и более тонкие и подвижные влияющие "отрицательные факторы"... Как-то слабовато поэтому поставлена проблема статьёю.
Вопрос к данному автору и модераторам:"Многочисленные, разносторонние, разноглубинные комментарии к материалам РНЛ как-нибудь используются или хотя бы синтезируются или это лишь выпускание пара?" Прошу ответить конкретно!
56. тимофей : Вервь карающая в священной руке
2010-09-03 в 15:03

Наверное последней каплей в жажде расправиться со Христом была Его священная расправа во храме с торгующми и их хламом. Тогда, глядя на праведную ярость, его испугались и здоровячки-бульдоги, коих сейчас пруд пруди. Такого уж вся эта мрачная машина "социума" терпесть не стала, да и повод появился, хоть и прикрываемый...
55. Аноним : Дорогая машина священника перегораживает путь к храму?
2010-08-21 в 09:57

«Если машина мешает приходу в Церковь новоначальных» - утверждение ложное! Сейчас бОльше посещают Церковь в городах, а не в деревнях. Деревенские приходы небогаты , машин дорогостоящих у сельских батюшек нет и , по логике автора, храмы должны быть переполнены прихожанами, которым как на ладони видна жертвенная жизнь священника и его семьи . Однако в большинстве сельских храмов прихожан совсем мало, церкви часто подвергаются ограблениям , а священники – нападениям (я говорю о нашей епархии) - и значит не в машинах дело.
54. Ева : Анатолию(52)
2010-08-21 в 09:28

Уважаемый Анатолий! На безошибочность своих утверждений не претендую и просила за это заранее прощение,вполне допускаю и некую "преграду",о которой Вы вещаете,но только странно,что некоторые из комментирующих тоже остались с некоторым недопониманием ?!
Может все-таки проблема не только в читающих,но и в пишущих статью.
У Вас черным по белому написано:

"Что бы понять где тебя ждут КАК ЧАДО а где КАК ПОКУПАТЕЛЯ...."

Внушаете не внушаете, это на Вашей совести.Но к пониманию того ждут ли в какой-либо церкви как чадо или как покупателя каким-то образом приводите.
Никто ничего не преворачивает,просто выражайтесь понятней...И хорошо было бы научиться отвечать хотя бы спокойно.А то Вы всем тут несогласным уже приписали какую-то" преграду",мешающюю уловить ход Ваших мыслей.Вы же миссионер,вот и будьте терпеливее и выражайтесь ясней.
Спаси Вас Господи!
53. Митрич : А Вы сами...
2010-08-21 в 01:00

А Вы сами-то на "Патриоте" не пробовали ездить? Если у батюшки в штате есть автомеханик или по крайней мере шофер, то они и будут это чудо автопрома поддерживать в рабочем состоянии, а если нет? А вообще-то и так понятно, что ответ на этот вопрос должна давать СОВЕСТЬ самого батюшки.
52. Анатолий : Еве
2010-08-20 в 23:41

Либо я пишу на каком то другом языке, либо в пост у людей перед глазами кто-то преграду ставит!!! Удивительно как легко можно передёрнуть смысл,казалось бы, простых слов. Ну кто вам сказал, что кто-то обьясняет про торговлю???????????????
Я имел в виду то, что дорогая машина у священника не повод не ходить в храм и МЫ ЭТО ОБЪЯСНЯЕМ!!! Это я в шоке...
51. Ева : Анатолию(50)
2010-08-20 в 18:54

"" Что бы понять где тебя ждут как чадо а где как покупателя надо прийти в церковь, и там остаться, в любом случае. ""

Хотела наконец умолкнуть,но эта фраза меня повергла в шок.
А кто на себя берет такое право внушать детям,что в тех православных храмах,где идет торговля их по настоящему не ждут как своих любимых чад,а хотят только совершить с ними куплю продажу? И какой эксперт берется определять уровень стяжательства и качество служения мамоне священниками,чтобы так заявлять о храмах,где нравится не нравится, пока вывешены расценки. Анатолий,Вы меня простите грешную,но не слишком ли Вы сильно замахнулись? Ведь таким поведением Вы отвадите детей от многих православных церквей! Только на основании расценок! И кто за это ответит?!

P.S. Вот поэтому я и не люблю некоторые школы наподобие воскресных.Неизвестно чего только сейчас там не внушается!
50. Анатолий : oniksu
2010-08-20 в 17:39

Это как раз тот редкий случай когда в простой школе есть храм. Так сложилось исторически. И конечно никакой торговли там нет. Именно по этому у ребят есть с чем сравнивать.
А про машины, я имел в виду не дороговизна и крутость машины определяет положение дел на приходе. Я имею в виду торговлю и стяжательство. И это мы пытаемся объяснять в школах. Что бы понять где тебя ждут как чадо а где как покупателя надо прийти в церковь, и там остаться, в любом случае. Для каждого есть место где он почувствует себя желанным и утешенным и прощённым...
49. Ева : 46 Коценко Александр
2010-08-20 в 15:07

"" если машина мешает приходу в церковь новоначальных, то вывод ясен для тех кто призван спасать души""

Я знаю много новоначальных,которых не смущают ни машины,ни расценки.Они даже рады на первых порах подавать милостыню.И делают они не из-за того,что хотят купить любовь такой ценой,а потому что душа требует отблагодарить батюшку или приход хотя бы таким материальным способом.
А вот о том,что машины и стяжательство батюшек мешает ходить и любить Церковь чаще слышу от отмахивающихся атеистов.Или завистливых людей.


