Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Падение авторитета Сербской Церкви

Павел  Тихомиров, Русская народная линия

Епископ Рашко-Призренский Артемий / 11.12.2010

В современном сербском обществе стремительно падает авторитет Сербской Православной Церкви. И дело, разумеется, не только в трехэтажных коттеджах приходских священников и соответствующих жилплощадям марках автомобилей. Хотя и это тоже не добавляет уважения к церковнослужителям. Но раньше - во времена святейшего Павла - весь этот «люкс» воспринимался обычными людьми не как правило, но как досадное исключение - ибо в качестве эталона был патриарх-аскет, - то теперь ситуация иная.

Однако, речь в предложенном Вашему вниманию материале об ином.

Безобразные разборки вокруг владыки Артемия выставили СПЦ на посмешище и дают поводы ищущим их.

О самом скандале, его персонажах, о заинтересованности сербофобов в расколе Церкви и падении авторитета Православия сказано уже немало, но кое-чего, все-таки, русский читатель не знает.

У нас, в России, до недавнего времени не было обычая выносить сор из избы, а вот в обществах, более нашего преуспевших с перестройкой и гласностью, ситуация иная.

И в Сербии «мочат» православных епископов не одни только тамошние познеры да невзоровы, но вполне уважаемые и авторитетные архипастыри.

Самыми скандальными публичными заявлениями в адрес владыки Артемия были выступления бывшего епископа Захолмско-Герцеговинского Афанасия (Евтича) и Митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича).

* * *

Так, бывший епископ Захолмско-Герцеговинский Афанасий 23 ноября на сайте www.spc.rs к обычно приписываемым еп. Артемию обвинениям в организации преступного синдиката, занимавшегося растратами и хищениями в особо крупных размерах, добавил обвинение в... организации покушения на священника Срджана Станковича.

Бывший епископ Захолмско-Герцеговинский Афанасий утверждает, что в 2006 году сотрудники еп. Артемия «стреляли в... Срджана Станковича, в его детей, и в попадью».

Речь идет о покушении, которое было совершено Бояном Дисичем, однако нет доказательств того, что этот человек действовал в соответствии с инструкциями еп. Артемия.

Обозреватель сайта «Борба за веру», комментируя этот выпад, пишет следующее:

«За столь тяжкое преступление, каковым является организация и совершение покушения, клирикам - согласно церковным канонам - грозят строжайшие наказания. Почему же расследование не было санкционировано ещё тогда, в 2006? Почему было попущено то, что виновные (еп. Артемий, архим. Симеон и др.) оставались ненаказанными? Почему всё это тянулось на протяжении нескольких лет? Почему вместо сбора доказательств подогревалась атмосфера до того градуса, который должен был соответствовать накалу страстей, необходимого для публичного линчевания упомянутых?

Может быть потому, что согласно 6-му Канону Второго Вселенского Собора, если некто выносит обвинение против клирика, а потом не может этого обвинения доказать, то сам клеветник подвергается наказанию, предусмотренному за соответствующее обвинение?»[1]

Потому-то, грамотные архипастыри и не рискуют подпасть под действие канонов. Иное дело - поработать над фабрикацией «черного PR».

А вот, как на это отреагировала пресса:

«Клан Артемия устроил покушение на попа!»[2]

«Владыка на пенсии Афанасий обвинил низложенного епископа Артемия и его сотрудников в ответственности за попытку убийства бывшего секретаря Рашко-Призренской Епархии, о. Срджана Станковича и его семьи 6 мая 2006 года...

Боян Дисич, осужденный за это преступление перед косовским правосудием, сбежал из Косова, поэтому покушение до конца не расследовано.

Владыка Афанасий, в открытом письме, адресованном Артемию, вспоминает, что покушение было предметом работы синодальной комиссии.

- В первой комиссии, ещё в мае 2006 года, сам, как её член, был свидетелем ругани Артемия с нами, и с Синодом, и с Собором... В то время о. Срджан, будучи ответственным секретарем епархии, начал раскрывать факты финансово-материальных махинаций и растрат, совершаемых всемогущими тогда - и над епархией, и над самим Артемием - Симеоном Виловским и его кумом Суботицким.

Когда Артемию указали на то, что этот террористический акт присущ мафиозному подполью, но неизвестен двухтысячелетней истории Церкви Христовой, то он лишь иронично усмехнулся, как он всегда делает, когда факты предаются огласке», - утверждает Афанасий.

За попытку устрашения священника Боян Дисич осуждён на 2 года и 1000 евро штрафа. Упомянутым вечером он своим автомобилем перекрыл дорогу Станковичу... и выпустил в его направлении несколько пуль.

Согласно свидетельству Станковича, его жизнь и жизнь всей семьи спасло лишь то, что он успел быстро развернуть автомобиль и сбежать. Дело это не расследовано, поскольку Дисич после объявления приговора сбежал из Косова, а сербское правосудие расследованием не занималось. <...>

Низложенный владыка Артемий отказался комментировать обвинения, изложенные в письме Афанасия», - подчёркивает информагентство «Алло!»

Подборка материалов, посвященных вл. Артемию, завершается пожеланием скорейшего предания огласке архивов СПЦ, дабы «познать правду - какой бы она ни была. Лишь так можно очистить Церковь».

* * *

Однако куда больший резонанс вызвало интервью митрополита Амфилохия, данное 23 ноября газете «Курьер» «Амфилохий: Артемий будто «обдолбан»!»[3]

В интервью владыка Амфилохий косвенно подтверждает тот факт, что изгнание Артемия не связано с растратами. Так, на вопрос журналиста:

- Не поторопились ли принимать решение о лишении сана?

Последовал незамедлительный ответ:

- Да, Синод это решение ждал целых 10 лет! Это лишь завершение процесса.

Как говорится, «от избытка сердца глаголят уста».

От оценок воздержимся, тем более что владыка Амфилохий в среде русских православных патриотов по праву пользуется громадным уважением, однако текст интервью стоит того, чтобы ознакомиться с ним и ощутить ту атмосферу, которая нынче царит в Сербии и в СПЦ.

Итак, текст интервью:

Митр. Амфилохий:

- Артемий - это не тот человек, которого я знал 50 лет. Кажется, в него вселился злой дух!

Курьер:

- Вы хотите сказать, что Артемий ведёт себя как околдованный?

- Вы хорошо поняли. Лишь человек, потерявший здравый рассудок, может сделать то, что он сделал. Говоря церковным и духовным языком, его тело не согласовано с духом. Вот, впервые проговариваю эти вещи, но ведь его будто кто-то накачал наркотиками, как и большинство монахов, которые слепо следуют за ним. Не знаю: как иначе объяснить его поведение.

- Что с ним будет?

- Он - монах, и как такового его Церковь и признаёт. Может быть, будет в каком-то монастыре. Но всё зависит от того, захочет ли его кто-то принять. В Шишатовац он больше вернуться не сможет.

- Артемий себя и дальше считает епископом Рашко-призренским?

- Знаете, и Наполеон считал, что царство его, а в конце концов остался и без империи, и без достоинства. Это не значит быть царём.

- Что будет, если монах Артемий покается в содеянном?

- Покаяние исцеляет всякого, и Артемия. Между тем, боюсь, что его духовное заблуждение столь сильно, что может быть поздно.

- Не поторопились ли с вынесением решения о снятии сана?

- Да, Синод ждал этого решения целых десять лет! Это лишь завершение процесса.

- Пытается ли кто-то убедить его изменить решение?

- Я не звал его, но Синод и архиереи только и делали это на протяжении последних девяти месяцев. Знает и Артемий, что его братья архиереи, Собор и патриарх Ириней делали всё, но безуспешно. Остается только сожалеть. Воздействие на него исключительно сильное.

- Кто совершает это воздействие?

- Да, все те, кто мотался с ним последние 10 лет! Когда я это говорю, имею ввиду наших людей, сербов. Тех самых, которые убедили владыку Артемия заниматься политикой. А он для этого не имел слуха, но был чересчур наивен.

- Артемия, судя по всему, очень задело решение о возглавлении епархии владыкой Феодосием. Это следствие личной ссоры?

- Феодосий никогда не вызывал никаких ссор. Он - человек, который исполнил решение Собора, Синода и Церкви и согласился быть епископом Рашко-Призренской епархии. Взвалил на себя великое бремя ответственности. Никогда не говорил грубых слов в адрес Артемия, а помните, что творилось несколько лет назад, когда его публично обвиняли и пытались вышвырнуть из епархии».

Интервью вызвало оживленную дискуссию в сербском интернете. В подавляющем большинстве реплик с той или иной степенью такта высказывалось негативное отношение к происходящему в СПЦ.

* * *

«Церковный раскол для православного народа является одним из самых опасных явлений, ибо расщепляется духовное единство», такими словами известный сербский публицист Владимир Димитриевич задает тон аналитическому материалу, посвященному событиям вокруг владыки Артемия[4].

««Другая Сербия» уже потирает лапки над открытой ракой, в которую собирается положить гроб с надписью «Святосавская Сербия», и торопит гробовщиков, экипированных в тёмно-голубом обмундировании, обляпанном желтыми звёздами», продолжает Димитриевич.

«Мирко Джорджевич, известный своим ватиканолюбием «религиозный аналитик» уже несколько раз - от имени всей «Другой Сербии» - хвалил «метлу патриарха Иринея» и обращение с «непослушным» Артемием.

Наши неприятели знают: почему необходимо расколоть сербскую церковь: она последнее связующее звено, сплетающее воедино всех сербов - вне зависимости от места их проживания. Разорить фундаментальное единство - не такая уж и незначительная цель в геополитической игре, которую черный маг Совета по международным делам З.Бжезинский назвал «Большой шахматной доской». В СПЦ пытаются угасить остатки независимости в образе мысли и в образе действия, отцедить «православное» от «национального», и, в конце концов, отделить сербов от русских.

Несомненно, в этом заинтересованы многие, особенно - «наместник Христа», который собирается посетить Ниш в 2013 году. (Между прочим, в наступающем 2011 году он собирается прославлять в Хорватии 50-летие кончины «блаженного» А.Степинаца). Поскольку среди сербов шеф государства Ватикан - один из самых нежелательных гостей, из Церкви необходимо удалить всех тех, кто противится его посещению. А раскол является опробованным методом: из игры выбрасываются все те, кто «слишком серьёзно», «по-зилотски» воспринимает свою веру».

Раскол предполагает разделение, проистекающее по причинам церковно-политического характера. Об этом недвусмысленно говорит и сербская церковная история.

Однако именно сербская церковная история говорит о том, что в ситуации, сходной с сотрясающим сербское общество «случаем владыки Артемия», в принципе, существовала «модель примирения»».

Дмитриевич напоминает об одном весьма важном эпизоде в жизни СПЦ. О конфликте свт. Николая (Велимировича) с патриархом Гавриилом и большинством архиереев. Этот эпизод остался за рамками приглаженных текстов жития свт. Николая Сербского.

«Если история - учитель жизни, то пришло время чему-то учиться. В сущности, Сербская Церковь пребывала в похожей, «предраскольной» атмосфере более 70 лет назад. Так, в 1938 году, во время после Конкордатского кризиса (который отнял жизнь патриарха Варнавы), новым патриархом был выбран митрополит черногорско-приморский Гавриил. Этот видный иерарх был весьма близок правительству Милана Стоядиновича, которая пыталась внедрить Конкордат...».

См. мою статью о «конкордатском кризисе».

«Поскольку Стоядинович, под давлением общественности, вынужден был аннулировать договор с Ватиканом, патриарх Гавриил, с большинством епископов был за то, чтобы церковная власть как можно скорее примирилась с государственной. Владыка Николай, со своей стороны, будучи духовным вождём антиконкордатской борьбы, потребовал, чтобы сербы-депутаты из партии Стоядиновича, Югославского Радикального Объединения, принесли публичные извинения за свое голосование в Скупщине в пользу принятия Конкордата, и лишь после этого приняты в церковное общение. (Патриарх Гавриил был за быстрое неформальное прощение).

Свт. Николай считал, что не может так легко сойти с рук то, что столько людей избито, оскорблено, схвачено из-за стояния в истине, многие остались без работы, патриарх Варнава, судя по всему, отравлен. И вдруг - никому ничего! Из-за всего этого Николай и остался в меньшинстве. И что сделал? Отказался присутствовать на заседаниях Св. Архиерейского Собора СПЦ!

Свт. Николай реагировал остро. Проповедуя в Лесковце, 29 ноября 1937 года, он, среди прочего, сказал: «Мы нигде не видели, чтобы некий папа сделал что-то для нашей страны, но всегда видели пап в рядах наших неприятелей. Дело не в Конкордате, а в том, что рушится наша держава в Югославии. <...> Когда речь заходит о Церкви и её независимости, наш народ борется, даже и против её владык. Когда один владыка в Черногории признал папу за главу, тот час же народ забросал его камнями».

