Проблема толерантности в истории философской мысли

Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.)

ДелоРус 
0
1200
Время на чтение 3 минуты
Как предмет философского анализа категория толерантности ранее рассматривалась в контексте особого качества личности: природно-детерминированного (Фейербах, Монтень) или же усвоенного в процессе воспитания (Фрейд, Фромм). Основы представлений о толерантности как характеристике межличностных отношений в малых группах разработаны представителями "диалогической философии" (М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин). Для современности особо актуален подход к толерантности как принципу социального взаимодействия.

Одной из наиболее основательно разработанных является концепция толерантности, существующая в рамках философии либерализма. В западной науке сложилось устойчивое представление о том, что основы теории толерантности были заложены Д. Локком в его "Послании о веротерпимости", в XIX веке развиты Д. Стюартом Миллем в его эссе "О свободе". Современную версию этой теории, соответствующую плюралистическому обществу, дал Д. Роулз в работах "Теория справедливости" (1971) и "Политический либерализм" (1993) (4, 98-99). Среди современных англоязычных авторов, занимающихся этой проблематикой, можно выделить М.Уолцера, П.Николсона, Д.Хейда, С.Мендус, Б.Уильямса.

Исторические корни этой концепции толерантности уходят в эпоху религиозных войн XVI-XVII вв., вызванных появлением нового направления в христианстве - протестантизма. Перемещение центра общественной жизни из религиозной сферы в политическую породило проблему расширения политических прав и свобод. И по сей день толерантность рассматривается, прежде всего, как норма политического взаимодействия.

Ряд американских философов выступили с критикой либеральной модели развития теории толерантности, отличающейся европоцентризмом. К.Д. Нидерман и Д.К. Лорсен обнаруживают существование различных парадигм толерантности в разных культурах, эпохах и территориях (4, 111). Данная точка зрения представляется вполне обоснованной, поскольку философское осмысление социальных проблем требует учёта социокультурных особенностей той или иной общности. Соответственно, не может быть модели толерантности в равной мере пригодной для всех, хотя это и не исключает наличия единой методологической платформы анализа этой проблемы в условиях современности. В качестве таковых выступают идеи, к которым люди пришли ещё в древности: губительность вражды и ненависти для общества, необходимость воздержания от силовых способов утверждения своей позиции, понимание единства рода человеческого, неискоренимой потребности людей в общении, близких дружеских отношениях, любви.

Особенностью философского подхода к феномену толерантности является то, что он осмысляется не столько в дескриптивном аспекте фиксации сущего, сколько в прескриптивном ключе выработки сценария будущего (2, 38). Во все времена мыслителей волновали проблемы усовершенствования человеческой природы и общества, преодоления присущих им противоречий и недостатков, гуманизации социальных отношений, достижения всеобщего благоденствия и справедливости.

В контексте толерантности в русской философии можно анализировать идеи А.С. Хомякова, В.С. Соловьёва, Л.Н. Толстого. Осмысление проблематики социального взаимодействия отразило ряд отличительных особенностей социальных связей: духовно-нравственную содержательность, несводимость лишь к формальным контактам. Через всю русскую философию проходит мысль, что жизнь личности шире и глубже общественной. В качестве наиболее эффективного способа совершенствования общества представлялось, прежде всего, духовно-нравственное развитие человека. Хотя нельзя сказать, что проблема значимости механизмов социального регулирования была обойдена вниманием. Так П. И. Новгородцев пишет: "Совершенствование личности нужно для прогресса общества, но не оно одно, а сверх того ещё и известные общественные мероприятия... политические средства не всемогущи; но... для своих целей эти средства и незаменимы" (3, 202-203).

С появлением в отечественном науке понятия "толерантность" в качестве синонимов стали выступать понятия "терпение", "терпимость". Но эти понятия несут и особую смысловую нагрузку. Терпение (терпимость) является одной из характерных черт русского национального самосознания. Например, И. А. Ильин рассматривает терпение как одно из стержневых качеств личности, особенно необходимое в российских условиях. Как только терпение заканчивается, - немедленно обнаруживается отчаяние и нежелание бороться. Терпение не есть "пассивная слабость" или "тупая покорность", напротив - это активная напряжённая борьба духа. "Отнимите у человека терпение, и всё распадется в ничтожество: верность, скромность и смирение; любовь, сострадание и прощение" (1, 360).

Таким образом, осмысление сущности толерантности в контексте русской философии способствует расширению концептуального поля этой идеи.
Коморникова О.М., ассистент кафедры отечественной и всемирной истории ШГПИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильин И. А. Соб. соч. в 10-ти т. Т.3. - М., 1993.
2. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения / Под общ. ред. док. филос. наук Ю.В. Петрова. - Томск, 2004.
3. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. - М., 1991.
4. Хомяков М. Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - Т.VI. - №4.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38