""Поэтому машина может быть в данном случае лакмусовой бумажкой "необходимости и потребительства".""
Соглашусь,и это на совести батюшки,как и его желание бороться с собственным тщеславием и корыстью.
Наверное,это борьба с собственными грехами может и послужить примером для своей паствы,даже если она будет происходить и невидимо.Или видимо уже тем,что священник не будет хотя бы жить в роскоши,чтобы никого не соблазнять.
Но вот,что интересно.Приезжают на машинах люди к старцам или монахам нестяжательным,и что многие после этого отказываются от собственного стяжательства? Как приезжают на иномарках,так и уезжают.Не слышат или не хотят видеть? Отчего?
Может потому что грех стяжательства и проблем с этим и у самих мирян предостаточно.Поэтому некоторых и расценки так раздражают.
А так еще раз повторюсь, проблемы есть.Статья, на мой взгляд,в основном правильная.
И обязательно бы вынесла все церковные лавки из храма.Конечно,такая открытая торговля не может не смущать.
Простите великодушно,если в чем-то неправа.
48. oniks : 45.Еве.
2010-08-20 в 14:57

"В Вашей статье дети смущены церковными расценками!"
Сомнительно, что ученики 8-11 классов смущены церковными "расценками".
В этом возрасте люди больше смотрят на цены телефонов, кроссовок, моб. телефонов и карм. расходов, в категорию этой заинтересованности траты на храм детей не интересуют. Или школа - церковная?
47. oniks : Re: В нашей Церкви есть всё для того, чтобы не кланяться мамоне
2010-08-20 в 14:44

"В нашей Церкви есть всё для того, чтобы не кланяться мамоне".
Да, подобное - к подобным: одни - ко Христу, иные - к мамонне.
Анатолию Артюху Церковь - Христос-Любовь, иным - всё ЯКОБЫ РАДИ ХРИСТА.
Собирать деньги ВО ВРЕМЯ богослужения кроме как на "общую свечу" - не любовно. "Успеть собрать" деньги до херувимской, как тут говорят,- это же диагноз "псевдоцерковь". Опытно известно, что такая память на службе о деньгах провоцируется вышестоящим начальством (которому, впрочем, всё равно когда и где их будет собирать настоятель)- и в этом нам тоже всецерковно бы покаяться постановлением соборным, дабы Господа не гневить.
46. Коценко Александр : Еве и Гале
2010-08-20 в 13:49

Никто не говорит, что священство (как белое, так и черное) должно пользоваться лохматой классикой. НО, святые уже в Церкви, и если машина мешает приходу в церковь новоначальных, то вывод ясен для тех кто призван спасать души. Из точки "А" в точку "В" можно добраться и не на премиальных моделях (даже с комфортом)))), покупка премиальной марки авто отчасти плата за тщеславие (правда качество и комфорт тоже присутствует). Поэтому машина может быть в данном случае лакмусовой бумажкой "необходимости и потребительства".
45. Ева : Анатолию
2010-08-20 в 12:14

Спаси Господи,уважаемый Анатолий!

Вы пишите:" И машины здесь, не имеют значения."
Как не имеют значения? У Вас в статье целый абзац этому посвящен.
"Однажды один мой знакомый педагог, читая лекции о нравственности в школе, задал ученикам 8-11 классов 50 вопросов, чтобы определить темы которые их интересуют. Среди прочих был и такой: «Почему священники ездят на дорогих машинах?». К его удивлению он занял первое место по заинтересованности школьников. Почему детей так беспокоит это? После развития темы выяснилось, что большинство учащихся не ходят в Церковь, потому что искренне считают, что их там обманывают, на них наживаются. Откуда у детей такое стойкое заблуждение и протест? Выяснилось, что в 90% мнений на это повлияли цены на товары и услуги в церковных лавках. Конечно это лишь удобная отговорка, несостоятельность которой была доказана школьникам, но... серьёзно задуматься есть о чём.""