В феврале 1938 года владыка Николай пытался воспрепятствовать тому, чтобы Стоядинович вмешался в процесс выбора патриарха СПЦ, предлагая избрать предстоятеля жребием. Но его предложение было отклонено. Избран Гавриил (Дожич), лично близкий Стоядиновичу. Из-за этого Николай не участвовал в выборах (свой голос передал епископу Нишскому Иоанну). Позже, разочаровавшись в попустительстве «конкордатчикам», подал в отставку как активный член Синода и Собора.

За это он был смещён с места администратора Охридско-Битольской епархии. На Охридско-Битольскую кафедру поставили владыку Платона (Йовановича), позже (будучи епископом Банялукским) просиявшего мученичеством. Взволнованный тем, что верующие епархии демонстрируют любовь к вл.Николаю и игнорируют законно поставленного архиерея, владыка Платон произнёс в соборе Охрида несколько «антиниколаевских» проповедей, чем ещё больше настроил против себя народ.

Поскольку свт. Николай, несмотря на вызовы, перестал приезжать на Соборы, против него было возбуждено дело в церковном суде. О том, в сколь тяжелом положении пребывала Церковь, свидетельствуют протоколы заседаний Собора. Патриарх Гавриил твердил, что не отступит - даже если дойдёт до раскола».

В прессе появились «антиниколаевские тексты», на которые необычайно остро отреагировал прп. Иустин Попович. Несмотря на ожидания, авва Иустин избежал Синедриона.

«Свобода слова в СПЦ была, по сравнению с сегодняшним состоянием, на весьма высоком уровне: никто авве Иустину даже не прилепил ярлыка «представителя секты николаевцев»«, особо подчёркивает Дмитриевич.

Итак, столкновение патриарха Гавриила и владыки Николая завершилось счастливо: во имя спасения Сербства в Югославии, которая начинала разваливаться, в конце августа 1940 года в монастыре Каленич состоялось поистине историческое примирение влиятельнейших архипастырей СПЦ.

* * *

В отличие от 1940 года, нынче Сербство пребывает в ещё более опасном положении.

Сербский национальный корпус раздроблен по идейно-политическим линиям разлома. Сам сербский народ живёт в четырёх государствах, возникших на руинах Югославии. Над сербскими православными приходами за рубежами Отечества нависла перспектива вхождения в юрисдикцию Стамбула, что может привести к ассимиляции.

Несмотря на всё это, в Церкви, увы, не просто не произошло примирения, но под сомнение поставлен авторитет Сербской Церкви - как институции, способной и в третьем тысячелетии быть стержнем сербского национального сознания.

И вот эта самая утрата авторитета СПЦ в сербском обществе является одним из самых печальных последствий продолжавшегося уже в течении девяти месяцев скандала, вызванного «случаем вл. Артемия».

«Случаем», которого ждали более десяти лет.

P.S. В интервью агентству «Вести-Онлайн»[5] Владимир Дмитриевич приводит интересный случай из церковной истории.

Святой Иоанн Шанхайский предстал перед церковным судом по вымышленному обвинению в растрате церковной собственности. Когда была доказана невиновность святителя Иоанна, и суд освободил его от обвинений, владыка так ответил на вопрос о своих собратьях, пытавшихся засудить его:

- Да не виноваты они. Это диавол приложил руку.


[1]http://www.eparhija-prizren.org/ru/2010-11-23-23-59-42/2-2010-11-27-14-37-12/21-2010-11-27-13-57-53.html

[2] http://www.alo.rs/vesti/33288/Artemijev_klan_naredio_atentat_na_popa

[3] АМФИЛОХИЈЕ: АРТЕМИЈЕ ЈЕ КАО ДРОГИРАН! http://www.kurir-info.rs/vesti/amfilohije-artemije-je-kao-drogiran-61176.php

[4] Vladimir Dimitrijević. SPC Raskol ili pomirenje // Pečat, novembar, 2010

[5] http://www.vesti-online.com/Vesti/Srbija/96882/Artemije-nije-raskolnik



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 13

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

13. Павел Тихомиров : Екатерине
2010-12-14 в 14:07

Думаю, традиция. Нужно уточнить - насколько давняя.
12. Павел Тихомиров : М.Яблокову
2010-12-14 в 14:05

Видел это и в Белграде, например в соборе св.Марка, точнее, разумеется, не в соборе, а в конаке настоятеля.Видел это и в Цетинье и во многих других местах. отношение к курению там такое же, как и у нас до революции.
Это же совершенно очевидные вещи. Вам любой расскажет о тех казусах, которые приключаются с "греками", когда оные прибывают в наши пределы. Сколько анекдотов о наших бабушках, шокированных "греками", семенящими за угол храма на перекур.
11. М.Яблоков : Павлу Тихомирову.
2010-12-14 в 10:27

"Самое неприятное для русского сознания - тотальное курение, тут же, сразу после службы, начиная от настоятеля и оканчивая сестрами во штанах."

