Чувство по календарю

Половина россиян считает День святого Валентина праздничным днем

0
156
Время на чтение 5 минут
Через несколько дней примерно половина нашей страны (такую цифру называет ВЦИОМ) будет отмечать День святого Валентина. За каких-нибудь десять лет к этому празднику все так привыкли, что воспринимают это как нечто само собой разумеющееся: мало кто задумывается, что же мы, собственно, празднуем. А между тем споры о смысловом содержании этого обычая не утихают не только в России, но и на Западе, откуда он к нам пришел.

Впрочем, многих россиян это не смущает. По данным все того же ВЦИОМа, к распространению в России западных праздников как таковых (День святого Валентина, День святого Патрика, католическое Рождество) позитивно относятся 49% наших граждан. 51% респондентов считают День святого Валентина праздничным лично для себя. Еще 14% опрошенных придают подобным праздникам особое значение, полагая, что они способствуют сближению России со странами Запада. В то же время вполне ощутима и доля противников праздничных нововведений - 22%, из них 12% подчеркивают противоречие западных веяний российским национальным и культурным традициям. На собственно религиозный аспект противоречий католических и православных праздников обращают внимание лишь 10% опрошенных.

И только изредка кто-нибудь сознательный вспоминает, что в России есть свой День влюбленных - День святых Петра и Февронии, который отмечается Русской Православной Церковью 8 июля. Как гласит предание, князь Петр и его жена Феврония любили друг друга на протяжении всей жизни, преодолели всевозможные испытания, а состарившись, умерли в один день и час, после чего чудесным образом оказались похоронены в одном гробу.

Раскрученный праздник

Но пока День святого Валентина активно празднуют, а в методических пособиях для учителей средних школ появляются рекомендации, как проводить этот праздник для учеников. Про "родной" же День Петра и Февронии знает не каждый взрослый. Откуда такая несправедливость? "День святого Валентина, - считает младший научный сотрудник Отдела русского народа Института этнографии и антропологии РАН Наталья Шляхтина, - это молодежный праздник. Он ассоциируется с времяпрепровождением, к которому привыкли молодые люди, - вечеринками, танцами, свободным общением. Это день знакомств. А День Петра и Февронии - это день семьи, верности и служения друг другу. Это гораздо более сложные понятия, о которых на вечеринке не поговоришь".

Это, конечно, только одна сторона вопроса. Быть может, западный День святого Валентина больше соответствует настроению нашего сегодняшнего общества в целом? Так считает священник Максим Первозванский: "Многие люди сейчас тяготеют к свободной любви. Чувствовать себя влюбленным так хорошо, что к этому состоянию стремятся и люди почтенного возраста, семейные. Человек может влюбиться, оставить свою семью, детей, объясняя это тем, что влюблен. И для него это хорошее, романтичное оправдание собственной слабости и распущенности". В отличие от Дня святого Валентина, День святых Петра и Февронии напоминает нам не о влюбленности вообще, а о высокой любви, пронесенной через всю жизнь. Может быть, поэтому, считает отец Максим, этот праздник пока не прижился - ведь идеал семейной жизни и воспитания детей в современном обществе гораздо менее популярен.

Оба собеседника "Россiи" сошлись в следующем: едва ли не главную роль в том, что День святого Валентина прижился в нашей стране, сыграла и продолжает играть соответствующая организация празднества. В первую очередь, конечно, в школах. "Популярность праздника определяется не только тем, воспринял ли его народ, но тем, раскручивается он или нет, прививают ли его, - уверен отец Максим. - В школах администрация официально празднует День святого Валентина, а праздник Петра и Февронии - нет. Поэтому все дети знают, что 14 февраля нужно писать валентинки, а спроси у них, кто такие Петр и Феврония, - никто не скажет. Хотя это программное произведение для 5-го класса".

Влюблен в обязательном порядке

Далеко не все родители довольны тем, что их дети в обязательном порядке отмечают в школе День влюбленных. Хорошо, если дело ограничивается традиционным ящиком для валентинок и дискотекой после уроков - в этом случае каждый школьник волен сам решать, участвует он в празднике или нет (хотя, конечно, всякому понятно, что по своей воле откажутся от такого удовольствия единицы). Но в некоторых школах "правила" празднования Дня влюбленных сильно осложнены.

Например, в одной из московских школ праздник начинается прямо с утра - каждый мальчик, подойдя к школе, должен найти себе "подходящую" девочку и войти в школу, держа ее за руку. Потом, естественно, наступает черед записок с сердечками, а во второй половине дня проходит торжественный вечер, где мальчики и девочки должны, например, говорить друг другу ласковые слова.

Но даже если вся праздничная программа ограничивается только написанием валентинок, часть школьников всегда оказывается в не совсем удобной ситуации. Речь идет о "хороших мальчиках и девочках", которые хорошо учатся, ведут себя скромно и ни в кого не влюблены. Кто-то из них пишет валентинки самим себе, чтобы не выглядеть хуже других, кто-то просто "заболевает" и не приходит в школу 14 февраля, но каждый из них чувствует себя как минимум "не таким, как все". "Дети, которые ни в кого не влюблены, чувствуют себя в этот день какими-то ущербными, придумывают себе влюбленность. Это, по-моему, совершенно не нужно, так как дает неверный идеал", - считает священник Максим Первозванский.

Мама одного из пятиклассников вышеупомянутой школы, Светлана, тоже не очень довольна такой традицией: "Святой Валентин - может быть, и достойный персонаж, но все эти мероприятия к нему мало отношения имеют". Это попытка весело обыграть знакомство и взаимоотношения между мальчиками и девочками. А ведь это бывает не очень понятно младшеклассникам. "Хорошо бы традицию как-то подкорректировать, - считает Светлана. - А еще лучше, чтобы действительно организовали молодежный праздник, посвященный русским святым. Я не хочу сказать, что святой Валентин хуже, но кто не знает своей веры, тому неразумно подносить образец веры католической. У человека должны быть свои корни".

Значимость семьи

Кстати, день почитания Русской Православной Церковью святых Петра и Февронии недавно предложили сделать всероссийским праздником Любви и Согласия в семье. С такой инициативой в конце прошлого года депутаты Владимирской области обратились к Владимиру Путину, Михаилу Фрадкову и председателям российского парламента. В обращении говорилось, что повесть о Петре и Февронии Муромских, являясь шедевром древнерусской литературы, учит супружеской верности, почитанию семейных ценностей, чего так не хватает в современном обществе. Владимирские депутаты уверены, что учреждение праздника Любви и Согласия в семье на примере этих муромских святых усилило бы нравственный и воспитательный потенциал семьи и содействовало бы повышению ее значимости.

Вопрос только в том, как совместить православный праздник с обычными способами развлечения современной молодежи. И все же, если правильно взяться за дело, считает Наталья Валерьевна Шляхтина, молодежь с удовольствием отмечала бы и православный День влюбленных. Можно даже привнести в новую традицию что-то положительное из опыта Дня святого Валентина. "Сейчас появляются попытки отмечать День Петра и Февронии. И это правильно. Но надо напоминать молодым людям и о том, что влюбленность - это первый шаг к длительному знакомству, созданию семьи, говорить о верности и заботе друг о друге".

О происхождении праздника влюбленных до сих пор нет единого мнения. Ясно только, что он имеет языческие корни, а потому официально не празднуется Римско-католической церковью. Святой Валентин был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Валентин помогал влюбленным и тайно венчал их, за что был приговорен к казни. Она состоялась 14 февраля 269 года.

Именно в эти дни в Римской империи проходили празднества в честь покровительницы влюбленных богини Юноны, а также в честь Фавна - бога плодородия, отличительными чертами которого были сладострастие и сексуальная распущенность. Одной из традиций празднеств было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. По-видимому, поэтому святой Валентин и оказался покровителем влюбленных.

http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2673&Itemid=65
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21