Наконец-то Церковь обратилась лицом к страшной проблеме века - наркомании!

Разработан проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых

Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
309
Время на чтение 5 минут

Ещё в 1990-е и в начале 2000-х годов многие архиереи не признавали этой проблемы и не хотели ей заниматься. В эти годы мне пришлось много летать и ездить по России от Камчатки, Магадана, Владивостока до Санкт-Петербурга, Минска и от Салехарда, Норильска, Архангельска, Мурманска до южных границ России. В те же годы удалось помочь организовать реабилитационные центры по реабилитации нарко- и алкозависимой молодёжи на Камчатке, в Магадане, Владивостоке, Норильске (который, к сожалению, потом перестал существовать) и некоторых других городах. В 2004 году наш Душепопечительский Центр совместно с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков провёл общероссийскую акцию «Москва-Владивосток: Россия без наркотиков». Результатом этой акции явилось широкое привлечение внимания церковных кругов к проблеме наркомании и проблеме борьбы с нею. Это послужило толчком к тому, что Церковь обратила внимание на проблему наркомании и проблему борьбы с нею.

В ноябре 2005 года также по инициативе Душепопечительского Центра и ФСКН России с благословения покойного Патриарха Алексия II и митрополита Калужского и Боровского Климента была проведена всероссийская конференция «Власть, общество, бизнес, Церковь против наркомании». К участию в этой конференции были привлечены высокопоставленные государственные и общественные деятели, архиереи, священники, миряне и представители науки. Эта конференция имела широкий резонанс в России. В декабре 2007 года по инициативе московского общества православных врачей совместно с представителями НИИ наркологии и ГНИИ психиатрии им. Сербского был проведён круглый стол, на котором рассматривались различные методики реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков. На круглом столе присутствовали священники из многих епархий РПЦ, занимающиеся вопросами реабилитации молодёжи, страдающей от зависимости к алкоголю и наркотикам. Было высказано единодушное мнение о высокой эффективности православных методик реабилитации и отрицательное мнение о целесообразности использования в Церкви протестантской программы «12 шагов». Резолюция круглого стола была направлена Патриарху Алексию II с пожеланием развивать и поддерживать православные методы реабилитации.

В конце концов в Русской Православной Церкви появился проект Концепции по реабилитации наркозависимых, который обсуждался 17 августа 2010 года на круглом столе, инициированном комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Отрадно заметить, что в Концепции признаётся приоритет духовной поддержки страдающих от алкоголизма и наркомании. В Концепции так же говорится, что «на любой стадии зависимости человек с помощью Божией мажет прекратить наркотизацию». Отрадно читать такие слова: «Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию по окончании реабилитационного процесса, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной цели. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения». В первом принципе Концепции признаётся, что «главным деятелем Церковной реабилитации является Бог, действующий посредством церковных Таинств и духовного водительства». В церковной реабилитации особая миссия возлагается на Православного священника, как служителя Таинств. Пастыря, духовника и молитвенного предстоятеля... Основной этап реабилитации выстраивается с опорой на священника.

Считаю очень важным второй принцип реабилитации: «Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины». Действительно, реабилитационная практика показала большую помощь общинного принципа реабилитации наркозависимых.