Никогда такого не видел. Это Вы перебираете, Павел...
10. Екатерина : Павлу
2010-12-14 в 09:51

Павел, спасибо за объяснение. Но мне все равно казалось дикостью класть на икону деньги. Я, например, не могла целовать икону, на которой лежат деньги. Правильно ли я поняла, что это не современное новшество, а давняя традиция?
9. Павел Тихомиров : Екатерине вдогонку
2010-12-13 в 16:55

говоря о том, что церковность перестала быть элементом быта, я имел ввиду, разумеется нашу Родину. В Сербии, как раз православие является, в первую очередь, элементом самоидентификации. Что ж, таков их крест. Они, быть может, веруют несколько поверхностно "бытово", но на исповедничество идут вполне всерьез.
8. Павел Тихомиров : Екатерине
2010-12-13 в 16:12

Дорогая Екатерина. Деньги на аналой кладут не только в ЧГ, но и в других балканских краях. Это вместо кружки. Такая традиция. Что касается платков и штанов, то это влияние Греции. И это еще не самое страшное. Самое неприятное для русского сознания - тотальное курение, тут же, сразу после службы, начиная от настоятеля и оканчивая сестрами во штанах. Для нас это, конечно же, дико.
Кстати, то, что за годы советской власти церковность перестала быть элементом "быта", не так уж и плохо. Впрочем, церковь уже воспринимается молодым поколением в одном смысловом ряду с думами, биржами и пр. атрибутами рыночного некоммунистического государства. Осталось только на радость нашим "церковным власовцам" сфабриковать конституционного монарха - и профанация дойдет до своего логического конца.
7. Екатерина : О ситуации в СПЦ
2010-12-13 в 12:10

Кто-нибудь мне может объяснить, почему в некоторых православных церквях Черногории на иконы, лежащие на аналое, кладут деньги (монеты), а женщины находятся в храмах в брюках и без головных уборов? Как это можно понимать православному человеку?
6. Damaskin Davidovic : ОБЩЕСТВЕННАя ПОДДЕРЖКА Епископу Артемийю
2010-12-12 в 11:10

Реакции - личное мнение: ОБЩЕСТВЕННАя ПОДДЕРЖКА Епископу Артемийю

Представляю общественную поддержку епископу Артемию на его смелый отказ от жалобы, представленной в Международный суд в Страсбурге. Насколько я помню, когда представил епископ Артемий ИСК он сказал, что это отношение и мнение Синода Сербской Церкви, и что он предложил то как соответствующие обвинения епархиального архиерея. Удивительно, что Синод SPC na-ночь peredumal", а теперь вдруг ПРОТИВ подачи для вышеуказанных действий. ДЛЯ СИНОДА SPC все возможно, потому что он не жаritsja на том пожарe, при котором постоянное горение епископа Артемия с духовенством и страданий сербского народа в Косово и Метохии. Синод Сербской Православной Церкви должно быть стыдно за такие решения, если Президент Синода - Патриарх Павел и члены Синода - митрополиты и епископы, imejut v sebje hotja-bi немного совести.
Кто это настолько мощным, которые могут оказывать влияние na Синод Сербской Православной Церкви, чтобы изменить свое ранее принятое решение? Кому sluzit Синод СПЦ, za che иностранные интересы? В этом случае Синод Сербской Православной Церкви polnostju izmenil! Дорогой брат Артемий, на сто процентов, вы правы и не устаvaj в svojej справедливой борьбе, и я знаю, что Tebje труднее, когда protiv Tebja tak-называеmiе "братья во Христе" - Патриарх Павлe и Синод Церкви SPC. Тot, кто сознательно забыvaet 16 марта 1981 goda и бессердечno преследivaet человека-спасителя Monastirja Печskaja Патриархijа, с разрешения Бога, zasluzыл 17-tоe Марта 2004 года в Косово и Метохии;

Pozdravljaju Tebja С Новым 2005-ыm годom.

Tvoj брат во Христе - епископ Дамаскin Дavidovic (b.zapadnoevropejskij).

На праздник Свят. 14000 mlademcev Вифлеемskih, 11 января 2005 goda.
(Отрывок из открытого письма Патриархu Павлu епископa Дамаскina, кто заинтересован может прочитать по следующей ссылке: http://www.novinar.d...ospodine-pavle.html)--------------------------

REAGOVANjE – LIČNI STAV: JAVNA PODRŠKA EPISKOPU ARTEMIJU

Iznosim svoju JAVNU PODRŠKU Episkopu ARTEMIJU povodom njegovog hrabrog NEODUSTAJANjA OD PODNETE TUŽBE Međunarodnom sudu u Strazburu. Koliko se sećam, kad je Episkop Artemije podnosio pomenutu TUŽBU rekao je da je to stav i mišljenje Sinoda Srpske crkve, i da je njemu predloženo da on kao nadležni eparhijski arhijerej podnese tužbu. Začuđujuće je da je Sinod SPC preko noći “presaldumio” i sada je odjednom PROTIV PODNOŠENjA POMENUTE TUŽBE. ZA SINOD SPC sve je moguće, jer se ne peče na onoj vatri na kojoj se stalno peče Episkop Artemije sa svojim sveštenstvom, monaštvom i napaćenim Srpskim narodom na Kosovu i Metohiji. Sinod SPC treba da se ZASTIDI takve svoje odluke, ako Predsednik Sinoda – Patrijarh PAVLE i članovi Sinoda – mitropoliti i episkopi, bar malo imaju savesti.

Ko je taj TOLIKO MOĆAN, ko je mogao da utiče na Sinod SPC da preinačuje svoju raniju odluku?! Za koga radi Sinod SPC, za čije strane interese?! U ovom slučaju, taj i takav Sinod SPC mnogo je podbacio! Dragi brate Artemije, sto posto si u pravu i ne posustaj u svojoj pravednoj borbi, a znam da ti najteže pada kad su protiv tebe tvoja nazovi “braća u Hristu” – Patrijarh PAVLE i Sinod SP Crkve. Onaj ko namerno zaboravlja i prećutkuje 16.mart 1981. i bezdušno progoni spasioca ljudstva i riznice Pećke Patrijaršije, po Božijem dopuštenju, doživeo je 17. mart 2004. na Kosovu i Metohiji!

Srećna ti Nova 2005. godina milosti Gospodnje.

Tvoj brat u Hristu – episkop Damaskin Davidović (b.zapadnoevropski).

Na praznik Svetih 14.000 mladenaca Vitlejemskih, 11.januara 2005.g.
(Izvod iz OTVORENOG PISMA Patrijarhu PAVLU vladike Damaskina koje zainteresovani mogu da procitaju na sledecem linku:
http://www.novinar.d...ospodine-pavle.html )
5. onik-s : Нет ничего тайного...
2010-12-11 в 13:12

Стало явным в синагоге насколько православен сербский патриарх Ириней. Где теперь каноны, запрещающему молиться с иудеями даже дома? а тут ритуальное возжение хануки! Недавно на РЛ было сообщение о участии финской православной церкви в сборище садомитов не с призывом излечиться от смертельной заразы, а с успокоительными речами и благословением.
Видимо, в нашей Церкви Кураев зажег хануку - "положили каноны на полку" - сохраняется общение с сербским иудофилитом и финским покровителем погибели.
У нас пока только священников выпроваживают "в никуда", но, видно, скоро черёд за умолкнувшими устами, но не совестью епископами. СУд начнётся с Церкви". Пора нам быть доверительнее и заботливее друг о друге - сплоченнее.
4. Николай Ш. : Глобализация - это не просто слово
2010-12-11 в 11:55

Обрушение Православия - одна из главных задач наших врагов. "С пасхой!" - это на бомбах не в шутку писали. Нужно просто понять, что война не прекращалась, теперь ее ведут иными средствами до полного отупения. Если мир не переломится, и здравые силы не возьмут верх, то что будет через 1 - 2 поколения?
3. Cергей : Re: Падение авторитета Сербской Церкви
2010-12-11 в 09:35

Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения, изыдет дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его. Блажен муж, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего, Сотворшаго небо и землю, море и вся яже в них.
2. Павел Малый : а судьи кто?
2010-12-11 в 09:17

И, зажегши свечку в синагоге, патриарх выносит канонические прещения...
1. Борис : Паписты
2010-12-11 в 07:40

Продажные удавятся,а за вл. Артемием народ Сербский.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме