"Значение православия в Русской истории, культуре духовно определяющее. Для того чтобы это понять и убедиться в этом, не надо самому быть православным: достаточно знать русскую историю и иметь духовную зоркость. Достаточно признать, что тысячелетняя история России творится людьми христианской веры; что Россия слагалась, крепла и развертывала свою духовную культуру именно в христианстве, и что христианство она исповедовала, восприняла, созерцала и вводила в жизнь именно в акте православия" [1].
Ильин замечает, что "Православие и Католичество одинаково возводят свою веру ко Христу, сыну Божию и к евангельскому благовествованию, и тем не менее их религиозные акты не только различны, но и несовместимы по своей противоположности. Автор приводит достаточно много примеров, подтверждающих догматические отличия, церковно-организационные, обрядовые, миссионерские, политические, нравственные и актовые.
Но особый акцент он делает на то обстоятельство, что Католичество построено "на воле и покорности авторитету". Для православного же, по мнению Ильина, "первичное и основное пробуждение веры есть движение сердца, созерцающей любви, которая видит Сына Божия во всей Его благости, во всем Его совершенстве и духовной силе, преклоняется и приемлет Его, как сущую правду Божию, как свое главное жизненное сокровище. При свете этого совершенства православный признает свою греховность, укрепляет и очищает им свою совесть и вступает на путь покаяния и очищения".
"Посему у православного душа оживает от свободного умиления, от доброты, от сердечной радости, и тогда зацветает верою и соответственными ей добровольными делами. Здесь благовестие Христа вызывает искреннюю любовь к Богу, а свободная любовь пробуждает в душе христианскую волю и совесть".
Мне показались очень интересными следующие рассуждения философа о том, что такое воля, может ли она вообще иметь власть над чувствами: "Воле подчинены всецело только внешние телодвижения; в гораздо меньшей степени ей подчинена сознательная мысль; еще меньше жизнь воображения и повседневных чувствований. Ни любовь, ни вера, ни совесть воле не подчинены и могут совсем не отозваться на ее "понуждения". Можно принудить себя к стоянию и поклонам, но невозможно вынудить у себя благоговение, молитву, любовь и благодарение. Только внешнее "благочестие" повинуется воле, а оно и есть не более, чем внешняя видимость, или же, просто притворство. Можно принудить себя к имущественному "пожертвованию"; но дар любви, сострадания, милосердия не вынудим ни волею, ни авторитетом".
Далее автор рассуждает о том, что же следует из того, если религия будет построена на воле. Вот что он говорит: "Тот, кто будет строить религию на воле и покорности авторитету, тот неизбежно должен будет ограничить веру умственным и словесным "признанием", оставляя сердце холодным и черствым, заменяя живую любовь законничеством и дисциплиною, а христианскую доброту "похвальными", но мертвыми делами. И самая молитва превратится у него в бездушные слова и неискренние телодвижения".
Ильин указывает, что "первая задача православного миссионера - дать людям Св. Евангелие и богослужение на их языке и в полном тексте; католики держатся латинского языка, непонятного большинству народов, и воспрещают верующим самостоятельное чтение Библии. Православная душа ищет непосредственного приближения ко Христу, во всем, от внутренней одинокой молитвы до приобщения Св. Тайн. Католик смеет думать и чувствовать о Христе только то, что ему позволит авторитетный посредник, стоящий между ним и Богом".
Автор замечает, что средневековая история католической Европы насыщена инквизицией и жесткими делами именно потому, что их вера зависит от воли и решения. Он пишет: "Люди, вынудившие веру волею сами у себя, пытаются вынудить ее и у других; и видят в неверии или инаковерии не заблуждение, не несчастье, не ослепление, не скудность духовную, а злую волю. Напротив, православный священник следует Ап. Павлу (II Кор. 1, 24) не стремиться "брать власть над чужой волею", но "споспешествовать радости" в сердцах людей; и твердо помнить завет Христа о "плевелах", не подлежащих преждевременному выпалыванию (Мф. 13, 25, 36)".
Ильин не обходит стороной и такую, по его мнению, немаловажную черту Католичества, как церковную власть, он рассуждает: "Воля земного человека ищет власти. И Церковь, строящая веру на воле, непременно будет искать власти.<...>Так обстоит у католиков на протяжении всей их истории. Они всегда искали в мире власти, так, как если бы Царство Божие было от мира сего.<...> Они считают власть орудием к водворению Царства Божия на земле. А эта идея всегда была чужда и Евангельскому учению, и Православной Церкви".
В заключение Ильин еще раз подчеркивает, что наша страна "слагалась именно в акте Православия", все хорошее, чем обладает русский человек, также "принадлежит к лучшим дарам Православия. Вот что он пишет: "Тот, кто, продумав эти черты католицизма, обратится к Православной церкви, тот увидит и поймет раз и навсегда, что самые глубокие традиции обоих исповеданий противоположны и несовместимы. Мало того, он поймет еще и то, что вся русская культура слагалась, крепла и расцветала в духе православия и стала таковой, какова она была в начале ХХ века, прежде всего потому, что она не была католическою. Русский человек верил и верит любовью, молится сердцем, свободно читает Евангелие; и авторитет Церкви помогает ему в его свободе и научает его свободе, раскрывая ему духовное око, а не пугая его земными казнями во "избежание" потусторонних.<...> Живая совесть, искренняя и личное добровольчество принадлежат к лучшим дарам Православия. Весь русский быт иной и особенный, потому, что славянская душа укрепила свое сердце в заветах Православия".
Данная работа Ильина вызвала у меня интерес. Несмотря на то, что свои мысли он высказывал почти шесть десятилетий назад, они сохраняют актуальность и по сей день, побуждают дискуссии на тему о религии. Ведь вера - это то, что вечно волнует человека. И как в любой другой области, в религии всегда существуют спорные вопросы, требующие своего обсуждения и разрешения.
Галина Алексеевна Вербицкая, студентка филологического факультета ШГПИ
Сноска:
1 - Ильин И. А. Соб. соч. в 10-ти т. Т. 3. - М., 1993.