Всё это замечательно, но вдруг следующий абзац Концепции перечёркивает весь смысл церковной реабилитации. В нём говорится: «Воцерковление наркозависимого человека не является необходимым условием церковной реабилитации - участие в сакраментальной жизни Церкви может быть только добровольным. Но, выбирая для себя церковную реабилитацию, люди дают согласие знакомиться с основами православного вероучения, присутствовать на богослужениях. Ознакомление с основами вероучения является обязательным при церковной реабилитации. Не все прошедшие реабилитацию в церковной общине становятся церковными людьми, но большинство из них меняет свои ценностные ориентиры. Те реабилитанты, у кого интереса к религиозной жизни не возникает, получают понятие о том, в чем она заключается». Если для наркозависимого не является обязательным условием участие в церковной реабилитации, то зачем нужна всякая церковная помощь нарко- и алкозависимым? Если первый принцип церковной реабилитации считает главным деятелем церковной реабилитации Бога, то данное заявление Концепции напрочь перечёркивает этот принцип реабилитации. Получается, правая рука не знает, что делает левая. Третьим принципом реабилитации Концепция считает компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Но действительным является и то, что человек, составлявший Концепцию, не является компетентным в вопросах наркологии. Остаётся удивляться, почему составители Концепции не прибегли к помощи компетентных в данном вопросе священников и учёных, которых немало в Русской Православной Церкви. Почему воцерковление наркозависимого человека не является необходимым условием церковной реабилитации? Но мы это где-то уже слышали. Да, в самой же Концепции, в конце которой говорится о пользе программы «12 шагов». В Концепции говорится, что программа имеет прикладной, а не вероучительный характер. Зачем тогда затевать этот сыр-бор? В Концепции утверждается, что в программе «12 шагов» нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Действительно, адепты программы «12 шагов» считают, что их программа не имеет никакого отношения к религии и к Церкви. В ней нет места понятиям греха, покаяния, Бога, нет места для Спасителя Иисуса Христа. Они утверждают также о высокой эффективности данной программы, но это обман. В среднем, по статистике мировых центров, работающих по программе «12 шагов», среди алкоголиков её реальная эффективность составляет всего 5%. При наркоманиях же процент эффективности программы «12 шагов» ещё ниже, чем при алкогольной зависимости. Из компетентных зарубежных источников известно, что добровольно в неё входит не более 5% наркозависимых (а в России и того меньше - всего лишь от 1,5 до 5%), но уже в течение первого года 2/3 из них отсеиваются, и от общего числа реабилитируемых в программе «12 шагов» остаётся всего 1,5%! Выше процент добровольного вхождения в программу (до 10%) отмечается только при сочетании её с пресловутой «заместительной терапией» (т.е. с метадоновой, запрещённой в России!). Но при этом реабилитируемый «подсаживается» на метадон (жёсткий синтетический наркотик из группы опиатов, по своему действию на организм и последствиям от употребления - опаснее героина), становится зависимым от него практически пожизненно (если, конечно, выживет).

В своей работе «Сравнительный анализ методик реабилитации «12 шагов» и РПЦ», опубликованной на сайте «Русская народная линия» и в журнале «Наркология» в 2007 году, мы дали подробный научный анализ этой программы и показали её неэффективность и нецелесообразность использования в Церкви. Безусловно, она имеет право на существование в мирских, нецерковных реабилитационных центрах или в адаптированном к Православию виде. Но тогда это будет уже не «12 шагов» а православная программа. В чистом же виде её никак нельзя применять в Церкви.

Вызывает также сомнение в выполнении всех пунктов организации церковной реабилитации, т.к. к настоящему времени Церковь не обладает силами и средствами для осуществления поставленных задач. Но начинать надо! Данный документ простимулирует деятельность Церкви в борьбе за молодёжную трезвость. Я считаю что Концепцию надо доработать с привлечением компетентных лиц!

Игумен Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Анатолий (Берестов)
Его работа внесла существенный вклад в оздоровление народа
Обращение игумена Анатолия (Берестова) в связи с новыми фактами фабрикации «дела Каклюгина»
18.02.2021
Идиотский и антихристианский вопрос!
Об опросе ВЦИОМ об эвтаназии и о том, какой должна быть помощь тяжело больному умирающему человеку
11.02.2019
«Запретами ничего не решить, а наоборот будет только хуже»
Игумен Анатолий (Берестов) о причинах алкоголизма, правильных и ошибочных методах борьбы с этим злом
11.09.2017
«Это благое и доброе дело!»
Органы умершего истлеют и превратятся в землю, а их трансплантация может помочь здоровью другого человека
04.10.2016
«Причины наркомании, в первую очередь, лежат в духовной плоскости»
Игумен Анатолий (Берестов) подчеркивает важность воцерковления семьи при профилактике пагубных пристрастий
15.04.2015
Все статьи Игумен Анатолий (Берестов)
Новости Москвы
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от Шмелев Михаил
11.07.2025 21:14
Так зачем был создан и пущен в прокат фильм «Мумия»?
Новый комментарий от Vladislav
11.07.2025 20:53
Нельзя изменить жизнь, не меняясь самим
Новый комментарий от Константин В.
11.07.2025 20:26
«Не всякому духу верьте»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
11.07.2025 20:19
«Тадарга-матадарга» среди храмов на монастырском погосте
Новый комментарий от натправ
11.07.2025 19:20