Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Жизнь жительствует...»

Протоиерей  Николай  Беляев, Русская народная линия

Повестка дня Межсоборного присутствия РПЦ / 06.03.2010


Из опыта организации приходской жизни в Свято-Иоанновском ставропигиальном женском монастыре Санкт-Петербурга …

29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заключил он. "Русская линия", следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор темы, вынесенной на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности и посвященной роли мирян в социальном служении Церкви. Своим видением этих проблем поделился в интервью «Русской линии» петербургский пастырь, старший священник Свято-Иоанновского ставропигиального женского монастыря протоиерей Николай Беляев:

Протоиерей Николай Беляев- Деятельность православного прихода - это, прежде всего, общая молитва и социальное служение. Каждый прихожанин, в зависимости от профессии, наклонностей, опыта, духовного призвания вносит свою посильную лепту. Именно в православном приходе возможно достичь того, что так трудно достичь в нашем обществе. Здесь необходимы братская любовь, послушание, смирение, милосердие и подлинное народное самоуправление под духовным руководством священника.

Поскольку во главе прихода стоит назначенный епископом священник (настоятель), то активность приходской жизни во многом зависит от его желания и возможностей. Известны приходы, где, например, эффективно лечат наркоманов, борются с пьянством, организуют богадельни, воспитывают «трудных» подростков, ведут широкую паломническую работу и т.д. Все зависит от священника, и если он сумеет организовать прихожан, то налицо и очень серьезные результаты.

Для того чтобы вновь приходящий человек остался в храме и стал прихожанином, ему нужно прежде всего оказать внимание, справиться о его здоровье, семейном положении, о работе, поинтересоваться о том, что его волнует, что привело его в храм, рассказать о жизни прихода. Если этому уделять должное внимание, то при помощи Божией приход будет обязательно возрастать и укрепляться.  

Говоря о социальном служении на приходе, необходимо отметить, что существует большая разница в организации приходской жизни в малочисленных и многолюдных приходах. В небольших приходах священник и прихожане, как правило, очень хорошо знают друг друга, знают, кто чем живет, кто в чем нуждается, и легко могут помочь друг другу. Такой приход живет как одна большая семья.

В крупных приходах ситуация намного сложнее. Годами ходя в свой храм, прихожане зачастую ничего не знают друг о друге. И чтобы изменить это положение, по нашему мнению, необходимо искать новые формы организации приходской жизни.

Одну из таких форм нам удалось реализовать в нашем приходе, объединив прихожан по близости их профессий или интересов в мирской жизни. Эти объединения могут иметь разные названия - группы, ячейки, подразделения и т.д. В статье священномученика Серафима (Чичагова) «О возрождении приходской жизни» (1908 г.) мы нашли призыв «сплотиться по приходам в дружные общины». Это название нам пришлось по душе, и было решено наши образования назвать «общинами».

В настоящее время в приходе более тридцати различных по численности (от 2 до 150 человек) общин. Для удобства каждая из них имеет свое краткое название («Гиппократ» - врачебная, «Закон» - юридическая, «Педагог» - педагогическая. См. Приложение). Как правило, каждая община имеет 2-3 взаимозаменяемых руководителя. Общины регулярно собираются для обсуждения своей деятельности, а в конце года каждая община готовит отчет. На отчетных собраниях обычно присутствуют руководители всех общин, чтобы иметь полную информацию о работе прихода.

Внутри больших общин существуют разделения на подгруппы (обычно по 10 человек) со своим руководителем. Это позволяет эффективно и быстро доводить любую общеприходскую и внутриобщинную информацию до каждого члена общины (о поездках, встречах, просьбах о помощи и т.д.).

Чтобы исключить необоснованные обращения прихожан за помощью к тем или иным специалистам, существует твердый порядок, при котором нуждающийся в помощи информирует об этом приходского «диспетчера». Ознакомившись с просьбой, диспетчер обращается к руководителю соответствующей общины, который и рекомендует прихожанину необходимого специалиста. Следует отметить, что такая система никоим образом не должна подменять государственных форм помощи.

Для связи друг с другом и с «диспетчером» у руководителей имеется исчерпывающая информация. Члены общины могут часто общаться друг с другом (отмечать дни Ангела, юбилеи, совершать паломнические поездки и т.д.). Все вместе общины встречаются вне храма на общеприходских праздниках («Праздник Рождества Христова», «Пасхальная радость», «Покров» и т.д.), которые готовят совместными усилиями.

