Говоря об «ужасах нашего времени», нельзя обойти такой феномен русской жизни, как неоязычество. Многие православные русские люди недооценивают опасность этого явления и относятся к нему снисходительно, полагая, что антихристианство язычников компенсируется их патриотизмом. Между тем, на мой взгляд, современное русское неоязычество представляет собой угрозу для целостности церковного сознания едва ли не большую, чем недавний атеизм. На голом атеизме сегодня не построить ни новой идеологии, ни большой политики. А вот национализм, замешанный на язычестве и родственных ему расизме и ницшеанстве, становится реальным вызовом православному мировоззрению. Наш выдающийся богослов Владимир Лосский указывал на огромную опасность для церковного сознания этнофилитизма, заключающегося в подмене евангельского начала национальным, этническим, когда племенная кровь по существу ставится выше Крови Христовой. Так было, например, в свое время в Болгарской Поместной Церкви. К тому же ведут сегодня те, кто с пеной у рта провозглашает: «Мы Русские, с нами Бог!», - полагая, что русская кровь сама по себе делает нас христианами.
В религиозном плане, являющемся основополагающим, вся новозаветная история - это борьба иудаизма и язычества с христианством. Позже в нее включился еще ислам. Националист, не верующий во Христа, может возразить: «Мой национализм - политический и никакого отношения к язычеству или к какой-либо другой религии не имеет. Я агностик в области веры, и меня вообще не интересует религиозный аспект». Это иллюзия. В духовном смысле всякий националист, хочет он того или нет, является религиозным типом, чаще всего язычником, поскольку неизбежно начинает поклоняться тварным вещам, противопоставляя их Творцу всяческих, Богу. Прежде всего, язычник обожествляет племенную кровь. Это естественно, поскольку само слово «язык» является славянским синонимом слов «этнос», «народ». В интернете представлено множество языческих сайтов, и количество их пользователей неуклонно растет. Было бы большой ошибкой считать это несерьезной игрой взрослых людей. История убедительно показывает, что абсурд и глупость могут весьма быстро, буквально за считанные годы, овладевать умами и сердцами людей. Достаточно вспомнить большевистскую Россию и нацистскую Германию. Если раньше маргинальная часть русской интеллигенции впадала в банальный атеизм, то теперь - в банальное язычество. В этом - коварство постмодерна.
Вот совсем свежий пример. Группа нашей интеллигенции основала «Русскую национальную религию Родь». Ее адепты, как сообщается на сайте, есть в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Хабаровске. В катехизисе религии Родь содержатся следующие положения: «Верю в Рода - бога русских людей. Русские заповеди: совершить благодеяние - значит совершить поступок, усиливающий русскую нацию; русский мужчина бери в супруги русскую женщину и наоборот; рожай чистокровных русских детей; русский человек - это человек, имеющий не менее трех четвертей русской крови». Нерусский человек называется у них - «нерусь». От одного только этого словечка веет гнилым болотом. И, конечно, нельзя не заметить тождественности постулатов языческой «религии Родь» с расологией и расонационализмом. И как бы ни пытался В. Соловей изображать из себя ученого-позитивиста, говоря: «Нельзя быть русским, не имея русской крови», получается у него банальное язычество, а если говорить точнее - иудео-язычество или языко-иудейство, как кому угодно. Еще раз подчеркну, что на протяжении всей новозаветной истории в борьбу с христианством попеременно вступали две силы: иудейство и язычество. Но нередко они сочетались, тем более что в реальности усваивали себе черты друг друга, диффузировали. Недаром современное еврейское государство приняло название Израиль, а не Иудея (согласно Ветхому Завету, Израилем стала называться часть некогда единого Иудейского царства, впавшая в идолопоклонство, в отличии от Иудеи, стремящейся сохранять верность истинному Богу). Иудейство заражалось языческим идолопоклонством, а в язычестве под влиянием иудаизма особенное значение приобрел культ племенной крови. И сегодня Православию противостоит гремучая смесь, состоящая из расонационализма и иудео-язычества. Повторю еще раз: многие православные относятся к современному русскому неоязычеству если не с симпатией, то снисходительно. Это совершенно неверная и опасная позиция. Мы не имеем права забывать, что на крестную муку и смерть Иисуса Христа отдали иудеи, но непосредственно распинали Богочеловека язычники. Об опасности язычества для истинного Богопочитания говорит нам Библия. Собственно, генеральная тема всего Ветхого Завета - отношения богоизбранного еврейского народа с язычеством и идолопоклонством. И сегодня для нас, православных, эта тема не только не утрачивает своей значимости, но еще больше актуализируется. Надо помнить, что главная задача неоязычества - сокрушить христианство, уничтожить Православную Церковь. Это не преувеличение, а духовная аксиома и реальность. Ведь, собственно, и в большевизме, попытавшемся сокрушить Церковь, нельзя не заметить признаков неоязычества (разве могут чистые материалисты строить мавзолеи своим вождям и петь: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»?). Вся коммунистическая идеология пропитана неоязыческим духом. И вообще, возможен ли атеизм в чистом виде, без той или иной примеси идолопоклонства? Вряд ли. Еще раз подчеркну: никакого мирного сосуществования христианства и язычества быть не может. Как только неоязычники почувствуют свою силу, они опять ринутся вместе с другими врагами Христа крушить наши храмы и делать из них «мерзость запустения». В Ветхом Завете, в 4-ой Книге Царств, читаем об иудейском царе Манассии, изменившем истинному Богу: «И провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников... И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: «в доме сем в Иерусалиме»...» (4 Цар. 21: 6-7).
То есть Манассия посягнул на Святая Святых - храм Соломона, поставив в нем идолов. Вот язычество в своем пределе! «И предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие», - читаем в Евангелии (Мф. 20: 19).
3. автору
2. Re: Запах гнилого болота: об опасности неоязычества
1. Re: Запах гнилого болота: об опасности неоязычества