И что нам делать - каждому из нас, сегодня (вчера!), чтобы она не погибла?
И можем ли мы еще что-нибудь сделать?
И на что есть воля Божия (главный вопрос!)?
Только на внутреннюю, духовную работу?
Или и на внешние, активные, может быть и решительные действия (если еще не поздно)?
Когда-то, в феврале 1993 года, по благословению митрополита Иоанна (Снычёва), мы поехали в Сусанино под Петербургом к блаженной Любушке со своими вопросами. Я задал ей и такой вопрос:
- Чем же помочь нашей матушке России?
Она ответила:
- Никто не поможет. Только Бог. Надо, чтобы священники молились.
Я, правда, перед этим спрашивал ее о своем священстве. Она промолчала (решай, мол, сам, в своем сердце). А потом ответила вот так.
Возрождение России, как было предсказано святыми отцами, могло произойти в 1947 году...
Какое важное, глубокое это слово у Бога здесь - могло. Господь хотел, Он всегда хочет только блага людям. И всегда, постоянно в этом им помогает. Но, по непостижимой Своей премудрости, ради блага людей (всегда и неизменно), дает людям иногда большую свободу. Так ребенка, когда его учат ходить, отпускают понемножку, чтобы крепли его ножки, чтобы он сам начал на них держаться без поддержки, чтобы он, наконец, шел сам. А он сделает несколько шагов - и падает. Ему говорят:
- Ну, ничего, ничего, вставай, пойдем еще раз, теперь уж сам пойдешь. Старайся...
В 1947 году полного возрождения России традиционной не произошло - хотя многое говорило за то и делалось именно в этом направлении, причем сверху, прежде всего самим И.В.Сталиным.
Тогда, кажется, весь строй, дух, стиль, нравственные устои общества, школа, армия - все возвращалось к дореволюционным традициям.
Отставало одно - главное! - вера в Бога.
И тут многое было сделано. И все-таки возврата к вере всего общества тогда не получилось. Хотя и Сталин, видимо, этого хотел. А потому и истинного возрождения страны - России - такой, какова она есть, сама по себе, не произошло. Начались новые безбожные гонения.
А ныне?
Исторический шанс на возрождение России тоже явно был. Уже двадцать лет назад, даже больше... Может, он прошел? Проходит?..
Опять не хватило сил? Не хватило решимости? У кого-то? У всех вместе? У меня?..
Тогда, может быть, у Сталина (очень осторожного)? Хотя и так к нему как к человеку невероятно завышены требования в истории (в официальной пропаганде - намеренно). Он и так сделал в нашей истории, можно сказать, невозможное - да без помощи Божией это и было, конечно, невозможно - недаром Великая Отечественная война закончилась на Пасху, в день Великомученика и Победоносца Георгия. А куда же еще с него одного спрашивать?
А вот с нас, может быть - нет, наверняка - спросится: явно же был (еще есть?!) шанс. А вы что сделали? Каждый - что мог и чего не мог? Нет, хотя бы то, что явно мог, реально мог - сделал ли хоть это? Ведь из решимости единиц все и складывается. И не из миллионов именно, а из единиц - мы знаем это из Священной истории. Сделали ли все возможное - и невозможное, но возможное с помощью Божией при нашей решимости - для того, чтобы Господь, видя даже только эту нашу решимость (как Он, видимо, видел решимость, любовь к России, желания блага ей, а не себе Сталина, многих других русских людей во власти, в армии, а то и принимал их молитвы), совершил новые и новые чудеса и не посек Россию, как безплодную смоковницу, как опасался святитель Тихон в 1918 году. Но он и молился тогда о даровании нам «мужей силы и разума».
Чего же у нас у всех не хватило? Где мы недотянули? Почему не дошли в этом, главном, «до Берлина»?
В 1945 году дойти до Берлина оказалось легче, чем в 1947-м - до традиционной России!..
Так почему? Чего не хватило?
Не хватило покаяния?
Остановились, войдя в храм - и успокоились? Решили, что это уже всё? Перестали трудиться над собой, над своей душой?
Да, из комсомола, из профсоюза, из партии выйти душой не так просто, как выбросить партбилет. Перестроить душу на евангельский строй труднее, чем квартиру.
Как говорил Терентий Семенович Мальцев, «из крестьянина-то колхозника легко было сделать, а из колхозника-то крестьянина - потруднее». И еще говорил: «Развратиться-то легко, а обратно-то - потруднее».
Господь - дал, а мы не взяли?
И до сих пор не берем?
Не хотим? Не знаем, как? Не умеем? Силы не хватило? Характер испортили оцепенелые годы? Не просили, не просим сил у Бога? У Бога всего много, сил хватит на всех - да мы просить не навыкли?
Не было Промысла Божия на то, воли Его?
Чего не хватило в 1947 году?
Веры, видимо, не хватило.
Не хватает ее и теперь.
Не хватает всем нам.
Обаче Сын Человеческий пришед убо, обрящет ли си веру на земли? (Лк. XVIII, 8). Верую, Господи, помози моему неверию! (Мк. IX, 24).
Господь явно чего-то ждет... Медлит... Ударяет в наши сердца новыми и новыми скорбями... Уже и дети гибнут - чье сердце не дрогнет?! Уже не на что надеяться по-человечески, ни на что: ни на князи, ни на сыны человеческия (Пс. CVL, 3). Уже нет ничего прочного материального, уже Россия в воздухе, даже не на волоске, висит, ни на чем, идет по воде давно, и как живет, как жива еще, никто опять понять не может...
Чего же Господь ждет?
Ждет - от нас...
От кого же еще?!
От меня (как ни странно).
От моей молитвы, моего покаяния, моей любви к Богу, к России, к каждому человеку, к каждому бомжу, пьянице, наркоману, развратнику, предателю Родины (Отче, отпусти им: не ведят бо что творят - Лк. XXIII, 34). Иначе зачем Господь всем им попустил бродить по нашим улицам и подъездам? Зачем вылезло, выперло все это зло? Просто так? Мама моя (Царство ей Небесное) говорила: «Просто так только вороны каркают» (а русские вороны, поди, тоже не просто так).
Да нет, не только к ним - к жене, к дочери, к прихожанам, к отцу духовному... Всё важно! Всё - жизнь! Или смерть... Жизнь России. Или... Жизнь каждого человека. Вечная жизнь. Или...
Для этого и даны или попущены нам все эти обстоятельства - чтобы мы в них поступали по-Божьи, делали каждый раз - в большом и малом, даже в мыслях - как Ему угодно. И тогда - спасение.
Слава Богу за всё! За долготерпение. За Россию. За ее великую историю (не нужно другой!) За ее великих людей. За веру Православную («Какие вы счастливые, что вы - верующие!» - говорил отец Николай Гурьянов).
Все святые наши сродники, простите и паки и паки помолитесь за нас, совершенно недостойных этих ваших молитв!
Матерь Божия Державная, спаси Землю Русскую!
Слава Богу за нашу надежду, которой давно живем. За скорби, которыми Он нас питает, кует (по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского). За то, что спать не дает...
Да будет Его святая воля в России! В каждом из нас.
Дай, Господи, сил творить Твою святую волю.
И прости за отступление от Тебя - всегда, во все дни жизни, и часы, и минуты.
И не остави нас сирых. Не отступи от нас.
И вразуми.
И еще потерпи.
И спаси.