Время показало, что описанная выше организация приходской жизни имеет ряд положительных сторон.

1. Любому прихожанину предоставляется возможность творчески реализовать себя не только на работе, но и в любимом приходе, сочетая служение Богу и людям.

2. Происходит достаточно быстрое и естественное знакомство прихожан друг с другом. С одной стороны - внутри своей общины, а с другой - членов разных общин друг с другом (например, юристы помогают педагогам, автолюбители - сестрам милосердия, те и другие могут нуждаться в помощи врачей и т.д.).

3. Помощью охвачены все возрасты от рождения (община «Жизнь жительствует») до кончины (община «Мемориал») и все события и возможные трудности в жизни прихожанина.

4. Находясь в профессионально ориентированной общине, прихожане могут на работе рассказать о своем храме и тем самым стать миссионерами, т.к. любому человеку впервые легче переступить порог храма с коллегой. Повседневная жизнь это подтверждает - наши общины постоянно пополняются.

5. Внутри общин при такой работе накапливается опыт, энергия и желание послужить Богу и людям за пределами своего прихода. Так, наши некоторые общины по своей инициативе стали помогать Клинике детской гематологии и трансплантологии им. Р.Горбачевой, городской многопрофильной больнице №2, детскому дому № 69, заниматься организацией летних лагерей, заботиться о многодетных семьях, оставшихся без кормильца, принимать из «глубинки» и организовывать пребывание и отдых в Санкт-Петербурге детей из православных семей, оказывать серьезную медицинскую помощь иногородним священникам, недоступную им по месту проживания и т.д.

6. Независимо от своей профессиональной деятельности, каждый прихожанин имеет возможность в приходе выбрать служение по душе, т.к. направлений достаточно.

7. Делает возможным для прихода и значительно облегчает проведение серьезных массовых мероприятий вне храма. Ежегодно мы проводим четыре многолюдных праздника. Самый большой из них «Праздник Рождества Христова», который посещают около 3-х тысяч человек. В 2009 году в честь 180-летия со дня рождения Святого Праведного Иоанна Кронштадтского был организован Праздник – встреча «Прииди и виждь» (www.ioann100.spb.ru), в котором участвовало 1,5 тысячи человек и т.д.

8. У членов общин имеется возможность не только участвовать в жизни прихода, но и учиться организации приходской жизни. Это особенно относится к учащейся иногородней молодежи, которая по окончании учебы разъедется по просторам нашего Отечества и может, уже имея опыт, более эффективно помогать священникам в своих новых приходах.

9. Такое постоянное общение в труде и молитве, естественно, рождает любовь к своему храму (обители) и своему народу. Это помогает прихожанам, особенно молодым, осознавать себя участниками возрождения Отечества, укреплять православную веру, и, конечно, создавать крепкие православные семьи.

10. По нашему мнению, общины, организованные таким образом, несложно создать на любом более или менее многочисленном приходе.

Следует отметить, что в приходе уделяется особое внимание молодежи. Молодые люди и дети объединены (в зависимости от возраста) в подростковые клубы и молодежные движения. На первом месте мы ставим привлечение молодежи к труду, привитие трудовых навыков, ответственность и умение доводить до конца порученное дело. А привлекая ее к уходу за больными, престарелыми и беспомощными, нуждающимися во внимании и заботе, нам хочется научить детей, юношей и девушек сострадательности и милосердию. Взрослая молодежь привлекается также к организации досуга, здорового отдыха и посильного труда детей прихода.

Естественно, основой работы и жизни общин является молитва. Помимо участия в богослужении и таинствах каждая община имеет особое молитвенное правило. Ежедневно по графику общинами читаются 6 канонов и 9 акафистов (с поминовением членов общины). Если кто-то из прихожан нуждается в сугубой молитве (тяжелая болезнь, жизненные испытания и т.д.), то к молитве за него подключаются все общины.

По нашему мнению, одним из итогов работы Межсоборного присутствия могла бы стать организация курсов по обмену опытом приходской работы как внутри епархий, так и более широкого масштаба, на которых приходские священники могли бы делиться опытом своей работы. Вероятно, было бы полезно иметь возможность и публикаций такого опыта.

Если смотреть более широко, зная нужды прихода, хотелось бы ви-деть в епархиях под патронажем Русской Православной Церкви православный круглогодичный детский лагерь или молодежный образовательный центр, родильный дом, хорошую богадельню (хотя бы для старых одиноких священников и их матушек). И любые другие начинания, которые призваны облегчить жизнь православного человека.

Приложение

Краткие сведения об общинах прихода (общины начали формироваться в 2007 году)

Община, численность

Основная деятельность

1.

Молитва (все общины)

Организация молитвенного правила общин всего прихода

2.

Патронаж, 80

Уход за пожилыми, немощными и больными прихожанами.

3.

Гиппократ, 150

Оказание посильной медицинской помощи.

4.

Авто, 40

Оказание транспортной помощи

5.

Педагог, 80

Помощь в учебе, организация отдыха детей

6.

Милосердие, 28

Медицинская сестринская помощь на дому

7.

Лепта, 85

Оказание в случае необходимости адресной финансовой помощи

8.

Закон, 70

Консультация и посильная юридическая помощь

9.

Иоанновские палаты

Помощь кардиоотделению № 3 на базе больницы №2

10.

Поиск, 2

Помощь в поиске работы

11.

Паломник 2

Организация паломнических поездок для всех общин

12.

Находка 2

Помощь в решении проблем с недостатком и излишком имущества.

13.

Мастеровой, 45

Посильная помощь в быту одиноким и беспомощным прихожанам

14.

Иоанновское братство, 115

Оказание в случае необходимости любой помощи силами общины

15.

Досуг, 60

Организация и проведение общеприходских праздников

16.

Подарок, 5

Поздравление прихожан с именинами, юбилеями

17.

Трапеза, 15

Организация питания при проведении общеприходских праздников.

18.

Жизнь жительствует

Участие и помощь в организации жизненно важных событий

19.

Архив, 5

Собрание и обработка фото и видео материалов.

20.

Мемориал, 10

Посильная помощь в организации похорон.

21.

Островок, 10

Повседневный уход за нуждающимися в уходе прихожанами

22.

Малыш, 2

Организация совместного отдыха и помощь молодым семьям

23.

Отрок, 5

Организация активного отдыха подростков.

24.

Забота, 2

Сбор лекарственных трав, плодов леса, сада, огорода.

25.

Клуб «Спутник», 150

Кружки, секции, молодежные движении, хор

26.

Клуб «Чайка», 90

Кружки, секции, молодежные движения, хор

27.

Рождество, 40

Подготовка и проведение Праздника Рождества Христова

28.

Золушка, 40

Подготовка и уборка помещений на праздниках

29.

Геронта, 30

Забота о пожилых прихожанах

30.

Сервер*

Приобретение вычислительной и множительной техники, помощь в её использовании и эксплуатации

31.

Динарий*

Помощь в решении сложных медицинских и житейских проблем

32.

Помощник и покровитель*

Помощь при решении серьёзных задач, выходящих за рамки жизни прихода

* Община в разработке

197137 СПб, Наб.реки Карповки, д.45, Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

sim303@rambler.ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. Вася : А если подумать?
2011-01-02 в 17:25

Господин Раков, Вам как журналисту и "флаг в руки", адреса известны:"Так, наши некоторые общины по своей инициативе стали помогать Клинике детской гематологии и трансплантологии им. Р.Горбачевой, городской многопрофильной больнице №2, детскому дому № 69". Ваша профессиональная обязанность посетить эти учреждения, узнать подробности работы православных общин и опубликовать на страницах своей газеты статью о том,как и кому помогают общины,в каких масштабах. Страна должна знать своих героев. Зачем Вам беспокоить о.Николая?
9. Анатолий Степанов : Мы готовы к сотрудничеству
2010-03-08 в 02:00

Досточтимый Анатолий Дмитриевич! Несмотря на то, что наши диалоги с Вами проходят в непривычном для меня шутливом тоне (не сегодня), хотелось бы ответить на Вашу реплику. Я уже не раз говорил, что материалы "РЛ" - качественные, острые и оперативные, а случающиеся ошибки - издержки скорости. Я с уважением отношусь к Вашей работе и не раз подчёркивал это. Нет ничего зазорного в том, чтобы перепечатать актуальный материал в своём издании. К слову, очень понравилась статья о.Вячеслава Пушкарёва "Мне страшно!", но т.к. не было возможности написать комментарий под ней, я перенёс её на Проза.ру.Александр Раков со своим комментарием. Более того, вынашиваю мысль предложить Вам сделать одну из наших газет, а именно - "Соборную весть" своеобразным приложением к "РЛ", публикуя раз в месяц лучшие Ваши материалы. Впрочем, архитектуру издания можно было бы продумать. Считайте это моим деловым предложением. Что же касается о.Николая Беляева, то вопросы, которые мы хотели задать, несколько отличаются от Ваших. Вот и всё. Вы почему-то отталкиваете меня, когда я принимаю участие в "РЛ", хотя дел и в редакции достаточно. Однако оперативность Рунета берёт своё. Поэтому дерзаю предложить отбросить честолюбие, свойственное творческим личностям, и сотрудничать в той мере, в которой мы полезны друг другу и Православию. В моём лексиконе не существует слова "сиволапый", которым Вы изволите пользоваться в разговоре со мной. И, хотя я согласен не со всей концепцией "РЛ", второй нет и не предвидится. Давайте попробуем если не дружить, то хотя бы с пониманием относится к тому, что мы - в меру сил - работаем Господу. Остальное приложится. Искренне, Александр Раков. P.S. Вот пример единства изданий: "РЛ" напечатала моё интервью "Молчанием предаётся Бог", его перепечатал "Русский Вестник"; благодаря этому резонанс получился большой, а значит, - и пользы от сказанного тоже: слишком много слов за два десятилетия ушли в пустоту.



Дорогой Александр Григорьевич! Мы всегда готовы к сотрудничеству с единомышленниками и никого стараемся не отталкивать, а если это происходит, то только по недоразумению. А конкретные формы сотрудничества давайте обсудим не здесь, а по телефону или при личной встрече.
8. Прихожанка : За что не любят журналистов?
2010-03-07 в 17:56

Только журналисты способны заболтать любую тему и вместо обсуждения действительных проблем устроить балаган с разборками.
Учитесь у протоиерея Николая Беляева!
7. Александр Раков : Re: «Жизнь жительствует...»
2010-03-07 в 15:25

А вы имели со мной ДЕЛО? Или поболтать? Не уверен, что и вы мне понравитесь, и ваше душевное устроение. Но я стерплю. А.Р.
6. Нина : Отец Николай всегда на виду
2010-03-07 в 00:47

Александр Григорьевич Вы просто придите и посмотрите.
А вообще мое мнение такое: Вы давите на людей и священников и с Вами неприятно иметь дело и даже просто поговорить.
5. Василий : Давайте радоваться вместе
2010-03-06 в 23:38

Как здорово, всё-таки, когда два православных человека находят общий язык!

Словно солнце выглядывает)). (это про первые три реплики))

Отец Николай, конечно же, проводит титаническую работу. Это не только многочасовые испроведи прихожан, желающих услышать слово наставления батюшки. Это и решение домашних и семейных проблем. Это и посещения прихожан по их приглашению.

А прихожан - толпы...

А обще-приходские праздники? Здесь о них замечено вскользь. А ведь это тоже совместная титаническая работа всего прихода. По нескольку дней прихожане выходят на подготовку праздника. Но зато и результат какой.

Несколько хоровых групп для детей, секции, кружки.. Это - эквивалент работы нескольких "Домов Пионеров", вместе взятых.

Это и помощь прихода, которая может быть оказана практически в любой области.
4. Прихожанка : Все бы так трудились во славу Божию!
2010-03-06 в 22:59

Как прихожанка Свято-Иоанновского монастыря, могу сказать, что благодаря таким священникам, как о.Николай, о.Георий, о.Димитрий и другим, монастырский приход действительно стал для меня и для многих родным домом. Я многим своим знакомым, которые искали себе храм для души, рекомендовала Свято-Иоанновский монастырь - и все меня за это благодарят. Здесь всегда выслушают, помогут добрым советом и напутствием.
Клуб "Чайка", который ведёт протоиерей Димитрий (Галкин) действительно заслуживает отдельного разговора. Я просто вижу, сколько душевных и физических сил тратят священники нашего прихода на то, чтобы люди пришли к Богу, а придя - не ушли из Храма. Низкий им за то земной поклон!
3. Александр Раков : Re: «Жизнь жительствует...»
2010-03-06 в 16:32

Досточтимый Анатолий Дмитриевич! Несмотря на то, что наши диалоги с Вами проходят в непривычном для меня шутливом тоне (не сегодня), хотелось бы ответить на Вашу реплику. Я уже не раз говорил, что материалы "РЛ" - качественные, острые и оперативные, а случающиеся ошибки - издержки скорости. Я с уважением отношусь к Вашей работе и не раз подчёркивал это. Нет ничего зазорного в том, чтобы перепечатать актуальный материал в своём издании. К слову, очень понравилась статья о.Вячеслава Пушкарёва "Мне страшно!", но т.к. не было возможности написать комментарий под ней, я перенёс её на Проза.ру.Александр Раков со своим комментарием. Более того, вынашиваю мысль предложить Вам сделать одну из наших газет, а именно - "Соборную весть" своеобразным приложением к "РЛ", публикуя раз в месяц лучшие Ваши материалы. Впрочем, архитектуру издания можно было бы продумать. Считайте это моим деловым предложением. Что же касается о.Николая Беляева, то вопросы, которые мы хотели задать, несколько отличаются от Ваших. Вот и всё. Вы почему-то отталкиваете меня, когда я принимаю участие в "РЛ", хотя дел и в редакции достаточно. Однако оперативность Рунета берёт своё. Поэтому дерзаю предложить отбросить честолюбие, свойственное творческим личностям, и сотрудничать в той мере, в которой мы полезны друг другу и Православию. В моём лексиконе не существует слова "сиволапый", которым Вы изволите пользоваться в разговоре со мной. И, хотя я согласен не со всей концепцией "РЛ", второй нет и не предвидится. Давайте попробуем если не дружить, то хотя бы с пониманием относится к тому, что мы - в меру сил - работаем Господу. Остальное приложится. Искренне, Александр Раков. P.S. Вот пример единства изданий: "РЛ" напечатала моё интервью "Молчанием предаётся Бог", его перепечатал "Русский Вестник"; благодаря этому резонанс получился большой, а значит, - и пользы от сказанного тоже: слишком много слов за два десятилетия ушли в пустоту.
2. Анатолий Степанов : Давайте радоваться вместе
2010-03-06 в 13:59

Всечестной отец Николай! Множество раз мы обращались к Вам с просьбой поделиться мыслями - и каждый раз получали отказ. Хорошо, что Вы выступили на "Русской линии", но было бы лучше, если бы Вы не прятались от немногочисленных православных журналистов. Вы знаете, что настоящих приходов в городе ничтожно мало, и ваша работа по созданию общин по интересам будет перенята многими. Но почему Вы молчали до сих пор? Почему Вы отказываетесь говорить о клубе "Чайка", хотя эта проблема чрезвычайно актуальна для многих и многих молодых (и не очень) людей? Простите, но при всём моём уважении к Вам должен сказать, что Ваши отказы делиться с православными журналистами наносят ущерб Православию. Искренне, Александр Раков, газета "Православный Санкт-Петербург.



Случайно заметил Вашу реплику, дорогой Александр Григорьевич, и удивился. Странные какие-то претензии. Мы, к примеру, не стесняемся перепечатывать дельные комментарии священников, опубликованные на других ресурсах, в том числе и в газете "Православный Санкт-Петербург". Что ж Вам мешает перепечатать комментарий отца Николая в своей газете? Давайте радоваться вместе.
1. Александр Раков : недоступность
2010-03-06 в 10:48

Всечестной отец Николай! Множество раз мы обращались к Вам с просьбой поделиться мыслями - и каждый раз получали отказ. Хорошо, что Вы выступили на "Русской линии", но было бы лучше, если бы Вы не прятались от немногочисленных православных журналистов. Вы знаете, что настоящих приходов в городе ничтожно мало, и ваша работа по созданию общин по интересам будет перенята многими. Но почему Вы молчали до сих пор? Почему Вы отказываетесь говорить о клубе "Чайка", хотя эта проблема чрезвычайно актуальна для многих и многих молодых (и не очень) людей? Простите, но при всём моём уважении к Вам должен сказать, что Ваши отказы делиться с православными журналистами наносят ущерб Православию. Искренне, Александр Раков, газета "Православный Санкт-Петербург.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме