Благовещенская церковь, построенная по проекту Д.Трезини, явилась архитектурным образцом для более поздних построек - Федоровской (не действующей ныне) церкви и угловых башен монастырского каре. А в самой Благовещенской церкви второй этаж здания был освящен в честь св. благ. кн. Александра Невского - сюда первоначально и были перенесены мощи великого ратоборца за Святую Русь (в 1724г.). В той же стороне каре, что и Благовещенская церковь, располагался, спроектированный тем же архитектором, храм в честь Сошествия Святого Духа (Духовская церковь 1717г., окончательный вид 1818г.) В этом храме обрели вечный покой петербургские митрополиты - пол в храме составляли 172 погребальные плиты. Второй этаж здания был освящен как храм в честь прп. Сергия Радонежского. Более страшного в мистическом плане использования храма, как это случилось с Духовской церковью, трудно придумать - до сих пор здесь располагается городская станция переливания крови.
Печальна судьба и двух кладбищенских храмов - Тихвинского и Лазаревского, до сих пор богослужения в них не проводятся. В кладбищенском же Никольском храме служба совершается. Здесь покоятся мощи, почитаемого в северной столице подвижника - блаженного Матфея (Татомира).
На Никольском кладбище Лавры похоронены еще многие подвижники благочестия - здесь на протяжении 200 лет погребали монастырскую братию, Санкт-Петербургских митрополитов, подвижников, оказавшихся в северной столице по делам своей обители и принявших здесь смерть. Из последних назовем иеросхимонаха Никона Оптинского (+1895), иеромонаха Паисия Афонского (+1877). Всего на монашеских крестах мы насчитали 94 имени (и простых монахов, и архиереев), а рядом с ними еще 93 монастырские безымянные могилы.
Особо посещаемые и почитаемые могилы находятся в левой стороне (по отношению к Никольскому храму) стороне кладбища - здесь у самой стены стоит крест с надписью о погребении на месте сем расстрелянных в годы революции лаврских монахов, "имена их Ты, Господи, веси". Здесь стоит символический крест в терновом венце сщмч. митрополита Вениамина. Здесь погребен любимый и почитаемый народом владыка - митрополит Иоанн (Снычев). А рядом с ним исповедник протоиерей Федор Андреев (+1929г.). Благодатное это место - приходишь сюда и забывается, что находишься ты в самом центре современного города, напитываешься покоем и благодатною силою отшедших. Здесь лежит цвет русской нации: профессора Духовной Академии, Консерватории, Университета, Академии Художеств, юристы, артисты, писатели и поэты, скульпторы, композиторы, священники, врачи, художники.
Выходя с Никольского кладбища, мы окажемся перед величественным Свято-Троицкий собором Лавры.
О строительстве этого собора, воспевая добродетели митрополита Гавриила Санкт-Петербургского, писал Г.Р.Державин:
Когда невидимо на брань незапну с шведом
С Перуном Александр ходил к ним
В помощь с небом;
Тогда наставник душ - смиренный Гавриил
Екатерининской щедротой храм построя,
В нем Богу мира сень возвысил, освятил
И умолил почтить святого в нем героя
Из первого жилища своего.
Страшись, российский враг, не разбуди его.
Державин здесь повествует о главном событии тех лет (1790г.) - перенесении из Благовещенской церкви в только что отстроенный и освященный 30 августа (12 сентября) собор в честь Живоначальной Троицы мощей св. блгв. кн. Александра Невского. Троицкий собор Лавры - один из самых больших в городе - длина его с папертью более 70 метров, ширина более 40, а высота с куполом более 65 метров Выстроен он был по проекту русского архитектора И.Старова, но внутреннее убранство этого собора свидетельствует о любви его созидателей к западному искусству - иконостас был изготовлен итальянцами, братьями Пинкети; запрестольный образ Благовещения принадлежал кисти известного немецкого живописца Рафаэля Менгса, с точки зрения выдающейся художественной ценности искусствоведы отмечали полотно "Воскресение Христово" Рубенса и его же "Снятие со креста", после Рубенса заслуживало особенного внимания "Рождество Христово" Ротари и несколько произведений Бассано (иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем", Спасителя, претерпевающего поругание", "Воскрешение Лазаря"). Интерьер храма украшают так же и алебастровые скульптуры святых работы Федота Шубина. Их двадцать. Они расположены на карнизе среднего нефа храма. Это фигуры 12 апостолов. Искусствоведы, "всматриваясь в скульптуры Шубина и осмысляя их значение в композиционном строе интерьера собора, находят сходство с работами Микеланджело в Сикстинской капелле. До революции в Троицком соборе Александро-Невской Лавры находились так же картины кисти Рафаэля, Ван-Дейка, Гверчино. Но не эти, потемневшие от времени творения "возрожденческих титанов" привлекали (а теперь их копии) и привлекают в главный собор Невского монастыря. Главным духовным сокровищем Лавры по-прежнему остаются мощи св. блгв. кн. Александра Невского. И хотя и не покоятся они не теперь, как прежде, в роскошной серебряной раке с киворием (она хранится в Государственном Эрмитаже), но ковчег со святыней стоит на своем прежнем месте - с левой стороны от алтаря, в этом ковчеге, кроме мощей схимонаха Алексея (имя князя в монашестве) почивают еще немало частиц мощей русских святых.
Справа от ковчега с мощами на стене парит почитаемая в народе икона Спасителя. Мы не случайно сказали "парит", - потому что этот дивный образ - точная копия того, что был написан сщмч. Серафимом (Чичаговым) - производит впечатления небесного видения, а не красками сделанного изображения.
Паломников Лавру привлекает еще одна святыня: сохранившаяся келья старца Серафима Серафима Вырицкого. Можно войти под ее тихие своды и помолиться великому печальнику земли русской...
Прославлена Александро-Невская Лавра и мученическим подвигом за Христа. В настоящее время трое из участников Александро-Невского братства, действовавшего в стенах обители на протяжении почти 20 лет после революции, канонизированы. Это - архимандрит Лев (Егоров) и две "братчицы" - Екатерина Андреевна Арская и Кира Ивановна Оболенская.
Могилы этих новомученников мы, наверное, никогда не найдем. Но на территории Лавры сохранилась могила, прославленного "иже во святых" - протоиерея новомученика Петра (Скипетрова). Находится она на Тихвинском кладбище.
Новомучник Петр был настоятелем храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте", что на Стекольном заводе. А мученическую кончину в 1919 году он принял именно в Лавре. Его кровь надолго отодвинула намерения богоборческой власти закрыть Свято-Троицкий монастырь. Батюшка был убит оголтелыми красноармейцами при их первой попытке вооруженного захвата православной святыни. Он вышел на паперть Троицкого храма, стал их увещевать, и получил выстрел в голову. Но кровь эта подняла на защиту "православного сердца столицы" тысячи верующих, - и намеченный захват был приостановлен. Лавра была закрыта позднее, чем почти все остальные монастыри в России в 1932 году. К началу революции в обители действовало 15 церквей и часовня, 3 храма были в Киновии (на другом берегу Невы), один - в Серафимо-Антониевском скиту. Численность братии составляла 113 человек, в их числе 63 монашествующих и 50 послушников.
Как приходская церковь в 1956 году был открыт Троицкий собор, а монашеская жизнь начала возрождаться с апреля 1996 года. В 1989 году в монастырь вернулась его главная святыня - мощи св. блгв. кн. Александра Невского.
В настоящее время Александро-Невская Лавра, ее наместник - архимандрит Назарий (Лавриненко) стремятся к возрождению традиций славной обители. Братию составляет в основном "ученое монашество" - учащиеся и преподаватели Духовных школ. Общее число братии 21 человек, из них 1 архимандрит, 2 игумена, 8 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 2 монаха, 3 послушника. У Лавры есть свой просветительский центр, в котором постоянно проходят творческие встречи, вечера духовной музыки и авторской песни. Есть своя паломническая служба, которая на высоком профессиональном уровне проводит занятиями с экскурсоводами города. На территории Лавры постоянно проходят общегородские православные выставки. Работают "Педагогические курсы", Молодежный отдел Епархии, издательский отдел, большой книжный магазин.