Сегодня много говорят о русском национализме. Говорят вполне обоснованно, поскольку нужно быть совсем слепым, чтобы не видеть роста националистических настроений в обществе. Причем, это проявляется не только на бытовом и идеологическом уровнях. Важно, что русский национализм становится фактором политической жизни. Социологи отмечают, что растет число людей, готовых голосовать за те партии и блоки, которые выдвинут националистические лозунги. Сегодня политик, позиционирующий себя, как русского националиста, уже не воспринимается, как откровенный маргинал. Быть русским националистом становится признаком хорошего тона в политике.
Русский национализм востребован русским народом
Рост русского национализма - явление закономерное. Это естественная реакция русского народа на поистине катастрофическое положение, в котором оказались русские в последнее десятилетие. На состоявшемся в декабре 2002 года VII Всемирном Русском Народном Соборе известный русский художник Илья Глазунов без обиняков говорил о геноциде русских, и его выступление встретило полное одобрение со стороны подавляющего большинства сидевших в зале представителей русского народа. Глазунов даже заявил, что пришла пора создать Всемирную лигу защиты русских. Характерно, кстати, что Илья Сергеевич дважды в ходе своего выступления восклицал "Слава России" и определенным образом жестикулировал, чем вызвал буквально бурю восторга. А ведь в зале были люди разных политических убеждений, а отнюдь не одни только сторонники РНЕ.
Факты подобного рода можно множить, все это свидетельствует о пробуждении русского национального самосознания. Отрадно, что не только среди простого народа, но и в русской научной, культурной и политической элите зреет убеждение, что спасти Россию может только подъем русского национализма. Можно определенно утверждать, что в современных условиях идеология русского национализма востребована русским народом.
Однако серьезным диссонансом с этой потребностью народного духа является слабая проработанность теоретических проблем идеологии русского национализма. С этой непроработанностью теории связана опасная, тревожная тенденция: в русском национализме достаточно сильные позиции занимает языческое антихристианское течение. Это - абсолютно абсурдная ситуация, поскольку русский национализм исторически возник в русле Православия. Более того, во главе русских национал-патриотических организаций начала ХХ века сплошь и рядом стояли представители православного духовенства, нередко даже архиереи. Многие из них приняли впоследствии мученическую кончину и ныне прославлены Русской Православной Церковью в сонме Новомучеников и Исповедников Российских (митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Андроник (Никольский), епископ Гермоген (Долганов), епископ Макарий (Гневушев), протоиерей Иоанн Восторгов и другие).
Тем не менее, в современном русском национализме весьма ощутим антиправославный душок. Несомненно, что сие есть болезнь русского национализма, и хочется надеяться, что только лишь болезнь роста. Однако, если эту болезнь не излечить, она прорастет метастазами во всем организме и поразит движение русского национализма. И тогда здоровое в основе своей явление ждет гибель.
Немного о методологии
Название этой статьи у любого человека, который в советское время учился в школе, а тем более в вузе, сразу вызовет ассоциации со статьей В.И. Ленина "Три источника и три составных части марксизма". В свое время эту статью заставляли штудировать всех школьников и студентов. Каюсь, название заимствовано именно оттуда. Однако, рискуя совершить столь откровенный плагиат, автор не ставил перед собой задачу "играть смыслами", в духе модной ныне постмодернистской стилистики.
Все, с одной стороны, гораздо проще, а с другой - многократно важнее. Такой явной ассоциацией с названием одной из программных статей лидера большевиков, автор намерен подчеркнуть тот факт, что тезис о трех источниках и трех составных частях имеет такое же важное значение для идеологии русского национализма, какое имело аналогичное положение для марксистско-ленинской идеологии. Но дело не только в этом.
Тут речь идет о методологии исторического и шире социального исследования. В названии отражен тот факт, что принцип "троического единства", а отнюдь не диалектический принцип единства и борьбы противоположностей является фундаментальной основой бытия, в том числе и социального, а также и познания. А значит, этот принцип должен лежать в основе методологии любого социального исследования (эта тема требует отдельного обстоятельного разбора).
Давно известно, что в основе национального самосознания лежит фундаментальное деление мира на "мы" и "они". Причем, в применении к самосознанию русского народа стоит заметить, что под "мы" всегда подразумевались не только великороссы, но и малороссы, и белорусы, составляющие единый русский народ (тоже, кстати, троическое единство). Кроме того, русские, будучи имперским народом, всегда милосердно и снисходительно относились к инородцам, населявшим Российскую империю. Имперский характер повлиял не только на то, как идентифицируется русским сознанием "мы". Ту же картину можно наблюдать и с "они". Под "они" всегда понимались не просто другие, но только те другие, которые являются врагами русской цивилизации.
Три источника русского национализма
Русский национализм серьезно до сих пор не исследован, хотя на эту тему уже написаны сочинения, призванные определенным образом "пометить" это важнейшее историческое явление. В такой ситуации для понимания как современного русского национализма, так и сущности идеологии русского национализма полезнее обратиться к художественным произведениям.
Известно, что художник обыкновенно тоньше чувствует социальное напряжение, умеет в образах передать те явления, которые ученые и философы не могут пока еще адекватно выразить понятиями. К счастью, есть удачный пример художественного произведения, в котором современный русский национализм выпукло представлен. Это - знаменитый фильм "Брат", ставший поистине культовым. Стоит сразу оговориться, что задачей настоящей статьи не является полный разбор фильма, тем паче, что автор не является специалистом в области кинокритики. Для нас важно, что кинорежиссер Алексей Балабанов устами главного героя своего фильма Данилы Багрова гениально просто определил три источника русского национализма.
Националист, разумеется, отделяет свой народ от всех иных народов, но не все народы противопоставляет своему. Единственным исключением из этого правила являются, видимо, евреи, которые противопоставляли себе всех гоев. Однако это - отдельная тема, много верных замечаний на сей счет можно найти в последней книге Игоря Шафаревича "Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России" (СПб, 2002).
Русский националист противопоставляет своему народу три враждебные России стихии. И именно эти три противопоставления являются тремя источниками русского национализма. Итак, вспомним фильм "Брат".
Первое противопоставление. Данила Багров в одной из бесед со своим другом Немцем меланхолично замечает: "Что-то я евреев ... не очень". Фраза внешне невероятная в устах молодого человека, который в своем провинциальном городишке может и ни одного живого еврея не видел, у которого отец сгнил в тюрьме, а брат - обыкновенный бандит. Однако фраза эта только внешне невероятная, но, по сути, глубоко точная, ибо здесь мы слышим не голос парня из провинции, но голос русского национализма. Этот невероятный теоретически, но вполне реальный факт, сродни недавнему участию фанатов "Спартака" и ЦСКА в протестах против бомбардировок Сербии... В молодых москвичах тогда тоже заговорил голос русского национализма.
Второй враждебной России силой, в понимании героя фильма, являются кавказцы. Об этом наглядно свидетельствует сцена в трамвае, когда Данила быстро ставит на место обнаглевших джигитов, делая это на единственном понятном им языке - языке силы. При этом русский националист изрекает новую сакраментальную формулу: "Не брат ты мне, гнида чернож..ая". Тут он выражается более определенно, нежели в случае с евреями. Это и понятно, ведь он действует, опираясь не только на свое глубинное мироощущение, но на личный опыт, почерпнутый им в "горячей точке".
Наконец, третье противопоставление, последняя враждебная России стихия - Запад. Тут уже русский националист Данила Багров поднимается до уровня пророчества, заявляя встреченному им в питерском притоне иноземцу: "Скоро вашей Америке кердык". Причем, под Америкой подразумевается весь Запад. Этот момент нарочито подчеркнут в фильме. Когда Даниле говорят, что негр - вовсе не американец, а француз, он отвечает в том смысле, что это не имеет никакого значения.
Стоит обратить внимание, что стихийный русский националист Данила Багров противопоставляет себе и своему народу именно три, причем весьма определенных, народа, а не всех подряд. Когда его примитивно мыслящий брат-бандит предлагает "мочить" всех инородцев и иностранцев подряд, то Данила просит исключить из этого списка немцев. Этот факт весьма примечателен. Дело тут отнюдь не в том, что по сюжету герой фильма подружился с добрым немцем. Лояльное отношение русских к немцам - факт из жизни, а не из кино. И этот факт весьма примечателен. Немцы - это ведь тот народ, с которым русские вели самые кровопролитные войны. Вот уж кого мы должны были бы ненавидеть больше всего. Почти в каждой семье есть счеты к немцам. Но как раз этого в обществе нет.
Кстати, во второй серии "Брат-2" все тот же брат Данилы с упоением убивает "американских хохлов". Причем, заявляет, что намерен отомстить им "за Севастополь". Весьма показательно, что русский националист Данила Багров в противостоянии с малороссами (пусть и с такими неполноценными) участия не принимает.
Все эти факты свидетельствуют о том, что русский национализм совсем не ситуативен. По своему содержанию это - явление, можно сказать, метафизического порядка. И все эти факты (впрочем, не только эти) возвышают героя фильма "Брат" до уровня настоящего русского националиста, хотя может быть и стихийного. По крайней мере, Данила Багров - отнюдь не примитивный бандит, каковым пытались его изобразить некоторые ангажированные критики.
Для нас важно подчеркнуть, что тремя источниками русского национализма являются: антиеврейские настроения; антикавказские (антимусульманские) настроения; антизападные (антиамериканские) настроения.
Три составных части русского национализма
Есть много охотников искать природные истоки национализма, особенно национализма русского, порассуждать о присущем русскому народу "зоологическом антисемитизме" и пр. Эти люди, самочинно присвоившие себе право выносить приговор национализму, в том числе и русскому, утверждают, что национализм сводится к ненависти и недоверию к другим народам. Иными словами, они сводят национализм только к ощущениям и настроениям, не пытаясь отыскать основу источников русского национализма.
На самом деле это не так. Задумается над тем, почему у русского национализма три источника, почему именно эти три? Первое, что бросается в глаза: противопоставление русским народом себя еврейству, магометанству и Западу имеет давнюю историю. Пожалуй, с того самого момента, когда Святой князь Владимир Креститель при выборе веры отверг притязания иудаизма, ислама и римо-католичества. С этими тремя врагами русскому народу приходилось постоянно воевать на протяжении всей своей истории. И три линии противостояния отмечает и современный русский националист Данила Багров.
Эти три источника русского национализма дают нам возможность уразуметь и те три составных части идеологии русского национализма, которые составляют его основу как целостного мировоззрения.
В самом деле, почему именно евреев Данила Багров "не очень", а не китайцев, к примеру, или поляков? Потому что одной из составных частей идеологии русского национализма является идея о Православии, как о главной отличительной особенности русского народа. А именно иудеи являются постоянным и непримиримым врагом Православия. Можно сказать, что само существование русского православного народа является видимым обличением иудейства, поэтому они всегда ненавидели русских. По большому счету между русскими и евреями спор идет о Православии. И не понимающие этого безбожные юдофобы достойны сожаления.
Неприязнь к кавказцам, конечно, обострилась в последнее время в связи с Чечней и нелегальной иммиграцией. Однако отношения с агарянами и раньше были далеко не безоблачными. Вспомним, вековую вражду с турками, борьбу с Казанью, Астраханью и Крымом. Это не может быть случайностью. По большому счету между русскими и магометанами шел и идет спор о Самодержавии. Самодержавие, органично присущий русским способ правления, является идеалом государственного устройства. Единственным конкурентом Самодержавию всегда был восточный (магометанский) деспотизм, поскольку западный абсолютизм, по сути своей, есть оборотная сторона демократии. Эта конкуренция, кстати, имеет и историческое измерение, - ведь на развалинах Византийской империи возникли две империи: Российская и Османская. Сегодня кавказцы, вторгаясь в пределы России (в разных видах) пытаются навязать нам свое социальное устройство.
Что скрывается за неприязнью к Западу? Стоит отметить, что острое и явное противостояние с Западом характерно для последних 200 лет нашей истории. Характерно, что именно на рубеже XVIII-XIX веков был поднят национальный вопрос. Словом, спор между Россией и Западом идет о понимании Народности или Нации. Последнее слово Запада по этому вопросу сказали американцы, выдвинувшие и осуществившие идею пресловутого "плавильного котла" и стремящиеся искоренить, так называемое этническое определение нации, стремясь навязать вместо него понятие политической нации. Таким образом, из понятия Народности искореняется всякое духовное содержание, и главным признаком принадлежности к народу становится гражданство.
Таким образом, основа идеологии русского национализма, составные части русского национализма можно выразить старой и вечно новой формулой: Православие, Самодержавие, Русская Народность.
Все это нужно понимать лидерам и идеологам современных политических партий, претендующим на то, чтобы называться русскими националистами. А то ведь приходится сталкиваться со случаями, когда уважаемые люди пытаются создать националистическую партию или националистический блок и заключают соглашение, а то и союз, с исламскими радикалами, по той причине, что те тоже не любят евреев и американцев. Нужно отдавать себе отчет, что евразийство к русскому национализму не имеет никакого отношения. Это - разные вещи. Нужно также понимать, что русский национализм сам по себе (без каких-либо союзов с исламскими радикалами) не несет угрозы лояльным нашей стране российским инородцам.
Русский национализм и Православие
И в заключение хочется несколько слов сказать об отношении русского национализма и Православия. Некоторые недалекие критики пытаются опровергать русский национализм с позиций православного вероучения. Бессмысленное занятие. Они, эти критики, не понимают одного: в душе русского православного человека Православие и национализм сливаются в одно нерасторжимое органичное единство, которое совершенно бессмысленно критиковать. Выше уже упоминалось, что это ощущали и прекрасно понимали Новомученики Российские. Для многих из них не было никакой проблемы в том, чтобы возглавить русские национал-патриотические (черносотенные) организации.
Ну а тем, кто попытается в этом факте углядеть признак "неразвитости" религиозного сознания русских, напомним слова Апостола Павла, который готов был даже пожертвовать своим спасением ради спасения своего народа.