Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протопресвитер Александр Шмеман: верные вопросы и неверные ответы

Павел  Тихомиров, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 06.09.2010

«...Чтение это почти как соучастие в каком-то нехорошем деле,

и отсюда потребность «катарсиса», выяснения, что же тут нехорошо...»

Прот. А.Шмеман о книгах Набокова

 О.А.ШмеманРазговоры о мировоззрении прот. Александра Шмемана, которые в последнее время вновь участились, похоже, свелись к обсуждению тех фрагментов его дневниковых записей, в которых проступила мысль, будто в современной церковной жизни «религиозность» подменила веру. А «культ быта» и «исполнение религиозной функции» стали той стеной, которая отгородила людей от Христа.

Рассуждая на эту тему, о. Александр чаще всего затрагивал два аспекта проблемы: восприятие людьми православности в качестве формы самоидентификации (как национальной, так и политической); сведение веры к исполнению «религиозной функции», в частности - профанация покаяния.

«Убожество понятия «Церковь» в наши дни - либо «приходские делишки», либо же всяческий секулярный «активизм», эрзац...» (1; С. 470).

Так Шмеман подводит к вопросу о самом главном: в чем, собственно говоря, заключается сама суть христианской жизни?

Именно об этом дневниковые записи 1973-1983 годов.

Впрочем, нет.

Дневник, скорее, не столько о том, что такое Православие, сколько о том, что Православием вовсе не является, но подменило собою веру и нынче воспринимается, по мысли о. Александра, именно в качестве «чистого Православия».

В предисловии к московскому изданию Дневников («Русский путь», 2005) подчеркивается, что из текста изъяты, в числе прочего, «записи, которые могли бы быть превратно поняты неподготовленным читателем» (1; С. 6).

Между тем, несмотря на купюры, оставлено много такого, что, став достоянием общественности, оказало последователям о.Александра поистине «медвежью услугу».

Ибо брюзжание - даже без отрыва от контекста - по поводу «идолов Византии и «Третьего Рима»» психологически настраивают читателя так, что дневник становятся вовсе не мостиком, а настоящей стеной.

Стеной, за которой уже и не разглядишь того, что вопросы-то Шмеман поставил в самую точку.

Иное дело - ответы на них...

* * *

Хорошо помню первый контакт с киевскими последователями американского батюшки. Как болезненно мы, представители русской православной общественности Украины, воспринимали эту очередную «пятую колонну», пытавшуюся «сокрушать «идолы» Третьего Рима».

Когда улеглось негодование, осталось чувство недоумения: неужели Русь, пытающаяся - с Божьей помощью - возродиться, непременно нуждается в опыте некоего «рафинированного» Американского Православия? Опыте, безусловно, академически небезынтересном, но уместном ли во вполне конкретном месте - Киеве, демонстративно рвущем всякую связь с общерусской судьбой?

Ведь аллергическое отношение «шмемановцев» к «идеям Русского мессианства» было ничем иным, но «лыком в строку» вызревавшим в УПЦ не то, чтобы русофобским идеям, но уверенности в том, что «претензии на каноническую автокефалию вполне научно доказуемы». Критика идей, присущих Русской православной мысли, пришлась кстати для той части клира, кто был далёк от украинского национализма, но - с другой стороны - не ощущал сопричастности общерусской судьбе.

Отвержение «шмемановцами» эсхатологичности Русской идеи обосновывалось тем, что, по словам прот. Иоанна Мейендорфа, «сегодня Православная Церковь не может существовать ни как опора государства, ни как культурный придаток «русизма»: она жива в Литургии и Литургией» (1; С. 657).

Зная о такой позиции, становится ясным скептическое отношение «шмемановцев» к восприятию возрождения Российской государственности в перспективе возможного осуществления идеи симфонии.

Что тут скажешь? Радикальный отказ от «попечения о кесаревом» можно было бы истолковать как возвращение к прп. Нилу Сорскому. Получилась бы красивая схема: с одной стороны «нестяжатели» из Русского Экзархата и Американской Церкви, а с другой - «иосифляне» из РПЦЗ.

Схема красивая, но жизнь показала совсем другое.

Из того, что «Церковь жива Литургией и в Литургии» получилась пропаганда «сверхчастого причащения». И впадение - по словам о.Владимира Василика - в «протестантский гедонизм».

А «воздание кесарю» в конечном итоге закончилось для украинских «шмемановцев» банальным майданом (см. 6).

Впрочем, в отличие от своих последователей, о. Александр вовсе не был равнодушен к судьбе России, о чем может свидетельствовать и его осмысление трагедии 1917-го:

««Обреченность» империи в 1914 году - откуда, почему она? Надо ли, истолковывая ее, вводить нечто «таинственное» или достаточно фактов? Весь комплекс Государя (личная слабость, императрица, Распутин) - решающий ли это фактор? Если бы, скажем, вместо Николая II был царь типа Александра III, можно ли было бы избежать «обреченности»? <...> Обреченность, прежде всего, - во внутреннем распаде России, в том, что в момент истины, которым стал «проклятый» 14-й год, была не одна, а много Россий, и монархия их уже не соединяла, не претворяла в «единство». <...>

К началу ХХ века Россия, как это ни звучит риторически, потеряла душу: вот причина ее обреченности. И потому смерть вошла в нее. И единственный вопрос: может ли душа эта «возродиться»?» (1; С.381).

«Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла: преследований, турецкого ига, измены интеллигенции, большевизма. Никогда - во «внутри». И пока это так, то, по моему убеждению, никакое возрождение Православия невозможно. Главная же трудность здесь в том, что трагизм и падение по-настоящему не в грехах людей (этого не отрицают...), а укоренен, гнездится в тех явлениях, которые принято считать, в которые принято верить, как именно в саму сущность Православия, его вечную ценность и истину» (1; С.108-109).

Итак, если трагизм гнездится в тех явлениях, которые принято считать сущностью Православия, необходимо определись: где же в церковной жизни заложены системные ошибки?

«Я верю, что Православие - истина и спасение, и содрогаюсь оттого, что предлагают под видом Православия, от того, что любят, чем живут, в чем видят «православие» сами православные, даже лучшие, бескорыстные из них. «Спаси себя и спасутся кругом тебя тысячи»»(1; С.66).

Мы видим, что цитируя прп. Серафима, о.Александр, невольно исказил саму суть проповеди Саровского Чудотворца: вместо конкретного «Стяжи дух мирен...» абстрактное «Спаси себя...». Тут проявилось отмеченное прот. Владимиром Правдолюбовым «характерное для о. Шмемана противопоставление личного подвига спасения христианина его общецерковной жизни» (2).

И это - весьма симптоматично.

Ибо когда речь заходит о серьезном налете протестантизма в мировоззрении о.Александра, то это самое протестантство зачастую понимается как подозрительно хилая борода и некий «иконоборческий» настрой (вырванные из контекста рассуждения о «побегах в Византию»).

Это всё есть, обо всём этом уже переговорено. Но за этими манифестациями американского батюшки, такими обидными для большинства православных, часто упускается из виду нечто гораздо более серьёзное.

Серьёзное и имеющее самое непосредственное отношение к подвигу спасения.

Говоря о классическом протестантском мировоззрении, обычно подразумевают две вещи: сведение духовности в конечном итоге к нравственности и подмена личного переживания Бога религиозно-философским рассуждениям о Нём.

Но даже беглого знакомства с текстами о. Александра достаточно, чтобы убедиться в том, что мировоззрение Шмемана не имеет ничего общего с «философией немецких профессоров».

Так же чужд о.Александр и другой крайности - спиритуализму. Тому настрою, что присущ как неопятидесятникам, так и разнообразным потомкам розенкрейцеров.

Точнее всего суть «протестантизма Шмемана и его последователей» сформулировал о.Владимир Василик: «При радикальном понимании формулировок Шмемана мы рискуем впасть в протестантский гедонизм - представление Евхаристии только как праздничного пира в Царствии Небесном. Отчасти это представление справедливо, но лишь если мы входим на этот брачный пир в брачной одежде. А для того, что войти в него, необходимо приготовление к нему. Отрицание этого ведет к разрушению традиционного благочестия и к разрушению церковной жизни в целом». (3)

Каким виделось о. Александру приготовление к брачному пиру? В чем, с его т.зрения, системная ошибка в самом подходе к исповеди и осмыслению покаяния?

«В чем смысл исповеди, такой, какой существует и практикуется она сейчас? Понятна мне исповедь католическая («нарушение закона»), но не понятна православная - ни, так сказать, «догматически» (таинство покаяния), ни духовно. В ней очевиднее всего метаморфоза христианства, Церкви. Церковь родилась как реальность, противостоящая и внешне, видимо, и еще больше - внутренне, невидимо, - миру сему. Метаморфоза же её заключается в том, что она стала постепенно, а теперь уже и окончательно - религиозным «обслуживанием» мире. Изначально таинство покаяния было целиком сосредоточено на одном: на измене Церкви, т.е. воплощаемой и являемой ею реальности. Грех осознавался прежде всего как измена «новой жизни», выпадение из неё. Он был разрывом, отпадением, предательством, так же как святость понималась не как «нравственное совершенство», а как онтологически верность Христу и Его Царству. Сущность греха - не просто нарушение «закона», а отпадение от Бога и от жизни, от подлинного «вожделения». И во-вторых, сущность его для христиан как измены Христу, отпадения от Него и от Церкви как Им данной жизни.

Т.о., таинство покаяния - это возврат, это возвращение, путем раскаяния, в «новую жизнь», уже данную, уже явленную...

Современная исповедь обращена, однако, не на то, не в этом суть её, а в некоем «моральном» регулировании жизни «в мире сем», регулировании его собственных «законов». Иными словами, таинство покаяния было вначале отнесено не к нравственному закону, а к вере и к греху как отпадению от веры. <...>

Теперешняя исповедь есть разговор о нарушениях «нравственного закона», о слабостях и греховности, но без «отнесенности» к вере...» (1; С. 511).

Вопрос поставлен верно, но дать на него ответ о.Александр, увы, не смог.

«...Как, в каких «категориях» понимать и объяснять это «разрешение грехов» после трёхминутного разговора о «слабостях» - тоже не знаю» (1; С. 511).

«Как, почему из таинства примирения с Церковью превратилось оно в нашу трехминутную исповедь? Как, почему все миряне превратились в «отлученных»? На все это ответов нет, никто этим не занимался, а между тем для Церкви, для её, так сказать, «повседневной жизни» нет проблемы более насущной. Что такое «разрешение грехов»? В чем состоит власть «вязать и разрешать»? <...>

Я не сомневаюсь, что <...> есть сама реальность, сама сущность покаяния, неотделимая от сущности христианства. Христианство есть покаяние, и поэтому Церковь есть таинство покаяния, и потому в Церкви есть таинство покаяния. <...> Покаяние - тоска не по «праведности», а по Богу: «Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене...». В отрыве же от этого своего «теоцентризма» оно становится «антропоцентрическим» и неизбежно скользит либо к юридизму, либо к психологизму...» (1; С. 471).

Об опасности свести дело спасения в лучшем случае к «деланию добрых дел во искупление грехов», а сами грехи истолковать исключительно в категориях нравственности, постоянно повторяет и профессор А.И.Осипов. Стали притчей во языцех и «исповедники, стоящие в очереди за получением «допуска к Причастию»».

Однако кардинальное отличие взглядов Осипова от взглядов Шмемана заключается в том, что Осипов призывает к необходимости наполнения форм благочестия реальным содержанием, а Шмеман фактически подталкивает своих последователей к отвержению этих самых форм, преподнося их в качестве «стен, отделяющих людей от Христа».

«Как, почему все миряне превратились в «отлученных»?» Вот - центральный вопрос размышлений Шмемана.

«Когда человек очищается покаянием от всякой скверны, в его душу сходит свыше сила Духа Божия, и тогда душа чувствует Царство Божие внутри себя... Это совсем просто. Как воздух входит в нас, а мы в воздух. И свет входит в нас, и мы в свет... Так и Царство Божие... Оно приходит к нам и входит в нас еще при нашей временной, земной жизни, а когда мы разлучаемся с этим миром, тогда мы входим в Царство Божие» (4).

Такое ощущение и осмысление Церкви - как реальности «спасенного мира» уже в пространстве временного мира - присуще и мировоззрению о. Александра.

Но... как же попасть на брачный пир, если путь, приготовление к нему трактуется о.Александром как «мироотрицающий буддизм личного «спасения»» (1; С.159), «платоническая сосредоточенность на «душе моя»» (1; С.79) и даже как «похоронное самоуслаждение (с оттенком зловещего мазохизма; все эти «плачу и рыдаю...»)» (1; С.105).

Как же можно говорить о критериях «отлучённости» от Церкви, когда страницы дневниковых записей наполнены каким-то настойчивым отвержением того, что составляет существо духовной жизни: «Пока не смирится человек, не получает награды за своё делание. Награда даётся не за делание, но за смирение... Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны» (5).

Вот именно отсутствие святоотеческого понимания существа духовной жизни и можно считать тем значительным изъяном, который присущ мировоззрению прот. Александра.

Но ошибки в образе мысли могут привести к душепагубному образу жизни. В этой связи настораживает то, что последователи о. Александра «ни в коем случае не уходят из Церкви, учение которой не разделяют, но пытаются захватить в ней ключевые посты, особенно те, которые связаны с информационной политикой и образованием» (6).

Литература

1.      Прот. Александр Шмеман. Дневники. 1973-1983. М., Русский путь, 2005.

2.      Протоиерей Владимир Правдолюбов. Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения. Благодатный огонь

3.      Диакон Владимир Василик. «Отношение к творчеству протопресвитера Александра Шмемана у меня достаточно сложное». Русская народная линия

4.      Свт. Николай Сербский. Миссионерские письма.

5.      Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.

6.      Игорь Друзь. Протопресвитер А.Шмеман и пустота. Часть 1. Часть 2. Русская народная линия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 934

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

934. Анастасия : Священику Борису Пасюку
2010-11-23 в 14:47

Спаси Вас, Господи, батюшка, за вразумление!
Простите!

Господи, помилуй всех нас!
933. священник Борис Пасюк : Лик. Лицо. Личина.
2010-11-23 в 00:47

Там, где бес не успевает в соревновании аргументаций и фактов, он переходит на сокрушение внутреннего мира человека, образно говоря - "переход на личности".
Сие и наблюдаем.
Простите, меня, грешного.
932. Аноним : Анастасия
2010-11-23 в 00:07

Вам ли говорить о грубых формах? Такое впечатление, что Вам привычнее всего драться сальными тряпками на коммунальной кухне.
931. Анастасия : Cвои? 930
2010-11-22 в 22:22

Простите меня, господин Яблоков, очень неприятно до этого опускаться,но, честное слово, Марфы на Вас нет! Она Вас замечательно уравновешивает и остужает Ваш ревностный пыл.
930. М.Яблоков : Анастасии.
2010-11-22 в 21:47

Есть люди, которым нравится, когда их постоянно тыкают мордой в дерьмо. Психопатология такая есть...

Вы совершенно же сознательно подняли этот форум, который давным-давно ушел в резерв. И не примазывайтесь, обновленцы никогда правосланым своими не будут. "Свои в это время дома сидят, телевизор смотрят" (С)
929. Анастасия : 928Cоревнование по хамству?
2010-11-22 в 20:38

2:1 - это что? Соревнования у нас
Предлагаете продолжать в духе оскорблений и хамства? Тогда я точно проиграю. господина Яблокова оскорблениях и навешивании ярлыков ещё никто здесь не превзошел.

Как жаль, что приходится на такую ерунду тратить время, а в итоге, все та же беда:"бей своих, чтобы чужие смеялись!"
928. Аноним : Re: Протопресвитер Александр Шмеман: верные вопросы и неверные ответы
2010-11-22 в 20:22

2:1
В пользу М.Яблокова!
927. М.Яблоков : Анастасии.
2010-11-22 в 19:24

Да, я - православный христанин. Не еретик и не обновленец.
Обновленчество к Православию не имеет отношения, оно раз и навсегда осуждено Церковью. Современных неообновленцев почитаю за лжебратию.
926. Анастасия : 925
2010-11-22 в 18:28

Это и к Вам относится тоже.
Себя-то Вы, надеюсь, относите к верным - крещеным православным христианам.
925. М.Яблоков : Анастасии.
2010-11-22 в 15:47

Только вы к верным не относитесь, вот в чем дело :)
Обновленцы никогда не были верными, но нечестивыми.
924. Анастасия : 923 Павлу тихомирву
2010-11-22 в 15:46

Спасибо Вам, дорогой Павел, за замечательные формулировки. Очень точные слова. Без Господа мы не справимся с собою.
Об индидуальном подходе и не формальной церковной жизни много писал Митрополит Антоний Сурожский. Об этом же здесь посты и о.Бориса Пасюка. Все люди разные и каждого Господь по-разному ведет, о каждом заботится Своим Промыслом
Но, на деле получается не попытка разобраться или услышать другого человека, понять, а лишь поиск врагов и обличение их в самых грубых формах.
Помоги Вам, Господи, в Ваших трудах!
923. Павел Тихомиров : Анастасии
2010-11-22 в 15:07

Дорогая Анастасия. По отношению к центральному Таинству Церкви есть 2 подхода - либо Причастие является целью, либо средством.
Либо мы говорим, что приходя к Чаше, мы, тем самым открываем себя Божественному действию, помогающему нам изживать страсти.
Либо мы говорим, что центр духовной жизни - это все-таки борьба со страстями, а прибегая к Таинству Таинств, мы обретаем необходимую в этой борьбе устойчивость.
Правда Шмемана - это воплощение первого пути. Верного пути, но - если этот путь оказывается в отрыве от второго пути, то получается протестантизм (в его высоком, ранне-лютеранском проявлении)
922. Анастасия : 119 Павлу Тихомирову
2010-11-22 в 13:37

Дорогой Павел!
Я не ставлю цели ине вижу необходимости оценивать личность отца Кураева.
Фраза, которая предваряет ссылку написана была мною не для того, чтобы оправдать Кураева раннего или нынешнего, а потому, что я понимаю, что такое на РНЛ ссылка на Кураева, какой это повод для ругани господам-оппонентам.
Но, я всего лишь привожу конкретное видео о Причащении

И вдогонку( не Вам)по поводу Симеона Солунского: «Божественная Литургия – это служба, цель которой священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови, и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель её состоит только в Причащении».
921. Ева : Re: Протопресвитер Александр Шмеман: верные вопросы и неверные ответы
2010-11-22 в 11:59

СЕЙЧАС ВСЕ ЗАНОВО НАЧНЕТСЯ ПО КРУГУ!...
Господи,помилуй!
920. М.Яблоков : Анастасии.
2010-11-22 в 10:42

Вот вам один святой:
"Дары переносятся на трапезу, чтобы мы, смотря на них и покланяясь им, освятились через воззрение на Христа благодатию Его".(блж.Симеон Солунский).

А вот вам второй святой:
"341. Каким образом участвуют в литургии те, кто не причащается Святых Тайн?
-Не приступающие ко Святому Причащению могут и должны участвовать в литургии своей верой, молитвой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19)."(свт.Филарет Московский).

Ну, а какой святой Курев мы уже все знаем )))))))))))))))
919. Павел Тихомиров : Анастасии
2010-11-22 в 10:25

Дорогая Анастасия!
о.Андрея Кураева ругают не за те золотые слова, которыми наполнены его книги конца 90-х, не за лекции "Православие - неизвестная религия", а за то, что он через чур увлекся некоторыми небезопасными вещами. То же самое со Шмеманом. Не в ругани и осуждении дело, а в том, что отторгая тот маразм, который, увы, имеет место быть в приходском околоцерковном быту, можно начать конструировать что-то свое, все более удаляясь от Церкви. Под Церковью я, вслед за Хомяковым, подразумеваю не организацию, но действие Духа Святого в людях.
Дух, который присущь некоторым мероприятиям, на которых присутствует о.Андрей, как мне кажется, не совсем способствуют утверждению в Духе Святом.
Простите за банальности.
Я сам раньше отстаивал книги о.Андрея. Его "Вызов экуменизма" просто одна из лучших книг по сравнительному богословию. Он, вслед за очень уважаемым мною проф. А.И.Осиповым, подчеркивает, что дело-то не в догматах, а в том, что идеализированный образ молитвы у нас кардинально отличается. Что дело в том, что можно назвать духовным настроем.
И вот, прошло 5-10 лет, и о.Андрея как подменили. То он сам говорил, что церковь должна быть островком устойчивости в океане перемен, то сам направляет свой недюжинный интеллект на службу обновленческой пошлости.
Вот об этом и речь.
Об этом и Степанов А.Д. говорил:
книги раннего Кураева опровергают заявления Кураева нынешнего.
918. Анастасия : О Евхаристии
2010-11-22 в 02:15

Ругать его можно, возразить сложно:
http://www.youtube.c...ch?v=Hj0f8ybLvQY&;feature=related
917. священник Борис Пасюк : обновленцы
2010-11-22 в 01:51

Ну, вот, всё. И утихли споры.
Не нашли никто общего языка.
Нет общего между нами?

Жаль, не Любовь между нами. А Баламут.
Даже тема Шмемана оказалась неактуальна. Есть что-то более глубинное, что нас разделить пытается, а Шмеман - лишь повод.
Сколько людей, столько судеб. У каждого человека, по Промыслу Божию о каждом из нас, свой уникальный путь к Богу и опыт прохождения этого пути. Тем мы и интересны должны быть друг другу!
Судьба же, по большому счёту, у всех у нас и у каждого - одна. Христос Бог!
Другой, общей для всех, судьбы у нас нет.
Писал я выше, что виды и способы роста духовного могут быть различны у верующих праволавных. От многих факторов это зависит (их миллионы). Человек, имеющий личный духовный опыт, сможет сердцем рассмотреть, как другой, ближний его, духовно растёт - и через достижения, и через ошибки. В этом проявляется наше творчество, в соработничестве Господу в деле нашего спасения, и в горе нашем и в радости. Слава Богу за долготерпение к нам!
Надо переназвать и сформулировать по-новому эту животрепещущую тему, из-за которой разгорелись здесь столь ожесточённые споры. А о Шмемане поговорить с другой точки зрения, и в другом месте. Похоже, что им никто ещё серьёзно не занимался, да и я тоже.
Может, ещё и рано им заниматься?
Мне представляется, что нам нужно поднять труды отцов, апологетов и учителей Церкви, так как мы говорим о следствиях, но не видим начал, причин тех или иных положений и утверждений в Церкви и в церковной среде, и в околоцерковной среде.
Спаси всех Бог!
916. М.Яблоков : Алексею.
2010-10-20 в 19:55

Только у истоков измения стояли великие столпы Церкви - угодники Божиии, а не богомерзкие обновленцы.
915. Алексий : 914. lucia :
2010-10-20 в 19:07

Мне кажется, вы немножко напутали. Для Бога времени нет, как и для Небесной торжествующей Церкви. Но Церковь земная, как мы её называем, воинствующая, менялась всегда. Не менялась задача Церкви, её евангельская основа. Но менялась форма богослужения, форма молитвы, облачения священников, менялась архитектура Храмов и т.д.Церковь живой организм и она не может не меняться. Мы говорим о форме. Представьте, что мы перенеслись в разные века, начиная с апостольских, в каждом веке Церковь была другая, в том смысле, в котором мы говорим. Конечно , Господь во все времена один и тот же, но мы,когда говорим о переменах в Церкви, имеем в виду другое. ИМХО.
914. lucia : Алексей
2010-10-19 в 19:16

У Бога времени нет. Поэтому в Церкви ничто не должно меняться. Она тем и отличается от мирской действительности. Мы в одном времени и с первыми христианами, и с подвижниками из "Луга духовного". А Вы разве так не считаете?
913. павел тихомиров : участникам прений
2010-10-19 в 17:28

Дорогие собеседники!
Мне кажется, что обсуждение переросло в какую-то безобразную и бессмысленную склоку.
Давайте вернемся к теме.
На днях я прочитал воспоминания матушки покойного о.А.Шмемана. И хочу поделиться вот, какой мыслью. Всем нам хорошо известно, что о.Александр был патриотом США. Обычно мы это интерпретируем таким образом, что его любовь к Штатам воспринимается как равнодушие к России. Однако, для того, чтобы яснее понять его чувства к Америке, нужно вспомнить, что в Штаты Шмеманы приехали не из России, и даже не из Союза ССР, а из Франции - той самой Франции, которая осчастливила наших соотечественников нансеновскими паспортами и соответствующим к ним отношением. Контраст Франции и США не в пользу Франции.
912. Алексей : 908. lucia :
2010-10-15 в 20:02

Спаси Господи за ссылку, я очень люблю читать такие вещи, пока правда всё не прочитал,время не хватает. Во времена своего неофитства, тоже мечтал о монастыре, но жизнь распорядилась иначе. Я женат, у меня трое мальчишек и возможно скоро появится девочка. Не знаю больше этот крест или меньше, не мне судить. Какой есть.
911. Алексей : 910. Александр Изгоев
2010-10-15 в 19:46

"Надо бы фундука жареного пожевать.. Говорят, от косо...умия помогает..."

Простите Игоев,ни чем вам помочь не могу. Нет у меня фундука да и вести далеко. Так что пожуйте что нибудь другого, может поможет.
910. Александр Изгоев : 909.
2010-10-15 в 19:05

"бодался телёнок с дубом..." - Алексей, Вы кто будете?
Ах, да-да-да... Мальчиш-...
:о)

Надо бы фундука жареного пожевать.. Говорят, от косо...умия помогает...
909. Алексей : 907. lucia
2010-10-15 в 17:54

Я тоже хочу вам дать совет. Вы почините свою мнительность,что бы не выдумывать того,чего нет на самом деле.
908. lucia : Алексей
2010-10-15 в 17:47

907. lucia : Алексей
2010-10-15 в 17:43

Почините Вашу обидчивость. Это не православная традиция - обижаться.
906. Алексей : Re: Протопресвитер Александр Шмеман: верные вопросы и неверные ответы
2010-10-15 в 16:29

Мы знаем , что Яблоков борется за чистоту Церкви. Он называет своих оппонентов последними свиньями из лучших побуждений. Ветхозаветные иудеи считали себя избранным народом Божьим , а остальных гоями, это всё равно что свиньями. Инквизиторы сжигали людей на кострах и тоже боролись за чистоту своей церкви. Господь, правда, поступал и поступает несколько иначе. Благими намерениями выложена дорога в ад. Цель оправдывает средства – это не христианский лозунг.
905. М.Яблоков : Luciи.
2010-10-15 в 14:40

Целую Вашу руку )
904. lucia : Re: Протопресвитер Александр Шмеман: верные вопросы и неверные ответы
2010-10-15 в 11:22

Граждане оппоненты!
Заете, чем вы все отличаетесь о Яблокова, которого так стараетесь оскорбить? Вы постоянно обижаетесь за СЕБЯ. свои любимые персоны. а Яблокову такие вещи безразличны. Он заступается за чистоту Церкви. поэтому ваши позиции - как песочные куличики.
903. Алексей : 902. Ева
2010-10-15 в 02:43

По сравнению с "последними свиньями" это выглядит как невинная шутка.
902. Ева : 898. Алексей
2010-10-15 в 00:28

"".А вы сейчас просто хамство оправдываете""

А Вы оправдываете хамство Михи,которому до сих пор не угомониться.
901. Miha
901. Miha : 900. Анастасия
2010-10-14 в 23:59

Вы ошиблись, это был замаскированый Яблоков.Заботится о ближних.
900. Анастасия : "11-я заповедь" Продолжение
2010-10-14 в 23:03

Такой анекдотический случай был.
Р.Б. позвонила на радио( "Радонеж" или другое, не помню точно)и страшивает: "Батюшка, а можно я буду других смирять, обижать? Они ведь будут через это спасаться, терпеть скорби, приобретать смирение, и мне заслуга будет, что послужила их спасению"
И серьезно так спрашивает, без тени сомнения...
Батюшка, в шоке был..
899. М.Яблоков : Православным.
2010-10-14 в 22:55

Спасибо, дорогие братья и сестры, за поддержку и молитвы. Мы всегда должны быть вместе. В нашем единстве - наша сила. И мы надеемся, что по молитвам Богородицы и руских святых Господь не попустит обновленцам, снова в безумии своем восставшим на Русскую Церквоь, надругаться над нашими вековыми священными традициями. Всех с праздником Покрова!

P.S. А Лютер празднословил, что границы Церкви невидимы... Дурак он был.
898. Алексей : Еве
2010-10-14 в 22:41

""Мало того, мы видим, что святые искали себе поношения""


Себе, но не другим.А вы сейчас просто хамство оправдываете.
897. Ева : 891. М.Яблоков
2010-10-14 в 21:42

""И в одной Церкви мы с ними только до времени... ""

Дай Бог,уважаемый Михаил! Аминь.


P.S.Не слишком ли у Вас тяжелая рука...Они очень обидчивы...
896. Ева : ""Мало того, мы видим, что святые искали себе поношения""
2010-10-14 в 21:36

""Господь любит чад Своих, и всё, что происходит в нашей жизни, - от Бога. Без воли Божией и волос не упадёт с нашей головы. А коли так, мы должны принимать не только то, что нам нравится, но и то, что не по нутру""

""А гордому человеку трудно смириться. Поэтому мы так болезненно и реагируем, ищем поскорее себе оправдание, что нас, мол, несправедливо обижают... ""

""Но если посмотреть с точки зрения Промысла Божия о спасении нашей души - это на самом деле благо. И когда удаётся преодолеть в себе мстительное чувство и не отвечать на обидные слова или действия - на душе воцаряется мир, покой и радость.""



""Есть силы терпеть - терпи, нет - уходи. Это лучше, чем злобствовать и желать отомстить и не каяться в этих своих нехристианских помыслах.""

"" И вдруг, действительно, подходят, бьют, ломают рёбра... Что же делаю я? Я, вместо того чтобы смириться, всю оставшуюся жизнь снедаем жаждой мести этим людям. Я молюсь, чтобы Господь испепелил их, подаю на них в суд, требую возмещения ущерба. Меня снедает чувство свершившейся несправедливости, я жажду, чтобы зло было наказано. Я злобствую против напавших, потом против суда, не сумевшего защитить меня, потом против государства и всего человечества. И что получается в итоге? Ещё большее зло

""А вот несовершенному человеку нужно знать свою меру и не вести себя так, чтобы давать повод думать, что он дурак, которым не грех и попользоваться. Мы сами порой подзуживаем людей своим неправильным поведением. Дайте понять человеку, что больше не способны смиряться, или же прекратите с ним всякое общение.""

http://www.ruskline....zyka_ushej_i_ochej/
895. Алексей : Яблокову
2010-10-14 в 21:35

Поясню: тот кто считает себя свиньёй и червём, других оскорблять не будет.
894. Алексей : 891. М.Яблоков
2010-10-14 в 21:32

У Брянчанинова,есть хорошие места о ложном смирении.
893. Андрей Другой : на 891. М.Яблоков
2010-10-14 в 21:29

Аминь.
892. Анастасия : "11-я заповедь"
2010-10-14 в 21:25

Тут хочется вспомнить "присноругаемого" Кураева.
Если с тобой беда случилась и ты имешь силы сказать: "Господи, достойное по делам моим приемлю!"- это великое благо. Но если беда случилась с соселкой и ты ей скажешь: "Вот, Маоь Ивановна, ты ногу сегодня сломала, потому, что вчера со мной в церковь не пошла" - это пошло.

Отсюда, себя можете называть свиньёй, сколько угодно, а другим ... не извольте хамить.
И ещё. А.И. Осипов замечательно говорил: "Я самый грешный! Но это я сказал, а если ты мне это мкажешь - узнаешь, какой я грешный на самом деле"

И последнее, Знаете, "11ю заповедь" Православия? Зачем смиряться самом, если можно смирить ближнего" В разных вариантах.
891. М.Яблоков : Всем.
2010-10-14 в 20:35

Вот видите, дорогие форумчане, все встало на свои, можно сказать, законные места :) Все понятно - кто есть кто, и что есть что.
Обновленцы обиделись, что я их назвал "последними свиньями"... А вот я, например, прочитав Лествицу прп.Иоанна Лествичника и побывав в тех святых местах, по-другому назвать себя просто не могу. И никакой гордыни здесь быть не может. У современнных христиан от первых осталось, увы, только одно название. И чем ближе человек к Богу, тем он больше познает свое полное ничтожество. Даже великие угодники Божии почитали себя за оное. И даже Сам Законополжник в Божественном Своем истощании устами Давида воскличает: "Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе."(Пс.21,7).
Итак, что мы видим. Просто по факту. Гордыня. Вот что тешится сверчастым причащением. Она - основная сущность всего обновленчества. И дело в конце концов не в сверхчастом причащении, а в том, у нас с ними просто веры разные, а, следовательно, и боги. Вот такие пироги... Неслучайно после них храмы переосвящались. И в одной Церкви мы с ними только до времени...
Помоги им Бог избавиться от бесовской прелести и самообольщения.
890. Анастасия : Прот.Андрей Ткачёв "Распри и разногласия"
2010-10-14 в 20:06

<...>Священник, как доктор, спрашивающий: «Здесь болит? А здесь?», вдруг нажал на больное место и сделал для нас явной нашу внутреннюю болезнь. Тогда, если излечение входит в наши планы, мы плачем и молимся, смиряемся и сквозь слезы благодарим Бога. Если же исцеляться мы не намерены, не намерены даже знать о своих недугах, тогда мы «священно негодуем», и вот уже из колчана с ярлыками в иерея полетели стрелы: «обновленец», «консерватор», «мракобес», «гордец». <...>

Как легко мы бьем друг друга, если и не камнем, как Каин, то словом, которое ранит не меньше! Как мало мы умеем вслушиваться в чужие слова и вдумываться в них, но реагируем бурно и стремительно, словно прикоснулись к горячему!

Когда благословенного Господа Иисуса поставили перед судилищем и задали вопрос о Его учении, Он сказал: «Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявших близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 21–23).

Всмотримся в эту картину, братья. Слуга, бивший Господа, был уверен в своей правоте. Он вступался за честь священной власти, воплощенной в лице первосвященника. Так оказывается, вступаясь за очевидный авторитет, можно Самому Христу бить пощечины, да еще с чувством правоты!

А теперь прочтем еще раз ответ Иисуса и содрогнемся от того, насколько Он смирен: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

Давайте научимся так поступать в наших жарких религиозных спорах, где часто всякий видит себя поборником правды, а соперника – еретиком. Если я говорю худо, покажи, что же именно худо. Не спеши меня бить. Быть может, твоя первичная бурная реакция, твое негодование есть действие греха, пробудившегося от точечного прикосновения. Быть может, через месяц, или год, или более ты поймешь, что был неправ. Жизнь пожует тебя, смирит дополнительно, годы остудят горячность, опыт добавит рассудительности. Многое изменится внутри, а следовательно, многое, звучащее снаружи, будет слышаться по-другому. Так, может, лучше сейчас нам взяться за воспитание в церковной среде культуры диалога и вдумчивого размышления о бытии Церкви вместо перестрелки цитатами и развешивания ярлыков? Вместо всего того, что позже породит раскаяние и горькие вздохи типа «зря я тогда…»<...>

http://www.pravoslav....ru/jurnal/42044.htm
889. Сергий : Re: Протопресвитер Александр Шмеман: верные вопросы и неверные ответы
2010-10-14 в 19:42

В прошлые времена , патриоты нашего отечества, вызывали за такое поведение на дуэль. Наверное, потому и хамства было меньше. Человек думал, прежде чем оскорбить другого. Это были благородные люди. Боюсь, что таким господам как Яблоков ,понятие благородство просто не ведомо. Сейчас, те, кто называет себя патриотами, мягко говоря, ведут себя несколько иначе.

Администрации сайта: ухожу с горьким чувством, то, что я увидел не есть чистота православия. Делайте, что нибудь иначе от вас отвернутся многие люди.
888. Алексей : 881. М.Яблоков
2010-10-14 в 19:03

<..> Такие как ты ,только в интернете самоутверждаютя, оскорбляя оппонентов.
887. Miha : 884. Александр Изгоев
2010-10-14 в 18:58

Это вы меня наверно с великим и жалким инквизитором спутали. Прочитайте его комменты ,под радостые клики опричников,всё поймёте.Хотя нет, не уверен,взгляд то у вас однобокий. Видите как "благочестивые люди " праздник празднуют. Стыдно за нашу Церковь.Интересно куда смотрит администрация , или она это считает нормой?
886. Ева : 885. Сергий
2010-10-14 в 18:50

Что за иезуитский бред?!
885. Сергий : Re: Протопресвитер Александр Шмеман: верные вопросы и неверные ответы
2010-10-14 в 18:02

"Баламут предлагает тост":

А теперь перейдем к самому приятному. Мне выпала честь предложить от вашего имени тост за Самого Всенижнего и за наше училище. Наполним бокалы. Но что я вижу? Что за дивный запах? Не ошибся ли я? Беру обратно все мои сетования. Несмотря ни на что, в наших погребах есть фарисейское, самого высшего сорта. Прекрасно, прекрасно… Нет, просто, как в старое, доброе, время! Втяните этот запах, господа! Посмотрите вино на свет! Знаете ли вы, как его делают? Чтобы получился такой букет, загоняют в одну бочку фарисеев разного типа — тех, кто особенно ненавидел друг друга на земле. Одни помешались на правилах, мощах и четках, другие — на унылой суровости и мелких, ритуальных отказах (от карт, от вина, от театра). Зато и те и другие уверены в своей праведности, а разница между их воззрениями и тем, чего хочет Враг, почти бесконечно велика. Живой в их вере была лишь ненависть к другим исповеданиям; брань — их благовествование, клевета — их псалом. Как ненавидели они друг друга там, где светит солнце! Насколько больше ненавидят теперь, когда соединены навеки! Очутившись вместе, они так удивились, так разозлились, нераскаянная злоба так растравила их, что напиток — поистине огненный. Такой, понимаете ли, темный пламень. Худо нам будет, друзья мои, когда исчезнет с земли то, что большинство людей зовет «религией»! Явление это поставляет нам прелюбопытнейшие, превосходнейшие грехи. Изысканный цветок нечестия растет лишь под сенью святости. Нигде не пожинаем мы столько, сколько на ступенях алтаря.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме