Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Духовный пастырь эпохи российской бездуховности

Сергей  Комков, Русская народная линия

Патриарх Алексий II / 08.12.2008

90-е годы стали переломными не только в политической, но и в духовной жизни граждан России. Конец эпохи СССР означал собой не только окончание безраздельного господства марксистско-ленинской идеологии, но и крушение всех нравственных идеалов, навеянных той эпохой. Переход от партийно-административной номенклатурной системы к демократии западного образца стал для России настолько болезненным, что большая часть населения страны сразу после того, как прошло опьянение первыми успехами ельцинской "демократизации", впало в нравственную кому. Но эта кома очень быстро сменилась агрессивной депрессией, и простые граждане России начали бросаться из одной крайности в другую, пытаясь найти свое место в этом изменившемся мире.

Очень быстро все основные сдерживающие нравственные барьеры были сломаны, и, так же как в 1917 году, прозвучала команда: "Грабь награбленное". Только теперь этот грабеж происходил на двух уровнях. Основную часть государственной собственности между собой начали активно делить приближенные к власти проходимцы. А то, что оставалось внизу, начали активно делить различного рода преступные элементы. Фактически оказались полностью попранными все общечеловеческие нравственные законы.

Свою зловещую роль в этом процессе сыграли и прибывшие в Россию в огромном количестве иностранные (в первую очередь - американские) советники и консультанты, которые вместе со своим эгоцентрическим прагматизмом завезли в Россию совершенно чуждые для нашего народа идеалы и убеждения. Многие из этих "советников" даже не скрывали своих истинных целей - окончательно уничтожить духовный и нравственный потенциал России, сломить её дух и заставить полностью следовать в фарватере западной политики. Все это полностью соответствовало духу и букве Директивы Совета национальной безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года и принятому Конгрессом США в 1987 году "Русскому проекту". Главной задачей и того, и другого документа являлось полное и окончательное уничтожение России как самостоятельной мировой державы. И российское правительство, возглавляемое тогда группой так называемых "младореформаторов", оказалось полностью под влиянием своих заокеанских наставников. Следом за политическими и экономическими "советниками" в настежь распахнутые российские двери хлынули и различного рода политические мошенники и "духовные" пророки. Причем не только с Запада, но и с Востока. Именно в это время на всех уровнях и во всех средствах массовой информации начинается пропаганда новых религиозных течений и формаций, не только не имеющих никакого отношения к традиционной российской культуре и нравственности, но и вообще находящихся в полном противоречии с нашими национальными традициями.

Так, после своей поездки в страны Юго-Восточной Азии тогдашний вице-премьер Олег Лобов завез в Россию слепого японского "проповедника" Сёку Асахару, который с легкой руки новоявленных представителей российской власти с утра до ночи зомбировал население нашей страны. Ему были предоставлены неограниченные возможности на ведущих телеканалах. Под его секту были сданы самые престижные помещения в центре Москвы, и даже несколько зданий детских садов. Позднее выяснится, что этот "проповедник" - натуральный уголовный преступник. Но тогдашние российские власти это не волновало, так как многие из них сами были не в ладу с Законом.

Кроме зарубежных "проповедников" в России, как грибы после четвергового дождичка, начали произрастать свои собственные "оракулы" и "целители", активно затуманивающие мозги простому российскому обывателю.
Резкому падению уровня нравственности способствовала и перестройка всей воспитательной системы в российской школе.

Покончив с наследием коммунистического прошлого и запретив в школах деятельность любых политизированных детских организаций, руководство страны ничего взамен не предложило. Школа превратилась в унылое, скучное заведение, лишенное каких-либо возможностей оказывать воздействие на формирование нравственности подрастающего поколения. И этот духовный вакуум очень быстро дал о себе знать. Уже в середине 90-х годов Россия получила всплеск давно забытого явления - детской беспризорности. Десятки и сотни тысяч неприкаянных, брошенных на произвол судьбы детей заполнили собой дворы, вокзалы и улицы городов и поселков. Казалось, еще немного - и волна эта полностью накроет и похоронит под собой Россию.

Именно в такие периоды развития общества особую роль приобретают духовные наставники и лидеры, способные дать народу осознание своей роли в истории. Но, самое главное, именно в такую пору рождаются будущие великие исторические личности.

Алексей Михайлович Ридигер оказался на Московском Патриаршем престоле отнюдь не случайно, как это пытаются сегодня утверждать некоторые ангажированные западные "историки". Он прошел большой и многотрудный жизненный путь от мальчика, прислуживающего священнику в алтаре, до руководителя одной из самых непростых епархий.

Только сегодня, с высоты понимания весьма сложной политической ситуации, складывавшейся все годы существования Прибалтики в составе СССР, можно понять, насколько непростой была духовная миссия архиепископа Эстонского и Таллинского Алексия (Ридигера). Фактически это была сложнейшая миссионерская работа по сохранению традиций православия в условиях враждебного окружения. И эта сложнейшая духовная деятельность закалила будущего духовного наставника всей России.

7 июня 1990 года на Поместном соборе Русской Православной Церкви митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) был избран Патриархом Московским и Всея Руси, а 10 июня 1990 года вступил на патриарший престол.

В самый трудный для России переломный период этот человек принял на себя земное бремя духовного окормления людей, потерявших жизненные ориентиры, разуверившихся во всем и во вся, отчаявшихся найти на этой Земле свое место и свой путь.

Сегодня многие критики деятельности Алексия Второго укоряют его в попытках найти общий язык с властью. Но он никогда с этой властью не заигрывал. Благодаря ему Русская Православная Церковь обрела наконец-то свое подобающее место в общественной жизни государства Российского. Сегодня мало кто может себе представить, каково было в условиях засилья американской прагматической идеологии, пронизавшей насквозь все властные институты, повернуть эту самую власть к собственной культуре и к собственной истории. Но Патриарх Алексий это сделал.

Уже в 90-е годы начался активный процесс возврата Церкви утраченных в годы советской власти духовных ценностей: монастырей и храмов. А вместе с ними начался и процесс возврата простого русского народа к своим исконно традиционно русским ценностям. И в первую очередь это коснулось подрастающего поколения россиян.

С благословения Святейшего именно в начале 90-х годов, в период разгула экономического, политического и криминального беспредела, в России были возрождены православные школы, гимназии, лицеи. Только в Москве их появилось более десяти.
Учредителем многих из них стал Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, во главе с его долгим бессменным руководителем (ныне - архимандритом) о.Иоанном (Экономцевым). Появилась прекрасная традиция проведения ежегодных Рождественских образовательных чтений, на которых порой доставалось не только своим иереям, но и руководителям министерства образования. Уже в конце 90-х годов Русская Православная Церковь, по благословению Алексия Второго, начала борьбу за введение в школах курса "Основы православной культуры".

Этот предмет, созданный как целостный культурологический курс, должен был хотя бы минимально компенсировать духовный и нравственный вакуум, возникший в школе в пореформенный период. Но эта абсолютна здравая и взвешенная позиция неожиданно натолкнулась на дикое сопротивление со стороны чиновников от образования разного уровня. И мудрость Патриарха состояла в том, что он спокойно, без каких-либо резких революционных заявлений продолжил работу с руководством страны по внедрению столь важного предмета в стенах школы.

Не осталась без его внимания и проблема воскресного образования подрастающего поколения. Практически при всех храмах и монастырях были открыты воскресные школы, в которых на добровольно основе преподавались основы православной веры. По всей России зазвучали церковные колокола, на зов которых теперь собирались не только старики, но и молодежь. По благословению Святейшего уже на рубеже 20 и 21-го веков появилось значительное количество молодежных православных клубов и объединений. Причем, они поставили перед собой задачу не только знакомство молодежи с православием, но и приобщение её к изучению славной российской истории.

История нашей страны долгое время различными политическими и общественными деятелями толковалась по-разному. И особенности её толкования были связаны с тем, что практически все 20-е столетие наш народ жил разделенным на два враждебных друг другу лагеря. Все это явилось следствием трагических событий начала 20-го века. Эта незаживающая рана передавалась из поколения в поколение и не позволяла преодолеть последствия тех страшных трагических событий.

Русская Православная Церковь первой протянула руку дружбы своим соотечественникам за рубежом. И именно Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй явился инициатором объединения двух русских православных церквей: РПЦ и РПЦЗ. В 2007 году произошло историческое событие: подписание договора между этими ветвями Русской Православной Церкви о каноническом общении. Почти вековой вражде между русскими людьми, разделенными в свое время по политически соображениям, был положен конец.

История все рано или поздно обязательно расставляет на места. Так произойдет и с определением роли в ней, несомненно, великой личности - Святейшего Патриарха Алексия II, который взял на себя непомерную ношу духовного попечительства над людьми, почти потерявшими веру в свои собственные силы в эпоху великого перелома.
И это ему воздастся сторицей и там - на Небесах, и здесь - на Земле.

Сергей Константинович Комков, президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических и философских наук, академик РАЕН, профессор, член Союза писателей Москвы

07 декабря 2008 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме