Ещё в 1990-е и в начале 2000-х годов многие архиереи не признавали этой проблемы и не хотели ей заниматься. В эти годы мне пришлось много летать и ездить по России от Камчатки, Магадана, Владивостока до Санкт-Петербурга, Минска и от Салехарда, Норильска, Архангельска, Мурманска до южных границ России. В те же годы удалось помочь организовать реабилитационные центры по реабилитации нарко- и алкозависимой молодёжи на Камчатке, в Магадане, Владивостоке, Норильске (который, к сожалению, потом перестал существовать) и некоторых других городах. В 2004 году наш Душепопечительский Центр совместно с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков провёл общероссийскую акцию «Москва-Владивосток: Россия без наркотиков». Результатом этой акции явилось широкое привлечение внимания церковных кругов к проблеме наркомании и проблеме борьбы с нею. Это послужило толчком к тому, что Церковь обратила внимание на проблему наркомании и проблему борьбы с нею.
В ноябре 2005 года также по инициативе Душепопечительского Центра и ФСКН России с благословения покойного Патриарха Алексия II и митрополита Калужского и Боровского Климента была проведена всероссийская конференция «Власть, общество, бизнес, Церковь против наркомании». К участию в этой конференции были привлечены высокопоставленные государственные и общественные деятели, архиереи, священники, миряне и представители науки. Эта конференция имела широкий резонанс в России. В декабре 2007 года по инициативе московского общества православных врачей совместно с представителями НИИ наркологии и ГНИИ психиатрии им. Сербского был проведён круглый стол, на котором рассматривались различные методики реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков. На круглом столе присутствовали священники из многих епархий РПЦ, занимающиеся вопросами реабилитации молодёжи, страдающей от зависимости к алкоголю и наркотикам. Было высказано единодушное мнение о высокой эффективности православных методик реабилитации и отрицательное мнение о целесообразности использования в Церкви протестантской программы «12 шагов». Резолюция круглого стола была направлена Патриарху Алексию II с пожеланием развивать и поддерживать православные методы реабилитации.
В конце концов в Русской Православной Церкви появился проект Концепции по реабилитации наркозависимых, который обсуждался 17 августа 2010 года на круглом столе, инициированном комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Отрадно заметить, что в Концепции признаётся приоритет духовной поддержки страдающих от алкоголизма и наркомании. В Концепции так же говорится, что «на любой стадии зависимости человек с помощью Божией мажет прекратить наркотизацию». Отрадно читать такие слова: «Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию по окончании реабилитационного процесса, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной цели. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения». В первом принципе Концепции признаётся, что «главным деятелем Церковной реабилитации является Бог, действующий посредством церковных Таинств и духовного водительства». В церковной реабилитации особая миссия возлагается на Православного священника, как служителя Таинств. Пастыря, духовника и молитвенного предстоятеля... Основной этап реабилитации выстраивается с опорой на священника.
Считаю очень важным второй принцип реабилитации: «Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины». Действительно, реабилитационная практика показала большую помощь общинного принципа реабилитации наркозависимых.
Всё это замечательно, но вдруг следующий абзац Концепции перечёркивает весь смысл церковной реабилитации. В нём говорится: «Воцерковление наркозависимого человека не является необходимым условием церковной реабилитации - участие в сакраментальной жизни Церкви может быть только добровольным. Но, выбирая для себя церковную реабилитацию, люди дают согласие знакомиться с основами православного вероучения, присутствовать на богослужениях. Ознакомление с основами вероучения является обязательным при церковной реабилитации. Не все прошедшие реабилитацию в церковной общине становятся церковными людьми, но большинство из них меняет свои ценностные ориентиры. Те реабилитанты, у кого интереса к религиозной жизни не возникает, получают понятие о том, в чем она заключается». Если для наркозависимого не является обязательным условием участие в церковной реабилитации, то зачем нужна всякая церковная помощь нарко- и алкозависимым? Если первый принцип церковной реабилитации считает главным деятелем церковной реабилитации Бога, то данное заявление Концепции напрочь перечёркивает этот принцип реабилитации. Получается, правая рука не знает, что делает левая. Третьим принципом реабилитации Концепция считает компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Но действительным является и то, что человек, составлявший Концепцию, не является компетентным в вопросах наркологии. Остаётся удивляться, почему составители Концепции не прибегли к помощи компетентных в данном вопросе священников и учёных, которых немало в Русской Православной Церкви. Почему воцерковление наркозависимого человека не является необходимым условием церковной реабилитации? Но мы это где-то уже слышали. Да, в самой же Концепции, в конце которой говорится о пользе программы «12 шагов». В Концепции говорится, что программа имеет прикладной, а не вероучительный характер. Зачем тогда затевать этот сыр-бор? В Концепции утверждается, что в программе «12 шагов» нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Действительно, адепты программы «12 шагов» считают, что их программа не имеет никакого отношения к религии и к Церкви. В ней нет места понятиям греха, покаяния, Бога, нет места для Спасителя Иисуса Христа. Они утверждают также о высокой эффективности данной программы, но это обман. В среднем, по статистике мировых центров, работающих по программе «12 шагов», среди алкоголиков её реальная эффективность составляет всего 5%. При наркоманиях же процент эффективности программы «12 шагов» ещё ниже, чем при алкогольной зависимости. Из компетентных зарубежных источников известно, что добровольно в неё входит не более 5% наркозависимых (а в России и того меньше - всего лишь от 1,5 до 5%), но уже в течение первого года 2/3 из них отсеиваются, и от общего числа реабилитируемых в программе «12 шагов» остаётся всего 1,5%! Выше процент добровольного вхождения в программу (до 10%) отмечается только при сочетании её с пресловутой «заместительной терапией» (т.е. с метадоновой, запрещённой в России!). Но при этом реабилитируемый «подсаживается» на метадон (жёсткий синтетический наркотик из группы опиатов, по своему действию на организм и последствиям от употребления - опаснее героина), становится зависимым от него практически пожизненно (если, конечно, выживет).
В своей работе «Сравнительный анализ методик реабилитации «12 шагов» и РПЦ», опубликованной на сайте «Русская народная линия» и в журнале «Наркология» в 2007 году, мы дали подробный научный анализ этой программы и показали её неэффективность и нецелесообразность использования в Церкви. Безусловно, она имеет право на существование в мирских, нецерковных реабилитационных центрах или в адаптированном к Православию виде. Но тогда это будет уже не «12 шагов» а православная программа. В чистом же виде её никак нельзя применять в Церкви.
Вызывает также сомнение в выполнении всех пунктов организации церковной реабилитации, т.к. к настоящему времени Церковь не обладает силами и средствами для осуществления поставленных задач. Но начинать надо! Данный документ простимулирует деятельность Церкви в борьбе за молодёжную трезвость. Я считаю что Концепцию надо доработать с привлечением компетентных лиц!
Игумен Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского