Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чем дальше в лес, тем толще «партизаны»...

Игумен  Даниил  (Гридченко), Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 10.05.2010


Наше миссионерство становится странным …

Была такая шуточка на «Русском Радио»... Пошловатая, однако, не без смысла. Смысл в том, что люди меняются. Порой, даже очень. Меняются в зависимости от разных обстоятельств, внутренних и внешних, от среды обитания. Меняются со временем. Правда, увы, не всегда в лучшую сторону.

Вспоминается май 1993 года... Среди гостей, приехавших в Оптину Пустынь на сороковой день после убийства троих монахов из братии монастыря (событие это тогда не было воспринято церковным обществом как значимое), оказался, если память не изменяет, только один человек в сане - тогда ещё не слишком известный, молодой дьякон Андрей Кураев. Он служил, говорил... Хорошо. Так, как, в общем-то, и должно говорить на могилах убитых за веру...

Но прошло время и вот - разительные перемены. В словах знаменитого миссионера о монашестве теперь - ёрничество, по преимуществу, притом - с почти непременным блудливым элементом. Повторять не хочется - противно (если все же интересует конкретика - можно обратиться хотя бы к книге В.Семенко «Как разрушают Церковь»). Да и о причинах происшедшей метаморфозы тоже можно лишь догадываться. Бог весть. То ли монахи ему чем-то досадили, то ли свои внутренние, так сказать, проблемы...

Отвечать хамством на хамство, конечно, не стоит. Но когда дело касается не только монахов, обязанных смиряться по определению, то уже как-то не до подбора корректных выражений. В силу определённых причин «дело» касается многих... Знакомый преподаватель МДА рассказывал, что и семинаристы, надо полагать, не растерявшие нравственного чувства и утомлённые бесконечными эскападами на сексуальные темы, демонстративно встают и покидают лекции своего «продвинутого» наставника...

У кого чего болит, тот, как известно, о том и распространяется... Впрочем, отцу протодьякону можно и посочувствовать, озабоченность его понятна. Мотаться по всему миру, где грязь и в глаза и в уши, и не запачкаться - довольно проблематично. Когда грязи много, когда она превращается в среду естественного обитания, то как грязь уже не воспринимается. Не отсюда ли сомнительные для профессора Духовной Академии заявления о том, что стать священником может и гомосексуалист, при одном, хочется верить, обязательном условии - если он активно не пристаёт к прихожанам и сослужащим клирикам. По логике вещей таковым может быть и блудник естественный, да и всякий может, кому нравиться на свою голову загребать горячие угли...

Никто не собирается обвинять о. Андрея в нарушении седьмой заповеди (в конце концов, нарушать или не нарушать - дело его: его совести и духовника, если таковой имеет место быть.). Достаточно и того, что он с её нарушителями солидарен. А это уже опасно. Причём по весьма простой причине: блудникам свойственно заблуждаться. В своё время отцы Церкви, отлучая их от Причастия на годы, опасность эту прекрасно сознавали. Они понимали, что блуд - это то, что душу выхолащивает, что делает её невосприимчивой к принятию Божьей благодати абсолютно; человек попросту теряет веру. А там, где нет веры, там Бог - уже не Святая Троица и не Господь Иисус Христос, а «Некто сверху», как угодно было выразиться автору нового учебника «Основ православной культуры». Странно, что термин этот принадлежит изобретателю «агрессивного миссионерства». Всё правильно, конечно, если понимать агрессивность как синоним политкорректности. Если соль потеряла силу, то суп, который ей заправляют, превращается в пресную безвкусную похлебку, которая к вечеру уже и прокиснет...

Миссионерство становится странным, когда первоочередное условие его - никого, в том числе и своих идеологических противников (конечно, если они ещё противники), не обидеть. Обижать приходится преимущественно «своих». Герой наш - персонаж публичный, но, к сожалению, не каждый знает, что немощи его, нередко выставляемые на всеобщее обозрение (как, например, в случае с непризнанием чудесного происхождения Благодатного огня), не есть официальная позиция Русской Православной Церкви. Речь, однако, не об о. Андрее Кураеве отдельно взятом. Спаси его Господи... Пожелание без всякой иронии, - хотя бы за его труды... Речь о том, что люди меняются. Был ведь когда-то и «ранний» Кураев, его талантливые книги, была «ранняя» Пугачёва с голосом... Оказывается, «медные трубы», становясь непреодолимым препятствием, способны произвести на свет разве что несусветную пошлость...

