Рецензия на издания И.В. Понкина «Иллюстрированное введение в прикладную аналитику» (М., 2024) и «Иллюстрированное введение в научно-исследовательскую работу» (М., 2025)
По словам известного правоведа А.Д. Керимова, «настоящая, истинная наука начинается там и тогда, где и когда индивиду, заслуженно претендующему на высокое звание учёного, удаётся возвыситься до теоретического… уровня осмысления сложных, общезначимых проблем бытия и тревожных, суровых вызовов времени, предложив при этом адекватные решения и ответы. Во-вторых, научная деятельность, может считаться таковой, если в ходе её и по её итогам перманентно генерируются новые, передовые, оригинальные и дерзновенные идеи» [2, с. 83].
Но как (способы, инструменты, учебники) учить таким высотам мастерства и искусства в науке и в практической аналитике? Этот вопрос рано или поздно поставляется у любого учёного после обретения первого же объекта для приложения своего наставничества в науке – ученика, у любого эксперта, практика-аналитика после возникновения необходимости передачи знаний следующим поколениям. Какими путями и инструментами осуществлять передачу мастерства?
Одним из важнейших требований к образовательному процессу является требование наглядности, именно через неё достигается много большая эффективность в трансляции, передаче знаний, в формировании у обучающихся необходимых умений и навыков.
«Конкуренция за внимание целевой аудитории очень жёсткая, – писал Марк Смикиклас. – Инфографика должна быть уникальной – только так субъект-адресант сможет чётко донести информацию, которую стремится сообщить, и добиться того, что эти сведения будут восприняты аудиторией адресатов» (цит. по: [1, с. 83])
В этой части в нашей стране тематика яркой, самобытной, уникальной и действенной наглядности в учебниках и пособиях как-то очень сильно «просела». Хотя в советское время (при явно несравнимых возможностях ныне и тогда) требованию наглядности в учебном процессе уделялось значительное внимание.
С разрывом в полгода – в апреле и в конце ноябре 2024 года – в дополнение к двухтомнику д.ю.н., проф. И.В. Понкина (второй том в соавторстве с к.ю.н. А.И. Лаптевой) «Методология научных исследований и прикладной аналитики» [5; 6] вышли в свет под авторством И.В. Понкина два иллюстрированных приложения – «Иллюстрированное введение в прикладную аналитику» [3] и «Иллюстрированное введение в научно-исследовательскую работу» [4], поставляющие высокий интерес в контексте сказанного нами выше.
Особенности этих изданий в том, что они весьма необычно проиллюстрированы.
Процитируем сказанное в аннотации к одному из этих двух изданий: «Иллюстрации выполнены автором настоящего издания, … в том числе с использованием ресурса https://stablediffusionweb.com (платный авторизованный аккаунт с закреплением авторских и исключительных прав за автором настоящего издания) [искусственно-интеллектуальных генеративных предобученных трансформеров изображений] с применением исключительно авторских сложных итеративных последовательностей promt-запросов, а также авторских линеек исходных прообразов и элементов изображений» [4, с. 2].
В обоих иллюстрированных приложениях [3; 4] очень много таких изображений, хотя ими, конечно, общие объёмы иллюстративных материалов не исчерпываются в этих работах. Да и в пятом издании первого тома [5] уже был мощный прорыв в иллюстративном обеспечении с помощью генеративного искусственного интеллекта (больше трети от 150 иллюстраций).
Причём всё это иллюстрации, надо отметить, весьма глубокие по содержанию, оперирующие сложнейшими семантическими нагрузками и порождающие весьма сложные аранжировки образных рядов, реально помогающие осваивать сопровождаемый материал.
Столь обширное задействование технологий искусственно-интеллектуальных генеративных предобученных трансформеров изображений для целей учебно-методического обеспечения – это, надо сказать первая ласточка в нашей стране (если не считать «вещи в себе» – пособия о том, как делать такие картинки, там тоже всё в порядке с чудесным иллюстрированием).
Дело даже не в том, что эти пособия с такими хорошо продуманными и качественно воплощёнными иллюстративными рядами вполне отвечают запросам поколений, выросших на мемах и клипах, а в том, что меметике и мемопроектированию уделяется в современном мире всё больше внимания нашими противниками в рамках ведущихся гибридных войн (см.: [7; 8; 9; 10].
Поэтому одновременно названные издания И.В. Понкина следует рассматривать и в контексте этого направления, в его мирной составляющей.
В отношении апрельского издания замечание одно: ноябрьское вышло более толковым, более целостным и ярким.
Однако по содержанию ноябрьского издания выскажем несколько большей мыслей, включая замечания.
На с. 8 лексическую конструкцию: «из углеродного сырья» – возможно, имеет смысл поменять на – «из графита»), т.к. антрацит и графит это фактически чистый углерод, только антрацит содержит примесь серы. И графит – исходное сырье для искусственных и природных алмазов.
На с. 33 замечательная картинка кубика Рубика, показывающая, помимо всего прочего, что направление, которое исследует учёный, является только небольшой составной частью научного объяснения более глобального процесса.
На с. 35 дана отлично скомпрессированная классификация видов и рангов статей для научного публикования в любой области знания. Если хотите, на этой странице лежат на поверхности подсказки, как минимум, нескольких тем кандидатских диссертаций. Автор проделал гигантский труд, чтобы добыть из руды знаний и отлить с помощью своего интеллекта черновые слитки-полуфабрикаты, из которых можно создать высококачественные научные работы следующим поколениям учёных.
Что касается с. 41: вообще, насколько нам известно, альт – это смычковый инструмент (по типу скрипки только большего размера); да, есть духовой инструмент, иногда называемый как альт, но более устоялось его название альтгорн.
На с. 65 очень точно терминологически объёмным языком и ярким изобразительным приёмом дано объяснение интуиции.
На с. 70 использовано слово «зашлакованность». Думается, слово «замусоренность» точнее подходит, а то металлургический термин не совсем к месту. Хотя ниже в предложении есть выражение «информационный мусор». Может быть, лучше – «информационная загрязнённость»?
Во втором издании (ноябрьском) автор, по существу, описал скелет методологии научного познания мира, на который крепятся, подобно мышцам и связкам, все остальные научные подходы в познании материального мира. И это большое достоинство рецензируемой работы.
Если продолжить традицию автора оперировать красочными образами сравнений, то этой монографией автор сделал из графита алмазные нити (образно так, потому что невозможно на данном этапе развития физики) и свернул их в гордиев узел, который нельзя разрубить, т.к. будет нарушена целостность труда. Клубок состоит из алмазных нитей, которые переходят одна в другую. Можно его только медленно распутать; и каждый свободный конец этих нитей будет означать направление научного исследования или даже научной школы, не побоимся этого слова. Очень высокая эмерджентность этого труда.
Несомненно, перед нами крайне прорывной научно-методологический инструктивный труд, который позволит науке совершить прыжок вперёд в большинстве областей знания и преодолеть стагнацию научного поиска природных закономерностей в ближайшие десятилетия. Многие методологические концепты и подходы, классификации, изложенные в этой работе, просто обязаны работать в медицинской и военно-медицинской науке. И мы видим, что автор очень педантично и селективно точно, сравнимой с остротой скальпеля хирурга, наметил пути, по которым будут вестись войны ближайшего будущего, в период которых Россия уже вступила в 2022 г. Поэтому эти работы должны преподаваться слушателям Академии Генштаба России и других высших военных учебных заведений, чтобы их выпускники вышли победителями в войнах с применением искусственного интеллекта во славу нашей Родины России.
Эти работы могут являться помощниками научных руководителей для воспитания аспирантов и докторантов и способны помочь молодым учёным преодолеть интеллектуальный дефицит, связанный с теплохладностью к науке, образовавшийся в средней школе и не изжитый в студенчестве. Известно, что чем больше человек эрудирован знаниями высшей школы, тем легче он может находить выход из тупиков, которыми полна наука.
И эти выходы из тупика и решение этих задач могут быть нетривиальными, как это было, как гласит легенда, в начале 1940 гг. в Лос-Аламосе при реализации Манхэттенского проекта. Учёные не могли создать условия, рассчитанные физиками-теоретиками для запуска атомной реакции. И агенты спецслужб, которые прослушивали каждый столик в столовой в обеденный перерыв, где собирались учёные биологи, биофизики, математики, химики, физики-теоретики, инженеры и технологи и др. специалисты в свободном порядке, заметили, что продуктивность интеллектуального труда в отделах росла после обмена мнений во время обеда с представителями разных научных специальностей. И после того, как обеденное время было увеличено до двух часов, то коллективным разумом была решена задача получения атомного оружия, т.к. «ключи» преодоления научных тупиков в определённой степени находились у учёных других специальностей. А внимательность к коллегам позволило применить их подходы у себя и решить поставленную задачу.
По сути, в этом пособии проф. И.В. Понкина говорится и о таких путях познания мира. И это весьма ценно.
Так как эта работа мирового уровня, то более чем целесообразно, чтобы этот начертанный автором базис увидел бы свет и на иностранных языках.
Ячменев Николай Петрович, кандидат медицинских наук (г. Обнинск)
Источники, ссылки
1. Инфографика. Визуальное представление данных. – СПб.: Питер, 2015. – 384 с.
2. Керимов А.Д. Проблемы философско-этического осмысления преступных деяний личности // Государство и право. – 2024. – № 3. – С. 81–86.
3. Понкин И.В. Иллюстрированное введение в прикладную аналитику. Приложение к учебнику «Методология научных исследований и прикладной аналитики» / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2024. – 88 с. https://moscou-ecole.ru/2024/04/02/analyst-training/
4. Понкин И.В. Иллюстрированное введение в научно-исследовательскую работу. Приложение № 2 к учебнику «Методология научных исследований и прикладной аналитики» / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2025. – 80 с. https://moscou-ecole.ru/analyst-training2/
5. Понкин И.В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 5-е, дополн. и перераб. В 2 т. Т. 1: Прикладная аналитика (Мастерство и искусство аналитического мышления и аналитической работы) / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2024. – 720 с. https://moscou-ecole.ru/ponkin_methodology_5_1_practical-analytics/
6. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 4-е, дополн. и перераб. В 2 т. Т. 2: Научные исследования / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2023. – 640 с. https://moscou-ecole.ru/2023/06/29/methodology_4-2_2023/
7. Сборник материалов проекта «Громкая схола» по меметике и мемопроектированию // <https://t.me/books_osint/1292>. – 18.04.2024.
8. Shifman L. Memes in Digital Culture. – Cambridge (MA, USA): Massachusetts Institute of Technology, 2014.
9. Питык Л. Меметика и меметический анализ. 0.2а // <https://vk.com/@lplague-memetika-i-memeticheskii-analiz-02a>. – 30.07.2019.
10. Понкин И.В. Неклассические войны. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 87 с.