Да,есть над чем задуматься.На самом деле дорогая машина может быть соблазном для некоторых,но вот вопрос для кого?Когда мне отвечают почему не ходят в Церковь,и говорят,что у батюшки стяжатели и ездят на машинах,то я понимаю,что это просто "стереотип" атеиста,всячески не желающего идти в Церковь.Ну,кого сейчас можно соблазнить машиной? В больших городах у каждого третьего своя машина.Почему то прихожанам можно ездить на них,а священнику нет,только потому что он должен проходить большие расстояния пешком и трястись в общественном транспорте,чтобы доказать свою нестяжательность и с чистой совестью вещать об этой добродетели в проповедях.Просто абсурд, тем более в наше время.Зная нелегкий труд священника,требующий огромного душевного и физического напряжения отказывать ему в более менее легком транспорте как машина,это несправедливо.Я знаю батюшку,который ездет много раз в неделю служить в храм,который на другом конце города.Общественный транспорт занял бы у него часа 2,на машине он преодолевает это расстояние намного быстрее.И что ж теперь только ради того,чтобы миряне его не заподозрили в стяжательстве отказать ему в машине.Конечно,машины бывают разные.Но даже если и какой-нибудь богатый спонсор подарит ему машину хорошей марки,что ж отказываться от нее?! Мне кажется,нужно бороться уже с этим стереотипом "батюшка на машине" и не соблазнять этим детей,потому что все идет из семьи.Когда мне говорят,а вот у такого-то батюшки такая машина.Я говорю,конечно,нерезко,но суть в том,чтобы не разевать рот на чужое добро,потому что судить батюшку только по машине - это неправильно и нелепо.
В Вашей статье дети смущены церковными расценками! Что ж,наверное,и это справедливо.Но вот, если посмотреть на эту конкретную ситуацию про школьников с другой стороны.Например сейчас игрушки,или какие-нибудь поростковые развлечения стоят больше,чем все цены, сложенные в прейскуранте в церковной лавке,это почему то их не смущает.А почему не учить детей уже с малолетства давать милостыню Церкви? Понемногу, по чуть- чуть внушать,что церковь и приход тоже нуждается в нашей помощи.Не запугивать их расценками,делая акцент на стяжательстве и поклонению мамоне священниками,а с разумом им объяснять.Ведь простите,вымазать все в черный цвет,это проще простого.Но такой простотой мы только будем отталкивать людей от Церкви.Поэтому не удивительно,что некоторые форумчане заподозрили Вас в провокации.Они живут жизнью своих приходов,видят их нужды и когда приходит кто-то и в таких резких выражениях предлагает бороться с мамоной,поселившегося в церкви,хочется сразу конкретики.Название епархий,имен.Хочется примера Вашего борьбы как мирянина с этим злом на примере какой-нибудь епархии.А не просто отговорок.
А проблемы,конечно есть.Что говорить.
Но давайте о них будем говорить,а не закатывать истерику или отговариваться лозунгами и заезженными стереотипами,заимствованными у недугов Церкви.
Простите и не обессудьте.На безошибочность своего мнения не претендую,может чего и не до понимаю.Храни Вас Бог.
44. Анатолий : Еве и Гале
2010-08-20 в 03:54

Уважаемая Галина, успокойтесь, Вы не знаете меня что бы делать такие выводы. Вы не знаете ситуацию в частности о "моём приходе". Те примеры которые я привёл произошли и, увы,происходят, не на МОЁМ прижоде. У Вас бурная фантазия. На том приходе где служит мой духовник, таких безобразий нет. И находится он не в Гатчине. Вы же не задали вопрос, вы уже нарисовали себе картинку,но она не верная. Вы видимо очень хороший человек, надеюсь я в своих предположениях не ошибаюсь, но что бы такое писать надо хотя бы немного знать меня. Я прошу прощения, что в пост Вас так разозлил. Но не стоит путаться и путать других. Мне приходиться быть на разных приходах и общаться с разными священниками в Петербургской епархии и не только. И поверьте, со священниками мы говорим именно о тех проблемах которые мешают людям приходить в Церковь. И о деньгах и о кирпичах и о детях и о том что многие священники молчат, когда от них необходимо слово. Или вы думали я по храму с записной книжкой хожу что бы потом опорочить, сор из избы вынести? Покажите то место в статье, которое дало Вам повод так написать..."что именно для красного словца не пожалели и отца. Ведь как образчик греховности, нечестности, стяжательства и неблаголепия Вы выставили СВОЙ приход." Не удлинняйте свою исповедь из-за моей статьи, у неё другая задача, - призвать людей, на всех приходах СТРАНЫ где есть дух торговли а не любви, принять меры к его уничтожению. И машины здесь, не имеют значения.
43. Ева : Галине
2010-08-20 в 00:28

Уважаемая Галина,не слушайте Изгоева про тайм аут,пишите обязательно.Согласна и поддерживаю Вас полностью.
Спаси Вас Господь!
Правильно, нынешняя паства в основном инфантильна,и ничего в принципе делать самостоятельно не хочет.А если вдруг кто-нибудь проснется и захочет поругаться на весь белый свет.Виноватыми находят только священников,как буд то миряне здесь ни причем.
Если не хотим подавать милостыню и помогать Церкви,так что разевать рот на машину батюшки.Со своей не бойсь пылинки сдуваем.
42. Галя : Re: В нашей Церкви есть всё для того, чтобы не кланяться мамоне
2010-08-19 в 23:32

Да ведь Патриарх призывал бороться с пороком, а не срамить направо и налево по всякому подозрению. И ощущение от Вашей статьи, будто МЫЛА наелся, не по поводу Вашей правды-матки, а именно от того, что именно для красного словца не пожалели и отца. Ведь как образчик греховности, нечестности, стяжательства и неблаголепия Вы выставили СВОЙ приход. А Вы-то сами там только созерцатель за приходской жизнью? Только записываете в кондуит чужие грехи, чтобы глобальные выводы потом делать? Ведь если бабушка просто не "вписалась" до Херувимской когда-то, то зачем писать так, будто сбор пожертвований у вас ВСЕГДА только так и делают? А если и так, почему с батюшкой не поговорили об этом, а сразу в газетку тиснуть? И об оплате за Соборование - то же самое. Конечно, какого-то результата своей публикацией для себя и своего прихода Вы добились: Вас будут сторониться, будут о Вас шептаться по углам, будут бояться. Безусловно, не будут ходить по храму во время Херувимской, и не будут взымать деньги за Соборование. Но ведь этого можно было достичь и бескровно. То, как Вы "боретесь", очень напоминает как раз методы, использовавшиеся в СССР. Много в то время было "комсомольских прожекторов", "крокодилов" и пр. с такого же рода правдой. Кстати, в то время была все же одна хороная фраза: не надо бороться за чистоту, надо подметать улицы.
А о неблагополучиях на приходах мы должны говорить откровенно, Патриарх прав, тут и возразить нечего. Надо подходить после службы к священникам, говорить о безобразиях, которые запроста могут разрушить церковную жизнь на приходе, можно и свою помощь предложить. И не стесняться претензии пред'явить и самому священнику. Почему нет? Если нет результата - обращайтесь к благочинному и т.д. И это будут конкретные претензии, которые должны решаться прямо на месте и практически сразу. А не вынашивать их месяцами, чтобы разродиться обличением в СМИ.
Александру Изгоеву: конечно никто не безгрешен. Об этом и речь, чтобы не выставлять чужие приходские грехи напоказ, а ПРАКТИЧЕСКИ помочь с ними справиться. Никто, кроме самих прихожан этого не сделает.
41. Александр Изгоев : Галя (37, 38)
2010-08-19 в 11:32

Уважаемая Галина!
Мир Вам!
Вы, наверно, во многом правы. Но...если сможете, то постарайтесь, пожалуйста, взять небольшой тайм-аут: ведь никто из человеков не безгрешен.
И аз грешный постараюсь. Но пока, как видите, плохо у меня получается.
:о)

А во время поста лукавый еще сильнее нападает на желающих спастись...

Простите.
40. Анатолий : Гале
2010-08-19 в 10:03

Спаси Вас Господь! Всё Вы правильно говорите. И Бабушки не причём и "мел во рту" от таких статей. Только с одним не согласен, - это не компромат. Нас так приучили во время СССР что написал правду, сразу опорочил и оболгал. Полчается Когда Патриарх публично призывает бороться с негативными явлениями в Церкви, он подставляет церковь. Повторюсь. Моя задача не оболгать или скомпроментировать, а призвать людей к тому чтобы незамалчивать и покрывать стяжательство, которое, увы есть!!! А то что смущаю, простите, но я это не для иудеев или мусульман писал, это не их дело, это наша болезнь, и уё надо не замалчивать, а залечивать. Без фанатизма.
39. Люмпен : Коценко А., 36
2010-08-19 в 01:31

"Подарили, продай купи скромнее" -- отказываться от милостыни -- грех. Даже если эта милостыня выражается в новой модеои немкцкого автопрома.
"хороший джип просто необходимость" -- в епархиях, где это тк, т.е. нет хороших дорог, рекоендую приобретать продукцию ульяновского автозаволда (лучше бы было "Симбирскгого") по названием "Патриот". И недорого, и по-настоящему. Т.е. настоящий внедорожник, а не какой-нибудь там "паркетник".
38. Галя : Re: В нашей Церкви есть всё для того, чтобы не кланяться мамоне
2010-08-19 в 01:00

Вот еще о чем забыла упомнит. О сборах пожертвований по ходу службы. Обычно это делают или во время Литургии оглашенных, т.е. перед Херувимской, или во время Просительной ектении перед Отче наш. Скорее всего бабуля с подносом не успела обернуться до конца Литургии оглашенных. У нас такое бывало: тесно. Бабули, как правило, останавливаются, и ждут окончания Херувимской, а потом на последующей Просительной ектении заканчивают сборы пожертвований. Но вот некоторые прихожане как раз не очень-то дожидаются окончания, а стараются или сами, или через соседей передают деньги на поднос. Впрочем, как и свечки к подсвечникам. И время от времени батюшкам приходится напоминать в своих проповедях о правилах поведения. Но это забывается.
Когда народу много это почти неизбежно. Даже при 3-х бабулях, как у нас. Но это не со зла или от цинизма, как думает автор статьи, а от их физической немощи.
Такое же может случиться и если это делать на Просительной ектении. Но тогда можно не успеть до Отче наш.
37. Галя : Re: В нашей Церкви есть всё для того, чтобы не кланяться мамоне
2010-08-19 в 00:06

