Актуальное искусство и прочие

Проблемы церковной жизни  Двоесловие/Диалог 
0
254
Время на чтение 9 минут

Своими оценками ситуации с выставкой в Татьянинском храме делится публицист Андрей Рогозянский.

 - На Ваш взгляд, Андрей Брониславович, почему столько критики, почему выставка «Двоесловие / Диалог» воцерковленными людьми плохо воспринята?

- Несомненно, свои резоны у устроителя, настоятеля Татьянинского храма о. Максима Козлова, есть. О. Максим много раз уже отмечал положительное значение мероприятия: показать, что Церковь не отвергает общественную жизнь, что она может не только запрещать и ограничивать, но и находить содержательные стороны. Вряд ли это убедит многих, ведь то, что именуется актуальным искусством, само по себе экзотично. Но, да, можно представить себе взгляд заинтересованного стороннего наблюдателя, и в нем Церковь проявляет добрую волю.

Другое дело, что то же событие отображается внутрь Церкви и на её смысловое поле. Быть может, даже в первую очередь. Здесь запускается другая цепочка коммуникации. Никто не имел нужды в «актуальном искусстве». В церковной традиции в притворе нет обыкновения размещать инсталляции. Тогда, чем актуальное искусство так необходимо, что ему решено отдать часть храмового пространства?

Я не хочу говорить слово «кощунственное» или «диверсия». Но, с другой стороны, человека, увлечённого вопросом значительно меньше о. Максима, тоже нужно понять. Зачем-то его побуждают внимательней вглядываться в эти экзерсисы, принимать их серьезней, чем они того на самом деле требуют. Территориально, всё это хозяйство предваряет вход человека в храм, занимает его мысли и чувства на службе. Официальные лица разъехались, пресса откушала, пообщалась и водворилась в редакции, а храм и его обычная богослужебная жизнь остались...

Через церковные СМИ о. Максим распространил ситуацию дальше. Мысленно каждый примерил инсталляции с хоругвью «Спасайся, кто может» к притвору своей приходской церкви. Люди естественно захотят знать, зачем это надо, каким образом это всё участвует в системе внутрицерковных ценностей, в кругу того, чем всегда живёт храм и на чём строится духовная жизнь. Я нисколько не утрирую. Это обычная коммуникация. Если подобную выставку открыть, предположим, в фойе какой-нибудь медицинской клиники, человек, входящий туда, начнет думать, чем мотивировано нахождение её на данном месте, и какую связь может иметь актуальное искусство с процессом поправки его здоровья.

Ни о чем таком, очевидно, не думали. Диалог не принимал в расчет обычных людей, в жизни которых идеи т. н. «нетрадиционных художников» не занимают никакого места, но зато большое место занимает жизнь Церкви. В выставке мир оказывался разъединенным на причастных к «актуальному искусству» и прочих.

Я уже не говорю, что татьянинская идиллия оторвана от жизни и неверно представляет взаимодействие Церкви и современной культуры, в духе того примиренчества, которое идёт мимо различий высокой и сниженной жизни, образа Божия в людях чистой веры и образа Божия, который якобы следует находить в каждом, до скандальной ведущей «Дома-2». Рассуждать, что, оказывается, не все художники нехристи, а священники ханжи и мракобесы - очень напоминает другую известную благоглупость, мол, в каждом народе и каждой религии есть свои плохие и хорошие люди. Оптимизм заголовков: «Церковь и современное искусство нашли, наконец, пути к взаимопониманию», верен не больше, чем в своё время лозунги: «Русский с китайцем - братья навек».

 - Тогда как определить отношение к творениям «актуальных художников»?

- Я не имею ничего против людей со, скажем так, альтернативными наклонностями. Например, ходит человек, и в местах, где вешают таблички «не курить», «не сорить», набивает трафаретом, в той же эстетике: «не убий», «не укради». Просто по городу ходит и оставляет надписи. Такая милая филантропия, и кто, спрашивается, может быть против? Я помню, да и многие, наверно, как в Петербурге по Невскому долгое время гулял забавный такой дядечка с разноцветной бабочкой на проволоке и сажал эту бабочку, улыбаясь, на плечи прохожим - повышал настроение. Ну и прекрасно, надеюсь, он не агент и без социально опасных наклонностей на досуге.

Но нашим милым альтернативщикам потихоньку втолковали, что они теперь не просто так, а «нетрадиционные художники» и вообще по нужде замещают в обществе Айвазовского с Васнецовым. Большинство уже давно никакие не дворники и сторожа, не андеграунд, конечно, а стали профессиональными чудиками - ездят, выступают и выставляются. Но, естественно, общий «чудизм» от этого не меняется, и развивать глубокомысленные дискуссии, просить высказываться в качестве полномочных представителей современного искусства - это театр абсурда. Про что целесообразно говорить в этой компании, это, главным образом, о вреде алкоголя. И сакраментальный вопрос О. Бендера Кисе, «как художник художнику»: «Вы рисовать умеете?», - абсолютно актуален.

Не хочу обижать никого, тем более знакомого мне лично о. Максима. Но давайте хотя бы не будем называть что-либо «произведением искусства» или «творчеством» просто по бедности. Это не искусство, это то, что заменяет собой искусство в современной действительности. Человеку без социопатий и комплексов, со свободным сознанием тем более сложно уяснить, какое отношение к храму имеет этот инфантилизм с парящими золотыми курицами. Если спросить, непосвященный зритель по всей вероятности скажет, что это такие работы учеников воскресной школы храма св. мц. Татьяны, ну или, может быть, что-то, что относится к людям с ограниченными возможностями, из спецучреждений, над которыми приход попечительствует. Понимаете, если как следует не «заморочиться», если не пройти длинными социальными лабиринтами от подражательства западным течениям, Центра Помпиду и «а чем мы хуже?», через андеграунд и богемность к выставке Самодурова, разгрому и известному судебному разбирательству, то... По таким случаям профессор Преображенский, бывало, советовал доктору Борменталю не начитываться по утрам популярной прессы.

Не знаю, что побудило о. Максима Козлова, человека, у которого, вообще, замечательное чувство юмора, развертывать ситуацию в таком... 100% представительском, кондовом ключе, без попытки решить ситуацию посредством шутки, гротеска, упрощения. Но факт налицо. Конечно, всё это с самого начала было куцым и трагикомичным. Непонятно, для чего это нужно было: Первая Трансгалактическая, Церковь выходит навстречу художникам, открывается Диалог... Анонсы чуть не за месяц. 9 работ! Понимаете, 9 работ! При необходимости это можно за вечер выдумать и еще за пять дней натаскать оттуда-отсюда по нитке и вылепить из папье-маше. Полдня на «инсталлирование». Затем коротко презентовать, пошутить, выпить на брудершафт, демонтировать и на следующий день напечатать отчёт в рубрике «Новости приходской жизни»... Нет! Понимая реальные сложности диалога, начинают перестраховываться, создавать ограниченную имитацию. Состав экспозиции 33 раза согласовывают и режут в разных официальных инстанциях, художников на открытии обязывают держать obliko morale и не говорить ничего некруглого. Фуршетом подают кагор с пирогами.

Конечно, идея по-честному неисполнима, а то, что исполнимо, ни на что заметное «не тянет», заорганизовано и протухает ещё прежде открытия. В результате, одни журналисты по дружбе отрабатывают информационный повод, надувая из мухи слона и стандартно тиражируя благоглупости. Другие, менее заинтересованные, даже бить и издеваться над «поп-артом» сильно не стали. Поскольку «грех обижать убогих, им и без того плохо». Теперь вот, со дня на день обещают целый круглый стол с философией «Синего супа»...

Пожалуй, очень проблематичный опыт лично для о. Максима. В его адрес я бы сейчас пожелал не дискуссий, а просто сочувствия. От официальных инстанций - только что инвективы «нАчать» да «углУбить». Всё последующее течение выставки, последствия, - на одном о. настоятеле. И вот, притом, что по вкусам и интересам совершенно не принадлежишь к миру «нетрадиционных искусств», служить ассенизатором и водовозом по отношению к сей революции духа... Водить экскурсии, отвечать на дурацкие или саркастические вопросы, разворачивать апологию, показывать энтузиазм...

Хотя, с другой стороны, вот он, долгожданный пример действия на общественном поприще. Надежды говорить всерьез, завоевывать пафосом, экспромтом соединять несоединимое и отделываться пирогами с кагором, как это обычно бывает в церковном обиходе, конечно, наивны. Рано или поздно в этом нужно было убедиться.

Вообще, я думаю, «ляпы» последних месяцев - желание обаять Ксюшу Собчак, севастопольское ню и т. п. - от того, что публичность в её нынешнем виде оказывается всё-таки ментально чуждой. В больших презентациях от имени Церкви человек чувствует себя, как бы севшим не в свои сани. Против воли он делает лишние движения, смотрится неловко в разных моментах. В конце концов, известно: короля играет свита. Мир в первую очередь, сам должен хотеть сложить глянцевый образ, красивую картинку, наведя ретушь на детали того, что ему нравится. «Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад...» У Церкви, к сожалению или к счастью, нет такой привилегии. К ней всё равно будут взыскательны, и отмечать будут неудобные детали, а не что-либо еще. Часы на руке Патриарха.

По-прежнему, единственно представительное, что на самом деле удается Церкви, - это богослужение. В остальном, стремясь быть публичным, священник или мирянин оказываются перед перспективой стоять в крайне неудобном положении: совершать кульбиты, эпатировать, зубоскалить и т. д. Хотя, у РПЦ есть два достижения по части публичности: шоумены о. Андрей Кураев и отставной Иван Охлобыстин в майке порноактёра (тоже своя аргументация и социальные лабиринты). Но это своя стихия и ещё более грустная история.

- При каких условиях диалог с художниками мог бы всё же состояться, одновременно не нанеся вреда церковному миру?

- Карта мероприятия могла быть совершенно иная. Во-первых, здесь мог быть не только самый «писк» авангардной идеи, но и более крепкие, выдержанные, техничные работы, не обязательно в каноническом стиле или реалистичные, но в свободной манере. Мне например непонятно, почему диалог нужно вести обязательно на кромке культурного поля - там, где искусство сближается со своим отрицанием, и где основным методом становится провокация. Среди участников вполне могли быть работы церковных иконописцев, архитекторов, раскрывающие их с менее известной стороны - в качестве современных авторов. Такие люди есть.

Второе: это вполне мог быть частный выставочный зал, с той же тематикой и идеей. Выставка курируется о. Максимом, официальные лица Церкви посещают её и делают соответствующие заявления. Почему нет? В такой обстановке обе стороны могут думать, передвигаться, говорить куда свободней. В том, что мы видим сейчас, центральную роль играет всё же эпатажная комбинация: храма с валянием ваньки и отрицанием устоев, разнообразных, главным образом, художественных. Следовательно, как ни крути, своя рука - владыка, и свято место поиспользовали. Сильно предосудительно или нет, могут быть мнения. Но пенять, кроме самих себя, не на кого. Решение на грани, в той области, про которую всегда говорили: «от греха подальше».

Третье - неправильное медиа-освещение. Вместо обращения к целевой аудитории, которая для неформальных акций не очень-то велика, устроители зачем-то перешли к «стрельбе по площадям». На сам диалог это имело угнетающее действие, в коммуникацию вошла масса малоподготовленных, неискушенных людей и т. д. Вперед выступили политика, презентация. Об этом мы уже говорили.

Тогда вопрос: зачем? А затем... Некоторые считают, что Церкви это полезно, и православных время лечить от чрезмерной церковности. Безразлично - актуальным искусством, карьерой, бестселлерами, «Матрицей», антикоммунизмом, католичеством, движением несогласных, движением Якименок, мотоциклами... Наверняка, выставка побуждалась и этим. Прописывалась в качестве этакой пилюли, причем исподволь, без особенных аннотаций. Любое миссионерское мероприятие сейчас не обходится без второго плана: вполне бесцеремонного мытья мозгов, имеющего в виду формирование «свободной личности». Благо, что своим мозги мыть - оно проще. Сержантская психология... Внушение, что ни при каких обстоятельствах нельзя быть маргиналами, и выставка актуального искусства, стало быть, спасает Церковь от впадения в маргинализм. Хотя, я, честно, плохо понимаю, что такое этот «маргинализм». Никто пока толком не умеет здесь ничего сказать. В нормальном обществе «актуальное искусство» - маргинализм, аборты - маргинализм, проституция - маргинализм. А в ненормальном обществе, наоборот, не признавать актуальное искусство, не делать аборты и т. д. означает быть маргиналом. Так что, как мы на будущее собираемся управляться со своей «маргинальностью» с учётом глобально-толерантного «мэйнстрима», я ума не приложу.

Да. Но хорошо было видно, как по отмашке, после открытия выставки ожила-заходила обычная для такого рода ситуаций декадентская камарилья: страдания по тому, какие-всё-таки-православные-не-такие. «Как сладостно Отчизну (и Церковь) ненавидеть». Кураев привычно диагностировал невежество и фарисейство, Чапнин как всегда упирал на коммунистические пережитки и т. д. В принципе, всё равно, какой повод. Программа составлена, действующие лица есть, ружье заряжено и повешено на стену. Теперь, с этими действующим лицами нам жить от выстрела к выстрелу. Примерно то же происходило недавно со Сталиным, Власовым, байкерами. На днях в разговоре узнал от одного весьма почтенного человека, что выставку «Двоесловие/Диалог» нужно было провести затем, что народ уж больно расходился в ходе судебных процессов по выставкам «Осторожно: религия!» и «Запретное искусство». Настораживающе смотрятся «тысячи лиц», стоящих вместе... Но не на любом же месте затевать построения и выволочки! Выставка не поразила воображения, не выявила ничего того, что следовало бы непременно показать миру. Каким образом отношение к «актуальному искусству» должно было от этого поменяться?

Опять плохо узнаёшь, конечно, во всём этом о. Максима. Но, как говорится, с кем поведёшься... Решение делать big bang - большое, общественно резонансное мероприятие, Диалог с большой буквы вместо домашнего, камерного диалога принималось наверняка не без участия некоторых доблестных представителей медиа-коммуникаций, и этим, к сожалению, предопределилось всё остальное.

 - Спасибо.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Первосвященник и Дева. Во Святом Святых иудейского храма
4 декабря - праздник Введения Пресвятой Богородицы
03.12.2024
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Проблемы церковной жизни
Божия Матерь остаётся Державной Владычицей нашей Русской земли
Духовные размышления митрополита Вениамина (Пушкаря) по поводу утраты оригинала иконы Божией Матери «Державная»
05.02.2025
«Нас заставляют совершить каноническое преступление»
Настоятельница Пюхтицкого монастыря иг.Филарета обратилась с открытым письмом к эстонскому парламенту
05.02.2025
Конец экуменизма
Глава Всемирного совета церквей выступил против единого празднования Пасхи
04.02.2025
Все статьи темы
Двоесловие/Диалог
Снова о выставке «Двоесловие/Диалог»
Ответ на статью Игоря Романова
14.03.2019
Современное искусство заканчивается
Беседа с художником
28.09.2010
«Не верьте слезам богохульников»
Диакон Михаил Люкшин о завершении суда над организаторами кощунственной выставки «Запретное искусство»
14.07.2010
Все статьи темы
Последние комментарии
Одно дело видеть проблемы, другое дело – видеть решения
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
07.02.2025 23:42
Русские просто могут исчезнуть с лица Земли
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.02.2025 21:30
«Нужно радикально открыть школу»
Новый комментарий от Человек
07.02.2025 20:32
В Вологодской области намерены обсудить полный запрет на аборты
Новый комментарий от Бузина Олесь
07.02.2025 18:54
Синедрион в лице Трампа требует наши недра
Новый комментарий от Vladislav
07.02.2025 18:09
В Москве началось строительство «футуристического» храма
Новый комментарий от Апографъ
07.02.2025 17:42