Во время Божественной Литургии 14 сентября, когда празднуется Церковное новолетие, наша икона трех святителей русской эмиграции начала мироточить. Миро появилось на букве «Е» (обозначающей «епископ») на мантии святителя Ионы Ханькоуского и стало стекать вниз.
Предисловие. В царской России среди православных верующих был распространен девиз: «За Веру, Царя и Отечество». Эти слова символизируют действие Отца, Сына и Святого Духа в русских православных землях и в тех странах мира, где живо русское Православие. Этот девиз также воплотился в новейшей истории в житиях трех святых русской эмиграции, новых «Трех Святителей», трех новых столпов Православия.
Святитель Иона (Покровский). Слова «за Веру» были воплощены святителем Ионой Ханькоуским († 1925), первым святым русского зарубежья. Бежав вместе с другими русскими белыми эмигрантами в Китай и оставшись до конца верным всей полноте русского Православия, он в очень молодом возрасте стал епископом в Маньчжурии и вскоре основал сиротский приют, школу и столовую для бедных. Таким образом, он сочетал любовь к Литургии с практической любовью к ближнему, к чему призывает нас Евангелие: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Это действительно суть православной христианской веры. Святитель Иона проявил верность, в то время как другие предали веру.
Святитель Серафим (Соболев). Слова «за Веру и Царя» воплотил поколение спустя святитель Серафим Богучарский († 1950). Он бесстрашно выражал непреходящие ценности русского Православия в своих трудах и был защитником Православия от ересей «Парижской школы» с ее обновленчеством в 1930-е годы и от экуменизма, особенно на Всеправославном Совещании 1948 года в Москве. В своем труде «Русская идеология» он задал вопрос: «какова роль царя?» И сам ответил, что царь – это воплощение нашей веры в общественных, политических и экономических делах. Все это недавно стало очень актуальным в свете событий, последовавших за встречей на Крите в 2016 году, организованной Константинопольским Патриархатом. Святитель Серафим не одно десятилетие прожил за пределами России, но никогда не шел на компромиссы в вопросах православной веры, в том числе и в последние годы своей жизни. Он проявил смелость, в то время как другие проявили трусость, поддавшись политическому давлению сильных мира сего.
Святитель Иоанн (Максимович). Все ценности, выраженные словами «за Веру, Царя и Отечество», воплотил святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский († 1966) через два десятилетия после святителя Серафима. Будучи первым "вселенским святым" (как называют святителя Иоанна), он защищал православную веру и царя от их врагов. Родившись на территории нынешней Украины, он жил практически на всех континентах, совершал Литургию и проповедовал на многих языках, распространяя идеалы Святой Руси и их претворение в жизнь по всему миру далеко за пределы Восточнославянского мира, который простирается от Карпатской Руси до Тихоокеанского побережья. За пределами этих земель мы можем говорить об «американской Руси», «аргентинской Руси», «австралийской Руси», «канадской Руси», «английской Руси», «французской Руси», «немецкой Руси», «итальянской Руси», «швейцарской Руси» и так далее. Везде, где существует неизмененная христианская вера людей русского православного мира, существует и Русь. Святитель Иоанн выразил истину, которая делает нас свободными от лжи и обмана тех, кто не любит Христа и Его Святую Церковь.
Три святых и шесть частей света. Русская эмиграция воплощала в жизнь истины, содержащиеся в девизе «за Веру, Царя и Отечество», с большей чистотой и глубиной, чем когда-либо раньше. Три добродетели – верность, смелость и правдивость – были прежде всего воплощены новыми Тремя Святителями после того, как отступники своими "изменой, трусостью и обманом" вызвали революцию 1917 года, которая привела к гонениям на верующих. И эти три новых столпа Православия окончили свои дни на трех разных континентах: святитель Иона в Китае (Азия); Святитель Серафим – в Болгарии (Европа); а святитель Иоанн – на западном побережье Северной Америки.
Вот почему теперь в нашем храме в Колчестере появилась икона, на которой изображены три святых в полный рост на сине-зеленом фоне планеты Земля: святитель Иоанн, идущий и благословляющий Северную и Южную Америку (куда уехали жить его родители); святитель Серафим, идущий и благословляющий Европу и Африку (где жили некоторые из его духовных чад); и святитель Иона, идущий и благословляющий Азию и Океанию (где жили некоторые из его духовных чад). Все трое находятся под покровом Начальницы и Путеводительницы нашего храма – Пресвятой Богородицы.
В наш глобальный век мы видим все шесть обитаемых частей света под покровом Божией Матери, благословленных новыми Тремя Святителями и столпами Православия, тремя святыми русской эмиграции: Ионой, Серафимом и Иоанном. Их дни памяти – 20 октября, 26 февраля и 2 июля – практически равномерно распределены по церковному году (с разницей в 4 месяца), и каждый из них символизирует новое поколение церковной жизни. Вместе они представляют собой уникальное служение, миссию планетарного масштаба и будущее всей нашей Русской Православной Церкви, вышедшей из прошлого (царской России), сейчас живущей в настоящем и существующей во всем мире.
Заключение. Сегодня в связи с трагическими событиями на Украине нависла угроза дальнейшему существованию Русской Православной Церкви на Украине, в Латвии, Молдове, Западной Европе и почти везде за пределами России из-за политики, коррупции как и внутренних, так и внешних предателей. Все три святых русской эмиграции XX века внесли свою немалую лепту во вселенскую миссию Русской Православной Церкви, наше подношение всему миру ради нашего общего будущего. То, что эта уникальная икона мироточит, даёт нам надежду на то, что, несмотря на наши грехи, Господь помилует нас.
Протоиерей Андрей Филлипс, церковь свт. Иоанна Шанхайского, Колчестер, Англия