Не дает мне покоя эта статья. Вот еще раз перечитала. Вроде бы все гладко написано, с гражданским пафосом, а ощущения во рту оставляет, как-будто мыло ел. Прочитала биографию автора, и совсем расстроилась. Понятно же, что человек имеет возможность обратиться с жалобой и к благочинному, и, наверное, в епархию, видя непорядки, как я поняла, в его ж родном приходе (или в ближайшем от него) в Гатчине, но "копил компромат", чтобы уж сразу глобально треснуть обличением по пороку. Резануть правду-матку. Но ведь и Хам не солгал своим братьям о отцовском непотребстве, а виш, что вышло-то.
Кто спорит, что вымогать на Таинство - мерзко. Но вот человек пришел в храм на Соборование, и столкнулся с таким вот безобразием. Что бы сделал обычный человек, православный, но не миссионер? Сужу по себе, что бы я сделала. Ну, раз я здесь соборуюсь, значит и исповедываться здесь же буду. Так ЧТО меня удержит от того, чтобы задать вопрос священнику на исповеди, о своем смущении в случившимся обстоятельстве? Да ничто! И, скорее всего ответ бы мне дали. А вот не понятно, говорил ли автор со священником. Скорее всего нет. Иначе мы бы из статьи узнали. И даже если это чужой приход священник всегда доступен. Но нет, надо накапливать информацию. А может он знает ответ, но тот был дан не ему, а кому-то другому, и формально ничто не препятствует выставить на позорище приход и священника.
А ответ мог быть очень скучным и банальным: усердие не по разуму "записатора". И не говорите мне, что это редко бывает, сама грешила. Не в подобном, так в чем-то другом. Не зря же вспоминают разбитый лоб дурака.
Да, бывают корыстолюбцы не только среди музыканто или бизнесменов, но и среди священников. Среди апостолов вон Иуда был. Другой миссионер, например, сказал даже, что соотношение честных и не честных священников такое же, как и в апостольские времена. Ну а с нами, мирянами, все впорядке? Здесь, наверное, соотношение в лучшую сторону?
Наверное. Иначе зачем такую статью в пост писать.
36. Коценко Александр : Re: В нашей Церкви есть всё для того, чтобы не кланяться мамоне
2010-08-18 в 22:25

Лучший пример ребенку не слова, а дела отца в т.ч. и духовного. Как можно учить тому, что сам не умеешь делать?
Недавно на РНЛ было интервью с владыкой одной из епархий, где он говорил что хороший джип просто необходимость, судя по названию епархии несомненно. Когда угоняют мерседес галедваген у настоятеля московского монастыря это уже справедливость. Все относительно. Подарили, продай купи скромнее (по необходимости), а помогать у нас есть кому.
35. Галя : Re: В нашей Церкви есть всё для того, чтобы не кланяться мамоне
2010-08-18 в 20:05

Свечкодую 32. Не представляю, как можно использовать тестораскатывающую машинку при выпечки просфор, но вот электромесилку для просфорного теста очень даже знаю и горячо одобряю. Некоторые не знают, каким тугим должно быть такое тесто, и как много его должно быть, и как потом неделями руки болят и спина, когда делаешь это без месилки. Мы на месилку отдельно собирали деньги. А если малая механизация в церкви не приемлема, то наверное, и вода из водопровода не подайдет,наверное, (а такую, кстати, и на Богоявлении освещают), и газовые или электрические духовки не подойдут? И почему электрические паникадила плохи? Я не представляю, как их можно заменить свечным освещением, да и зачем? чтобы воск капал с потолка на людей? Не надо доводить все до абсурда. Свечи, зажигаемые перед иконами, символизируют нашу молитву. Но поимимо света от свечей есть еще и просто светильники. И лучше если они не коптят. Отвергать такие удобства на том основании, что в первых веках христианства их не было... А откуда известно, что если бы были, то их не использовали бы в церкви? Потому, что праотец Авраам их не знал?
34. Aатолий : Марине Калине
2010-08-18 в 17:34

Вы внимательно прочитали слова Патриарха Алексия в начале статьи? И что это за постановка о смущении паствы? Милиционера не могут смущать преступники - он на службе. А вот если он берёт взятки - это для многих соблазн. Сделать выводы что я подставляю церковь могут только люди с больным воображением. В церковной жизни есть проблемы и болезни. Задача заняться самолечением, коль мы считаем себя Телом Христовым. Если бы я сидел в кустах то и статьи бы не писал, и этой полемики бы небыло. Из всех моих знакомых священников, а их достаточно много, почти нет сребролюбцев, но проблема о которой я писал в церкви есть, и это не только моё мнение (читать начало внимательно). И её надо решать,а не устраивать итерику с сылками на гонения. Врядли Вы знаете как себя поведёте в случае гонений. Или Вы свою меру подвига уже определили? Тогда поделитесь с другими...
33. Ева : Свечкодуй(32)
2010-08-18 в 14:09

"" матушка не одобрит""

Ну,вот уже и до матушек добрались.Как глава семьи скажет,так тому и быть.
32. Свечкодуй : "Не должен духовный пастырь жить сытно."
2010-08-18 в 13:41

Правильно, и в храме доложны гореть свечи, а не электрические лампочки, а машинка для раскатывания теста в просфорной - вообще нонсенс! "Отец Евгений полностью прав. Читаешь таких священников и душа радуется," жаль только, матушка не одобрит.
31. Люмпен : Ирине Калина, 29
2010-08-18 в 13:16

"Анатолий, кто на этой войне? , дезертир , отсиживающейся в кустах, и работающий на неприятеля?!" - лично мне кажется, что автор написал статью без всякой задней мысли, просто непонимая, что делает подарок разного рода врагам Церкви, давая повод для хулы на клир и священноначалие.
Может у него и был неудачный опыт, но случаи-то это единичные на всю Церковь.
30. Люмпен : Галя, 27
2010-08-18 в 13:12

Храни Вас Бог Галя, Ваше мировосприятие кажется абсолютно правильным. Только позволю себе, недостойный, сделать одну маленькую ремарочку. Указатель примерного размера пожертвований, который висит в большинстве Храмов рядом со свечным ящиком ни в коем случае нельзя называть прейскурантом. Свечи, предлагаемые в храмах не являются товаром и внесение пожертвований за них не является актом купли-продажи.
Странно, что это прекрасно понимают, например, налоговые органы, но не понимают (или не хотят понимать) некоторые особенно продвинутые православные.
29. Ирина Калина : Кто в Церкви воин Христов?
2010-08-18 в 12:14

Миряне и священники суть одно тело Христово, поэтому говорить о стяжательстве только священников - неправильно и , как здесь уже кто-то заметил, провокационно. Кроме того, священников НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ НЕИЗМЕРИМО БОЛЬШЕ , в разы! , чем тех, кто смущают паству своими богатствами.

Анатолий (сообщ.20) пишет «... у нас сейчас идет война и священник воин Христа». Хотелось бы спросить, а Вы , Анатолий, кто на этой войне? , дезертир , отсиживающейся в кустах, и работающий на неприятеля?! - чтобы если что , например, гонения на Церковь, сказать : « Я что-о-о? Священники виноваты...» - и эмблемка подходящая (смотрите статью) уже готова.

P.S. Это закономерность какая-то – о стяжательстве в Церкви пишут люди, не отказывавшие себе в утехах мира сего... На это раз цепочка такова: музыкант (18 лет)- предприниматель (7 лет) - 2007 год-поступил на миссионерские курсы – 2010 критикует стяжательство в Церкви.
28. Сергий Агапов : 4. Тимоха : мы виноваты
2010-08-18 в 10:46

Увы, уважаемый Тимоха, ваши пожелания вряд ли выполнимы. На РНЛ уже не раз пробовали обсуждать подобное, но каждый раз мешает какая-то преграда.
http://www.ruskline....tvym_chlenom_cerkvi/
27. Галя : Re: В нашей Церкви есть всё для того, чтобы не кланяться мамоне
2010-08-18 в 06:42

Как правильно сказал один из посетителей форума, марка автомобиля у священника интересует только людей вообще не ходящих в церковь.
У нас в городе маленькая церковь, но прихожан такое число, что поясной поклон трудно сделать: обязательно упрешься в стоящего впереди, причащают из 2-3 чаш, только детей до 40 человек каждое воскресение. Служат, кроме настоятеля, в разное время 2 протоиерея, 2 иеромонаха, а также несколько иереев. Конечно же не все одновременно. И знаете, сколько лет хожу, но ни разу не пришла идея разузнать, а на чем перемещаются наши батюшки? Вот прочитала беседу на эту тему здесь, и решила спросить других прихожан, кого знаю много лет, об этом. И никто мне не смог ответить. Да мы как-то и не думали об этом. ходим, как правило, за другим в церковь. Кстати, саму церковь построили исключительно на деньги двух спонсоров - иначе не было бы никакой церкви в городе. Прихожане у нас с разными доходами (это же сразу видно), у кого-то дорогие иномарки, у кого-то только две ноги (у меня). Но если узнаем, что у наших батюшек есть автомобили, у тех, кому можно их иметь, будем очень рады. Значит можем содержать церковь. Мы стараемся, чтобы и облачение у батюшек было достойное, и церковь стараемся украшать. И вообще, чтобы не хуже других выглядеть. Ведь это все для Господа.
А прейскурант на требы и свечи у нас весит, и слава Богу. Свечи у нас можно купить от 3 до 50 рублей; записки (принимают толко заказные) по 20, при этом без ограничения на количество поминаемых имен; венчание, крещение и отпевание от 300 до 600 рублей. Дешевле всего - отпевание. Но могут и бесплатно. Не знаю, может я оптимистка, но мне не кажется большой суммой такие траты. Правда, я не собираюсь второй раз креститься или венчаться. А если кто-то и третий раз... Я его понимаю.
А батюшки наши есть и худые, есть и полные. Кому какую комплекцию дал Господь, тот такую и носит. Спортсменов среди нет.
26. Люмпен : Еве, 23
2010-08-18 в 06:38

Священик может быть профессионалом, может быть, так сказать, не очень.
Но профессионализм священика, батюшки, в отличие от мирских профессий не сводится только лишь к набору определенной сумы знаний. В нем большую роль играет духовная, надмирная, или, если хотите, сакральная составляющая. Об этом и ответ о. Евгения, п. 22
25. Люмпен : О. Евгению, 21
2010-08-18 в 06:35

Спасибо за ответ, батюшка!
Просто сытость я понимал в более широком и абстрактном смысле. Ход Вашей мысли теперь мне понятен. Другое дело, что статья написана, хоть и искрене скорее всего, но все же дает повод для провокативных заявлений. Пример тому -- "наезды" на архиереев на этом форуме. Только это я и хотел сказать в своих постах.
24. Тимоха : мы виноваты
2010-08-18 в 03:05

Виноваты в "ценниках" мы сами потребительским отношением к Церкви в течение последних 20 лет .
"Мое дело маленькое - помолюсь о СВОЕМ и ближних здоровье и домой" - вот моя психология и наверное еще многих.
Церковь так и не стала нашим домом за которое болит душа и перед которой мы все имеем долги . Если она наша Мать , то мы ее должны как выросшие чада содержать . Не десятками в поднос , а узнать сколько нужно вообще нашей общине , сколько постоянных прихожан , поделите затраты на содержание священников , здания и т.п. на количество прихожан и узнаете сколько вы ДОЛЖНЫ ежемесячно приносить в храм . Да еще и с учетом , что части людей в общем то и принести нечего . они бы и сами получили бы помощь от общины -больные , старые и т.п.
Надо содерджать свой храм , тогда и записки и требы будут "по желанию" , если мы содержим храм , то священник получающий от нас зарплату не купит себе мерс , прекратятся злоупотребления иудины с кружкой . Община станет самостоятельной и не будет гнутся под каждым ветром "сверху" .
Но для этого нужна ответственность и желание не только взять , но и дать .
Вообще каждый храм ДОЛЖЕН принадлежать юридически не абстрактной Патриархии , а конкретной общине, которая в нем молится и живет церковной жизнью .
23. Ева : Люмпену
2010-08-17 в 23:14

Вы рассуждаете слишком приземленно и рационально.У Вас даже священник - это просто профессионал.

Отец Евгений полностью прав.Читаешь таких священников и душа радуется,не так страшно за матушку Церковь.
Спаси Господи!
22. Люмпен : Анатолию, 20
2010-08-17 в 23:08

Лучше бы вместо лозунгов, что-нибудь конкретное сказали. Вопросы-то я конкретно сформулировал. 2тебе типа, не понять" и "не для средних умов" -- так то не ответ.
21. о. Евгений : Люмпену
2010-08-17 в 22:56

Если Вы знакомы со Священным Писанием, то можете вспомнить у ап. Павла: "плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся" (Гал.5:17). Неужели это требует разъяснений? Все же предельно ясно. Вы знаете, я достаточно долго служу, мне скоро 60 и совершенно ответственно могу Вам сказать, что в сытом состоянии духовность просто "падает". Простите, приведу грубую аналогию: даже очень способный спортсмен с наполненным желудком не покажет хороший результат. Сытый, материально перегруженный пастырь теряет чуткость, бодрость духа, проницательность. Поэтому (поторюсь) все настолько очевидно, что повода для спора вовсе нет.
20. Анатолий : Война
2010-08-17 в 22:25

Люмпену не понять, у нас и сейчас идёт война и священник воин Христа. Люмпен должен понять у нас Православных всегда форсмажор. Или у нас нет стихийных бедствий??? Люмпен, послушайте батюшку, он знает....
19. Люмпен : о. Евгению, 16
2010-08-17 в 21:46

"Не должен духовный пастырь жить сытно." -- Но почему? Объясните, батюшка. М. б. Вы хотели сказать: "не должен жить в роскоши". Тогда понятно и правильно.
"сытый голодного не разумеет" -- кто-то может и не разумеет. Но разве не в этом состоит профессиональное, так сказать, мастерство пастря, чтобы разуметь и сытого и голодного, в т.ч. глодного духовно. И от совственной сытости это никак не зависит.
"когда народ бедствует, духовный ПАСТЫРЬ не может быть сытым." -- Это понятно для форс-мажорных обстоятельств, война там, или стихийное бедствие. Но в обычной жизни тоже всегда кто-то бедствует. И что же, пастырю под них подстраиваться? А если да, то под кого? У кого щи пожиже или у кого жемчуг мелкий? Ведь и те и другие считают, что бедствуют
18. Люмпен : Анатолию, 17
2010-08-17 в 21:37

