Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Участие представителей православного духовенства Казанской губернии в деятельности правомонархических организаций (1905 - 1917 годы)

Игорь  Алексеев, Русская народная линия

100 лет Союзу Русского Народа / 19.11.2005

Тезисы выступления, представленные на Всероссийскую научно-практическую конференцию "Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность", проходившую в г. Казани 22 июля 2005 г.

Открыто проявившийся в нашей стране в начале ХХ века общественно-политический раскол в разной степени затронул все российские сословия, не обойдя стороной и православное духовенство. Однако в силу известной специфики самого "рода занятий" представителей последнего он не вызвал значительной внутрисословной поляризации по политическому признаку. Известно, во всяком случае, что до революционных событий 1917 г. "красные попы" являлись в России аномальным явлением. В Казанской же губернии, где численно преобладало инородческое население, они тогда себя и вовсе не обнаруживали: хотя, справедливости ради, следует упомянуть о том, что один из выпускников Казанской Духовной Академии (КДА) 1899 г. - будущий архимандрит Михаил (в миру - П.В.Семёнов) - и "прославил" себя затем на всю Россию в сомнительном образе "христианского социалиста".

Основной политический водораздел здесь проходил значительно правее, а именно - между умеренными и правыми монархистами (или - в более упрощённом изложении - между октябристами и черносотенцами). Благодаря прочно "вбитым" советской историографией идеологическим штампам, многие исследователи до сих пор продолжают считать, что практически всё православное духовенство Российской империи, являвшееся непосредственным носителем и проводником традиционалистских религиозных взглядов, прямо или косвенно поддерживало правых монархистов и принимало участие в деятельности их организаций. Помимо прочего, сей "факт" должен был указывать на особую поддержку черносотенного движения со стороны государства (частью которого в то время являлась Православная Церковь) и "реакционный" характер самого духовенства, что затем было использовано в качестве одного из поводов для массового физического истребления его представителей. Обвинение в "черносотенной пропаганде", под которой обычно понималась любая критика в адрес большевиков, являлось весьма распространённым поводом к самой беспощадной расправе над православными священниками.

В то же время ещё в начале XX века некоторые правые монархисты сами с недоумением сетовали на то, что многие представители православного духовенства "на местах" не только не поддерживают в должной мере отстаиваемую ими триединую "формулу" - "Православие, Самодержавие, Народность", но даже в ряде случаев чинят различные препятствия деятельности право-монархических организаций. Так, например, в феврале 1907 г. председатель Совета Казанского отдела "Русского Собрания" (КО РС) А.Т.Соловьёв писал архиепископу Казанскому и Свияжскому Димитрию (в миру - Д.И.Самбикину) о неоднократных крестьянских жалобах на священников, отказывавшихся служить молебны перед открытием отделов "Союза Русского Народа" (СРН) и не желавших "поддерживать патриотические чувства русского народа". В связи с этим А.Т.Соловьёв просил местного архиерея "сделать распоряжение, чтобы духовенство не мешало, а содействовало устройству Союзов "За Веру, Царя и Отечество". Прошение похожего содержания было послано 20 июня 1909 г. на имя нового архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (в миру - Н.Т.Каменского) и представителями сельских отделов СРН Чистопольского уезда Казанской губернии.

Изначальный расчёт казанских правых монархистов на то, что местное православное духовенство займёт их сторону и возглавит черносотенное движение "на местах", оправдался лишь частично. Начиная с того момента, как самим Императором православным духовным лицам, в числе прочих, было дозволено воспользоваться своими политическими правами, правые монархисты вступили за них в напряжённую идеологическую борьбу с либералами (и, прежде всего, - с представителями "правого крыла" российского либерализма - октябристами), результаты которой оказались весьма неоднозначными. Так, в самой Казани черносотенное движение нашло активную поддержку, главным образом, "на верхах", то есть у представителей высшего епархиального духовенства (олицетворявшего, как тогда часто говорили, "чёрную рясу") и у части приходского "белого" духовенства.

Вместе с тем, большинство казанских обладателей "белой рясы" оказались безучастно к призывам черносотенцев, а местные идеологи тогдашнего "обновленчества" даже учредили в противовес созданного правыми монархистами "Общества церковных старост и приходских попечителей города Казани" свой "Союз пастырей и церковных старост г. Казани", расписавшийся в политических симпатиях к октябристам.

Как с сожалением подчёркивал в своём докладе на собрании КО РС 7 февраля 1907 г. Ф.С.Гребеньщиков, "почти все" пастыри казанских городских церквей и церковные старосты ("за исключением 5 или 10-ти лиц") "утекли от нас" в "Союз 17 Октября". Известно также, что открытое или латентное сопротивление деятельности черносотенных организаций оказывалось православными священниками и в ряде селений Казанской губернии (так, резонансные конфликты местного духовенства с правыми монархистами имели, к примеру, место в 1907 г. в селе Красная Горка Мамадышского уезда, в 1912 г. в селе Янгорчино Ядринского уезда и в 1914 г. в селе Волчья Слобода Чистопольского уезда).

Однако, даже несмотря на все эти "пораженческие" признания, традиционалистские лозунги правых монархистов поддержало немало как "высокопоставленных", так и рядовых православных священников, известных своей безупречной репутацией и заметным духовным влиянием на паству. Следует признать при этом, что открытый выбор в пользу "Православия, Самодержавия, Народности" был в то "смутное" время достаточно опасным даже для священников, а следование этим убеждениям после 1917 г. и вовсе оказалось сродни смертному приговору, в чём убеждает судьба многих представителей православного духовенства.

Среди наиболее деятельных священнослужителей, состоявших в правомонархических организациях Казанской губернии, можно выделить архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря (а затем - епископа Мамадышского) Андрея (в миру - князя А.А.Ухтомского), избранного, согласно ряду документальных свидетельств, в конце 1906 - начале 1907 гг. председателем "Областной Управы Объединённого Русского Народа" (а затем - почётным членом КО РС), священника действовавшей в Ягодной слободе Казани Смоленско-Димитриевской церкви Н.М.Троицкого - члена Совета Казанского "Царско-Народного Русского Общества" (ЦНРО) первого состава (а затем - председателя Совета Боголюбского отдела СРН) и председателя Совета отдела СРН в селе Куюки Лаишевского уезда Казанской губернии священника В.Е.Бетьковского.

Известно также, что в Совет КО РС в разное время избирались: ректор КДА епископ Чистопольский Анатолий (в миру - А.Г.Грисюк), доцент КДА Варсонофий (в миру - А.В.Лузин), архимандрит Гурий (в миру - А.И.Степанов), игумен Казанского Спасо-Преображенского монастыря Иоасаф (в миру - И.И.Удалов), ключарь Благовещенского Кафедрального собора Казани священник П.А.Рождественский и другие священнослужители. Почётными членами КО РС являлись архиепископы Казанские и Свияжские Димитрий (в миру - Д.И.Самбикин) и Никанор (в миру - Н.Т.Каменский), архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (в миру - А.П.Храповицкий), епископ Вологодский и Тотемский Никон (в миру - Н.И.Рождественский), епископ Чистопольский Алексий (в миру - А.Я.Дородницын), состоявший также почётным членом Казанского ЦНРО, и другие. В деятельности КО РС в первое время активное участие принимали также известные проповедники братья-священники А.А. и Н.А. Воронцовы.

Некоторые из православных священнослужителей возглавили также местные отделы "союзнических" черносотенных организаций в качестве председателей и товарищей (заместителей) председателей их Советов. Отчасти это были приходские священники (Н.Д.Борисов - председатель Совета отдела СРН в селе Красная Слобода Спасского уезда, Р.Дмитриевский - председатель Совета отдела СРН в селе Янасал Казанского уезда, М.П.Иванов - председатель Совета отдела СРН в селе Красновидово Свияжского уезда, С.Казанцев - председатель Совета отдела СРН в городе Чистополь, С.Толпегин - председатель Совета отдела СРН в селе Сюкеево Тетюшского уезда и другие), отчасти - низшие клирики (например, диаконы П.В.Кедров - председатель Совета отдела СРН в селе Кошки Спасского уезда, С.Н.Ляпидовский - председатель Совета отдела СРН в селе Полянки Чистопольского уезда и Г.Светозаров - председатель Совета отдела СРН в селе Кармалы того же уезда). Встречались среди руководителей черносотенных организаций и иеромонахи: один из них - Софроний (из Казанского Спасо-Преображенского монастыря) - возглавлял, к примеру, Совет Второго отдела СРН в Пятницком приходе Казани, а другой - Викентий - являлся товарищем и одновременно и.о. председателя Совета отдела СРН в городе Свияжске.

Жёсткое иерархическое подчинение требовало от всех православных священнослужителей, решивших вступить в политическую организацию или, тем более, возглавить её, чтобы они ставили в известность о своих действиях епархиального архиерея и испрашивали на то его разрешение, которое, как правило, и получали в подобных случаях. Следует отметить также, что некоторые из означенных священников возглавляли "на местах" отделы "Казанского Общества Трезвости", на базе которых и были созданы многие отделы "союзнических" организаций.

Вопреки распространённому мнению, главной заботой православных священников, участвовавших в правомонархическом движении, была вовсе не "проповедь погромов", а отвращение от революционного и либерального влияния "чёрного люда" (давшего название самой "чёрной сотне"), укрепление традиционалистских взглядов в обществе и пропаганда трезвого образа жизни. Однако и этого уже было более чем достаточным для того, чтобы попасть после 1917 г. в разряд "врагов народа". Тем более, если бывший священник-черносотенец оставался социально активен и после установления в стране богоборческой власти.

Так, например, известно, что священник Н.М.Троицкий являлся в послереволюционный период членом Казанской Духовной Консистории (переименованной весной 1918 г. в Казанский Епархиальный Совет), руководил "Казанским Братством защиты Святой Православной Веры", выступая инициатором и организатором целого ряда протестных собраний и иных общественных акций, направленных против репрессивных действий властей в отношении Православной Церкви и русского населения. Пройдя через многие мытарства, в декабре 1937 г. Н.М.Троицкий был расстрелян в Казани.

Епископ Андрей (в миру - князь А.А.Ухтомский) принимал в 1918 г. участие в созванном в Омске Сибирском Поместном Соборе, на котором был избран в созданное последним Временное Высшее Церковное Управление, а затем руководил духовенством 3-й армии адмирала А.В.Колчака. Полная противоречивых драматических событий жизнь потомка древнего русского княжеского рода, по одной версии, оборвалась в 1937 г. в Ярославле от пули в большевистской тюрьме, по другим данным он завершил её в 1944 г. в Архангельской области. На проходившем в 1981 г. Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви заграницей епископ Андрей (в миру - князь А.А.Ухтомский) был прославлен в лике Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

С адмиралом А.В.Колчаком оказался связан и политический выбор ещё одного казанского священника-черносотенца - бывшего ключаря Благовещенского Кафедрального собора Казани протоиерея П.А.Рождественского, ставшего одним из организаторов в его армии известных дружин "Святого Креста и Зелёного Знамени памяти Патриарха Гермогена". Послереволюционная судьба других представителей православного духовенства, состоявших в местных правомонархических организациях, в настоящее времяпрослеживается ещё очень слабо, и её прояснение требует проведения серьёзной исследовательской работы.

Вместе с тем, известно, что именно среди священников, участвовавших в черносотенном движении, наиболее высок был процент необоснованно репрессированных и причисленных затем Русской Православной Церковью к лику святых. Не являлись в этом ряду исключением и члены правомонархических организаций Казанской губернии. Примерами тому являются: священномученик Анатолий (в миру - А.Г.Грисюк) (последняя церковная должность - митрополит Одесский и Херсонский), умерший в заключении в январе 1938 г., священномученик епископ Владивостокский и Камчатский Варсонофий (в миру - А.В.Лузин), осуждённый в 1932 г. на десять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях, а затем, по одним сведениям, расстрелянный через пять лет, по другим - бесследно сгинувший в тюрьме, а также священномученик епископ Чистопольский Иоасаф (в миру - И.И.Удалов), расстрелянный в Казанской внутренней тюрьме НКВД в декабре 1937 г.

В связи с вышеизложенным становится очевидным, что исследование истории правомонархического движения и участия в нём православных священников способно пролить новый свет на многие искажённые и "вымаранные" официальной советской историографией страницы истории РПЦ двадцатого века.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (Казань)


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме