В среду 19 июня в Гааге на процессе Радована Караджича выступил генерал Армии РС (АРС) в отставке Богдан Суботич. Начало его выступления не предвещало ничего неожиданного. По его словам, обвинения АРС в том, что она в июле 1995 года совершила геноцид над 7 тысячами мусульман «это обман более, чем на 50%». Суботич подчеркнул, что Караджич не владел никакой информацией о каких бы то ни было преступлениях в Сребренице. «Я не сказал бы, что все это обман, но более 50% обман точно. Я этого доказать не могу», сказал Суботич. В то время Б.Суботич был советником Р.Караджича, до этого - главным инспектором АРС и министром обороны РС.
Перед этим, однако, Суботич засвидетельствовал, что после взятия Сребреницы, «имели место преступления», а генерал Младич «ушел дальше от того, что ожидало политическое руководство, т.е. поставил анклав под сербский контроль». Далее «откровения» Суботича скатываются к нечто подобному на заказной политический донос на генерала Ратко Младича. Суботич, нисколько не смутившись, заявляет: «То, что произошло, когда была занята Сребреница. Это он нарушил и позволил. Я не знаю, кто разрешил совершать преступления. Только не Верховное командование. Позволил ли это сделать Младич, позволил ли он это сделать... или группа Эрдемовича сделала это сама, наемники, это неизвестно и пока не установлено».
Пресловутый Дражен Эрдемович в июле 1995 года служил в 10-м диверсионном отряде Главного штаба АРС. В 1996 году он признался, что участвовал в расстрелах пленных мусульман из Сребреницы. По его словам, он убил около тысячи военнопленных! За свои преступления он получил всего года три, затем изменил внешность и живет с семьей в одной из западных стран. А все потому, что он заключил «сделку со следствием»!
Далее Суботич перешел на личность генерала Младича, назвав его "нетерпимым", "своенравным", "упрямым", "ограниченным" и "эгоцентричным". По словам Суботича, такими же были и все члены Главного штаба АРС. Свидетель подчеркнул, что не был согласен с тем, как Младич командовал армией.
Суботич подчеркнул, что между Младичем, его штабом и Караджичем, как верховнокомандующим, господствовало «огромное недоверие». Суботич утверждал: «Младич и военные хотели добиться военной победы, а Караджич и политическое руководство - остановить войну и добиться результатов на переговорах. В попытке "умалить достижения Караджича", Младич «подсовывал» ему "совершенно ложную информацию о своей работе и деятельности". Он публично говорил, что "Караджич не был его верховным главнокомандующим" и он "не признает его решения". По словам Суботича, летом 1995 года Караджич попытался сместить Младича, но решение провалилось из-за сопротивления Генерального штаба АРС.
Суботич публично заявил: «Младич с горы Игман мог захватить Сараево», но Караджич не позволил ему этого сделать! При этом военный Суботич признал: «Много раз Караджич ради мира и выживания мусульман и сербов в БиГ с военной точки зрения совершал ошибки, но по-человечески все делал отлично».
Ныне в Сербии и РС хорошо известно о том, как офицеры АРС один за одним отказываются выступать свидетелями защиты Караджича и делают это только по решению гаагской прокуратуры. Генерал Крстич не стал выступать в защиту Караджича даже под угрозой продления тюремного срока. Ближайший соратник Младича генерал Здравко Толимир также отказывается выступать свидетелем защиты Караджича даже под угрозами уголовного преследования.
И еще. По странному стечению обстоятельств, бывший шеф Разведывательного управления главного штаба АРС Петар Салапура в качестве свидетеля обвинения против генерала Младича вчера же заявил, путаясь в показаниях, что участники 10-го диверсионного отряда, напрямую подчинявшегося генералу Младичу, в июле 1995 года участвовали в массовых расстрелах мусульманских военнопленных из Сребреницы...
Михаил Ямбаев, кандидат исторических наук