"Люмпену не понять, к чему призывали Патриархи". -- Может и не понять. Но мне кажется, Патриархи призывали к нестяжательству. Но стжаельство-то где. В цифирьках у свечных ящиков? Но это не ценники не в коем случае, ибо если так, то и налоги надо платить и ассовые аппараты ставить и т.п.
"нашего лукавства и стяжательства, новоначальные отворачиваются от Церкви -- так в чем оно проявляется? Не в бабушках же с подносами, собирющих пожертвования.
17. Анатолий : Люмпену
2010-08-17 в 21:16

"Да подобные статьи и, особенно, коментарии к ним и есть неприкрытая антицерковная пропаганда." Подобные коментарии - это антицерковная прпаганда! Люмпену не понять, к чему призывали Патриархи. Из-за нашего лукавства и стяжательства, новоначальные отворачиваются от Церкви, а люмпены им помогают!
16. о. Евгений : о сребролюбии
2010-08-17 в 20:54

Не должен духовный пастырь жить сытно. Не должен. Ибо, как помним, сытый голодного не разумеет. Слишком много жатвы духовной, чтобы обременять себя дополнительными материальными заботами. Дискутировать просто не о чем. Конечно, священник не должен с семьей голодать, но сытость еще страшней. Договориться с собой, уговорить себя, что де "вот все эти вещи необходимы для нормальной жизни" всегда можно. "Ум надмевает", как пишет апостол. Цепляться и правда все равно будут, недостатки всегда есть, но, когда народ бедствует, духовный ПАСТЫРЬ не может быть сытым. Просто не может!!!
15. Люмпен : Филимонову, 12
2010-08-17 в 20:43

Да подобные статьи и, особенно, коментарии к ним и есть неприкрытая антицерковная пропаганда. Ведь пожертвования -- зачастую единственный источник дохода для прихода (простите за каламбур), а цифирки около свечного ящика, коорые не являются не тарифом и не прейскурантом! -- лишь ориентируют прихожан на размер этх пожертвований. Или быть может уважаемый автор в каком-либо храме кассовый аппарат видел? Вот когда увидит, тогда можно будет говорить и прейскуранте и о "ценах на обрядовые услуги".
Что же касается дорогих авто, то тут действительно важен источник их происхождения. Если, например, настоятелю подарили 600-й МЕРС, то что, отказываться что ли? Хотя порекомендовать дарителю истратить данные средства с большей поьзой для прихода можно было бы. Если же батюшка сам покупает автомобиль (атрибут безусловно необходимый) то тут конечно от доходов зависит
14. православный : мелковато
2010-08-17 в 19:40

Очень важная тема, но затронута явно мелковато, по пустякам.
13. Иван Прокофьев : 12. Филимонов :
2010-08-17 в 17:25

Не в "ценниках" дело, а в отношении пастырей к этим "ценникам". Покуда будут воспринимать как тарифы, и недоверие будет умножаться в геометрической прогрессии.

Потому что на вопрос, "что сделать
мне, чтобы иметь жизнь вечную?", снова и снова отвечают: "пожертвовать 500 рублей и купить в лавке крестик".
12. Филимонов : Re: В нашей Церкви есть всё для того, чтобы не кланяться мамоне
2010-08-17 в 17:02

"нарастающее недоверие народа к пастырям" - элемент антицерковной пропаганды и ее желаемая цель. Десятки лет в храмах были ценники, а про "нарастающее недоверие" только сейчас заговорили; с чего бы это? Я отнюдь не сторонник коммерциализации церковной жизни; но то, что значение этого многократно преувеличивается - очевидный факт. Не будет ценников, так скажут, а чего это у вас купола золотые... ну и так далее.
11. Иван Прокофьев : 6. Булгарин :
2010-08-17 в 15:39

Тариф - вынужденная и вовсе не обременительная мера. 250 руб за крещение кажется вам дорого? А два раза пообедать в кафе за те же деньги?


Тарификация или добровольное пожертвование. Каждый священник делает выбор. В нашей епархии многие склонились в пользу тарификации. Отсюда - "венчально-крестильные потоки" и нарастающее недоверие народа к пастырям.
10. Иван Прокофьев : авто
2010-08-17 в 15:33

Пока некоторые деревенские батюшки не знают, чем прокормить семью; пока на все иницативы по миссии и катехизации из епархий и Патриархии слышится ответ: "денег нет"; пока нищих гонят от храма, чтобы не смущали "захожан" - я буду считать элитные автомарки священников предательством по отношению к Церкви.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме