Диакон Владимир Василик: «Отношение к творчеству протопресвитера Александра Шмемана у меня достаточно сложное»

По словам богослова, при радикальном понимании формулировок Шмемана мы рискуем впасть в протестантский гедонизм

Проблемы церковной жизни 
0
323
Отношение к творчеству протопресвитера Александра Шмемана у меня достаточно сложное. С одной стороны, действительно, он способствовал богословскому рассмотрению Евхаристии с известного нового ракурса. С другой стороны, за его творчеством не стояла та научная и богословская основательность, которая присутствует, скажем, в работах протоиерея Иоанна Мейендорфа или протоиерея Бориса Бобринского. В основном работы отца Александра Шмемана носят популярный и популяризаторский характер. Впрочем, популяризаторство тоже требует большого таланта, и как научное творчество оно иногда необходимо. Дело в другом. Живя на Западе, отец Александр, к сожалению, слишком проникся протестантским духом отрицания и слишком рьяно критиковал ту церковную традицию, которая сложилась к середине ХХ века. 

Известны его нападки на школьное схоластическое богословие в его учении о Евхаристии. В некоторых отношениях эти нападки справедливы, но школьное богословие созидало известную системную целостность, известное мировоззрение, на котором устраивалась жизнь целого ряда поколений русских православных людей, в том числе и великих святых, угодивших Богу. Достаточно сказать, что у истоков тех положений, которые опровергает о. Александр, находился ныне прославленный киевский святитель митрополит Петр (Могила). 

Разумеется, эти положения, в частности, связанные с исповедью и вопросом о приложении Святых даров, у митрополита Петра небесспорны. Но при всех недостатках его богословия, в свое время оно сыграло глубоко положительную роль в защите Православия и созидании богословского научного потенциала в малороссийской, а затем всей Русской Православной Церкви. 

В творчестве о. Александра Шмемана и, в частности, в его рассмотрении Евхаристии гораздо больший акцент делается на воскресении и на радости Церкви, чем на Голгофе, распятии и искуплении. Получается известная гипертрофия. Между тем, познать радость Воскресения мы можем только, если сораспинаемся Христу. Как говорил Иоанн Дамаскин: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». Нет ни креста без Воскресения, ни Воскресения без креста. Зачастую в творчестве Шмемана этот аспект уходит на задний план. Поэтому, в рядах его почитателей присутствуют люди с подозрительно пренебрежительным отношением к таинству Евхаристии – к молитвенному правилу, к посту, к исповеди перед причастием. 

При радикальном понимании формулировок Шмемана мы рискуем впасть в протестантский гедонизм - представление Евхаристии только как праздничного пира в Царствии Небесном. Отчасти это представление справедливо, но лишь если мы входим на этот брачный пир в брачной одежде. А для того, что войти в него, необходимо приготовление к нему. Отрицание этого ведет к разрушению традиционного благочестия и к разрушению церковной жизни в целом. 

Что касается канонических трудов отца Александра, то следует отметить, что его позиция во многих местах не характеризуется стабильностью и бывает слишком ситуативной. Так, пока он был в юрисдикции Константинопольского Патриархата, он ревностно отстаивал права Константинопольского Патриарха на фактическое первенство в православном мире. Но когда священник оказался в составе Американской Православной Церкви, то не менее ревностно принялся те же самые права Константинопольского Патриархата опровергать. 

Оценка творчества протопресвитера Александра Шмемана профессором Алексеем Осиповым резка и, может быть, временами чрезмерно сурова. Но ей трудно отказать в справедливости. Тем не менее, нужно отметить, что о. Александр стал заметным явлением в церковной жизни второй половины ХХ века и поставил целый ряд вопросов, на которые Церковь должна дать трезвые, разумные, сбалансированные и подлинно духовные ответы.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
«Пустота пустот»: о фильме «Мумия»
Авторы и участники фильма продемонстрировали непонимание промысла Божия о России
01.07.2025
Пляски над пропастью
В «глубинном государстве» заинтересованы в воссоздании Третьего храма
25.06.2025
Священные смыслы Парада Победы
24 июня исполняется 80 лет со дня Парада Победы 1945 года
24.06.2025
Бомбардировки Ирана и Третий Храм
Выступление на Международной научно-практической конференции «Российско-иранское сотрудничество в меняющемся мире»
19.06.2025
Призываем отменить решение относительно отца Гавриила
Об искусительной ситуации вокруг проповеди схиигумена и реакции генерала Алаутдинова
09.06.2025
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Проблемы церковной жизни
Другая дорога
Россия снова перед выбором пути
27.06.2025
Зачем Виктор Аксючиц обличает «патриарший авторитаризм»?
Опубликовано обращение известного политика и общественного деятеля
26.06.2025
«Какие изменения произошли после воссоединения с Россией?»
О поездке в Донбасс. Продолжение…
24.06.2025
Личное мнение на недавний конфликт
между отцом Гавриилом и генералом Апти Алаудиновым
24.06.2025
Ослабление веры в Бога – причина русских бед
Как не хватает нам сейчас подвижников веры в Бога
23.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Пустота пустот»: о фильме «Мумия»
Новый комментарий от С. Югов
01.07.2025 22:45
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Туляк
01.07.2025 22:45
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Новый комментарий от С. Югов
01.07.2025 22:43
Парадокс Ленина: почему мумия жива?
Новый комментарий от Владимир С.М.
01.07.2025 22:40
«Это политическая акция»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
01.07.2025 22:24
Кто же такие русские?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
01.07.2025 21:20
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
01.07.2025 20:56