От редакции. Недавнее сообщение о том, что иноки двух монастырей Рашко-Призренской епархии Црна Река и Святые Архангелы намереваются покинуть свои обители вслед за снятием с кафедры их духовного отца епископа Артемия (Радосавльевича) была воспринята нами с горечью, но не стала неожиданной. О реальности этой опасности нам говорили наши источники в Сербии еще в апреле. Снятие с должности администратора епископа Афанасия (Евтича), который за короткое время настроил против себя практически всех монашествующих епархии, и назначение временным управляющим епархией митрополита Амфилохия (Радовича), увы, не изменило ситуацию. Уговоры и угрозы владыки Амфилохия не помогли, косовские монахи даже под угрозой прещений намереваются последовать за своим духовником епископом Артемием, которому Синод запретил находиться в пределах Рашко-Призренской и Косово-Метохийской епархии. Как сообщает сайт Српска.Ру ко 2 июня: монастырь Кончул покинули все 8 монахинь; монастырь Грачаницу покинули около 10 сестер; монастырь Девино Воде - покинули все; монастырь Кориша - покинули все; в монастыре Сопочани - осталось 4 монаха; монастырь Гориоч - покинули 2 монахини, включая игуменью; монастырь Црна Река собираются покинуть все монахи; монастырь Святых Архангелов собираются покинуть все монахи; монастырь Зочиште собираются покинуть все монахи. Как нам сообщили, сегодня начался-таки исход монахов из монастыря Црна Река. Если священноначалию Сербской Православной Церкви не удастся предотвратить исход монахов из Косово, это станет духовной катастрофой для края, для Сербской Церкви и серьезным ударом по всему Православию.
О ситуации в Рашко-Призренской епархии, мотивах и последствиях исхода монахов сегодня размышляет собственный корреспондент «Русской народной линии» в Белграде издатель и публицист Ранко Гойкович.
Гл. редактор РНЛ Анатолий Степанов
+ + +
«Русская Народная Линия» достаточно подробно знакомила читателей с событиями, связанными со сменой владыки Артемия и с ситуаций в Рашко-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. В этой статье делается попытка выстраивания хронологии событий.
Помимо огромного духовного значения, которое имеет эта епархия, вопрос имеет и вполне конкретную политическую подоплеку, о которой, к сожалению, в Сербии никто не говорит. Повторяется «кипрский сценарий», когда после нападок на благочестивого владыку монахи оставили свои обители (находившиеся в оккупированной турками части острова). Турки, едва дождавшись такого развития событий, моментально превратили монастыри в музеи. Турки прекрасно понимали, что само существование православных монастырей является преградой для окончательного поглощения этой части острова.
Монашество Рашко-Призренской епархии составляет порядка 20% от целокупного количества монашества СПЦ. Оно является стержнем, не позволяющим оторвать Косово и Метохию (КиМ) от сербского тела. В тяжелейшие для сербского народа времена, когда безумствовали шиптарские террористы, монашество этой епархии было со своим народом, и вместе с ним прошло сквозь все страдания, обрушившиеся на Сербскую Церковь и на сербский народ.
Владыка Артемий, как достойный ученик новопрославленного сербского подвижника преподобного Иустина Поповича был сознательным борцом против введения новшеств в богослужение, продвигаемых частью епископата СПЦ, тесно повязанного с либерально-демократическими кругами правительства Республики Сербии.
Поводом к началу серьезного синхронизированного синодско-государственного удара по владыке Артемию стал отказ дать благословение Джозефу Байдену посетить сербские монастыри КиМ. А открытое письмо, которое владыка направил президенту Сербии Борису Тадичу, после его внезапного посещения монастыря Высоки Дечаны было последней каплей, переполнившей чашу. И началась «экзекуция».
Сербские СМИ, в основной своей массе находящиеся под контролем Дж.Сороса, начали настоящий линч, проводимый в худших традициях доктора Геббельса. Впрочем, судите сами:
1. в субботу 13.02.2010 - накануне начала Великого Поста - Св. Синод СПЦ удалил епископа Рашко-Призренского от управления епархией. Новым администратором был поставлен епископ НА ПЕНСИИ Афанасий (Евтич). Неизвестный канонам прецедент, когда владыка, по своей просьбе отрешившийся от управления епархией ввиду немощи, вдруг принимает ключевую епархию СПЦ.
2. Администратор тотчас начинает синхронизированный удар по всем монастырям, которые дерзнули не принимать обновленческие нововведения.
3. Во время Великого Поста епископ Афанасий (Евтич) меняют игумению и игуменов нескольких монастырей, налагают епитимьи и запрещают служение св. Литургии. Венчает эту череду запретов епитимья, наложенная в Великую Среду (в день Иудиного предательства) на крупнейший после Хиландара сербский монастырь Црна Река.
5. На протяжении всего времени проведения Собора СПЦ, верующие, ощутив, что над Святосавской Церковью нависает тень Ватикана, ежедневно собирался перед канцелярией Патриархата на молитвенные стояния, тщетно пытаясь вручить сербским архиереям петицию, обращенную Собору. Однако даже 15.000 подписей верующих оказалось недостаточно для того, чтобы передать петицию на рассмотрение Собора. Синод попросил государство обеспечить безопасность, и на защиту архипастырей от верующих прибыли спецназовцы.
8. Вскоре после Собора запрещается монах из монастыря Црна Река Антоний Давидович, который в течении трех лет подвизался в отшельническом безмолвии в скиту, принадлежащем монастырю Црна Река. После изгнания своего духовного отца, владыки Артемия, он оставляет скит и присоединяется к верному народу, собирающему подписи под петицией. Срочно сформированный церковный суд не дает возможности высказать аргументы защиты и выносит драконовское решение.
9. Авторитетные сербские юристы формируют «Инициативную группу сербских юристов за сохранение правового порядка и единства церкви». Они быстро составляют «Апелляцию в защиту правового порядка СПЦ», которая ежедневно пополняется новыми именами юристов. «Мы не собираемся вокруг личности владыки Артемия, но вокруг Церкви Святителя Саввы, которая древнее всех нас», говорится в петиции.
10. В это время решением Синода администратора Афанасия заменяют митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием. Он сменяет игумена монастыря Црна Река. Монашество монастыря, преданное своему игумену и владыке Артемию, обращается к общественному мнению и Синоду. Объявляя о своем нежелании оставаться в Рашко-Призренской епархии, монахи обратились с просьбой получить каноническую отпускную, дабы перейти в епархию к своему духовному отцу. То же самое происходит и в монастыре Св. Архангелы у Призрена.
В письме братии Црна Река говорится в числе прочего: «Братству невозможно оставаться в доме, из которого изгнан их духовный отец. Тем более такой отец, который восстановил, переродил и вдохнул в этот дом дух святого предания. Изгнать его без доказательства вины, значит изгнать и нас, его верных чад. Крестоносный период распятой епархии сделал нас слитной и нераздельной целостностью. Это должны были знать те, кто принял решение об изгнании... В случае, отказа в выдаче канонической отпускной, братство коллективно покинет монастырь 03.06.2010 и без канонического отпуста. При этом мы принимаем всякую дисциплинарную меру церковных властей, дабы, оставаясь верными чадами Церкви, не отделяться от Ее тела».
Так постепенно был осуществлен тот замысел, о котором мы говорили вначале. Когда опустевшие монастыри КиМ превратятся в музеи, то эти музеи уже вряд ли помогут краю удержаться в составе Сербии.
Так некая «теологическая элита», которая вследствие разного рода давлений и компромиссов вела диалог с инославными и от имени СПЦ принимала документы, противоречащие православному вероучению, довела дело до весьма печальных для сербского народа последствий. Хотя прп. Иустин Попович и был канонизирован на Соборе в лике святых, но на отношение к его учению это не повлияло, ведь догматика аввы Иустина больше не преподается будущим сербским пастырям.
Церковная бюрократия, по меткому замечанию Владимира Семенко, по-видимому, желает сменить паству. И на этом поприще сербы успели обогнать россиян.
Но, как говорил вл. Артемий после Собора в своем интервью журналу «Печат»: «Верный народ сохранит веру Православную. Нет худа без добра. Человек полагает, Господь располагает. Уповаем на Промысел Господний, способный этот удар Ватикана превратить в огонь веры, покаяния и очищения верного народа сербского, огонь, который выжжет с тела Сербской Православной Церкви все модернистические антиправославные соблазны. И сербы останутся народом Святого Саввы. Народом Христовым, а не папиным. Да будет так. Аминь».
Пер. с сербского Павла Тихомирова