itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Хвала Тебе, явившему нам свет!

К 30-летию Детско-юношеского хора имени прп. Иоанна Дамаскина

0
591
Время на чтение 4 минуты

Источник: блог автора

К тридцатилетию творческой деятельности И. В. Болдышевой и Детско-юношеского хора имени прп. Иоанна Дамаскина собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга

Когда пытаешься взглянуть на композиторское творчество другого человека, то выбираешь произведения не по своему хотению или вкусу, а исходя из жанрово-стилистического разнообразия, используемого автором. При этом, ты стараешься подходить к его творчеству как бы отстраненно, не поддаваясь собственному восприятию, стараясь наиболее многогранно отразить творческий почерк и принципы мышления.
В моем небольшом цикле о творчестве И. В. Болдышевой, мы с вами встречаем песни с ориентацией на Богослужебное пение (как древнее, так и современное), на русскую эпическую традицию, на русский романс, на барочную инструментальную практику. Но песня – это прежде всего куплетная форма с повторяющимися построениями, с заданными авторами текста и музыки пространственно-временным остовом и духовным тоном, т.е. жанр с достаточно жесткими, почти всегда соблюдаемыми условностями, которые, при наличии таланта у авторов, способствуют жизнеспособности созданного ими сочинения. Причем, чем ближе к песенным стандартам – тем композитору сложнее создать что-либо оригинальное.
Жанр повествовательной баллады хорошо освоен как в традиционной культуре, так и в популярной музыке (вполне достаточо вслушаться в палитру рождественских песен, столь популярных как на западе, так и у нас). Причем, их распевный, повествовательно-гимнический характер всегда узнаваем. Есть подобные песни и у И. В. Болдышевой и обращение композитора к стихотворению А. Солодовникова "Ночь под звездами" привело к созданию неординарного произведения в русле этой традиции.
Адресуя эту песню слушателям, композитор пишет: "Это стихотворение написано зимой 1940 на Колыме после ночной смены".
В дальнейшем, Размышляя о жизненном пути поэта, И. В. Болдышева говорит: "Александру Солодовникову было суждено начиная с осени 1939 года 8 лет безвинно отбывать срок в исправительно-трудовом лагере на Колыме, о чем он оставил строки: . . . . . . . .
"Здесь тайна грехопаденья
Для ума открывается ясно"
И еще:
. . . . . . . . . .
"Здесь одно спасенье – молиться
И о детстве думать ночами".
(Стихотворение "В лагере")

Ещё 10 лет до своей реабилитаци поэт был вынужден оставаться на поселении в посёлке Нижний Сеймчан на Магадане оторванным от семьи и Москвы".
Вчитываясь в строки стихотворения "Ночь под звездами", задаешься вопросом: какой силой духа должен обладать художник, способный в таких нечеловеческих условиях сохранять внутреннюю чистоту и создавать текст, наполненный истинною красотою и любовью к Богу и мирозданию? Поистине, душа чем большую скорбь может вместить, тем и большую радость и таинственно "Сеющии слезами радостью пожнут" (Пс. 125, 5). А не вместив, не пережив Радость, невозможно и передать её другим через творчество.
Красота звездного неба, ставшая в душе А. Солодовникова камертоном внутреннего и вечного, явилась первопричиной ее восприятия им как "богослуженья" (Всенощного бдения) и стала поводом для явления в тексте основных зримых и чувственных его элементов: Храм (1-я строфа), Крест и светильник (2-я), лампада и свечи (3-я), хор и архиепископ (4-я), чаша и алтарь (5-я), паникадило (6-я). Восприятие поэтом этой красоты сразу рождает ассоциацию со словами главной героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о нивидимом граде Китеже и деве Февронии»: "День и ночь у нас служба воскресная... ночью звезды как свечки затеплятся", причем и героиня, и поэт воспринимают себя неотъемлемой частью этой красоты. Финальная же строфа отсылает нас к тексту Богослужения, произносимому перед "Великим Славословием": "Хвала Тебе, явившему нам свет!"
Музыкальное решение этого текста, предложенное композитором, поражает своей чистотой и ясностью мелодико-гармонической мысли. Куплетная форма, простота которой сопоставима с лучшими образцами рождественских песен и баллад, мерно и неторопливо несущая в себе незыблимость мироздания, помогает нам соприкоснуться с его мерным движением и непостижимостью вечности, тихая красота которой заставляет нас вглядываться в каждую былинку, вслушиваться в каждый звук.
Неизменная мелодия 1-й половины строфы, порой едва подсвеченная хоровыми аккордами, постоянно подчеркивает эту незыблимость. Вариативно изменяющаяся 2-я строфа, в которой мелодия, излагающаяся в нескольких вариантах, развивает "внутренний посыл" начального построения и закрепляет его через повторение последней строки. Особенностью данной песни является и оригинальный подход в подаче промежуточной кульминации, выражающийся в мужском проведении мелодии 3-й строки 4-й строфы. Финальная же кульминация (последняя строфа), расцвеченная гармонически, наполнена изумительной чистоты светом, частью которого хочется быть.
Казалось бы, что особонного можно услышать в этой простой по изложению песне? Вслушайтесь! Композитор с помощью мелодических подголосков, "мерцающих" аккордов и "бликующего" аккомпанемента арфы (Заслуженная артистка РФ И. Донская), создает неповторимую картину ночного неба, как зримого символа внутренней тишины. А "парящая" мелодия, вдыхающая жизнь в это пространство и органично господствуящая в нем, своею ясностью наполняет его Божественной красотой.

Ночь под звездами.
Свершает ночь свое богослуженье,
Мерцая, движется созвездий крестный ход.
По храму неба стройное движенье
Одной струей торжественно течет.

Едва свилась закатная завеса,
Пошли огни, которым нет числа:
Крест Лебедя, светильник Геркулеса,
Тройной огонь созвездия Орла.

Прекрасной Веги нежная лампада,
Кассиопеи знак, а вслед за ней
Снопом свечей горящие Плеяды,
Пегас и Андромеда, и Персей.

Кастор и Поллукс друг за другом близко
Идут вдвоем. Капеллы хор поет,
И Орион, небес архиепископ
Великолепный совершает ход.

Обходят все вкруг чаши драгоценной
Медведицы... Таинственно она
В глубинах неба, в алтаре вселенной
Века веков Творцом утверждена.

Но вот прошли небесные светила,
Исполнен чин, творимый бездны лет,
И вспыхнуло зари паникадило,
Хвала Тебе, явившему нам свет!

АУДИО: Детско-юношеский хор прп.Иоанна Дамаскина поет "Ночь под звездами" (ссылка на запись под текстом)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Сергей Тухленков
Все статьи Сергей Тухленков
Последние комментарии
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 07:56
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 06:48
«Мы проводим специальную операцию на своей территории»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 06:12
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 03:03
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 01:35
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
29.01.2023 01:31