Может ли женщина быть священнослужителем в Церкви

О разных видах служения в Церкви, рассказывает архимандрит Сильвестр (Стойчев), кандидат богословия, профессор, старший помощник ректора КДА по учебно-методической работе

0
628
Время на чтение 6 минут

Церковь осуществляет свое служение в окружении целого ряда философских, культурных, идеологических концепций, формирующих свое видение различных аспектов бытия человека и социума. На определенном этапе Церкви необходимо формировать ответ на возникшие, хотя и за ее пределами, но нередко, образно выражаясь, заходящими на Ее территорию, идеям. Если возникают всякого рода запросы со стороны общества, Церковь в принципе должна давать на них отклики и объяснять свою позицию.

Таковым является вопрос о женском священстве, истоки которого за пределами Церкви, в феминистических движениях. Именно благодаря им возник вопрос о положении женщины в Церкви, в частности - вопрос женского священства. В любом случае во второй половине ХХ века вопрос о священническом служении женщин в Церкви стал одним из самых горячих вопросов во многих христианских конфессиях и остается таковым до сих пор.

Зачастую бытует мнение, согласно которому женщина испытывала определенного рода гнет в обществе и этот гнет всячески поддерживался Церковью. Однако необходимо отчетливо понимать, что на человеческие взаимоотношения всегда накладывают отпечаток существующие экономические, культурные, социальные отношения и правила. Церковь всегда являлась проповедником Евангелия в конкретном обществе. Если Церковь проповедовала в феодальном обществе с определенного рода взаимоотношениями, включая семейные, это не означает, что именно Церковь являлась источником этих отношений.

Церковь, христианизировала народы в том числе, где исторически сложились особые отношения между мужчиной и женщиной, сформировалось особое положение женщины в обществе и т. д. И если Церковь несла там служение, то нельзя утверждать, что именно Церковь навязала или же поддерживала не всегда лояльное отношение к женщинам среди этих народов.

Важно понимать, что если бы Церковь, проповедуя среди этих народов, начала выступать против сложившейся, устоявшихся законов и правил, то она бы выступила в качестве детонатора революционных движений.

Это всегда было искушением для целого ряда деятелей разных эпох. Церковь же призывает человека изменить себя, в результате чего меняются все формы взаимоотношений вокруг.

Нередко звучат обвинения в адрес Церкви в навязывании и закреплении уничижительного отношения к женщине. Но это не так.

Священное Писание благоговейно свидетельствует о Богородице. Дева Мария почитается в Православной Церкви как Мать Господа нашего Иисуса Христа, и ставится выше Серафимов и Херувимов. Кроме того, на страницах Евангелия образ женщины выглядит благороднее, чем образ мужчин: так, ученицы Христа оказались преданней и последовательней апостолов. Среди них не было, предавших Учителя, не было сбежавших, не было отрекшихся.

Стоит вспомнить также эпизод из Писания, где одна из учениц помазывает ноги Христа миром. На возмущение учеников Господь отвечает: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Ни о ком из мужчин не было сказано таких слов, включая даже самых близких апостолов.

Что касается апостольских слов «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34). Но это не означает, что женщина в храме даже спросить ничего не имеет права. В толкованиях святых отцов читаем, что женщины часто становились источником дискуссий прямо во время молитвы. Потому апостол далее говорит: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (1 Кор.14:35). И это не потому, что муж умнее жены, а оттого, что они одна семья. И муж с женой должны друг другу всячески помогать. Если у вас возник богословский вопрос, решайте его с тем, кого вы выбрали себе в супруги, с самым близким человеком. Поэтому никаких уничижительных и унизительных коннотаций в этих словах апостола Павла нет.

Фразу из послания «Жена да убоится мужа» обычно используется в дискуссии как аргумент, все же остальные фрагменты Писания, которые говорят о женщине, не принимаются во внимание. Однако же в Посланиях апостолов сказано о том, что мужчина должен относиться к женщине как к собственной плоти, питать, греть ее и др.: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Ефес. 5:33). Человек привязан к плоти своей: в холод мы ее греем, в голод - питаем. Мотив отношения человека к плоти был использован апостолом Павлом для того, чтобы засвидетельствовать, как должен муж любить и заботиться о своей жене.

В Священном Писании есть несколько важных текстов, касающихся формы служения женщины в Церкви. Собственно говоря, именно эти апостольские рассуждения интересуют нас больше всего в связи с анализируемой темой.

Вернемся к вопросу, который часто задают сторонники эмансипации и феминизма: «Почему женщина не может быть священнослужителем в Церкви? Не является ли это формой уничижения женщины?»

Для того чтобы ответить на него, мы должны исходить из принципов Священного Писания. Все дело в том, что в Церкви есть разные виды служений. Каждый служит общине и Православной Церкви в целом в том месте, куда его определил Господь по способностям и талантам. Кто-то священствует, кто-то имеет дар пророчества, молитвы, утешения и т. д.

В Церкви как в теле Христовом нет ущемленных, дискредитированных состояний. Каждый занимает такое положение, которое помогает ему максимально заботиться о других верующих.

Апостол Павел пишет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?.. Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где [было бы] тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее... Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12: 12-25). В соответствии с учением Церкви, каждый служит людям и Церкви теми дарами, которые дал нам Бог. Священство - это тоже один из видов служения Церкви.

В Библии достаточно много написано о служении разных людей в Церкви. К тому же совершенно не понятно, почему люди, так настойчиво ратующие за женское священство, считают положение священника в Церкви привилегированным. Это положение, связанное с особым видом служения, но отнюдь не с привилегиями.

И главное: у женщин есть свое служение в Церкви! И оно важно, и оно необходимо! На примере учениц Господних мы видим, что это служение заключается в том, чтобы проявлять заботу и невероятную преданность. Эти женщины воплощают дар милосердия, верности, преданности, дары без которых трудно себе представить существеннее любой общины. Всегда есть те, которые требуют особого внимания и ухода: увечные, больные, одинокие люди. И милость, оказанная им, время им уделенное, особое о них попечение - одна из самых действенных и важных форм христианского служения.

Кто осуществляет разноплановую помощь в приходах? Кто занимается делами милосердия? Кто, в конце концов, заботится о благолепии храма и прихрамовой территории? Наши верующие женщины. Желание выйти за пределы этого служения - это попытка, чаще всего из-за гордыни, переформатировать формы служения в Церкви, пойти против тех даров, которые получены от Богу из-за эфемерных «прав» и «равенства».

Есть еще один важный момент в Священном Писании, по каким-то причинам вызывающий недовольство у феминисток: «...Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15).

Как понимать этот текст? Его толковали многие христианские писатели и святые отцы. Так, Климент Александрийский говорит о том, что мужчина и женщина обладают одинаковой человеческой природой, но при этом отличаются друг от друга. Глубинная, правильная реализация природы конкретным индивидуумом происходит в определенного рода условиях. И возможность максимально развить себя как женщину дает именно материнство. В этом и есть главный смысл слов апостола. Женщина через материнство, через воспитание детей совершает свое служение. Даже если она не служит в Церкви, то реализует свое служение в рамках малой Церкви - своей семьи. И через это спасается.

Слова апостола Павла возвышают роль женщины. Не нужно их бояться или искать в них что-либо уничижительное. Служение женщины в Церкви - одно из самых достойных и важных, и нельзя себе представить Церковь без этого служения. Женщинам, которые пытаются поднять вопрос о женском священстве в Церкви, хорошо бы задать встречный вопрос: «Неужели вы готовы отказаться от самых радостных для женщины моментов, связанных с материнством, с воспитанием, с помощью окружающим, с милосердием, с заботой? Неужели Вам так не нравится быть женщиной? И осуществлять свое бытие с теми талантами, которые Бог дал женщине?»

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

http://pravlife.org/content/mozhet-li-zhenshchina-byt-svyashchennosluzhitelem-v-cerkvi
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Белогородский Сильвестр (Стойчев)
Все статьи Епископ Белогородский Сильвестр (Стойчев)
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05