К сожалению, педагогическая мысль до сих пор уделяла неоправданно мало внимания тем живительным силам и основам, на которых веками строился воспитательный идеал Православия, тем целям, задачам, принципам, методам и средствам, которыми он осуществлялся.
В традиционном христианстве существует собственное понимание воспитания и образования, выработанное многовековым опытом и основанное на библейском видении человека и мироздания в целом, на учении о спасении.
В Библии сформулировано главное правило воспитания. Это всеобъемлющее наставление звучит в обращении Бога к Аврааму: "Заповедай сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд". Словами святителя Московского Филарета его можно выразить так: давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим.
Система христианского воспитания формируется с пришествием Христа. Его сущность, цель, принципы, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами.
Святые отцы выделяют три состояния человека: естественное, нижеестественное, сверхъестественное. Русский святитель Игнатий Брянчанинов называет эти состояния соответственно: по сотворении человека (до грехопадения), по падении и по искуплении. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) уже в ХХ веке определяет их, как богоданное (райское), греховно-падшее, искупительно-благодатное.
Православная педагогика опирается на это знание о трех состояниях человека, строя на нем свою концепцию. Она исходит из того, что человек был создан Богом как существо совершеннейшее во всех отношениях как по телесной, так и по духовной природе.
Что же произошло с человеком, когда он нарушил первую заповедь, которая была дана ему Богом для духовно-нравственного совершенствования? Произошло грехопадение. Грех нарушил целостность природы человека и лишил его Божественных дарований. Падение первого человека нарушило гармонию, отравило и расстроило все его существо, отразилось на всех свойствах и способностях.
Таким образом, первородный грех внес в существо человека полную дисгармонию, порвал те нити, которые соединяли человека с Богом, и заставил его служить страстям.
Что важно знать каждому воспитателю? Что губительные следствия первородного греха не ограничились прародителями. Они распространились на весь род человеческий путем естественного рождения.
Состояние греховно-падшее (то есть состояние после грехопадения) - это то состояние, в котором находится человек и человечество сейчас - полная дисгармония всех сил и способностей.
С пришествием Христа для человека открылась возможность восстановить способности, которые у него были первоначально, вернуть утраченный образ Божий, который был человеку дан. Это состояние является искупительно-благодатным.
На основании сказанного уже можно выделить ряд концептуальных отличий православной педагогики от светской.
Во-первых, православная педагогика исходит из знания свойств и качеств человека в его естественном (или райском) состоянии.
Во-вторых, она может не только описать все положительные качества (добродетели), присущие человеку от Бога, но также все страсти и пороки, которые у него появились, и указать средства их приобретения (для добродетелей) и искоренения (для грехов и страстей).
В-третьих, православной педагогикой разработаны принципы и методы воспитания, которые позволяют человеку сделать главное в его жизни - перейти из состояния греховно-падшего в состояние искупительно-благодатное.
Православная педагогика определяет время, наиболее благоприятное для воспитания: это младенчество, первые годы жизни. Поскольку природа человека заражена грехом, греховные наклонности и страсти проявляются в человеке с младенчества. С возрастом они все более усиливаются. При воспитании детей особенно дорожат младенческими годами, чтобы дать душе с первых минут жизни благочестивое направление, оградить от влияния вредных впечатлений и не дать уклониться ко злу.
Таким образом, если говорить обобщенно, первое отличие связано с разным пониманием человека в системе православной и светской педагогики. Из этого вытекает существенная закономерность, касающаяся светской педагогики.
Поскольку светская педагогика не признает сам факт грехопадения человека, считает его наличествующее состояние - со всем негативным, что в человеке появилось - естественным, поэтому, как правило, она развивает и усиливает страсти и пороки, присущие человеку. Она не призывает человека к восстановлению утраченного им гармоничного состояния, не имея представления о нем.
С другой стороны, не признавая искупительно-благодатного состояния человека, светская педагогика не указывает идеал воспитания. Таким образом, она оставляет человека в его падшем состоянии.
Второе существенное отличие связано с целью и идеалом воспитания.
Цель православного воспитания совпадает с целью и смыслом человеческой жизни и состоит в развитии всех духовных сил человека, направлении их к Богоуподоблению. Эта цель не изменялась на протяжении всей истории христианства.
От осознания этой цели зависит не только само воспитание, но и воспитательные методы, вся система православной педагогики.
Между тем, светская педагогика меняет ориентиры в зависимости от времени и задач, которые решаются на определенном историческом отрезке времени.
А может ли меняться идеал христианского воспитания? Ответ очевиден - проходят тысячелетия, меняются строй, правительства, а идеал, данный миру христианством остается неизменным.
Помимо цели, концепция православной педагогики подразумевает наличие задач, содержания, принципов, методов и средств.
Остановимся на принципах православной педагогики. Они заложены самим Спасителем.
Читаем у схиархимандрита Иоанна (Маслова) в "Лекциях по пастырскому богословию":
"И всякий раз Христос применялся к обстоятельствам места и времени, строго сообразовывался с высотою умственного и нравственного развития Своей паствы. Он иначе говорил с ученым книжником или образованным саддукеем и иначе - с простым, неразвитым жителем Галилеи. С первыми Он ведет вполне научные беседы, держит к ним логически стройные и последовательные речи; с последними говорит просто, их собственным языком, чтобы высокие и спасительные истины Своего учения, по возможности, приблизить к пониманию Своих слушателей и собеседников".
В приведенных нами словах изложен один из принципов православной педагогики: строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития учеников (сравним с современным - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитываемых).
Вследствие грехопадения и происшедшей отсюда испорченности духовной природы человека его сознание сделалось настолько слабым, что оказалось неспособным воспринимать свет Божественного Откровения без какого-либо посредства. Как глаз не может переносить полного блеска солнечных лучей и под их непосредственным действием притупляется, так и свет Божественного учения мог бы ослепить неразвитое сознание простого народа, если бы оно (т.е. учение) не сообщалось ему в форме притчи. Таким образом, приточная форма речи, с одной стороны, служила покровом, прикрывавшим слабое человеческое сознание от облистания светом Божественного учения, а с другой - она служила и проводником этого света в сознании и сердце слушателя, поскольку то был свет спасительный и потому необходимый каждому человеку.
Таким образом, выделяем еще один принцип - соблюдать доступность материала для всякого ума и высокие истины приближать к пониманию своих слушателей (принцип доступности).
Помимо отмеченных, можно выделить также следующие принципы православной педагогики (в их соотношении с современными): использовать простоту образов, заимствовав их по возможности из находящейся перед глазами слушателей природы, окружающей обстановки (принцип наглядности); избегать односторонности, разнообразить изложение; не оставлять ни одного вопроса без ответа; находить нужное слово для каждого ученика (индивидуальный подход к учащимся); удалять все препятствия (внутренние и внешние), которые мешают обучению; сообразовывать свою деятельность с обстоятельствами места и времени (принцип сообразности).
Можно сказать, что и светская педагогика использует те же методы.
Но без соблюдения главного принципа православного воспитания - научи вере, потом другим наукам - методы, столь созвучные в православной и светской педагогике, обретают иной смысл и наполнение и дают совершенно разные по эффективности результаты.
Как уже отмечалось, смысл воспитания органически зависит от смысла человеческой жизни, а смысл человеческой жизни - от основ, на которых он утверждается, и от конечной цели, к которой он стремится. Православие дает ясные ответы на вопрос о цели и смысле человеческой жизни, православное учение о спасении дает ясное, полное и целостное представление о человеке.
Сегодня в целом мы имеем отрицательные воспитательные результаты в системе образования. Но родители наших детей, не зная основ православной педагогики - учения о спасении, интуитивно понимают, чего так не хватает детям. По данным опроса, проводившегося в 42 регионах России, на вопрос: что может существенно помочь изменить состояние воспитания в школе, - подавляющее большинство ответило: знание основ Православия.
Таким образом, мы вступаем в этап не только теоретического осмысления концептуальных основ православной педагогики, но и введения их в практику работы современного учительства.
Мы ежедневно ощущаем, как велик интерес наших учителей к православной педагогике. Он обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людей высокой нравственности, самоотверженности, героев Отечества. Христианство облагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности.
Россия явила миру великое сокровище, самое большее из того, что она и могла предъявить - идеал святости, исполненный в жизни. Сонм святых, в земле Российской просиявших: преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Серафим Саровский, адмирал Феодор Ушаков, новомученики и исповедники российские ХХ века - более полутора тысяч священников и мирян, положивших жизнь за веру, и многие-многие другие. Это - наши соотечественники, люди, достигшие святости в земной жизни. На них исполнился смысл и идеал православного воспитания. Они зовут и нас следовать этим путем.
Н.В. Маслов, доктор педагогических наук, Президент Фонда Александра Невского
http://www.pravostok.ru/ru/journal/society/?id=112