Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Визит Папы в Британию. Впечатления в режиме дневника

Олег  Арбузов-Вятский, Русская народная линия

30.09.2010


День третий: суббота, 18 сентября. Продолжение …

День первый: четверг, 16 сентября

День второй: пятница, 17 сентября 

День третий: суббота, 18 сентября. Начало 

Вечером (см. Начало) как только пришёл в себя, решил продолжить начатую тему о Папе, теперь уже Римском. Позвонил одной своей знакомой: русская, православная, замужем за англичанином.

«Как там визит Папы, мужа, наверное, от телевизора не оторвать?» - спрашиваю я.

Она:

- А я не в курсе. Мне не разрешают.

- Не понял. Как не разрешают? Кто?

- Муж сразу переключает. Он не может даже видеть. Сразу - на другой канал.

- Погоди, погоди - он же у тебя англичанин?

- Ну да.

- Ну так посмотри, вон, в газетах - весь народ толпами, валит валом, руководители все в линейку, да и потом, ну... интересно же всё-таки, вряд ли это повторится еще раз в нашей жизни, да и просто - история!

- Нет, он не хочет даже знать. Он против религии вообще.

- А какие у него в таком случае убеждения?

- Атеист. Он говорит, достаточно ему было всего этого в школе.

- А в какую он школу ходил?

- Католическую. Он говорит, что всё детство мозги ему там пудрили - а потом когда стал самостоятельным - уже наконец-то отбросил всё это.

- Да, ну погоди, а как же ты тогда в Церковь ходишь постоянно...

- Ну, был у нас разговор на эту тему один раз... крупный. Он сказал, что ему непонятно, как может человек интеллектуальный вообще воспринимать серьёзно все эти вещи. Ему непонятно. Церковь может разделить и нас, - сказал он мне. Я ответила, что если встанет выбор - я отдам предпочтение Богу. Он после этого замолк и больше никогда мне ничего не говорил.

- И ты тоже молчишь?

- И я молчу. А ему всего этого на дух не надо. Он так прямо и говорит. Даже вот как-то раз привёз он меня на службу - и вдруг его самого в туалет приспичило. Я говорю ему: «Так ты зайди, у нас же на территории храма есть туалет». - «Нет, - говорит, - я на эту вашу территорию - ни ногой». Так и не зашёл.

- Ты знаешь - я в лёгком шоке, что у тебя такая ситуация. Я не знал совсем об этом. Это всё для меня открытие.

- Да я не одна такая и он далеко не одинок.

Звоню тогда другому нашему русскому человеку, который учился в католической школе. Думаю: разузнаю, что такое католическая школа и с чем её едят. Обьясняю ситуацию про мужа атеиста. Ответ:

-А-а-а. Да я прекрасно понимаю его чувства! Прекрасно понимаю!

- Почему?

- Ну понимаешь, то, КАК они здесь учат религии - этим объясняется всё. Я-то все-таки немного знал Православие и понимал, что всё, что они говорят там в школе, просто бред сивой кобылы и всё это неправда. Есть нормальная Церковь и есть нормальный разговор.

- Погоди, погоди... Какой бред, какой кобылы?! Как неправда?? Почему всё неправда?! Всё равно же это примерно похоже на то, что говорят и у нас? Ну, я в том смысле что, христианство же всё-таки у них тоже в какой-то степени... Я имею в виду - то же самое Евангелие и так далее, и мы с ними...

- Неправда в том, что, во-первых, нет никакой серьёзности. Это просто урок, который им надо провести, а нам надо выслушать.

- Ах, вот в как. Типа принудиловка, что ли.

- Потом эти ихние мессы - я одно только помню «овечки», «овечки», «стада» и больше ничего. И на картинках везде овечки одни. Никто там не молится, и нет молитвы никакой.

- А в Православии молятся?

- В Православии молятся. На службе это сразу чувствуется: здесь люди молятся стоят.

- Ну, хорошо и что, большинство так думает?

- Ну, мне трудно за других говорить, но, во-первых, так думает сам учитель. Это точно. И это самое главное. Приехали, допустим, на «пилгримидж», паломничество. Он говорит нам - вот это, а вот то, а вот то-то. Посмотрели? Теперь напишите: что вы видели первым? Что вторым? Что третьим? Что четвёртым?

-Да ты что?

- Ну, и кому это надо? Пусто всё и скучно.

- По-русски это называется фикция.

- Ну, вот так значит. Поэтому у этого человека, у мужа твоей знакомой, полное разочарование от религии, а если он никогда не видел Православия, так считай, он никогда и не видел никакой религии.

В школе они тебя тычут тем, что это всё «серьёзно», ПОТОМУ ЧТО мы, мол, целый предмет на это выделили. А ведь серьёзно это одно, а свято - это другое. А что такое СВЯТО, это они не понимают и не чувствуют. А ведь в религии главное это чувство.

- Ну, как сказать - главное - чувство? Смотря как понимать. Это ведь не сентиментальные истории какие-то, чтобы там слёзы по щекам размазывать. Как у католиков постоянно идёт - вообразите то, вообразите это... А наши святые Отцы запрещают воображать. Может быть, главное это СВЯТО? Может быть, чувство здесь такое должно быть, что вы должны почувствовать, что перед вами именно верующий человек, который испытал ЧТО такое «свято»? Что он явно не только верует, но и знает, о чём говорит, и душой, и телом - это в нём чувствуется! И воображать не надо ничего. Вот он - живой человек перед вами. Он, как говорится, «горит душой и телом»! Это один аспект.

А второй аспект о святости самой по себе: чувство тогда имеет место в религии, когда прикасаешься к Святыне, и всё твоё нутро, как у нас в Росии говорят, «до глубины души», чувствует, мало того, что видит и осознаёт, а именно чувствует ещё, что вот это, не просто «это», как ты сказал - а нечто, как англичане, говорят «из другого мира», светлее света, теплее огня, чище и выше всего! Самое родное для тебя в этом мире!

Любовь к самому близкому человеку есть только тень любви Божественной, потому что нет никого и ничего ближе нашему сердцу, чем Святость. Когда душа тает, ну скажем, от умиления, узнавая свой родной дом, свой брошенный когда-то рай... Сердце плачет от раскаяния. Ум видит свои грехи и плачет вместе с сердцем. Вот тут - Святыня! Вот тут - чувство! Оно тебя будит от спячки пустой обыденности, оно тебя наполняет и переполняет, ты начинаешь чувствовать многие вещи, которых не чувствовал ранее, осознавать то, что прежде не осознавал, прозреваешь буквально, взлетаешь над суетой, ну... - тут я могу говорить бесконечно, уж извини, но хоть что-то тебе понятно из этого?

Он подумал немного.

- Понятно. Да пожалуй, это всё я и имел в виду. Точно. А у них нет ничего этого напрочь.

И мне вдруг представились все эти миллионы людей, никогда не видевших ни подлинной религии, не чувствовавших подлинной веры, ни святости никакой не представляющие даже себе вообще, по определению, не видевшие и не встречавшие искренно верующих людей, да к тому же еще и соблазнённые своими же пасторами с детства, и стала понятна вся та злоба, что я видел сегодня утром. Это злоба от обиды у них. От горечи и оставленности. Их кинули все.

Они не нужны ни государству, ни работодателям (работы нет сейчас нигде, и местная промышленность вымирает), ни родителям, ни Папа Римский к ним не приезжает - разве что раз в тридцать лет его показывают в застеклённой клетке, ни Кантерберийский Архиепископ их не навещает совсем. И больше всех и больнее всего их кинула всё-таки именно церковь - во всяком случае, так думают и так чувствуют эти люди. Больнее всего потому, что ведь в церковь человек несёт своё сердце.

Когда же сердца их оказались «напрочь» лишены Святыни и мало того - столкнулись с низостью и пошлостью человеческой, что могут они сказать своим детям?

Вопрос только такой вот возникает: если католики могли сжечь Яна Гусса, критиковавшего католичество за чрезмерную приверженность к прелестям мира сего и к мирской власти, и о высказываниях которого, можно, допустим, еще поспорить - то почему же нельзя было сжечь тех, кто соблазнял детей, прямо нарушая церковную дисциплину? Вот был бы наглядный пример соответствия слова и дела! Или по меньшей мере почему не отнестись к этому крайне строго и безкомпромиссно, помня слова Христа, что мол, лучше бы жернов ему (соблазнителю детей) повесить на шею, да и утопить его в море?

Почему нет ни сильных чувств, ни серьёзных дел у католиков сегодня, когда доходит дело до чистоты веры? Что это за «диалоги» одни кругом? Не заменили ли они самую религию - красивыми и заумными разговорами о ней? Связь с Богом (по определению слова «религия») - мирскими связями? Ценности - ценниками?

Не по этой ли причине и папы все - и Римские и не Римские, потеряли человеческий контакт со своими детьми?

(Продолжение следует)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. Дмитрий В.Ч. : 3. Арбузов Вятский
2010-10-03 в 23:00

А Вам сейчас так и надо осмыслять - эмоционально и кустарно. Чтобы не потерять остроту первых впечатлений. А все остальное - уже потом.
Вы очень важное дело делаете! Вы там с ними живете во всем этом (дай вам Бог силы так жить!)и свои непосредственные впечатления нам передаете. Без этих Ваших впечатлений наше представление о них осталось бы абстрактно-умозрительным, а это опасно.
5. Галина Борсуковская : Арбузову-Вятскому
2010-10-03 в 21:58

Спасибо за яркие зарисовки с натуры.
Про англичан в Европе так все и
знают, что они по вечерам много пьют и становяться весьма агрессивными. Во всяком случае, в туристических местах есть зоны, где отдыхают только англичане, а другие туристы вместе с ними селиться не хотят. Хотя, конечно, бывает по-разному. Я сама одно время наблюдала чисто английскую зону и радовалась за англичан: такие они были дружные, полными семьями собирались по вечерам в баре и все вместе весело пели под караоке. Но гораздо чаще встречала другое: в английской зоне отдыха что ни вечер, то громкие скандалы и пьяные драки с битьем посуды.
Наверное, что-то у них нехорошо на душе в масштабах всей нации. Очевидно, поэтому очень цениться хорошее воспитание, ведь им просто необходимо тщательно соблюдать правила хорошего тона, чтобы скрывать то, что на самом деле твориться в душе.
По-христиански их, конечно, можно пожалеть. Но ведь они же при всем при этом рвуться учить весь мир, и нас тоже. Чувства гордости за себя у них хоть отбавляй. Так что помочь им не представляется возможным. Они сами собой вполне довольны.
Этому перестаешь удивляться, когда хоть немного познакомишься с их историей. Про колониальные войны промолчу, но вспомню другое. Как Вам покажется такое правило: когда случалось кораблекрушение возле берегов, то жители имели право забрать себе не только все, что выбросит на берег, но даже и спасшихся людей можно было взять в заложники, чтобы выпустить только за плату. Сравните это с нашей моралью, которая велит нам помогать всякому, кто попал в беду. Я думаю, что для многих поколений англичан было очевидно, что мораль не имеет никакого отношения к реальной жизни. Только одна показуха, которой можно пренебречь всегда, когда это выгодно.
4. Арбузов Вятский : Ониксу
2010-10-03 в 11:10

Думая о Ваших почему - мне кажется что верхи отражают течения времени более визуально - иначе не были бы верхами, но вместе с тем - МЫ - их низы, должны еще больше молиться за них, чтоб они умом были с "ними" - а сердцем - с нами.

А чтоб люди могли быть с нами сердцем - их сердце должно аж прям помимо воли к нашему тянуться - а мы для этого должны своё очищать "молитвою же и постом", страданием несправедливым, нищетою духовною, терпением скорбей своих молчаливым во имя Христа, благодарением Богу за всё,молитвой за всех нелицемерной и тд - список длинный - сами знаете.
Это как бы - на деле. Дело наше. А на словах - можно конечно и критикнуть их - Ваша критика мне нравится. Читаю с интересом. Помоги Вам Господи.
АВ
3. Арбузов Вятский : Дмитрию В Ч
2010-10-03 в 10:58

Скажем точнее - попытка осмысления причём эмоционально - кустарным методом.
На добром слове конечно спасибо.
Помоги и Вам Господи во всех делах.
Четвёртый день на сносях. Тяжко. От Папы этого аж нехорошо - неделю этим позанимался всего. И как это люди живут этим?
По мне мусульмане лучше - там хоть просто всё - меньше умничания.
АВ
2. oniks : закат в Лондоне или грядущие сумерки России
2010-09-30 в 11:16

Красноречиво описано состояние простых англичан. Жаль, что м. Иларина Алфеева это описанное наблюдение не вразумит. Католики сдали главную позицию - святость.
Но и у нас с ними уния уже началась не словом, а делом. Например, наш церковный календарь: в учебных заведениях нашей Церкви учебный год начинается не 1 сентября (ст.ст), а 1 сентября нового стиля. И у нас сегодня полным ходом идёт переход через миссионэрство к функционерству.
http://opiano.livejournal.com/4969.html
Ваши заметки, Олег, - свидетельство заката религиозного чувтва в Европе. Солнце идёт в Европу с Востока, но тьма безчувственности, "вида благочестия" из Европы уже как туча находит и бросает тень на Русь. Начались сумерки. Бурлаки этой апостасии теперь сановны, но тащат к нам эту тучу с боллшим благочестивогого вида усердием. Благочестие теперь, как видно становится, будет определяться у нас, как и у них : внешним видом благочестия без внутреней силы его.
Почему у нас в Церкви ВНЕШНИЕ СВЯЗИ ВАЖНЕЕ ВНУТРЕННИХ? Достойно ли такое понимание целей соответствия нашему званию - людей христовых. Не иудино ли целование Христу такая наша забота о сношениях с внешними, оставляя без приоритета своих? А, может я не прав, думая, что Синоду я "СВОЙ"?
Олег, благодарен Вам за живое чистое чувство и слово ваших наблюдений.
1. Дмитрий В.Ч. : Re: Визит Папы в Британию. Впечатления в режиме дневника
2010-09-30 в 10:56

//И мне вдруг представились все эти миллионы людей, никогда не видевших ни подлинной религии, не чувствовавших подлинной веры, ни святости никакой не представляющие даже себе вообще, по определению, не видевшие и не встречавшие искренно верующих людей, да к тому же еще и соблазнённые своими же пасторами с детства, и стала понятна вся та злоба, что я видел сегодня утром. Это злоба от обиды у них. От горечи и оставленности. Их кинули все.//
Ого! Это уже не зарисовки. Это уже осмысление. В точку!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме