Вторая жизнь "Повести о стране Вятской"

Год назад "Русская линия" опубликовала материал "Город Вятка основан в праздник Воздвижения Креста Господня". Об этом же свидетельствует одна из важнейших вятских летописей - "Повесть о стране Вятской". Эта книга была создана Семёном Поповым (род. ок.1656 г. - ум. ок. 1717 г.) в начале 18-го века. Но её истоки следует искать во второй половине 17-го века, когда при отеческой опеке и непосредственном участии архиепископа Вятского и Великопермского Ионы (Баранова) на Вятке началось осмысление местного предания и истории, обычаев почитания икон и подвижников.

Известный вятский историк А.Верещагин называл архиепископа Иону "особенно благодетельным для Вятки" и разъяснял, что именно в его правление: "за благословением архиерейским" начинают составляться описания явления икон Спасителя и Николая чудотворца, упорядоченные описания чудес от сих икон, житие прп. Трифона Вятского.

Для такой многотрудной работы архиепископ Иона собрал вокруг себя единомышленников. Это явление вятские исследователи называли по-разному: одни - кружком книжников, другие - литературным движением. Бесспорно одно: душой этого литературного движения стал дьячок Богоявленского собора Семен Федорович Попов, которого историк Д.Уо называл "историком Вятского архиепископства". Позже С.Ф.Попова избирали городским главой - бурмистром.

В начале 18-го века Попов, отойдя от городских и общественных дел, и написал "Повесть о стране Вятской", в которой он описывает основание г.Хлынова, обретение Великорецкого образа святителя Николая.

И вот в год 2006-й от Рождества Христова, секретарь Вятской епархии, кандидат исторических наук свящ. Александр Балыбердин представил общественности "Повесть о стране Вятской", изданную по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа в переводе на современный русский язык.

Перевод сделал сам о.Александр. Как он признавался, повесть была написана на церковно-славянском языке, да ещё с рядом вятских особенностей: стиль тяжеловатый, и если бы "Повесть" издали лишь репринтным изданием, на неё обратил внимание только узкий круг специалистов. Теперь книга издана на русском языке, на хорошей бумаге, большим тиражом (10 тысяч экземпляров) и купить ее можно не только в вятских храмах, но во всех городских киосках "Роспечати".

Но, конечно, благодаря такому изданию состоялась своеобразная "реабилитация" "Повести". Поясню, о чём речь. Хотя "Повесть о стране Вятской" использовали в своих работах такие авторитеты русской истории как Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский, набравшие в конце 19-го - начале 20-го веков силу рационалисты-историки подвергли критике "Повесть" за определённые фактологические неувязки. Семя сомнения было заронено - и чем дальше, тем чаще её воспринимали как "несерьёзный" исторический источник.

И вот, кажется, у "Повести" начинается вторая жизнь - настолько важным я считаю её выход не в сугубо научном, а в массовом варианте.

Текст сопровождается примечаниями о. Александра и современными иллюстрациями святынь и вятских видов, о которых идёт речь в летописи. Сначала читаешь текст 18-го века: а потом видишь эти же места на фотографиях. Что может быть нагляднее и убедительнее?

В прошлом году официально, на широкую ногу отметили 630-летие города Вятки (нынешнего Кирова). А в изданной книге о. Александр Балыбердин приводит данные, что вятчане отмечали в 1881 году 700-летие Вятки. И одним из главных источников тогда опять же стала "Повесть о стране Вятской".

Впрочем, о возрасте города можно спорить и дальше - в том числе привлекая новейшие археологические изыскания, но нельзя не принять надежду о. Александра. Она высказана в книжной аннотации: что "это скромное издание затеплит в сердце вятчан огонёк любви к наше родной и единственной во всём мире Вятке".
Артем Владимирович Маркелов, журналист, Киров (Вятка)
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Артем Маркелов:
«Члены семьи бывшего императора совершили получасовую разминку... за станцией Свеча»
Еще раз о проезде Царской семьи в Тобольскую ссылку через Вятскую губернию
14.12.2018
Выбор за каждым
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
19.06.2017
В Вятке увековечат память Александра I и Александра II
Историк Артем Маркелов о решении городской думы установить информационную доску в память важного события
28.11.2013
Вятский церковно-исторический клуб открыл новый сезон
Состоявшееся заседание было посвящено тобольской ссылке Царской семьи и церковной истории ХХ века
10.10.2013
Памяти защитника православных святынь
На Вятке отметили 110-летие Бориса Владимировича Талантова
03.05.2013
Все статьи автора
Последние комментарии
«Демографическая яма находится в своей кульминации»
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Наталия 2016
12.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Наталия 2016
04.12.2019
О цареубийстве и «екатеринбургских останках»
Новый комментарий от София7
07.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Георгий
06.11.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от София7
17.09.2019