Люди меняются в зависимости от окружения. Сейчас как-то принято хвалить Патриарха и не очень лестно отзываться о тех, кто находится вблизи его. Но Святейшего окружают не только «неоднозначные» либералы. Рядом с ним множество вполне достойных людей. Рядом духовник - о. Илий - раб Божий. Причём отнюдь не только по факту формально декларируемой конфессиональной принадлежности - не потому только, что православные так себя называют. (Могу свидетельствовать ответственно, как человек, проживший с ним в одном монастыре почти четырнадцать лет.) А главное - молитвы многомиллионной всероссийской паствы. Дело не пустое, - разумеющий да разумеет...

Ну а «неразумеющие» по-прежнему активно продолжают обустраивать окружающую действительность (в том числе и церковную) по своим чисто земным понятиям. И тут - чем дальше в лес, тем больше дров. Их наломано уже такое количество, что церковные «партизаны», в этом «лесу» обосновавшиеся, рискуют оказаться и вовсе вне провозглашаемой ими как родной, православной среды обитания, полностью раствориться в окружающем безбожном пространстве. Чтобы окончательно не потерять лицо приходится имитировать некоторую сопротивляемость миру, но при этом как-то странно симпатизируя врагу, и явно недолюбливая своих «непродвинутых», «непроективных» собратьев. Публика эта любит щеголять своим возрастом, как правило, далеко не пенсионным, почему-то выставляя его как явное преимущество. Всё-таки должно пройти время, чтобы понять, что молодость, в том числе и собственная, - по многим параметрам - явление довольно-таки дурацкое...

Наши «новые православные» молодые и здоровые, однако, не всегда правильно рассчитывающие свои недюжинные силы, способны вместе с водой выплеснуть из корыта и младенца. Борясь с «заскорузлыми» и «замшелыми» традициями, очищая православие от «неважных и ненужных примесей», они уж как-то слишком легко теряют и саму веру, иногда совсем недавно приобретённую. Не без помощи старших «товарищей», конечно... Этим-то стыдно не знать, что традиции, пост, молитва - не «вода», а то существенно важное, что делает веру живой и трудной. Спасительной, что то же самое... Жизнь показывает: если от веры отнимается «неглавное», то очень скоро от неё не остаётся ничего...

Есть одна старая - времён Гражданской войны - фотография: танк с характерной надписью на броне - «Борец за светлое будущее тов. Ленин». Борцом он, конечно, был, только вот будущее, за которое боролся, оказалось не таким уж и светлым...

И православие становится призрачным, когда из виду упускается его суть - спасение души в вечности. Парадоксальным образом оно необходимо и тем, кто не понимает, что оно необходимо. И тем, кто считает себя уже спасённым. И молодым и старым, бедным и богатым, патриотам и космополитам, либералам и консерваторам. Здесь - в деле спасения - как раз и проявляется преимущество не самых умных и молодых, а верующих в Бога. Причём не в абстрактного «Некоего сверху», а в вполне конкретного Господа нашего Иисуса Христа. Тот, кто в роде сем прелюбодейном и грешном (Мк. 8:38) стыдится воспринимать и именовать Его именно таким образом, пусть почитает Евангелие. Там эта коллизия оговаривается абсолютно недвусмысленно.

У верующих есть счастье, не истребляемое никоим образом: возможность всегда, даже после тяжких падений, обращаться к своему Богу. Им не нужно измышлять путей переустройства и спасения мира. Ибо мир уже спасён. Уже достаточно давно - почти две тысячи лет назад. Важно только научиться пользоваться этим спасением, быть способным стать его причастником. А учиться есть у кого - слава Богу, количество имён в святцах со временем только увеличивается. Дальше начинается дело выбора. И он, к счастью, не всегда бывает ошибочным. Ведь люди меняются не только в худшую сторону...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 36

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

36. СергейВлад : Re: Чем дальше в лес, тем толще «партизаны»...
2010-11-18 в 00:13

Слышал про высказывания на эту тему пр-на Кураева и негодовал, как и все. Но когда полностью прослушал лекцию Кураева, а не вырванную из общего контекста фразу, то вздохнул с облегчением. А то, грешным делом, стал от дьяка воротить нос :)
Наша беда в том, что мы часто предвзято относимся к кому-либо и только и ждём от него слово или фразу, которые ему и бросим в лицо. Но надо бы включить и остальные мозговые извилины, окромя одной - злобно-обличительной и тогда можно запросто понять, ЧТО имел в виду Кураев в том или ином случае.
На своё несчастье, Кураев частенько говорит излишне витиевато, пускается в мудрствование, забывая, что уровень слушателей весьма не однозначен. Одни улавливают подтекст, другие цепляются за буквы, не стараясь вникать в смысл всего сказанного им.
Я, бывало, начитаюсь на этом сайте очередное "от Кураева", негодую со всеми, праведным гневом клокочу :) Пожилой своей маме пересказываю. Она осуждать не торопится - (православная не со вчера) и тогда я ищу оригинал беседы, или лекции. Слушаем, читаем и... радуемся, что есть у нас такой замечательный богослов. И с хорошим чувством юмора! Это вообще плюс.
Сленг - да, бывает заносит дьяка, но глупо придираться к этому. Тюремный священник может тоже нахвататься "фени" и в проповеди оборонить что-то несуразное, но сам-то как человек от этого врагом не становится.
Поэтому вывод мой таков - можно и нужно не соглашаться, критиковать (в меру своей понятливости, или непонятливости :))что-то из высказанного Кураевым, но никогда нельзя осуждать самого человека, ибо мы уже ставим себя судьёй над ним.
Не понимая этого можно запросто скатиться в... не скажу куда и только и делать, что "компот из протодиакона" в "курятнике".
PS По радио Радонеж на днях была беседа с архимандритом Амвросием (Юрасовым), где очень умно сказала отповедь и ведущая, и сам батюшка тем дамочкам, которых хлебом не корми, но дай только проехаться по Кураеву.
35. Lucia : Re: Чем дальше в лес, тем толще «партизаны»...
2010-05-23 в 19:37

Как-нибудь наберусь смелости и угощу компотом из протодиакона. Только. боюсь, согласно правилам Форума не пропустит Дорогая редакция.
34. Эдуард Апельсинов : Re: Чем дальше в лес, тем толще «партизаны»...
2010-05-22 в 23:17

С Праздником, дорогие братья и сестры и, конечно, отважные
делатели РНЛ! С Днем Рождения Матери-Церкви!
33. Сергий : Всех - с праздником Пресвятой Троицы!
2010-05-22 в 22:04

о. Андрей Кураев, по моему, одаренный от Бога человек, призванный Господом, но.... Земля, земля, земля! - оттягиваешь нас, грешных, от Неба. Давайте пожелаем отцу Андрею вспомнить- для начала,- что "Един Безгрешен" и Безошибочен, затем сверить свое богословие с богословием, скажем,... - отца Даниила Сысоева! - будет нетрудно при его огромной эрудиции, а там - Господь поможет!
С Праздником вас, отец Андрей!
32. Maria S. : Еве
2010-05-22 в 20:53

Нет, Ева, я предпочитаю читать его, а не слушать.
Я нигде не говорила, что он Иоанн Златоуст. И кумира себе не творю, и не со всем согласна из того, что он говорит (например, насчет Благодатного Огня). Но в данном случае обвинения считаю абсолютно необоснованными
31. Ева : Поклоннице о.Кураева Maria S (а впрочем она у нас одна)
2010-05-22 в 19:18

ЦИТАТА:"Вы создали для себя страшилку в образе о. Андрея, а собственно, что он на самом деле говорит и пишет, не знаете."

Уважаемая Maria S, а Вы случайно не создали себе кумира? Знаю, о.Андрей обаятельный человек, как начнет негромким голосом вещать, тембр у него приятный. Так вот начнет вещать, заслушаешься, а начнешь осмысливать сказанное понимаешь - полная, простите, лажа. Может, дорогая мадам, от просто слушания и чтения с радостно открытым ртом начать осмысливать,что он говорит. Ну может для начала элементарную логику включить,а там найдете множество противоречий даже на этом уровне. Желаю успехов.
Всех уважаемых участников форума с наступающим праздником Днем Святой Троицы!
30. Эдуард Апельсинов : Марие S
2010-05-22 в 18:08

Да, дорогая мадам Мари S. "Новую ныне память празднующи / святаго царя Эдуарда, / иже древле просия в добродетелех / и от злочестивых пострада безвинно, / покланяющися образу его честному, / радостию вопием: // дивен еси, Боже, во святом Твоем."
С праздниками Вас!
29. Maria S. : Эдуарду Апельсинову - это Ваш святой покровитель?
2010-05-22 в 17:01

28. АННА РАЙТ : Эдуарду
2010-05-22 в 16:08

Уважаемый Эдуард, я не помню Вашего ника в тех наших обсуждениях, но догадываюсь, кто может за ним скрываться:-) Ваше право.
Нет, я не буду делиться воспоминаниями от встречи с народа с "кумиром". Делиться можно было только в состоянии крайнего шока. Когда я услышала самые похабные выражения из уст "целибата" нашего и увидела угодливые улыбочки наших пастырей в ответ. Что происходило в это время с девушками в зале - а кому интересно? Он же сказал "надо привыкать".
А теперь даже вспомнить стыдно, как будто сама в этом поучаствовала. Положение осложнилось тем, что я ничего такого не ожидала - обычную тоску, как от всех его книг, но не более.
Но шок прошел, тем более, что все это интегрировано (как оказалось) в куда более широкий контекст. Так что теперь я только тет-а-тет делюсь с коллегами, которые "не в теме" и спрашивают что-нибудь с упоминанием его имени. Все понимают с первого раза - мы работаем с молодежью и все опасности на лету ловим, а иначе уже бы не работали.
С ПРАЗДНИКОМ ВАС И ВСЕХ!
27. Maria S. : Эдуардушке свет Апельсинову)))
2010-05-22 в 16:08

Меня очень умилило Ваше ласковое обращение с моим именем, но все же хочу Вас поправить:
Я уже шесть лет как не мадемуазель, а мадам. )))
С праздником свт. Николая Чудотворца и с наступающим праздником Святой Троицы!
26. Эдуард Апельсинов : Дорогой Анне Райт!
2010-05-22 в 14:39

Ответьте Аннушка, ответьте Машеньке S? а то она сомневается, что "вы способны понять о чем идет речь" (23. Maria S). Я и то помню Ваши впечатления от незабываемых встреч народа со своим "кумиром". Может, повторите для освежения памяти?
25. Эдуард Апельсинов : 22. Maria S
2010-05-22 в 14:37

Страшилку не мы создавали - а сам Ваш протеже. Уже столько его текстов на слуху. на дисках. в компьютерах, в ЖЖ, на полках книжных магазинов - что Ваше настырное желание заставить нас под страхом смерти еще что-то читать из отца Андрея - не пройдет. Сыты им по горло. Тошнит!!! Прицепились к цитате - букварь Вы едакий - хоть маленькую лепточку да хотите подложить бедному протодиакону. Вот, мол, отвоевала на вражьей линии честное имя профессора неприличных тем. Нехорошо быть, Машенька, такой педанткой. Явление уже полностью обрамлено золотой рамой. Войдет в историю. А от Ваших собственных рассуждений тоже попахивает той же кураевской помойкой: "если монах испытывает влечение к женщине..." - да Вам самой-то не противно рассуждать столь серьезно на данные темы после свв. отцов? У них-то было целомудренно, а у вашего брата получается пошлое занудство. Эх, не Ваша это стезя, мадемуазель.
24. АННА РАЙТ : Мария S
2010-05-22 в 13:22

Да разве Вам Lulie непонятно сказала? Нам стыдно не то, чтобы цитировать, но даже читать такое. Как только начинаются тонкие различения "помыслов", "практик" и т.д. ..я вот даже не хочу писать практик чего. Мерзость это перед Богом. А Вы или вправду только что узнали по этот форум или нас вновь заставить хотите весь мрак деятельности Протодьякона переживать. Все уже пережили, разобрали в деталях, никому он уже не нужен. Вам интересны подробности? Вот пожалуйста
http://ruskline.ru/a.../15/vesna_patriarha/
Статья автора РНЛ В.Семенко, где подробно обосновыается, почему Протодьякон находится вне правослваной Традиции вообще. Мы все уже обсудили. все поняли, зачем Вы хотите нас снова заставить? Там уже другое на подходе - его чадо, молодой иеромонах Дмитрий (Першин), сторонник секса Великим Постом и настолько глубоко вникший в экстракорпоральное оплодотворение, что Вам, как ценителю подробностей, лучше заглянуть сюда
http://comandante1.l...rnal.com/82718.html
А Протодьякон все - проехали. Береги честь смолоду. Они этого не понимают смелые наша. Конечно, у нас такая обстановка, что обличить их никто не решится. Но наш народ всегда по другому демократию устраивал. Уравниловка - не работаем. Монахи о сексе - не читаем. Правительство о борьбе с коррупцией - не слушаем. Так и выжили.
23. Maria S. : Анне
2010-05-22 в 09:30

Омерзительно такое читать, глаза автоматически пропускают и, безусловно, невозможно себя заставить цитировать.


Потрудитесь, почитайте. И обоснуйте, с чем Вы не согласны. Прежде чем обвинять, надо все же понять о чем речь.
22. Maria S. : Эдуарду Апельсинову
2010-05-22 в 09:28

Очень зря. Чтобы обвинять человека, надо быть знакомым с его трудами. Вы создали для себя страшилку в образе о. Андрея, а собственно, что он на самом деле говорит и пишет, не знаете.
21. Maria S. : Nikolai Knospe
2010-05-22 в 09:27

И о. Андрей и владыка говорят об одном и том же, просто владыка недопонял о. Андрея и я с обоими согласна.
Практикующий гомик, или человек, имевший после крещения такой "опыт", естественно, не может стать священником. Но если это на уровне помыслов и влечений, а человек борется со страстью - то почему нет? В конце концов, влечение к женщине у монахов тоже не приветствуется, однако не является препятствием к рукоположению. Неужели не понятно? Чем Вам не понравился ответ о.Андрея? Он приводит примеры из жизни святых.
20. Maria S. : "Мерзости" о.Андрея
2010-05-22 в 09:20

Мерзости я в основном вижу в комментариях.
Господа обвинители:
Изложите по пунктам, что вам не нравится в приведенной мною цитате о. Андрея
С праздником!
19. АННА РАЙТ : Lucie
2010-05-21 в 23:00

Вы совершенно правы,уважаемая Lucie. Омерзительно такое читать, глаза автоматически пропускают и, безусловно, невозможно себя заставить цитировать. Зря "Мария S" старается. Разве мерзость опровергается тонким логическим анализом ее оттенков?
Я думая, что ТАМ тоже поняли, что о.Андрей после всех его эскапад населением просто перестал восприниматься населением. Ну как-то неприлично стало его упоминать. Вот, теперь, видимо, хотят вернуть былое...а честь потеряешь, не вернешь. Да и вообще, "проблемы" его никуда не денутся от самого благожелательного анализа его мерзостей. Чего стараться?
18. Эдуард Апельсинов : Марие S
2010-05-21 в 22:25

"Чтобы понять, как о.Андрей относится к пропаганде гомосексуализма, советую почитать его книгу "Дары и анафемы", особенно первую главу."
Да ни в жисть!
17. Nikolai Knospe : Fuer Мария S
2010-05-21 в 22:16

16. Maria S. : о. Андрей к гомосексуализму относится крайне непримиримо.
2010-05-21 в 22:04

Чтобы понять, как о.Андрей относится к пропаганде гомосексуализма, советую почитать его книгу "Дары и анафемы", особенно первую главу.
15. Maria S. : Эдуарду Апельсинову
2010-05-21 в 22:02

Многая лета о. Андрею Кураеву!
После того, как я привела цитаты, опровергающие измышления на него, дальнейшие высказывания в таком духе буду считать намеренной клеветой.
Что конкретно Вам не нравится в приведенных мною словах о. Андрея? Без эмоций только.
14. Lucia : Анна Райт
2010-05-21 в 20:01

Чего только не звучало в самом фривольном и гнусном тоне из уст данного служителя! Но у него капитальное преимущество - людям стыдно цитировать такое неприличие. Вдруг, даже закдючив в кавычки. мы, повторяя такое, кощунствуем?
13. Эдуард Ананасов : 8. Maria S
2010-05-21 в 18:30

Откуда Вы свалились, Maria S? Здесь на РНЛ столько раз цитировали самые разнообразные выбрасывания слов в атмосферу Кураева - отца Андрея - и со сылочками,со ссылочками, что Ваше рвение просто настораживает. Разве мало того, что тысячу раз доказано, что о. А. К. говорил?!!! Думаю, сказанного достаточно, чтобы понять что это за птица.
12. Maria S : Поскольку ссылка не открывается, привожу цитату оттуда
2010-05-21 в 18:22

Подробно моя позиция изложена в книге "Церковь в мире людей":

- Может ли гомосексуалист стать православным священником?
- Боже, ну, как отвечать на такой вопрос? Даже если бы вы спросили меня - «а может ли гетеросексуалист стать священником» – и то ответить было бы трудно. Настолько эти лексиконы из разных миров…
Поэтому, кстати, и нельзя ответить простым «нет». Да, церковные каноны однозначно определяют гомосексуализм как деяние, несовместимое со священным саном. Но в том-то и неясность, что каноны (нормы права, законы) говорят именно о деяниях. На языке церковного права гомосексуалист – это человек, совершивший определенное деяние. На языке же современной психологии гомосексуалист – это человек с гомосексуальным влечением. Значит, сегодня это слово понимается более широко.
Отсюда и неясность: поскольку каноны говорят о действиях, а не о помыслах, то можно ли безусловно распространять определения церковных канонов на людей, еще не совершивших гомосексуальных поступков и зарекшихся от их совершения? Может ли канон, право наказывать за помысл, регулировать чувства?
Не во всех своих мыслях человек свободен. Что-то в него всевается «лукавым». Что-то определяется психическими травмами и впечатлениями детства (как раннего, так и подросткового). Если человек, заметив в себе гомосексуальное стремление, пугается его, оценивает его негативно, кается в нем и не допускает себя до соответствующих деяний - то с точки зрения христианства это прежде всего аскет. Он победил свой помысл, хотя до конца еще и не искоренил его (а какой вообще греховный помысл можно до конца искоренить?). За что же его наказывать?
А ведь такая борьба бывает и у святых. Даже искренний, даже святой христианин может быть стужаем этим искушением: «Вопрос: Помысл говорит мне, чтобы я беседовал с братом, к которому чувствую влечение, когда его вижу… Ответ: Брат! И я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними... Брань сию упраздняет непрестанная молитва с плачем… Да не расслабят тебя бесы, чтобы обращать внимание на брата, которым завлекаешься, или беседовать с ним, но если тебе и случится нечаянно с ним сойтись против твоего желания, удержи взор твой со страхом и благопристойностью, и не слушай внимательно его голоса… Скажи помыслу твоему: вспомни страшный Суд Божий и стыд, который постигнет тогда» (Вопросы преп. Аввы Дорофея и ответы старца Варсонуфия Великого, 7).
Как видим, блудный помысл гомосексуального типа сам по себе, раскаянный и не воплощавшийся в блудных действиях, в этом случае не стал канонической преградой для поставления в игумены. Тем более, что человек не всегда всецело и единственно ответственен за свои мысли: худшие помыслы могут в него всеваться врагом рода человеческого.
Вот обычный мужчина. У него есть обычное мужское чувство влечения к женщине. Но это не значит, что он должен на всех набрасываться. А если он в добрачном состоянии (семинарист) или монах, то он обязан вести целомудренный образ жизни. Если у тебя, по каким-то причинам (физиологическим, психологическим или иным – не хочу вдаваться в дискуссию о причинах гомосексуализма) сформировалось влечение к особям собственного пола – это не означает, что ты должен капитулировать перед этим влечением.
Борись. И если победишь, если сможешь контролировать это свое влечение, то сможешь стать священником. Только в том случае, если под «гомосексуализмом» понимать влечение к людям своего пола, а не только сексуальную практику, можно сказать, что человек, у которого это влечение есть, но он не доводит свой гомосексуализм до практики, может стать священником.
И еще один поворот судьбы возможен в связи с этой печальной тематикой. - А что, если человек уже стал монахом, священником, и лишь затем обратил внимание на реальную структуру своих сексуальных впечатлений и осознал себя в психологическом смысле гомосексуалистом? Узнав в себе этот «зов» и с ужасом признав его реальность, он приходит на исповедь к духовнику и говорит, что вот такая мысль вторглась в его душу. Должен ли духовник требовать от такого человека отказа от священного сана? Мне кажется, что нет.
Церковные же каноны со времен ап. Павла как раз не делают различия между блудными грехами «естественными» и «противоестественными». И о блудниках сказано то же, что о мужеложниках: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют». (1 Кор. 6, 9-10).
Каноны Отцов также приравнивают один грех к другому. «Любодеяния посвященных Богу… Мужеложники и скотоложники, и убийцы, и отравители, и прелюбодеи, и идолопоклонники - того же осуждения достойны. Поэтому правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих… Явившему неистовство в мужеложестве время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием» (Правила Василия Великого 6, 7, 62; аналогично 4-е Правило св. Григория Нисского).
Св. Иоанн Постник снижает епитимьи (почему – он говорит в своем 3-м правиле) за блудные грехи с 15 до 3 трех лет – причем опять же не отличая прелюбодеяния от мужеложства (Пр. 20 и 29). (Епитимья – это время или отлучения от Причастия или же особых духовных упражнений: посты, поклоны…).
У того же канониста мы встречаем ограничение действий канонов: «Действие на сердце нечистых помыслов, если грех еще не содеян, не подвергается епитимии… Сочувствие сердца с помыслами очищается двенадцатью поклонами… Борьба со страстями бывает достойна или награды или наказания» (Правила 4,5 и 6).
Сама сексуальность человека таит в себе риск падения. Духовник знает это. Знают это и каноны. Поэтому помыслы не наказываются (хотя к борьбе с ними человек, конечно, призывается).
Вот послушник пришел на исповедь перед своим монашеским постригом. Завтра вечером он даст обет девства. Есть в нем помыслы, которые, если они воплотятся в реальные дела, окажутся несовместимыми ни с наследованием Царства Божия, ни с монашеством, ни со священством? – Конечно, есть. Но именно для того, чтобы не оказаться плененным ими, он и прибегает к помощи старца, и объявляет им войну.
Можно ли быть уверенным, что он всегда останется столь же чистым, как в минуту этой своей исповеди и в день пострига? – Нет: такой уверенности ни у игумена, ни у духовника, ни у епископа, давшего благословение на этот постриг, быть не может.
Так что любой постриг или хиротония – это риск. Но ведь есть и надежда, что «Богу содействующу» юноша пройдет начатый им путь без самых страшных падений. И в этой надежде его постригают и рукополагают.
И право на эту надежду имеет любой человек, желающий освободиться от тирании помыслов и стать господином своего сердца.
11. Maria S : Слова Кураева
2010-05-21 в 17:58

Дабы пресечь клевету на о. протодиакона и глупое ерничание, привожу ссылку на его собственное высказывание
http://kuraev.ru/ind...?option=com_smf&;Itemid=63&topic=245618.msg2966226
10. Maria S : Артуру
2010-05-21 в 17:54

Если человеческая сексуальность явлена в человек в виде гомосексуальности, но это не имеет никакого внешнего выражения, и об этом никто не догадывается, то, само собой, такого человека могут рукоположить, совершенно не догадываясь о его склонностях. Увы...


Почему увы? Если человек борется со своей страстью и не уступает ей (а подобные искушения были даже у святых), то зачем нам лезть к нему в душу? Греховные помышления, кажется, препятствием к рукоположению не являются, иначе бы некого было рукополагать.
9. Артур : 3. Гость1 :
2010-05-21 в 15:27

Мне кажется, о.Андрей, исключительно эпатажа ради, играет на известной смысловой разнице между словами "гомосексуальность" и "гомосексуализм".

Если человеческая сексуальность явлена в человек в виде гомосексуальности, но это не имеет никакого внешнего выражения, и об этом никто не догадывается, то, само собой, такого человека могут рукоположить, совершенно не догадываясь о его склонностях. Увы...

Гомосексуализм - это осознанно проявленная, имеющая внешнее выражение в определенном образе жизни гомосексуальность. И тут уже вопрос о "может" или "не может" стоит совершенно по-другому...
8. Maria S : Эдуарду Апельсинову
2010-05-21 в 15:00

Есть что по существу сказать? Ну не говорил о. Андрей того, что ему приписывается в этой статье.
Естественно, он не ангел. Но те, кто перевирает его слова и выливает на него ушаты помоев, кичась своей "православностью" тоже не ангелы.
Надеюсь, о. Даниил просто не понял, о чем говорил о. Андрей, поэтому приписал ему это.
7. Эдуард Апельсинов : 6. Maria S.
2010-05-20 в 23:46

"Глубокоуважаемый протодиакон" - это звучит!!! Да еще на фоне толковищ о гомиках.
6. Maria S. : о. Андрей никогда не говорил, что "практикующий" гомосексуалист может стать священником.
2010-05-20 в 22:57

Грубое искажение мысли глубоко уважаемого мною о. протодиакона. Надеюсь, что это не преднамеренная клевета, а просто недоразумение из-за неправильного понимания его слов.
5. Писарь : "О странностях.."
2010-05-10 в 19:36

Что делать тому,кто не "устоял в Истине" и пошел на бунт,был повержен и лишен чести?
Что делать тому,кто и после того,не успокоившись, по лютой ненависти своей,всупил в открытую борьбу и был поражен?

