Александр Стрекотин

Глава из книги «За гранью умолчания: Кто стрелял в русского Царя и Его семью»

Екатеринбургские останки 
0
1175
Время на чтение 7 минут

Попытки опровергнуть выводы следствия 1918-1924 годов предпринимались на протяжении всех последующих лет после издания книги Н.А.Соколова, но ещё никогда они не осуществлялись так масштабно и на таком высоком уровне, как в последние годы. В книге рассматривается один из главных выводов расследования тех лет и современного следствия - кто входил в команду убийц, совершивших невиданное в мировой истории злодеяние, изменившее весь дальнейший её ход. Чтобы назвать, даже давно ушедшего из жизни, человека убийцей, надо иметь к этому достаточно оснований.

Жизнь в неправовом государстве приучила не только служителей Фемиды, но и Клио, к безнаказанности и, как следствие, к безответственности. Продолжает своё существование "царица доказательств" - собственное признание, например, в отношении А.Г.Кабанова и В.Н.Нетребина. Но страшней самооговора, является приговор С.П.Ваганову и А.А.Стрекотину, вынесенный им историками - исследователями Екатеринбургского злодеяния И.Ф.Плотниковым и Н.Розановой, опирающейся в своей работе на выводы следствия Генпрокуратуры. Не меньшую ответственность несут и те, кто выводит из-под обвинений подлинных организаторов убийства Царской Семьи - Ленина и Свердлова.

В книге также затронуты вопросы, связанные с реабилитацией Царской Семьи. Автором, помимо существующих источников, обобщены материалы по теме убийства Царской Семьи, опубликованные в последнее время СМИ, в т.ч. на сайтах, посвящённых этой теме: "Русская линия. Екатеринбургские останки", "Екатеринбургская инициатива. Расстрел Царской Семьи", "Википедия", а также статьи автора на Русской линии и форум по ним с участием следователя СКП В.Н.Соловьёва.

Вниманию читателей предлагается одна из глав книги, в которой рассмотрен вопрос участия в событии той ночи 17 июля 1918 года «бойца внешней охраны дома Ипатьева» рабочего Сысертского завода под Екатеринбургом Александра Андреевича Стрекотина, единственного из тех, кто оставил свои воспоминания и не был чекистом.

+ + +

Охранник Александр Стрекотин, один из соучастников убийства, гордившийся им и оставивший в 1928 году воспоминания о преступлении, случайно высказался о своём внутреннем, удивительном для него самого смятении, охватившем его за несколько минут до совершения злодеяния в доме Ипатьева: «Ко мне вниз опять спускается тов. Медведев берёт у меня обратно наган и уходит. Уходя от меня, я его спросил «что это всё значит» он мне сказал «что скоро будет расстрел». После этого я взволновался, и почему-то мною овладела боязнь и жалость к ним, то есть к царской семье. Вскоре вниз спускаются Медведев (Павел - В.К.), Окулов (Никулин - В.К.) и ещё кто-то не помню... По моему телу пробегают мурашки, я теперь знаю, что будет расстрел...»[1].

Обращает на себя внимание пропуск очень важной части текста. «Однако, несмотря на внутреннее колебание, Стрекотин до конца наблюдал палаческое действо. Мгновенное движение совести и человеческого сострадания отступило перед ожесточением и дерзостью». Далее автор продолжает цитировать воспоминания Стрекотина: «Наконец слышу шумные шаги и вижу спускается вниз вся семья Романовых...». И далее, вновь опуская часть текста, приводится описание подготовки убийства и сам расстрел.

Какую цель преследует автор, намеренно не сообщивший читателям важнейшую часть воспоминаний Стрекотина? Да ту, что в расстреле участвовали только русские «латыши» из всей внутренней охраны дома. Иначе было бы приведено и прокомментировано то, что видел Стрекотин: «Но вот вниз спустилась неизвестная мне группа людей (выделено мной - В.К.), приблизительно человек 8-мь и вошла в одну из комнат (совершенно в другую, в которую входили Медведев и другие) и затворили за собой дверь комнаты»[2]. Эта «группа людей» спустилась вниз вслед за Медведевым и Никулиным и зашла в караульное помещение «латышей», смежное с прихожей. Вот после того, как Стрекотин увидал убийц, у него «пробегают мурашки».

Пост Стрекотина был внутри дома, в прихожей на первом этаже, где на подоконнике комнаты, напротив «той», стоял его пулемёт. Пришлось ему один раз стоять на «посту вверху, где помещались арестованные». «Латыши» жили в комнате, смежной с той, где был пост Стрекотина. Мог ли он не знать их хотя бы в лицо? Единственно возможное объяснение: ему запрещено было называть принадлежность этой группы людей. Национальный состав «латышей» до сих пор вызывает споры исследователей. Охранники из дома Попова, нанятые на Сысертском заводе и на фабрике братьев Злоказовых, всех из внутренней охраны, пришедших в Ипатьевский дом из Американской гостиницы, где размещалось ОблЧК, называли «латышами». Последние были как русскими, так и нерусскими «латышами», среди которых, скорее всего, были бывшие австро-венгерские военнопленные. Характерный пример того, как охранники из внешней охраны называли тех, кто нёс охрану внутри дома, приведен во время допроса Якимова: «Вместе с трупами уехал сам Юровский и человека три «латышей», но русских «латышей или же не русских - не знаю...» [3].

Никто из свидетелей и участников расстрела, в материалах обоих следствий, не называет А.А.Стрекотина участником расстрела, но он, всё-таки, в этом качестве попал в «Справку» [4] следствия: «Установлено, что в расстреле принимали участие Я.М.Юровский, его заместитель Г.П.Никулин, разводящий П.С.Медведев, возможно, чекист Кабанов, красногвардеец А.А.Стрекотин». Н.Розанова (в сноске) пишет: «Возможно, Стрекотин был не наблюдателем, а убийцей, но скрыл это обстоятельство. Участником расстрела считает его старший прокурор-криминалист Генеральной прокуратуры РФ Владимир Николаевич Соловьёв...» [5]. Н.Розанова забывает, что выше он уже назван ею, как «один из соучастников убийства». Почему, домысливая за него, автор считает, что «Мгновенное движение совести и человеческого сострадания отступило перед ожесточением и дерзостью»? Нет, не отступило! Не было у него и «ожесточения»: «...тов. Ермаков видя, что я держу в руках винтовку со штыком, предложил мне доколоть этих ещё оказавшихся живыми. Я отказался, тогда он взял у меня из рук винтовку и начал их докалывать. Это был самый ужасный момент их смерти!»[2].

Попытки сделать весь русский народ «соучастником» этого и других преступлений были на всём протяжении существования большевистской власти. На митингах 30-х годов, звучало требование «расстрелять врагов народа как бешеных псов». Слова Стрекотина о том, что он «счастлив, горжусь, и буду гордиться тем, что я хотя и случайно, но всё же был очевидцем смерти кровавого императора Николая 2-го и всей его семьи», из стандартного набора «советского» человека. Наивно Стрекотин, в конце воспоминаний, просит «написать мне ответ». Он, этот «ответ», скоро последует в виде «Великого перелома» и не раз будут вспоминать уральские рабочие ту, почти сказочную, жизнь при «Царе-батюшке». Но не так прост был уралец А.А.Стрекотин, не пожелавший поставить, после эпитета «кровавый», дорогое для русского человека слово - Царь!

Перечитывая «Воспоминания» Стрекотина, невозможно понять: каким образом его слова «буду гордиться тем, что... был очевидцем» трансформировались у Розановой в «гордившийся им» (убийством - В.К.); почему он «случайно высказался о своём внутреннем, удивительном для него самого смятении», в то время как он говорит, что «случайно... был очевидцем. Почему у него «движение совести и человеческого сострадания», столь естественные для человека, не чекиста, привыкшего к «карре», как называет расстрел И.Родзинский, было лишь «мгновенное»? Разве мог Стрекотин признаться «Истпарту» почему он «взволновался» и что «жалость к ним, т. есть к царской семье» это и есть человеческое сострадание? Он и так сказал много и сказал искренне. Вероятно, его фраза: «Одновременно с выстрелами тов. Юровского начали стрелять и все присутствующие», позволила считать его участником расстрела. Но разве не понятно, что он имел в виду тех людей, о которых рассказал раньше, описывая их движение к той комнате. Кроме того, у Стрекотина была винтовка со штыком: Павел Медведев забрал у него «обратно наган», а стрелять из винтовки, находясь позади присутствующих, было невозможно и этот факт подтверждают свидетели.

Причисляя Стрекотина к убийцам, необходимо было объяснить, почему он скрыл этот факт в воспоминаниях? Ведь это рассказывалось не на допросе у «белого» следователя, а у большевиков и он мог попросить что-либо для себя в качестве «вознаграждения» за участие в убийстве, как это сделал, оговаривая себя, Виктор Нетребин и другие. В книге Розановой не упоминаются охранники Брусьянин, который «не мог вынести этой картины, когда покойников стали вытаскивать в белых простынях и класть в автомобиль: он убежал со своего поста на задний двор», и Дерябин, называвший «убийц «мясниками»... говорил про них с отвращением». Не говорится и о душевном потрясении, которое испытал, узнав подробности убийства, разводящий внешней охраны дома бывший фронтовик А.Якимов. Такая реакция охранников, очевидцев злодеяния, не вписывается в концепцию Розановой о «кровожадности» уральцев, каждый из которых был готов «расправиться с ними», а руководители Красного Урала лишь выполняли их волю. Да, охранники Стрекотин, Клещёв и Дерябин наблюдали расстрел в Ипатьевском доме, причём Стрекотин стоял «в дверях» комнаты и это его поведение, вероятно, Розанова считает «дерзостью».

Вот что говорит Ф.М.Достоевский о праве человека «тут быть», наблюдать страшные минуты лишения жизни: «...человек, на поверхности земной, не имеет права отвёртываться и игнорировать то, что происходит на земле, и есть высшие нравственные причины на то. «Homo sum et nihil humanum...(«Я человек, и ничто человеческое...» - лат) и т.д.»[6]. Достоевский имел в виду публичные казни, как, например, описанную И.С.Тургеневым в статье «Казнь Тропмана» в 1870 году. Но, ведь охранники были «на службе» в Ипатьевском доме и ещё и поэтому имели право «тут быть». Стрекотин участвовал в выносе тел из дома и погрузке их на автомобиль, в том числе и первого из них - Царя. Среди тех, кто «тащили завёрнутые трупы», его упоминает И.Мейер, ошибочно называя его чекистом; среди участников расстрела, приведенных в его книге, имени Стрекотина нет.

СНОСКИ:

1. Розанова Н. Царственные страстотерпцы. Посмертная судьба М. 2008. - С. 70.

2. Плотников И. Правда истории. Гибель царской семьи. Екатеринбург. 2008. Т. II. - С. 168 - 171. Воспоминания бойца внешней охраны дома Ипатьева, непосредственного свидетеля казни царской семьи и её приближённых. Стрекотина Александра Андреевича.

3. Платонов О. Заговор цареубийц. М. 2005. - С. 632 - 650. Протокол допроса А.А.Якимова 7 - 11 мая 1919 г. в г. Екатеринбурге.

4. «Справка о вопросах, связанных с исследованием гибели семьи российского Императора Николая II и лиц из его окружения, погибших 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге», опубликована 23 января 1998 года.

5. Розанова Н. Указ. Соч. - С. 71

6. Волгин И.Л. Последний год Достоевского. М. 1991. - С. 149

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Корн
Право на Приказ…
Кто отдал приказ на «расстрел Романовых»
02.10.2018
Глинская пустынь и Уральская Голгофа*
В свете современных изысканий
25.09.2018
Будет ли проведена историческая экспертиза Царского Дела?
Зачем СК РФ торопится признать «Царскими» «Екатеринбургские останки»
17.09.2018
Оправдание умыслов неправдой
Виктор Корн о лекции в МГУ профессора С.В.Мироненко. Окончание
29.08.2018
Оправдание умыслов неправдой
Виктор Корн о лекции в МГУ профессора истории С.В.Мироненко
20.08.2018
Все статьи Виктор Корн
Екатеринбургские останки
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.04.2024 14:11
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 14:02
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.04.2024 13:48
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:33
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от АБС
28.04.2024 12:30