О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии

0
1446
Время на чтение 7 минут

В последнее время на РНЛ в связи с учением о том, что не православные не спасаются, и в связи с учением о вечности геенских мук идет спор, заключающийся в следующем. Некоторые считают, что человек, если он и не православный (или даже конфессионально православный, но в чем-то сознательно отступающий от догматов Православной Церкви), все же может спастись и в данном своем духовном состоянии, - если таковой является человеком добродетельным.

Особенно настаивает на таком утверждении сотрудник РНЛ Павел Тихомиров. Вот что, к примеру, он утверждает на форуме статьи Вячеслава Макарцева «Апокатастасис и "долготерпение любви": к полемике о "двух линиях"»: «Наши юридисты в ад отправляют вообще всех тех, кто по объективным и субъективным причинам воспринял «не ту редакцію катехизиса» (п.3). А вот что Тихомиров говорит, споря на эту тему с Сергием Агаповым: «Ув. Сергей, Вы что, тоже полагаете, будто все те, кто придерживается иной интеллектуальной традиции, автоматически становятся "сознательными отступниками"? Т.е. вся та совокупность неправославных людей, ведучих благочестивый образ жизни (тех, кого наш брат, осиповец, позиционирует в качестве "ветхозаветных праведников"), у вас становятся в один ряд с хулителями Духа Святого?» (п.17).

В ответ на сие вопрошение П.Тихомирова я подобрал высказывания некоторых святых отцов, которые совершенно прямо отвечают на сей вопрос:

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Богопочитание заключается в познании догматов благочестия и в добрих делах. Догматы без добрих дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы - бать воздержанным и нечестиво богохульствовать? Потому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение».

Блаженный Феодорит: «Вера недостаточна для спасения, но необходимы и дела... Истинное основание добрих дел - это познание о Боге и вера в Него: ибо, что глаз в теле, то для души вера в Бога и познание о Нем. Но так же и вера нуждается в деятельной добродетели, как глаз в руках и других частях тела».

Святитель Иоанн Златоуст: «Умоляю вас, будем прилагать великое старание, чтобы пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную; ибо если мы с верой не соединим достойной жизни, то подвергнемся болем жестовому наказанию».

Св. Феофан Затворник: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его (см.: Иак. 1, 14)? Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно, буду жить по заповедям. Поелику с принятием веры покаяние не отходит, но, с нею сочетавшись, до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям - пребывает в силе и при вере. Почему верующий, если пришел к вере прямым путем, то есть путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей, или добрых творителем дел. Вера дает ему те сильнейшие побуждения, вера дает ему на то и силы благодатне чрез Святые Таинства. Так вера споспешествует делам (см.: Иак. 2, 22). А дела веру делают совершенною; ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал, дотоле вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

А Св. Игнатий (Брянчанинов) отвечает некоему лицу так, как будто бы он отвечает лично П.Тихомирову и другим лицам, подобно ему придерживающимся такого жемнения, т.е., как он и говорит, «позиционирующим себя в качестве «ветхозаветных праведников»:

«О невозможности спасення иноверцев и еретиков
Достойное горькаго рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти безперестанно встречают нене взоры; редко они бывают утешены противуположным, точно утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя християнами остановиться на христанине, и именем, и самим делом.

Вопрос, предложенный Вами, тепер предлагается сряду. «Отчего не спастись, - пишете Вы, - язычникам, магометанам и, так называемым, еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!... Да! это противно даже здравому разуму человеческому! - А еретики - те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это - безумно, и крайне гордо!»

Постараюсь отвечать Вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения. - Христиане! Вы разсуждаете о спасении, а не знаете, - что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец - не зная Христа - единственное средство нашого спасения! - Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий - разряд существ погибших. Погибель - удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему сетуя во ад», говорит св. Патриарх Иаков о себе и святом сыне своїм Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрих дел человеческих. Такова цена добродетелей естетства нашого падшаго! Чтоб розстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, не обходимо было искупление. Искупление рода человеческаго ... довершено было Самим безпредельным Богом. Казни - жребий рода человеческаго, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрыя дела человеческия немощныя, нисходившия во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашого Иисуса Христа. ... Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; - но вера - дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! Напрасно Вы смотрите на противную тому мисль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Такого постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели падшаго естетства нисходят во ад».

Думаю, для любого благочестивого православного христианина этого достаточно, чтобы понять: для спасения души нужны и правая вера, и добрые дела (добродетель); а одно без другого бесполезно. Причем, последнее, т.е. добродетель, без правой веры не бывает! А если кому-то кажется, что у него такая добродетельбез правой веры есть, то это лишь жалкий и постыдный самообман, подобный добродетели фарисеев: комара-то они отцедили, а Христа распяли!

P.S. А.В.Сошенко на форуме моей статьи «Давайте порассуждаем!» высказал такую просьбу: «Батюшка, просьба. Если возможно, придумайте, пожалуйста, какое-нибудь другое обобщенное название этим людям. Не знаю. "ОсиповАлы", что ли, например. "Ал" - Алексей. Или еще какое. Дело в том, что есть болем значимая личность с такой фамилией, выдающийся деятель национально-консервативной мысли современности - Владимир Николаевич Осипов» (3).

Согласен! С В.Н.Осиповым я немного знаком и отношусь к нему с уважением. Поэтому чтобы отличать его и его последователей от проф.А.И.Осипова и его адептов, думаю, можно именовать их так, как предлагаете Вы. А можно называть их иначе, а именно: «профессиональные осиповцы». Здесь игра слов: с одной стороны, прямое указание на профессора А.И.Осипова, что отличает его от В.Н.Осипова, который, насколько мне известно, профессором не является, хотя и достоин куда более высокого звания. С другой стороны - намек на неумеренную активность сих адептов по защите любых мнений и высказываний своего мэтра. Они с таким невероятным рвением подвизаются на сем сомнительном поприще, как будто бы им за это платят крупные суммы денег в конвертируемой валюте - т.е. делают сие, так сказать, «профессионально». Хотя на самом деле им никто за это не платит, и, думаю, никто никогда абсолютно ничем полезным и не заплатит!

Правда, возможно, некоторые острословы на основании сего предложат именовать сих адептов «профессиональными Осипова ценителями». Но, думаю, что это уже излишне. Итак всем православным все понятно!

В общем, пусть форум решает, какое наименование в данном случае принять.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

31. Ответ на 23., Фёдор:

Преподобная Рахиль Бородинская:Особенно ревностно матушка относилась к поминовению убиенных в 1812 году воинов, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Впоследствии она наставляла неопустительно выполнять это послушание, говоря, что по молитвам сестер обители все воины сподобятся получить спасение и сами будут предстательствовать пред Господом за живущих в монастыре. Она нередко видела над монастырем в облаках воинов в белых одеяниях с венцами на головах. С каждым годом их число увеличивалось.В последний год жизни 26 августа 1928 года старица Рахиль увидела, что у всех воинов - белые одежды и венцы. Они заполонили весь монастырь, и было радостно, как в светлый день, и она сказала- Последний воин, который пал на Бородинском поле, отмолен. Всех я их видела в белом...

Откуда же там взялись бы некрещеные?
Lucia / 18.10.2016, 08:47

30. Ответ на 18., М.Яблоков:

Например, где апостол Павел больше всего трудился - в Анталии - нет ни одной православной церкви...

а если количество душ посчитать? в анталии, со времён апостола Павла.....
eka / 18.10.2016, 07:50

29. Ответ на 14., М.Яблоков:

Добро имеет свое онтологическое основание в Боге. Не существует автономного добра или добра вне Бога. Любое доброе дело считается действительно добрым, если совершается во имя Христа. (Имеется в виду Христа, которого догматически исповедует Святая Православная Церковь, а не еретических "христов", которых проповедуют еретики). Не ради Христа и не во имя Христа "добро" не имеет никакого смысла, если не приводит ко Христу. Без Христа спасения не бывает, и ни для кого. Не прельщайтесь.

https://www.youtube.com/watch?v=w3OpylRX53A&list=RDWsoFDDY4E2k&index=3#t=2.613748
eka / 17.10.2016, 22:23

28. О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии

Не хочется вступать в "полемику", которая бурно проходит под статьёй Валентина Семенова "Провокации «мракобесов-инквизиторов» продолжаются". Не мне судить о правоте профессора А.И. Осипова или о правоте протоиерея Георгия Городенцева, только публикациями (статьёй и видео - http://ruskline.ru/rnl_tv/2016/sentyabr/16/pochemu_v_pravoslavii_poyavilis_inkvizitory/) Валентин Семенов ничего не добился. Конечно, отчего, почему, а главное - для чего (мне не верится, что для вразумления и для того, чтобы "еретик" А.И. Осипов не увёл православную паству от Бога - "во тьму") публикует свои мысли протоиерей Георгий Городенцев. Потому, как подобное присваивание "имён" человеку, за его спиной, так, как полемика ведётся не между Городенцевым и Осиповым, не корректна, а точнее - отвратительна: А.В.Сошенко на форуме моей статьи «Давайте порассуждаем!» высказал такую просьбу: «Батюшка, просьба. Если возможно, придумайте, пожалуйста, какое-нибудь другое обобщенное название этим людям. Не знаю. "ОсиповАлы", что ли, например. "Ал" - Алексей. Или еще какое. Дело в том, что есть болем значимая личность с такой фамилией, выдающийся деятель национально-консервативной мысли современности - Владимир Николаевич Осипов»

. Конечно же - всеобщий одобрямс(!): 26. Lucia : Re: О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии 2016-10-03 в 13:35 Эти люди сами подсказали название - неистинно-православные. Так и будем называть.

. Действительно - подобное выглядит как секта, поэтому, в таком же тоне, и "откликнулся" профессор психологии Семенов, даже с профессиональной точки зрения подобное заслуживает внимание. Как-то все - "истинно православные" пропустили следующее: Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, сказал: «Я помню и люблю всех своих учителей, но самый близкий из них мне человек, который меня воспитал, сформировал мою личность – профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов. Низкий поклон ему!» «Он приветствовал, когда с ним спорят, задают вопросы – но студенты должны были обосновать свою позицию. Он мог заставить думать любого человека. Мне он говорил: "чтобы уметь задавать вопросы, ты должен много читать". Алексей Ильич рекомендовал мне мудрые, интересные книги. А после я приходил к нему, и мы продолжали спорить. Благодаря этим спорам и его наставлениям я научился понимать других людей, смотреть на вещи глазами своего оппонента, принимать его аргументы, отвечать на вопросы журналистов и не бояться камеры. Я благодарен этому человеку за все, мы встречаемся до сих пор – и продолжаем спорить», - заключил епископ.

. Это из статьи ко дню учителя - «Они сами жили так, как учили жить нас» http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/06/oni_sami_zhili_tak_kak_uchili_zhit_nas/
вода / 17.10.2016, 22:06

27. Re: О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии

Эти люди сами подсказали название - неистинно-православные. Так и будем называть.
Lucia / 03.10.2016, 10:35

26. Ответ на 22., Фёдор:

Иной пробежит почти не опаленный, другие – в разных степенях опаления, А ИНОЙ ТАК И ОСТАЕТСЯ В ОГНЕ. ОДНИ ПОЙДУТ В ОГОНЬ, другие получат иные разные степени наказания; А ИНЫЕ И ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ. Вот видите, вы сами привели свидетельство, что будут оставшиеся в огне, будут понесшие наказание, а будут и помилованные. Т.е. ВСЕОБЩЕГО СПАСЕНИЯ ГРЕШНИКОВ НЕТ, КАК НЕТ И КОНЕЧНОСТИ ГЕЕННЫ!

Уважаемый Фёдор, тема статьи о соотношении веры и дел, а не о геене. Смысл в том, что если добрые дела не в Господе соделаны, то делатель от Христа ничего и не получит. Это,так сказать, строить дом на песке (добрых дел). Налягут ураганы, потекут воды и падёт дом тот. Поэтому, когда строят дом, то выкапывают котлован, закладывают фундамент, а потом на нём строят из камней стены, и завершают крышей. Так и в домостроительстве нашего спасения полагается основание - Христос, стены - добродетели, а крыша или купол - любовь. И если кто даже маломощную хижину сварганил, но на твёрдом основании - спасётся, хотя и потерпит сокрушение. Спасётся именно тем, что увидит цену своих дел и вменит и своё спасение и свои дела Спасителю Христу. То есть в основание РАЗНООБРАЗНЫХ добрых дел полагается вера в то, что меня спасает Искупитель Христос - Его Искупительная Жертва, и дела Ему следует вменять! Некто говорил авве Иоанну Персиянину: «Столько мы трудились ради Царствия Небесного, будем ли наследниками его?». Старец отвечал: «Верую, что буду наследником Горнего Иерусалима, написанного на Небесах, верен бо есть Обещавый (Евр. 10, 23). И почему мне не надеяться? Я был страннолюбив, как Авраам; кроток, как Моисей; свят, как Аарон; терпелив, как Иов; смирен, как Давид; жил в пустыне, как Иоанн; плакал, как Иеремия; был учителен, как Павел; верен, как Петр; мудр, как Соломон. И, как разбойник, верую, что Тот, Который по Своей благости ДАРОВАЛ МНЕ СИИ ДАРЫ, дарует и Царствие» (Скитский патерик)
Апографъ / 03.10.2016, 10:02

25. Re: О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии

15. Kiram 19, 21, 23. Фёдор Спасибо. "Последний воин, который пал на Бородинском поле, отмолен. Всех я их видела в белом...". Слава Господу Богу!
А.В. Сошенко / 01.10.2016, 13:03

24. Ответ на 13., А.В. Сошенко:

Преподобная Рахиль Бородинская: Особенно ревностно матушка относилась к поминовению убиенных в 1812 году воинов, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Впоследствии она наставляла неопустительно выполнять это послушание, говоря, что по молитвам сестер обители все воины сподобятся получить спасение и сами будут предстательствовать пред Господом за живущих в монастыре. Она нередко видела над монастырем в облаках воинов в белых одеяниях с венцами на головах. С каждым годом их число увеличивалось. В последний год жизни 26 августа 1928 года старица Рахиль увидела, что у всех воинов - белые одежды и венцы. Они заполонили весь монастырь, и было радостно, как в светлый день, и она сказала - Последний воин, который пал на Бородинском поле, отмолен. Всех я их видела в белом...
Фёдор / 01.10.2016, 09:13

23. Ответ на 17., Апографъ:

Иной пробежит почти не опаленный, другие – в разных степенях опаления, А ИНОЙ ТАК И ОСТАЕТСЯ В ОГНЕ. ОДНИ ПОЙДУТ В ОГОНЬ, другие получат иные разные степени наказания; А ИНЫЕ И ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ.

Вот видите, вы сами привели свидетельство, что будут оставшиеся в огне, будут понесшие наказание, а будут и помилованные. Т.е. ВСЕОБЩЕГО СПАСЕНИЯ ГРЕШНИКОВ НЕТ, КАК НЕТ И КОНЕЧНОСТИ ГЕЕННЫ!
Фёдор / 01.10.2016, 08:59

22. Ответ на 13., А.В. Сошенко:

А если не крещенный.По жизни пытался идти честно, исходя не столько из Веры, сколько из традиционных представлений своего народа.

Видение святого Нифона епископа Констанцы Страшного Суда Божия: Затем после них вошло неисчислимое число язычников (здесь хочу добавить от себя что во всех первоисточ.греч.это слово имеет смысл нации и народы) которые не знали закона данного Христом, но сами по себе, имеющие в себе добро и правду совести. Многие из них были как солнца от чистоты и наивности их. Господь подарил им Рай беззаботный, венцы, отливающие стальным цветом и украшенные лилиями и розами. Но из-за того что не были они крещеными, были они слепы. Они не видели славы Господа, потому что крещение это есть свет и око души. Поэтому тот кто не получил крещения, но работал не уставая и совершал благое, получает радости рая и все его блага, наслаждаться его благовонием и сладостью, но не может видеть всего его великолепия.
Фёдор / 01.10.2016, 08:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 13:15
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:42
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43