"Тайна беззакония".
Пустить в ход "тайну беззакония".

Упрятать Истину среди "квазистин",здесь вовсю эксплуатируется "постмодерн",где Православию Принципиально отводится роль "субкультуры".
Поди выбери.

Инициировать процесс Изгнания Истины из Православия,для чего "модернизировать Святоотеческое Учение Православной Церкви" и вытеснить Церковно-Славянский Язык.
Поди узнай,когда "изуродуют".

Что еще можно сделать,дабы кто-нибудь случайно на Истину не наткнулся?
Правильно.
Разорить Монастырь.
"Ангелы суть Свет Монашествующим,Монашествующие-Свет мiру".
Если разорить не удается,то хотя бы Свет приглушить.
И то дело.
Поди сыщи дорогу в сумерках.
4. АННА РАЙТ : Re: Чем дальше в лес, тем толще «партизаны»...
2010-05-10 в 14:21

Спаси Господи, батюшка. Хорошо, что наконец-то кто-то решился сказать откыто то, о чем все и давно между собой говорят - у о. Андрея "проблемы". Он в помощи духовной нуждается, а его на учительство ставят и хвалят непрерывно. Что ж людей с проблемами всегда использовали, видимо и здесь - не исключение. Борьба с нашей "заскорузлостью" стоит душ всех протодьяконов.
Только кажется мне, что это, как всегда, честное и прямое слово о.Даниила, прозвучало несколько запоздало. "Революция" уже совершилась. Это как с пленкой "похожего на генерально прокурора". Неважны детали того, что там показали - сам факт показа нанес никем не измеренный ущерб по государственности и нравственности. Так и здесь. Зачем разбираться в ньюансах определения "гомосексуальности" (Господи, прости!)? Важен сам факт, что все эти темы прозвучали (и продолжают звучать) из уст священнослужителя в самом вульгарном и фривольном тоне. Слава Богу, наших будущих батюшек есть кому наставить - они уходят с его лекций. Но для многих невоцерковленных людей , к которым по идее и направлены проповеди "миссионеров", Церковь перестала быть местом "свяческого благочестия и чистоты". Наверное, они тоже не в счет. Тут главное - борьба с "платочками" (особенно черными) и за ношение в Церковь брюк и дорогой обуви.
3. Гость1 : О гомосексуализме и словах Кураева
2010-05-10 в 11:39

Насколько я могу понять, о. протодиакон говоря о "совмещении" священства и гомосексуальности
говорит о гомосексуализме, как о страсти, имя ввиду что "можно иметь страсти, но не действовать по ним"(цитата из Поучений Аввы Дорофея).
Очевидно, Однако наличие у человека страсти еще не делает человека рабом этой страсти, если человек, имея ее, не действует по ней, т.е. борется с ней. Но такого человека называть гомосексуалистом нельзя, хотя бы из наличия легального определения. Поэтому тут скорее о. протодиакона "большая ученость доводит до безумия".
2. Дмитрий Матыс : О смысле текста
2010-05-10 в 10:07

Прошу прощения, но данная статья о.Даниила в общем-то ни о чём.

Кураева, конечно, сильно "заносит" в последние годы. И постоянное раздражение его, по поводу и без оного, сильно заметно.

Но при чём тут "наше миссионерство"? Разве что для о.Даниила вся православная миссия отождествляется с о.Андреем...
1. Евгений НН : Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
2010-05-10 в 08:37

Стать священником может и гомосексуалист, при одном, хочется верить, обязательном условии - если он активно не пристаёт к прихожанам и сослужащим клирикам.


Можно выразить эту мысль по-другому: "Стать пастырем может и волк, при одном обязательном условии - если он облечётся в овечью шкуру".

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме