itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Я благодарен Богу за всё, другой жизни мне не надо»

0
372
Время на чтение 11 минут

Источник: Православный Санкт-Петербург

7 мая 2020 года на 82­м году жизни отошёл ко Господу основатель и духовник Введенского женского монастыря г.Иваново архимандрит Амвросий (ЮРАСОВ). Сегодня мы с любовью и грустью вспоминаем о.Амвросия, перечитывая его рассказы и наставления.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): «Пока мы ещё живы, пока ещё в нашем теле бьётся сердце, течёт кровь, надо успеть пожить не для себя, а для ближнего; жить со всеми в мире и всем делать добро, тогда не надо будет просить прощения и о чём-то жалеть.

Поскольку появилось чувство раскаяния, наши ближние далеко от нас не ушли, все мы в Боге едины. Можно примириться со всеми через Таинство Исповеди, у всех попросить прощения и молиться в церковной и домашней молитве.

Если бы кто-то мне предложил: «Отец Амвросий, вернём тебя в детство, смог бы ты жить по-другому?» Я бы сказал: «Нет, потому что и за ту жизнь, которую мне Господь дал, — страдания, нищету, голод, гонения — я благодарен, и другого не надо. Мне не хочется умирать, мне хочется ещё что-то сделать, построить храмы, привести людей к вере, в этом — жизнь и радость».

ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ПОПУСКАЕТ БЕСЧЕСТИЕ СВОИМ ИЗБРАННИКАМ

Мы привыкли только утешительные дары получать, а бесчестие — тоже дар, как скорби, болезни. Грешникам они посылаются для очищения души от грехов, а праведникам — для большей святости. «Гордый радуется о похвале, а смиренный о бесчестии своём утешается». Вспоминается житие преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. Когда ему говорили, что кто­то его злословит, архипастырь отвечал: «Ну и правильно. Он ещё не все мои слабости знает, не все мои недостатки. Я ещё хуже, чем он обо мне думает». Так он смирял и утешал себя. И мы должны брать пример с подвижников, святых отцов, стараться в оскорблениях утешать себя, что мы достойны больших поношений.

Как-то спросили: «Как мы можем брать пример с подвижников, ведь их избрал Сам Господь, они не такие, как мы. Разве можно нас сравнить с преподобными Серафимом Саровским, Сергием Радонежским, Даниилом Московским, Александром Невским?»

Господь вызвал из небытия в бытие для вечной блаженной жизни всех людей. Все избраны Богом! Но среди них Господь наделил особой благодатью тех, кто являет собой пример благочестивой жизни. На протяжении двух тысяч лет Господь показывает нам через подвижников благочестия, что люди могут при помощи благодати Божией достигать больших высот. А сколько есть людей, которые живут свято, но никто их не знает! Мир святых людей есть, он не прекратился и до сегодняшнего дня. Мы живы — значит, подвижники молятся за нас, за нашу Россию, за весь народ.

Ещё спрашивают: «Кто такие «нищие духом»? Нищим считается тот человек, у которого нет дома, нет одежды, пропитания. Он живёт только подаянием, если его кто-то накормит, оденет, даст кров. Когда его спросят: «Ты богат? У тебя дом есть? Одежда, еда?» Он отвечает: «У меня ничего нет. Хожу из дома в дом, своего ничего не имею, ищу, где меня приютят, покормят, одежду дадут...» Так и нищие духом. Тело Господь создал из земли, вдунул в лице дыхание жизни — душу, дал нам способности, разум, свободную волю, таланты. Всё это не наше, всё это дары Божии. И когда человек понимает это и чувствует сердцем, ничего не приписывает себе, не кичится Божиими дарами, он — «нищий духом», какового есть Царство Небесное.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ

Душа человека дороже всего мира. Ради нас, нашей души, Сам Бог — Творец Вселенной — принял человеческую природу, пострадал. Ради нас умер, ради нас Воскрес. Бог — Отец Любви, Господь — это воплощённое Добро. А мы — Его дети, которых Он создал по образу и подобию Своему. К нам взывает Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Если Бог — Бог любви и добра, то и мы должны во всем следовать Ему — всех любить, всем творить добро.

Когда человек делает кому-то добро, он сам себе его делает. В это время его совесть умиротворяется, в душе появляются мир, тишина, покой, начинает возрождаться любовь к Богу и ближнему. Человек становится добрым, милосердным. Всех жалеет, не только ближних, но и животных, природу. Так ещё здесь, на земле, он предвкушает вечную блаженную жизнь. Когда человек делает кому-то зло, он сам себе делает. Совесть — Божественный глас в душе — его обличает, он теряет душевный мир, теряет любовь. В нём появляются раздражение, гнев, ненависть, вражда. Неприятие ближних доходит до самых страшных степеней, до кровопролития.

Когда человек делает добро, он соединяется с Богом, когда делает зло, он соединяется с демоном. Сейчас многие жалуются, что им тяжело живётся, что дети неуправляемы. В таком состоянии недовольства, ропота они начинают осуждать начальство, правительство, искать виноватых, а причина гнездится в нас самих, в нашей душе, потому что в ней порядка нет. Господь говорит: «Царство Божие внутри вас есть», — но и ад внутри нас, мы сами своими поступками ещё при жизни низводим нашу душу в ад. Недаром Господь говорит, что «Царство Небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода». Рыбаки вытаскивают невод на берег и разбирают, что в нём. Негодную рыбу отбрасывают, а хорошую собирают в сосуды. Так будет и в день Страшного Суда. Господь пошлёт ангелов, и они отделят злых от праведников. Праведники получат за добрые дела вечную блаженную жизнь, а грешники за свои злые дела — вечные мучения.

Назначение человека на земле — познавать Бога и служить Ему. Господь познаётся через молитву. А служить Господу — это не только читать и петь в храме, можно служить и добрыми делами. Добрые дела, соединённые с молитвой, украшают человека, благодаря им человек становится полноценным. Наверное, нет таких людей на земле, которым не хотелось бы прожить все дни своей жизни в радости. Что для этого нужно?

В одном большом селе жила благочестивая верующая семья. Через это село проходила дорога в город, и много людей проезжало по ней. Благочестивая семья часто принимала торговцев, купцов и простых людей — нищих, убогих, бедных, сирот. Старались всем делать добро: накормить, приютить — проявить евангельскую любовь. И делали они это с радостью и молитвой. Приезжают люди — сыновья распрягают коней, моют их, поят, кормят. Для гостей топят баню, устраивают чай и ночлег. Утром гости с благодарностью уезжают. Радуются и проезжие, и хозяева. И Божие благословение всегда было над их домом, над их полями. Так они жили в радости, служили своими делами Господу, прославляя Его святое имя, и Господь был всегда с ними.

Пришло время, родители перешли в потусторонний мир, в мир большинства. Остались дети одни. Умирая, они наказали детям сохранять добрый обычай всех принимать и кормить, потому что в день Страшного Суда Господь спросит: «Накормил, напоил, одел ли нищего? Посетил ли больного? То, что вы сделали ближнему, то сделали Мне». Поначалу дети творили добрые дела, но постепенно стали этим тяготиться: одного не приняли, другого… а когда принимали, то не с любовью, и благодать Божия отошла от их дома, от их полей, и поля не стали приносить урожай. Дети обнищали и, чтобы не умереть с голоду, разъехались кто куда.

Сейчас в России такое состояние у народа, когда одна часть идёт к Богу, совершает добрые дела, другая же противится Богу, не хочет творить добро. Божие благословение отходит, и мы пожинаем катастрофы, нестроения, разлад в природе.

Люди сами уходят от Бога, сами навлекают на себя смерть, — смерть духовную. Почему сейчас молодёжь бросилась принимать наркотики? Потому что душа каждого жаждет радости, любви, но не понимает, что вся радость и любовь в Боге. Если мы не живём духовной жизнью, не совершаем добрых дел, Бога с нами нет. Потому и приходится искать замену духовному — заливать душу вином, одурманивать наркотиками.

Наша душа имеет бездну талантов. Она как добрая земля. Мы на этой земле можем сеять или добрые семена, или злые. А потом собирать. Как говорят, что посеем, то и пожнём. Если человек при жизни посеял добрые семена — добрые дела, то когда его душа выйдет из тела, эти семена добра в обителях рая будут без конца развиваться. Хотя бы и прошло много миллиардов лет. В этом заключается духовное совершенствование.

Если человек в своей душе сеет зло: обманывает, устраивает скандалы, обижается, не разговаривает с ближними (порой даже по нескольку дней, месяцев или лет), ворует, — его душа отлучается от Бога, и когда она покинет тело, то пойдёт на вечные адские муки. Семя зла без конца будет развиваться в аду, будет умножаться, и человеку будет всё хуже, хуже и хуже…

Господь всех призывает делать добро, помогать ближним. И это по силам каждому, даже самому неимущему.

Человек, когда не знает Бога, живёт только для своей плоти, создаёт себе уютный уголок и думает: «Ну вот, сейчас заживу». Но святитель Василий Великий говорит: «Если человеку отдать все богатства мира, поставить его царём, душа ни в чем не насытится, она насытится только в одном Боге».

† † †

Отец Амвросий многие годы был постоянным автором газеты «Православный Санкт-Петербург», добрым пастырем и другом приснопамятного Александра Григорьевича Ракова († 17 сентября 2018 г.), редактора газеты «Православный Санкт-Петербург». Сегодня о.Амвросий и Александр Григорьевич, как встарь, поведут диалог на страницах нашей газеты.

СУДЬБА АТЕИСТА, СТАВШЕГО МИТРОПОЛИТОМ

В 1926 г. в Москве, окружённый заботой, вниманием и любовью своей паствы, отошёл ко Господу один из великих молитвенников земли Русской, митрополит Новосибирский Тихон. Жизненный путь его был крайне необычен. Получив блестящее медицинское образование, горя ревностию служения ближним, около 10 лет проработал он врачом в небольшом уездном городке. За это и полюбили его люди, видя его бескорыстность, самоотверженность и безотказность при оказании помощи нуждающимся. Поэтому когда приближался 10­летний юбилей его работы в качестве уездного врача, общественность города захотела торжественно отметить это событие. Одно только смущало губернатора и дворянство: молодой врач был атеистом. Он открыто заявлял: «Я учёный, материалист, и для того чтобы поверить в существование Бога или дьявола, я должен увидеть, пощупать кого-либо из них своими руками».

Губернатор от имени горожан послал телеграмму с объяснением сути дела великому молитвеннику и светильнику земли Русской святому Иоанну Кронштадтскому. В ней он просил исполнить просьбу врача так, чтобы последний уверовал и благодаря этому спаслась бы его душа. Вскоре последовала телеграмма: «Молюсь, ждите».

А дальше, по рассказам будущего митрополита, произошло следующее. Ночью молодой врач проснулся от чувства, что кто-то стоит около постели и пристально смотрит на него. Он открыл глаза, и — о ужас: страшная образина предстала перед его взором! Взлохмаченная, косматая, подобная козлиной голова с ярко горящими глазами, отороченными чёрной шерстью, склонилась над его постелью. «Ну что ты испугался, ведь мы друзья, — прохрипело чудовище, — давай поцелуемся», — и толстые фиолетовые губы стали вытягиваться чуть ли не на полметра к лицу молодого атеиста. «Нет!» — заорал он и, прижавшись к стене, осенил себя крестным знамением. «Ах, ты так, — обиделся уродец, — ну погоди! Я думал, мы друзья, вместе против Бога воюем, а ты креститься? Ладно, сейчас я вернусь со своим начальником. Он с тобой враз разберётся». После этих слов чудовище исчезло. Насмерть перепуганный врач вспомнил, что в ящике его письменного стола хранится нательный крест, данный ему ещё в детстве при крещении. Он бросился к ящику и только успел вытащить крестик, как в комнате появились две зловещие фигуры. Всю ночь они гоняли его по дому. Молодой материалист вспомнил все свои детские молитвы. «Господи, помилуй!» — не сходило с его уст.

Наутро, после встречи с губернатором, узнав о телеграмме, присланной святым праведным Иоанном Кронштадтским, бывший атеист взял отпуск и отправился в Кронштадт к святому. В результате он стал монахом, а впоследствии и митрополитом Сибирским. В годы гонения на Церковь был изгнан с кафедры, вернулся в Москву, где ревностно служил в обыкновенном приходском храме.

Вышеизложенный рассказ Александр Григорьевич опубликовал в «Православном Санкт-Петербурге» и отправил газету о.Амвросию, попросив его прокомментировать приведённый случай.

Пояснение архимандрита Амвросия (Юрасова)

В Библии написано: «Бог любит тишину». Где тишина, там благодать, мир, покой, радость. Где нет тишины, там крик, шум, скандалы, споры и люди не находят друг с другом общего языка. Бывает, вдруг человека охватывает беспричинный страх, особенно если он живёт один или в частном доме: надо выйти в коридор, где света нет, и что-то взять, а человек страшится, выскакивает, быстро хватает нужную вещь и забегает, хотя прекрасно знает, что там никого нет. Когда этот человек искренне поисповедуется, чтобы грехов на душе не было, тогда он спокойно выходит в коридор, берёт вещь, и страха нет.

Когда человек нарушает заповеди Божии, редко кается, благодать уходит, и приступают демонические силы. Они доставляют ему много неприятного. И мы видим: есть люди спокойные, а есть раздражительные, не контролирующие свои поступки, доведшие себя до такого состояния, когда много крика и шума. Человек от этого сам страдает и мучается. Так в скандалах, бывает, живут в семье муж с женою, близкие. И Божия благодать, конечно, отходит от него, а демон внушает человеку, что тот всё правильно понимает, а вот ближний его неправ.

Когда я в 1971 г. был в городе Алма-Ате, там собиралась православная общинка. Беседовали, но больше приходили на исповедь. Среди прочих приходили две девушки — Мария и Фаина. Они дружно жили: собирались вместе и пели, читали книги, рассказывали друг другу и другим, кто что прочитал, делились впечатлениями от прочитанного… Года через два я опять туда в отпуск приехал. Собралась та же группа людей. Все по очереди стали подходить в отдельную комнату исповедоваться. Пришла Фаина. Я спрашиваю: «А где Мария?» Отвечает: «Я с ней уже второй год не дружу». — «В чём дело?» — «Я видела сон, и во сне мне ангел сказал: «Ты с ней не дружи, она работает в органах, может тебя предать». Я молча выслушал. Когда зашла Мария, стал её расспрашивать: «Почему ты не дружишь с Фаиной?» Мария отвечает: «А мне ангел явился и сказал: «Фаина работает в органах, и поэтому с ней общаться нельзя, она тебя предаст». Тогда я позвал Фаину и перед крестом и Евангелием попросил: «Расскажите обе, какой вы сон видели». И они рассказали друг другу один и тот же сон. То есть каждая видела одного и того же беса. А цель его была только одна — рассорить, чтобы они вместе не молились, не общались, а враждовали и подозревали друг друга.

Вот так могут действовать демонические силы, настраивать людей друг против друга. Особенно часто они настраивают против священника, чтобы люди к нему не подходили исповедоваться, каяться, причащаться.

Ко многим, кто приходит в церковь, приступают помыслы против Бога, против Матери Божией, против святых, против священников, против верующих. Человек разумный это понимает, идёт к батюшке на исповедь и говорит об этом. Через исповедь он как бы жалуется Господу, а Господь уже демонам запрещает. Поэтому для того, чтобы не было такого рода искушений, надо душу держать в чистоте, молиться, и Господь будет эту душу хранить.

Источник: Православный Санкт-Петербург

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Амвросий (Юрасов)
Все статьи Архимандрит Амвросий (Юрасов)
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30