Благословение старца

На третью годовщину со дня кончины архимандрита Адриана (Кирсанова)

Дмитрий Авдеев 
0
28.04.2021 861

В 1997 году вышла в свет моя книга «Православная психиатрия». История появления этой книги не совсем обычная. Начну с того, что я и не думал ее писать, но с болью в душе выступил на «круглом столе», который проходил в издательском отделе Московской Патриархии и был посвящен православной оценке причин возникновения душевных заболеваний. А у меня, как говорится, к тому времени наболело. Я еле-еле удерживался в больнице, в которой работал, так как мне как врачу-психотерапевту вменялось проведение целого комплекса методик, нравственно несовместимых с Православием. Разумеется, как верующий человек я их не использовал. Руководство больницы относилось ко мне благожелательно, но одного доброго отношения было недостаточно. С меня требовали отчеты, заставляли проходить переаттестацию. Словом, практиковать становилось все сложнее и сложнее.

Но вернусь к «круглому столу». Всю боль, как уже сказал, я вложил в свое выступление. Потом была большая и серьезная дискуссия. А после окончания встречи присутствовавшие на ней издатели предложили мне подготовить на основе моего выступления книжку. Я согласился, так как имел на тот момент некоторый писательский опыт. Несколькими годами раньше было издано пять или шесть моих книг, как научных, так и для широкого круга читателей. Я взялся за дело. Работа спорилась, и уже через полгода книга была не только написана, но и издана.

Каким-то образом экземпляр этой книги попал в руки старцу Псково-Печерского монастыря, архимандриту Адриану (Кирсанову). Примерно в это же время на богомолье в монастырь приехала его духовная дочь. Родом она была из Чебоксар (это моя малая родина). Отцу Адриану стало известно, что эта женщина знакома с моей мамой и заочно – со мной. Батюшка через нее пригласил меня приехать к нему. К вечеру следующего дня я уже знал об этом приглашении. Мне очень захотелось приехать в Печеры. К тому же, я никогда прежде не был в этой святой обители.

Но была одна проблема: на тот момент совсем не было средств на поездку. Однако и она чудесным образом разрешилась. Кроме больницы я еще вел прием на Крутицком Патриаршем подворье в Душепопечительском центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского (г. Москва). Помощь людям там оказывалась бесплатно. Принимались лишь добровольные пожертвования. Так вот, на следующий день ко мне на прием пришла одна пациентка и, уходя, оставила в знак благодарности конверт со словами: «Это лично Вам». В конверте оказалось денег ровно столько, чтобы купить билеты до Печер и обратно. Вечером того же дня Таллинский поезд уже вез меня в монастырь. И еще. Так получилось, что на следующий день у меня приходился выходной. Мне это было очень кстати.

В монастырь я попал к ранней литургии, которую и служил отец Адриан. Я очень обрадовался тому, что после службы сумею с ним встретиться. Но не тут-то было. Его келейник отказал мне в категоричной форме, ссылаясь на то, что батюшка сегодня служил и вряд ли будет принимать посетителей.

- Приходите завтра, - этими словами закончил он свой монолог.

- У меня на вечер обратный билет! Завтра мне нужно быть на работе… и батюшка сам пригласил меня, - эмоционально объяснял я.

- Простите. Только завтра, - повторил монах и закончил разговор.

Спорить было бесполезно, и я решил так: «Буду молиться, а там как Господь даст». И с этими мыслями отправился на позднюю литургию, потом на молебен, дальше – к монастырским святыням, потом – в Богом зданные пещеры. К Успенской иконе Матери Божией и мощам преподобномученика Корнилия я приложился первым делом еще рано утром.

Еле волоча ноги, ближе к трем часам, я побрел в трапезную для паломников. С утра во рту не было и маковой росинки. Чай и монастырский хлеб, помню, показались мне изысканным лакомством.

Немного передохнув, под вечер, часам к четырем, я решил сделать еще одну попытку «пробраться» к старцу. Все тот же строгий келейник все-таки согласился доложить обо мне отцу Адриану и велел ждать внизу. Прошло минут десять, и вижу на лице подходящего ко мне «блюстителя порядка» едва заметную улыбку.

– Проходите. Отец Адриан Вас ждёт, – сказал он мне также уверенно, как и отказал с утра.

Вхожу в келью старца. Отец Адриан встречает меня очень приветливо, благословляет. Батюшка небольшого роста, весь седой, очень располагающий. Тогда ему было 76 лет. Более шестидесяти лет отец Адриан подвизался в монастырях, из них 21 год в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и все остальные годы – в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Почти сразу после иерейского рукоположения, которое было в 1964 году, батюшка по благословению Святейшего Патриарха Алексия I стал духовно помогать одержимым и бесноватым людям, проводить чин изгнания злых духов. Это служение о.Адриан начал еще в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, и продолжалась оно и в Псково-Печерской обители, куда батюшка был переведен в 1974 году, вплоть до 1992 года. Трудно себе представить, как мог один человек понести это бремя. Но с Божией помощью старец помог тысячам страждущих людей, духовно возрождая и исцеляя их.

…Келья старца, как мне показалось, состояла из двух частей – «притвора», где стоял небольшой диванчик, на который о.Адриан меня и усадил, и его «покоев». Дух батюшки как-то особенно чувствовался в его жилище. Он присел со мной рядом и начал беседовать. По неопытности вопросов к старцу у меня не было. Я приехал к нему, так сказать, за послушание. А вот у отца Адриана были ко мне и вопросы, и советы. Дело в том, что долгие годы он имел дело с психически больными людьми и с одержимыми, молился за них, отчитывал. И прекрасно знал, сколь внимательно и благочестиво нужно жить тому человеку, который дерзает заниматься их душепопечением. Будь то врач или священник. Отец Адриан спрашивал о том, как я живу, регулярно ли исповедуюсь и причащаюсь, есть ли у меня духовник, как мое здоровье. Свои вопросы он дополнял разными комментариями, случаями из богатой пастырской практики. Много говорил о терпении скорбей, болезней и христианском к ним отношении. Говорил он очень просто, как родной дедушка.

То ли от бессонной ночи в поезде, то ли от усталости, а может, от того и другого, голова у меня сделалась чугунной и начала болеть. А старец как будто почувствовал это. Он медленно поднялся, удалился на минуту-другую в свои «покои» и вернулся со свертком, от которого струилось несказанное благоухание.

– Это чехол от чудотворной мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери. Икону эту хранил брат Иосиф Муньос, - тихо, но очень проникновенно сказал отец Адриан и продолжил, - давай-ка я возложу тебе его на голову, чтобы она не болела. Я опустился на колени и через мгновение оказался как бы под омофором Царицы Небесной. Ни до, ни после нигде я не ощущал столь сильного благоухания. А старец помолился надо мной и потом также аккуратно снял с моей головы эту чудесную ткань.

Пришло время прощаться. Отец Адриан помазал мой лоб маслицем от лампадки, дал с собой просфор и отпустил с Богом. Так я встретился со старцем архимандритом Адрианом и навсегда запомнил этот день. Только теперь я осознаю, какая это была ко мне грешному милость Божия. Как укрепила и наполнила меня та встреча и благословение старца.

А год тот стал для меня переломным. Я все-таки уволился из светской больницы и стал постоянно принимать в Душепопечительском центре, а позднее с Божией помощью организовал Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям и стал развивать Православную психотерапию.

28 апреля 2018 года архимандрит Адриан закончил свой земной путь. Старец отошёл ко Господу на 97-м году. Вечная ему память!

Дмитрий Александрович Авдеев, врач, публицист, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Дмитрий Авдеев
Все статьи Дмитрий Авдеев
Последние комментарии
За жертвователей в храме будут молиться
Новый комментарий от Евгений Х.
21.09.2021 20:12
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 18:03
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.09.2021 17:51
Готовится антихристианское кощунство
Новый комментарий от Кочерыжка
21.09.2021 15:19
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от Калужанин
21.09.2021 14:47
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Человек
21.09.2021 12:42
«Геолог, исследователь, педагог, публицист, коллекционер»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
21.09.2021 10:09