День первый: четверг, 16 сентября
День второй: пятница, 17 сентября
День третий: суббота, 18 сентября. Начало
День третий: суббота, 18 сентября. Продолжение
День четвёртый: воскресение, 19 сентября. Начало
Когда исчезнут ложные учения, не нужно будет и имя Православия, ибо ложного христианства не будет.
Алексей Хомяков «Церковь одна», 1864 год.
В репортаже с кладбища (См. День четвёртый: воскресение, 19 сентября. Начало) газета далее пишет еще, что, оказывается, «...это католическая церковь ввела недавно изменения, которые позволяют иметь большой (!) выбор, когда дело доходит до захоронений. Одно из них, например, это оставление старой рекомендации со стороны церкви о захоронении тела неповреждённым - теперь оно изменилось в пользу кремации (сожжения)...» То есть можно теперь и сжигать, пожалуй, что-то «церковь» передумала.
Да и пишут - выгоднее, мол, и дешевле. Да и горстка пепла меньше места занимает.
Не будем даже и читать дальше всё это - дух современных «освобождённых» католиков и протестантов один и тот же - «долой «тёмное» прошлое!» - (всё равно мы его не понимаем).
Пресса уже поговаривает о новых «Домах успокоения» на кладбищах - чуть там не сауны тебе собираются строить, короче, все удобства. Приехал там, поплавал в ванной с шампунями на могилке родного папы, пивка попил из холодильника - ну, всё, как полагается. Компашку с собой притащил. Телик поглядели.
Не как раньше - кресты, колокола. Сняли вот колокола-то и кресты посшибали, чтобы «не обидеть никого», А из России - далеко, не слышно и не видно. О возрождении веры в России здесь ведь ни гу-гу. Молчат как партизаны. Сговорились видимо.
Что же - будут слушать мат и драки со своими папами, раз колокола сняли.
Кризис веры, в котором Папа укорял общество, на самом деле происходит внутри самой церкви. Точнее, уже давно произошёл. Общество уже поздно упрекать в кризисе веры, когда сама церковь духовно ослабевает уже несколько веков, оторвавшись от корней Святой Православной Матери-Церкви. Когда сама Церковь в кризисе веры - что можно ожидать от пасомых?
А общество уже прошло ту стадию развития, на котором упрёк в неуважении к церкви может быть вообще понят или принят. Обьясните сначала, о какой такой церкви речь? Да и нет смысла упрекать неверующих в неверии.
Трудно в неверии упрекать и верующих, когда по воскресеньям сходятся в костёл в принципе лишь для того, чтобы посидеть, поразводить «умные» разговоры после службы в церковном кафе, когда во время службы «фазер» с амвона отпускает шутки-прибаутки, а аудитория уютно посиживает и посмеивается всю дорогу. Красота! Даже на похоронах смешки одни. Был лично свидетелем подобного на похоронах своего близкого друга, католика - на середине службы я уже больше не выдержал и вышел. После службы попрощался с телом на улице - успел урвать пять секунд, пока гроб в машину запихивали. И был даже со слезами на глазах. Как белая ворона. Посмотрели на меня как на дикаря из сибирского лесу.
О каком же уважении к Церкви можно говорить с этим обществом и при такой «церкви»?
С обществом еще ПОКА, разве что, можно говорить о кризисе взаимопонимания между людьми, о кризисе совести, человечности, о том, что отрезать голову на кладбище другому человеку это всё-таки не есть хорошо. И что прежде чем покланяться статуе «нарко-святого» и лампадки ему ставить под нос - надо бы у церкви всё-таки спросить. Она, по определению - специалист по кладбищам и лампадкам и прочая.Только вот какая церковь могла бы это сказать людям - конечно же не та, которая сама духовно больна и всем всё уже разрешила, иначе «слепой поведёт слепого и оба упадут в яму».
Англичанам, когда это говорю, они мне в ответ:
«Так вся церковь уже умирает. Как и религия. И заумные речи Папы никого не впечатляют. Там слова-то даже такие... незнакомые».
Умирает однако не Церковь и не Связь с Богом - а так называемое «католическое» направление мысли, о ложности которого Православие знало с самого начала отхода католиков. Это был дом, построенный на песке человеческого мудрования. Просто Время - самый строгий судья, доказывает это теперь всем нам со всей очевидностью суровой реальности.
