В своем «Ответе профессору В.Е. Семёнову» протоиерей Г.Городенцев, к сожалению, на мои главные вопросы не ответил. При этом он обвинил меня в том, что я «лезу по-свински в его научную вотчину». Здесь придется сказать, что я, всё-таки, пять лет преподавал социологию (естественно, в православной интерпретации) в Санкт-Петербургской Духовной академии, как профессор, и рецензировал кандидатские работы по богословию. Так, что нельзя сказать о моей полной невменяемости в этой сфере. И должен признаться, что чаще всего эти работы тянули на курсовую по гуманитарным наукам в светском университете. А то, что о. Георгий и его приверженцы считают богословием, судя по их публицистике на РНЛ, никакой наукой не является. Это такой же марксизм-ленинизм, где аргументами являются только неопровержимые цитаты и нет никаких мыслей и рассуждений, которые есть у настоящих богословов. Однако их остались ныне единицы (один из них профессор Московской духовной академии А.И.Осипов).
Затем отец протоиерей углубился в подсчеты своего могучего рейтинга на РНЛ. Любопытно, что по известному психологическому феномену проекции он тут же приписал мне свою собственную жажду высокого рейтинга, а вот ему, мол, такой рейтинг может на Украине стать «венцом терновым». Честно скажу, сочувствую о. Георгию, видимо, потому он и избегает писать о своей родине. А если писать реже, то и вообще будет безопасно. Но о терновом венце всё же нескромно как-то (помните, у кого такой венец был?). А я вообще противник рейтингов: воистину не православное это дело - рейтинг. К тому же давно известно, что в СМИ всегда лидируют скандалы, «страшилки» и всё, связанное с деньгами. Хорошо бы нам не поддаваться этим капиталистическим «ценностям» общества потребления. Кстати, о. Георгий, как не странно для батюшки, очень неплохо усвоил эти коммерческие правила. Применив, как и он, арифметику, точнее, простейший контент-анализ (анализ содержания), к его выступлениям на РНЛ с 1 августа до 20 октября сего года, я обнаружил, что у него 22 публикации (у меня - только 9).
Но самое интересное не количество, а качество: о чем его выступления. Протоиерей, проживающий на Украине и её гражданин, только в 3-х статьях (13,6%) сообщает о своей стране, ещё в 5-и (22,7%) рассуждает о науке в сочетании «с бесами, которые её используют», и критикой науки светской, все остальные 14 статей (63,6% ) - о нашей России. Причем исключительно в связи со всевозможными скандалами, как и в случае Украины. Характерны и сенсационные названия, где фигурируют словосочетания: «сексуальный скандал», «ритуальное преступление», «безумные фантазии либераста», «апокалипсис наступает», «художественный манифест «цветной» российской революции»... Просто какие-то репортажи в желтой прессе. Нет, не прост одесский батюшка.
И, наконец, главная, генеральная тема: критика «еретического учения» А.И.Осипова и его сподвижников в 6-ти статьях (27,3%), а также православного социализма в 2 статьях (9,1%), то есть 8 статей (36,4%), направленных против меня и моих единомышленников. Назову эти статьи, а то ведь о. Георгий опровергать будет: «Критика мнения профессора Алексея Осипова о «двух линиях» (5.09.16), «Ответ протоиерею Александру Васькину» (10.09.16), «Давайте порассуждаем» (22. 09.16), «О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии» (29.09.16), «Критика ложных мнений о конечности вечных геенских мучений» (13.10.16), «Ответ профессору Семёнову» (18.10.16). Статьи против православного социализма: «Православный царь и православный социализм» (4.10.16), «Святые... социалисты» (8.10.16).
Фактически указанные статьи протоиерея Г.Городенцева своей прямолинейностью и безаппеляционностью в наше напряженное время вызывают конфликты и способствуют расколу, как среди православных, так и, условно говоря, между просоциальными («красными») и религиозными («белыми») гражданами, что отчетливо проявляется во враждебных комментариях к этим статьям. Особую агрессивность и оскорбительность проявляют как раз сторонники о. Георгия. Это можно документально доказать тем же контент-анализом. В статье о. Георгия, адресованной мне, сознательно и неосознанно используются различные демагогические приемы давления, перерастающие в запугивание. Вот он начинает говорить о себе в третьем лице (что является знаком собственной сверхзначимости). Как бы ненароком вспоминается, что вот, мол, не только он, но и Синодальная библейско-богословская комиссия «недавно также осудила многие мнения проф. А.И.Осипова (однако, как раньше, отец Городенцев уже не решается называть его еретиком, потому что знает заключение комиссия, но не знает - знаю ли об этом я ). Поэтому, мне сообщается, что « комиссия существует при Священном Синоде РПЦ, возглавляемым самим Святейшем Патриархом всея Руси Кириллом». И потом начинается «психическая атака»: о. Георгий как бы «повышая голос, распрямляется» и провоцирует: «Вот именно эти лица, в отличие от меня, в силу их церковной власти формально как раз и подходят под Ваше, г-н Семёнов, определение «православной инквизиции». И далее: «Если Вы такой правдолюб... не боитесь правду- матку в глаза резать в защиту проф. Осипова, то, пожалуйста, обратитесь со своими обвинениями ... к этим лицам!». А дальше батюшка уже неспособен сдержать своей, мягко говоря, какой-то параноидальной неприязни к А.И.Осипову... Да и ко всем нам, кто просто уважает и ценит Алексея Ильича. Дело доходит до издевательства, оскорбления всех нас.
Например, совсем недавно в конце своей статьи «О соотношении веры и добрых дел (добродетели) в Православии» он вдруг написал: «А.В.Сошенко на форуме моей статьи «Давайте порассуждаем!» высказал такую просьбу: «Батюшка, просьба. Если возможно, придумайте, пожалуйста, какое-нибудь другое обобщенное название этим людям. Не знаю, «ОсиповАлы, что ли... Или ещё какое». «Согласен! (отвечает о. Городенцев). Они с таким невероятным рвением подвизаются на сем сомнительном поприще, как будто им платят крупные суммы денег в конвертируемой валюте - т.е. делают сие, так сказать, «профессионально»... Правда, возможно, некоторые острословы... (то бишь сам батюшка Георгий - В.С.) предложат именовать сих адептов «профессиональными Осипова ценителями»... И так всем православным всё понятно!»
Ну как Вам, читатели РНЛ? Ну как Вам, редакторы и модераторы РНЛ? Ну как Вам, поклонники протоиерея Городенцева? Думаю, большинство догадалось сложить первые буквы слов написанных о. Георгием, который, оказывается, выражается на нецензурном наречии.
На мой основной вопрос, прозвучавший в двух выступлениях, протоиерей Городенцев, так и не ответил, потому что это ему не по силам. Мне искренне жалко его, находящегося в жестокосердном заблуждении, в своеобразной духовной прелести. А ведь он влияет ещё и на группу акцентуированных людей, в том числе на нашей Русской народной линии. Да, с геенной огненной и вечными муками чуть ли ни для всего человечества следует быть осторожнее. Помоги ему всеблагой и непостижимый Бог, о котором знал ещё первый русский митрополит Иларион в одиннадцатом веке от Рождества Христова.
И последнее. Алексей Ильич Осипов не нуждается в защите, тем более моей . Вот последний абзац заключения комиссии, одобренного Святейшим Патриархом Кириллом 31. 03.2016:
«Синодальная Библейско-богословская комиссия с уважением отмечает значимые положительные заслуги профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова в деле проповеди Православия за многие годы его трудов на благо Русской Православной Церкви.
В то же время комиссия обращает внимание уважаемого профессора на необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем. Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения».
P.S. А вчера мне принесли книгу: А.И.Осипов. БОГ. 5-е изд., испр. и доп. М.: Братство св. апостола Иоанна Богослова. 2015. Тираж 95000 (на обложке есть такие слова: «Его книги издаются огромными тиражами, лекции транслируются на весь мир по ТВ «Союз»).
Валентин Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России
50. Марина
49. Re: Об обвинениях и высказываниях протоиерея Георгия Городенцева
48. А.И. Осипов против…А.И. Осипова!
47. Ответ на 44., :
46. Ответ на 42., иерей Илья Мотыка:
45. Ответ на 43., вода:
44. Марина
43. Ответ на 40., иерей Илья Мотыка:
42. Re: Об обвинениях и высказываниях протоиерея Георгия Городенцева
41. Ответ на 37., Иванович Михаил: