Не «любо» и не «мудро» в статье Марка Любомудрова

0
489
Время на чтение 7 минут

Да, странные чувства навеивает материал Марка Любомудрова «Послесловие к ХVIII Всемирному русскому народному собору».

Необходимо согласиться с характеристикой этого материала А.Д.Степанова, изложенной в его статье «Об опасности и вреде упрощенчества».

Именно так. Именно упрощенство в подавляющем числе «аргументов» Любомудрова. Не «любо» и не «мудро», другими словами, изложены доводы в статье Любомудрова. И ещё - явно тенденциозно.

Большая часть статьи Любомудрова посвящена вопросу о русском национализме. Ранее часто приходилось не соглашаться с Анатолием Дмитриевичем Степановым в его видении русского национализма. А.Д. Степанов, отталкиваясь от опасности взглядов на национализм некоторых современных «националистов», таких, как в последнем случае, Любомудров, пытался перенести сам «русский национализм» в разряд опасных явлений. Между тем, русский национализм - основа национального чувства русского народа. Опасность в другом - в людях, которые пытаются исказить русский национализм, представив его исключительно в узкоэтническом и безрелигиозном виде (например, как это делает А. Севастьянов, на которого ссылается Любомудров), и противопоставляют русский национализм имперским интересам России (как это делает К. Крылов).

Но ответ Степанова Любомудрову, в том числе и по вопросу русского национализма, совершенно правилен и выдержан в безупречном виде, в том числе, и по терминам.

... Но, к труду М.Любомудрова.

Попунктно, в чем же упрощенство?

Вот, автор изрекает: «Каждый раз (и 18 собор не исключение) на нас обрушивают океан слов, но дела слабо движутся с места. С сожалением надо признать, что реальное воздействие соборного движения на нашу общественно-политическую жизнь (и на церковную тоже) незначительно или ничтожно мало».

Ну, что же, «идеи нам близки», в том смысле, что сотрясание воздуха от слов давно надоело. Но, в какой степени это относится к ВРНС? Обвинения-то в адрес ВРНС в этой части не новы. Их частенько ранее произносили либералы, которые, кстати, всё делали и делают, чтобы умолчать общественное звучание ВРНС.

Вот что ещё почти пять лет назад говорил по этому поводу заместитель Главы ВРНС, Председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев:

«ВРНС не надо путать, скажем, с Государственной Думой... Наши решения и резолюции в той или иной степени всегда находили отражения в деятельности органов государственной власти. Так, например, несколько лет назад власти, наконец, признали наличие демографической проблемы, хотя Собор об этом говорил еще в середине 90-х годов. То же самое было и с нравственным кодексом бизнеса, и с проблематикой прав человека, осмысленной с православной точки зрения... Мы тогда говорили, что постоянно приходится сталкиваться с фактами, когда правами человека часто прикрываются ложь, невежество и грехопадение... Мы обращаем внимание на опаснейший либеральный принцип, по которому права отдельного человека превалируют над интересами общества... (Разве результаты деятельности ВРНС в этой части не заметны? - А.С.) По вопросу запрета азартных игр власть нас услышала. Законодательно это уродливое явление запрещено. А на прошлом XIII ВРНС мы говорили об алкогольной угрозе... И мы видим, что государством сейчас осуществляются конкретные меры по борьбе с алкоголизацией и пьянством. Международная политика России во многом основываться на тех идеях, которые были ранее выработаны Всемирным Русским Народным Собором. Это относится к тематике национальных интересов нашего государства, единству русского народа...»

Так стоил ли уважаемому М.Любомудрову обвинять в пустословии тех, кто в отличие от многих других, реально воздействует на ситуацию!?

Автор наиболее сильные стороны ВРНС пытается представить в виде его слабости.

«Наши тревоги не рассеивают никакие речи и декларации, с которыми с достойным усердием выступали многие (в том числе и известные в стране) ораторы: лидеры думских фракций, государственные чиновники, высокопоставленные руководители учреждений... И это лишний раз доказывает, что обюрокрачивание, сползание к номенклатурным критериям в соборном процессе продолжается», - говорит Любомудров.

Вообще-то нужно обладать своеобразным искусством, чтобы объединительную площадку для лидеров партий КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Единая России» и высокопоставленных чиновников, на которой они пропитываются единым государственным духом, назвать «обюрокрачиванием» и каким-то там «сползанием». На деле ВРНС являет собой антитезу и противовес всякого рода либеральным экономическим саммитам, «открытому правительству», симпозиумам «институтов гражданского общества» и тому подобным либеральным изыскам.

Любомудров говорит: «Сомнительны упования протоиерея Всеволода Чаплина (сопредседателя заседания) на то, чтобы превратить собор в «интеллектуальный центр»».

В чем сомнительность? ВРНС не только превращается в интеллектуальный центр, но давно таковым является. Если аналитические возможности Любомудрова не позволяют ему это видеть, то стоит ли вообще провозглашать пустые тезисы?

Далее и главное!

Грубовато действует М.Любомудров. В эпиграфе - слова Ф.М.Достоевского, по тексту - слова Н.Я.Данилевского, И.А.Ильина. Это тот самый случай, когда «цитатами и выдержками можно Библию обернуть против Бога». Данилевский, Достоевский и Ильин как раз камня на камне не оставляют на представлениях Любомудрова по национальному вопросу. А ну, как если бы Марк Любомудров, поинтересовался хотя бы «в легкую» определениями упомянутых наших великих о том, «кто такие русские» и что такое Православие для России и русских?! Цитировать не буду, а то слишком уж для него «на блюдечке» будет.

Самая большая заслуга последнего съезда ВРНС в четком и всеобъемлющем определении термина «русский», исходя из понимания наших великих предков, в том числе - Данилевского, Достоевского и Ильина. Значение определения русскости ещё не осознано. На это определение совершенно справедливо будут ссылаться впоследствии. Перефразирую слова булгаковского героя: "Россия в шляпу не вмещается". Узкоэтническое понимание русскости, на чем настаивает Любомудров, не вмещается в саму русскость. Кстати, уместно ли ссылаться Любомудрову на израильский опыт в конце своего материала? Да еще, говоря о национально-православной школьной компоненте?

Только несколько цитат из Декларации русской идентичности ХVIII ВРНС: «Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции... В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же верно утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры...»

Что не устраивает? Что определение в «шляпу» не вмещается? Не от этого ли весь остальной пафос статьи Любомудрова «Послесловие к ХVIII Всемирному русскому народному собору»?

Следующее утверждение Любомудрова: «С упрямством попугаев многие взрослые и порой весьма именитые дяди - с юридическими дипломами и даже степенями - все талдычат про «многонациональность»... Не знаешь, что и подумать! То ли у них плохо включаются верхние полушария, либо скверное образование (не вылезали из троечников), не исключаю, что могут быть и сознательные идеологические русофобы-провокаторы».

Здесь можно частично согласиться. Не понятно, правда, у Любомудрова, про «верхние полушария». Но, это ладно. Действительно, делающие акцент на многонациональности в России, не говорящие о подавляющем большинстве русских, и есть - либо невежды, либо русофобы. Но ХVIII ВРНС как раз и говорил о государствообразующей роли русского народа, о национальную идентичности русских. Во всяком случае, это следовало из речей Святейшего Патриарха, В.Н. Ганичева, протоиерея Всеволода Чаплина и других центральных фигур Собора. О каких тогда «дядьках» ведет речь Любомудров?

Любомудров после верного, но выдернутого из контекста определения русскому национализму И.А.Ильина, произносит: «Понятно, почему первое лицо страны признается: «Самый большой националист в России - это я» (дискуссионный клуб «Валдай»). Правда не очень ясно, что в таком случае может означать прозвучавшее вскоре на заседании Совета безопасности РФ (20.11.2014) заявление о том, что особо опасный вид экстремизма, с которым надо бороться - это национализм (!?)».

Высок уровень Любомудрова! Он даже виды национализма не различает. Или сознательно вводит в заблуждение. Быстрее всего - второе. На заседании Совета безопасности РФ (20.11.2014) говорилось в основном о национализме нацменов! И если прямо этот национализм не был так назван, то из смысла сказанного сие четко следует. Не умеет понимать очевидные вещи Любомудров? Или как?

Заодно здесь попытаюсь в меру сил устранить неполноту цитирования Любомудровым мыслей И.А.Ильина по вопросу русского национализма. Иван Александрович определял национализм как любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Русский национализм по Ильину есть созерцание неповторимости своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души. Русский националист, любящий свой народ, с уважением относится и к национальным чувствам, неповторимости культур других народов, способствует их сохранению и приумножению. Но такое отношение русских людей к другим народам не означает, что традиции других народов могут попирать права русского народа. В этом случае необходимо вести речь не о «традициях» малых народов России, а о превратном с их стороны понимании своих прав. «Истинный патриот вовсе не призван любить у других народов всё, но лишь то, что составляет истинный источник их величия», - еще одно утверждение И.А.Ильина.

Через призму вышесказанного некоторые правильные утверждения в статье М.Любомудрова воспринимаются как ложка правдивого в бочке неправды.

Русский националист в понимании И.А. Ильина - православный человек, также как и имперец. А Марк Любомудров, о каком национализме ведет речь? Зачем ему нужно дискредитировать ВРНС, который дал определение русскости, исходя из наследия наших великих?

Андрей Сошенко, г. Калуга

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сошенко
Россию превращают в пародию…
Не прекращаются диверсии по негрификации страны
26.04.2024
Трамп: «Между нами и Россией – океан»
Простой и верный способ предотвратить полномасштабную войну в Европе
25.04.2024
Потерянное время
Враги используют медлительность и просчёты Москвы
24.04.2024
Ждём новых «крокусов»?
Почему практически ничего не изменилось с момента ужасного теракта?
22.04.2024
Так говорил Заратустра…
Киевской хунтой применяются нацистские практики принудительного оплодотворения украинок
19.04.2024
Все статьи Андрей Сошенко
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49