Фото: Александр Корольков
Архивный год столетия революции заканчивается замечательным аккордом: коллекция царской семьи Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) пополнилась новыми документами. Председатель Общества развития русского исторического просвещения "Двуглавый Орел" Константин Малофеев передал ему в дар письма и дневники великой княгини Ксении Александровны, сестры императора Николая II и, как выразились бы не в великосветских кругах, тещи Феликса Юсупова - одного из участников убийства Распутина.
Архив великой княгини Ксении Александровны Романовой был приобретен пять лет назад на аукционе в Лондоне. Это 95 документов. А среди них пять дневников, неизвестные российским архивистам семейные фотографии... В отдельном полотняном мешочке, отделанном атласной лентой, 25 писем брата Ксении, великого князя Георгия Александровича матери императрице Марии Федоровне. Кстати, эти мешочки - фирменный стиль великой княгини Ксении, рассказала "РГ" директор ГА РФ Лариса Роговая. В них она хранила всю свою корреспонденцию, распределяя ее по годам и адресатам. "Вот посмотрите, точно такой же - отстроченный атласом и украшенный тряпичными розочками, - с письмами английской королевы Александры. Правда, советские архивисты не постеснялись проставить прямо на них даты, - в интервью "РГ" Роговая рассказывает, что подаренные документы дополнят хранящийся в Госархиве довольно обширный личный фонд Ксении Александровны, тысяча единиц хранения.
В чем уникальность "подарка"?
Лариса Роговая: Этот архив интересен прежде всего дневниками Ксении Александровны. В те времена все их вели, поэтому по дневниковым записям можно сложить хронику страны. В Госархиве у нас 44 тетрадки с дневниковыми записями Ксении: с 1884 года по июнь 1914-го. А пять, которые нам подарили, относятся к 1914-1919 годам. Дневники заканчиваются ее отъездом за границу вместе с матерью Марией Федоровной. Последняя трагическая запись 1919 года: "Мы покидаем Россию!" Дар - хорошее дополнение к нашим архивам, надеюсь, оно поможет исследователям лучше понять революционное время и самочувствие в нем царской семьи.
Ксения очень дружила со своим братом Николаем. Известно, что, влюбившись в своего будущего мужа, она рассказала об этом только "Ники". Особая близость с братом заметна в письмах?
Лариса Роговая: Да, у нее были очень теплые отношения с императором. Ее письма - очень пространные и подробные. И очень живые. Брат с сестрой дружили. Много времени вместе проводили, когда уезжали в Ливадию. Много гуляли с детьми. У Ксении было семеро детей: Ирина (впоследствии Юсупова) первая, потом - шесть мальчиков. Обеды, ужины, пикники... Ксения была впечатлительная натура, эмоциональная. И проявляла себя таковой и в дневниках, и в письмах. "Миленький мой, от души спасибо за письмецо", - пишет она мужу великому князю Александру Михайловичу, Сандро, как звали его в семье.
Последняя трагическая запись 1919 года: "Мы покидаем Россию!"Ленин, Распутин, Столыпин, другие известные исторические фигуры эпохи... Встречаются ли их имена в переписке и дневниках великой княгини?
Лариса Роговая: В ее переписке с матерью и императором упоминаются практически все без исключения персоны и лица нашей истории. Но к сожалению, цитировать что-то пока сложно. К сожалению, у Ксении Александровны только в юности был каллиграфический почерк. Мы начали расшифровку дневников, которые уже находятся в архиве. Фонд-даритель делает то же самое. Далее все соединим и издадим. Тем более что записи есть чем откомментировать: письмами, вещами, рисунками.
В серии "Бумаги дома Романовых" уже изданы дневники Николая Второго и великого князя Сергея Александровича. Готовим переписку императора с супругой Александрой Федоровной - их первые письма и впечатления друг о друге...
Предполагаете что-то еще покупать на аукционе из серии "Царская семья"?Лариса Роговая: На аукционах в Лондоне и Париже очень много российских документов. В 2014 году нам купили только часть архива Феликса Юсупова. Вторая часть периодически всплывает на аукционах, и нам присылают информацию об этом. Но процедура покупки довольно сложная. Нужно получить аккредитацию, а это возможно, если на карточке у тебя есть сумма, равная хотя бы изначальной цене документа. В общем, все быстро не получается. Поэтому мы благодарны нашим меценатам.
Из дневника Ксении Романовой за 1884 год: "В два часа папа уехал на охоту, после урока Миша и я пошли гулять с Настей. После прогулки мы пошли к мама. Мама работала, Ники читал, Жорж клеил, а я рисовала, и Миша тоже".
Фотогалерея: Коллекция царской семьи Государственного архива Российской ФедерацииИсточник: Российская газета