Церковь Христова будет жива до скончания века - не надо только путать её с «католическими» религиозными «философами», соблазняющими детей и с теми «верующими», слова которых постоянно расходятся с делом.
Многим рядовым католикам сегодня это так же очевидно, как и нам - Православным. Яркий пример семидесятилетнего монаха недавно перешедшего в Православие - Габриэля Бунге. В своём недавнем интервью он очень точно сформулировал некоторые основополагающие вещи:
«Когда я был в Греции и начал поворачиваться в сторону восточного христианства, я вдруг стал очень болезненно воспринимать разрыв между Востоком и Западом. Мне это вдруг представилось не отвлеченной теорией и не сюжетом в учебном курсе истории Церкви, а тем, что бьет лично по моей жизни, по моему духовному опыту.
Поэтому-то и переход в Православие в какой-то момент стал казаться мне вполне логичным шагом. Ведь в молодости я искренне надеялся, что объединение западного и восточного христианства возможно. Ждал этого всем сердцем. И на то были свои основания. На Втором Ватиканском соборе были наблюдатели от Русской Православной Церкви, в том числе нынешний митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). В то время очень активную международную деятельность вел митрополит Никодим (Ротов). И на этом фоне во многих возникало предчувствие, что две Церкви движутся навстречу друг другу и в какой-то момент могут сойтись в одной точке. Это было моей мечтой, которая, казалось, становилась все реальнее и реальнее.
Но, взрослея и узнавая какие-то вещи глубже, я перестал верить в возможность объединения Церквей, имея в виду именно богослужебное и институциональное единство. И что же мне оставалось делать? Только продолжить искать это единство в индивидуальном порядке. В каком-то смысле восстановить единство Церкви в одном отдельно взятом человеке - в себе. Большего я не мог.
Я просто пошел за собственной совестью - и пришел к Православию.
Еще в Греции, будучи католиком, я понял, что именно Запад отпал от Востока, а не наоборот. В тот момент для меня это было невообразимо. Потребовалось время, чтобы понять и принять это. Я не могу никого осуждать, разумеется, нет! Речь идет о целом большом историческом процессе, и мы не можем сказать, что виноват в этом тот, тот и еще вон тот. Но факт есть факт: то, что мы называем западным христианством, родилось как цепь разрывов с Востоком. Григорианская реформа, потом собственно разделение Церквей в ХI веке, потом Реформация в ХV веке и, наконец, Второй Ватиканский собор уже в ХХ веке... Это, конечно же, очень грубая схема, но в целом она мне кажется верной».
Вот именно: Совесть, глас Божий, и Время указывают нам на одно и то же. Последние события в нашей стране и сонм новомучеников российских подтверждают выводы истории.
Популярность Папы во время его визита говорит только об одном - люди ищут «чего-то настоящего» и размышляют о бытии, о душе, о Боге - духовная жажда даёт о себе знать.
Почему же однако никто не тянется за нашей верой? Почему же так легко идут за кем угодно - только не за нами?
Я задал этот вопрос одной моей знакомой англичанке. Почему люди сегодня предпочитают худшее? Да даже дети, например? Она не поняла меня. Я привел ей конкретный жизненный пример:
- Вот послушай, например, я скоро уже двадцать лет, возможно, буду отмечать в этой стране. За ВСЕ эти годы - я ни разу, повторяю - ни разу не видел, чтобы в магазине, например, даже дитё протянуло бы ручки к клубничке там или малинке, которые так ярко и красочно разложены на полках! Мы, помню, в Вятке не могли дождаться, пока они созреют - зеленцами всё поедали, как саранча - а тут что творится! Вот оно - перед носом! Прекрасные свежие ягоды! Никому не надо. Почему?! Вот обьясни мне!
- Да ты не понимаешь простую вещь. Ответ тут, как и везде, у нас один - ДЕНЬГИ. И бедность.
- Какая бедность? Какие деньги? Ну, вот же лежит под носом - ну, малина там скажем, а дитё - оно же еще неразумное, что оно - деньги будет считать? Дитё денег не понимает. Ну, хоть бы просто ручки там протянуло: «Мама хочу! Мама! Ягодки!» Ни разу не видел!
- Да, не дитё считает. Мамаши, такие как я. Дорого всё везде очень - понимаешь? А мы значит им еще с пеленок, конфетки самые дешёвые суем и всю эту «джанк-еду», весь этот дешёвый мусор с искусственными вкусовыми приправами - вот они и приучаются с детства к этой лекгодоступной и «вкусной» отраве. А в ягодках они потом уже НЕ понимают.
Тут на меня и снизошло понимание, почем фунт лиха! Тут меня так и озарило!
Лучше бы, наверное, не было бы у них тут никакой религии, как у нас не было её в годы атеизма, чем подслащённые конфетки католицизма! - подумал я в сердцах.
Отравить душу с детства очень легко - а вот вылечить её потом очень трудно. Потом она уже действительно - НЕ понимает! Но, конечно же, подслащённые конфетки ВСЕМ выгоднее. И хлопот никаких. Дешёво - самое главное. А дети... ну, это уж как получится. Всё ясно!
Мамаши на тряпки деньги экономят, детишки не ведают где лево, где право, отцы - настоящие, родные, строгие отцы - исчезающая редкость. Наш век - век кризиса отцовства, порождает отравленных и испорченных детей, и не различают они отца от Папы, посему как отца-то оне и не видали, а Папа - вот он в телевизере, и обнимает и конфетки даёт!
Какой ужас! Наши дети - это духовная безотцовщина, живущая больными фантазиями в нарисованном мире, в котором под размалёванной упаковкой всё чаще скрывается яд.
Убрать бы всю раскрашенную отраву с полок супермаркетов и магазинов, оставив простую еду, и стало бы очевидно как МАЛО осталось того, что на самом деле нужно человеку, что на самом деле может «поставить» ребёнка на ноги - а не обмануть его, не использовать его в своих целях. Оставить то, что даёт силы, взращивает и самое главное - защищает. Поддерживает здоровый иммунитет.
Убрать бы и философов из христианства - оставить только подлинных отцов!
Первая примета ненастоящего отца, что он защитить не способен - ни себя, ни другого. Как Евангельский наёмный пастырь, он убегает в трудную минуту. А если уже отцы не в состоянии противостоять злу - в чём можем мы упрекать детей?
Если отцы сами боятся зла и беспомощны, если на Папу надо было потратить по три миллиона фунтов в день, из которых львиная доля ушла на охрану, несмотря на пуленепробиваемый поупмобиль и море полиции - можем ли ждать защиты от того, кто сам настолько беззащитен?
Достать бы Папу из стеклянной клетки, да и на свободу, на вольный ветерок в Россию выпустить. Паломником-то вот куда ему надо ехать! Поклониться бы новомученикам российским, посмотреть на русский молящийся народ, походить по российским кладбищам. Ножками прямо, ножками, да ещё и своими, - и по земле! Прямо бы вместе со всеми и встать - в толпе посреди храма. Поди, не убьют его - сердешного, бабушки наши? Если просто паломником-то? Разве что такое словосочетание, ни разу им в его речах не употреблённое, как - СПАСЕНИЕ души, - ему напомнят? Или и даже само понятие? А так, что ему бояться (не среди же своих находится) - наш народ даже и любит иностранцев. Ну старичок и старичок себе, по-русски вот только не понимает, к великому сожалению. Может, не хочет понимать?
А мог бы тогда и расслышать предостережение отца Иоанна Кронштадтского, сказанное им еще задолго до революции и оказавшееся пророческим:
«Вот наше современное в христианстве идолопоклонство: самолюбие, честолюбие, наслаждение земное, чревоугодие и любостяжание, ЛЮБОДЕЯНИЕ: оно-то совсем и отвратило очи наши и сердца наши от Бога и небеснаго отечества и пригвоздило к земле. Оно-то искоренило любовь к ближнему и вооружило друг против друга. Горе, горе нам!»
Воистину - горе! И в первую очередь всем нам, называющим себя верующими!
Опуститься пора нам на землю и начать с покаяния во грехах своих, с осознания всей серьёзности положения вещей, с того, что нельзя шутить с Богом, нельзя подменять святыни «уважением к церкви», а саму Святую Церковь - клубом, веру - разглагольствованием, жизнь - игрой.
Россия не расслышала своих пророков и поплатилась за это кровью.
Успеет ли католическая церковь, как блудный сын, вовремя опомниться, пока она вконец не растеряла всё то наследие, которое она успела позаимствовать, покидая Святую Апостольскую Православную Церковь?
Начнёт ли наконец слушать - а не только красиво говорить?
Повернётся ли с Запада на Восток?
Сменит ли наконец Папу на духовного отца?
Олег Арбузов-Вятский
Графство Йоркшир, Великобритания
2010 год.