Незабытые имена: археолог-исследователь Пётр Ерёменко

0
78
Время на чтение 23 минут

В лице Петра Митрофановича Ерёменко, скончавшегося в Новозыбкове Гомельской губернии 27 февраля 1926 года, мы лишились одного из выдающихся краеведов провинции
и одного из преданнейших деятелей в области народного образования.

Д. Струнин

В 1925 году в городе Новозыбкове было напечатано первое пособие по краеведению для школ, изб-читален и кружков самообразования под названием «Новозыбковский уезд». Автором этой работы выступил Пётр Ерёменко – интереснейший и образованнейший человек своего времени, стоявший у истоков создания в этом городе первой официальной организации исследователей прошлого – Новозыбковского бюро краеведения. Его имя тесным образом связано с развитием народного просвещения и образовательными учреждениями на Новозыбковщине. Он являлся одним из активных членов действовавшего в городе до революции благотворительного общества и инициировал перед местными властями вопрос об организации общедоступного музея. И, наконец, Ерёменко был первым, кто в конце XIX столетия на профессиональном уровне провёл археологические раскопки древних городищ и курганов славянских племён на территориях Черниговской, Полтавской, Могилёвской и Орловской губернии. Результаты своих трудов он подробнейшим образом описал, систематизировал и передал в распоряжение Императорской Археологической комиссии для опубликования и дальнейшего использования.

Пётр Ерёменко родился 23 августа 1860 года в Дунайской слободке Глуховского уезда Черниговской губернии (сегодня Сумская область Республики Украина). О детских годах Петра сведения практически не сохранились. Известно, что его отец, Митрофан, и мать происходили из крестьян, имели своё небольшое хозяйство и участок земли, которые составляли материальную основу семейства. Маленький Пётр неоднократно бывал с отцом в уездном центре – Глухове, куда приезжал на праздники и в дни проведения торгов. Этот древнейший город Киевской Руси с его многовековой историей, духом гетманщины, меценатства и просвещения будет формировать Петра Ерёменко как личность и навсегда останется для него той сердцу любимой сторонкой, где хотелось бы обрести покой.

В XVIII веке Глухов – столица украинских гетманов. Здесь находилась уникальная по своей архитектуре православная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы, в которой предадут анафеме гетмана Мазепу (в 1962 году будет разобрана). После упразднения в 1764 году гетманской системы правления в городе по инициативе генерал-губернатора Малороссии графа Петра Румянцева построят здание Малороссийской коллегии, названное современниками «восьмым чудом света». В те годы Глухов занимал исключительное значение как административный и культурный центр Левобережной Украины. Здесь развивалось и своё производство: отливали пушки и церковные колокола, изготавливали медную посуду, кирпич, кафель. Вторая половина XIX века связана с бурным образовательным процессом в Глухове, на фоне которого будет основан учительский институт, а затем женская и мужская гимназии.

Именно в Глуховской гимназии для мальчиков, в её бытность с приставкой «про», Пётр Ерёменко получит первоначальное образование. Родители, наблюдая у ребёнка светлый ум, пытливое сердце и живой интерес к познанию, предпримут необходимые меры для его обучения.

Затем юноша уезжает в Киев, где, желая продолжить своё развитие, поступает в самое авторитетное среднее учебное заведение юго-западного края – Коллегию Павла Галагана. Среди выпускников Коллегии значатся видные деятели науки и искусства – историк литературы Нестор Котляревский, член-корреспондент Академии наук СССР Владимир Липский, академик Дмитрий Петрушевский, юрист (брат знаменитого художника и реставратора) Владимир Грабарь, российский правовед Иосиф Покровский и другие. Пребывая в стенах этого учебного заведения, Ерёменко в полной мере использует его книжный ресурс – уникальную библиотеку, основу которой составляли более 4 300 томов философских, исторических, статистических и других сочинений на русском и иностранных языках, в том числе рукописей, приобретённых Галаганом из личной коллекции историка и этнографа Малороссии Николая Маркевича.

Становление Петра Ерёменко в те годы проходило на фоне взбудоражившего местное общество слов литературного критика В. Белинского о вышедшей в 5 томах «Истории Малороссии» под редакцией Н. Маркевича: «История Малороссии – это побочная река, впадающая в большую реку русской истории. Малороссияне всегда были племенем и никогда не были народом, а тем менее – государством. Они умели храбро биться и великодушно умирать за свою родину, им не в диковинку было побеждать сильного врага с малыми средствами, но они никогда не умели пользоваться плодами своих побед. Разобьют врагов в пух, покажут чудеса храбрости и геройства и – разойдутся по домам пить горилку…». Ерёменко уже тогда влекло желание узнать о своём происхождении, в деталях разобраться в прошлом родного края в период развития и становления Московского Царства. По этой причине он с большим интересом посещает учебные занятия, и в первую очередь по истории и географии, с вниманием слушает лекции, постоянно читает дополнительную литературу, расширяя свой кругозор и сферы познания.

Поскольку Коллегия Павла Галагана находилась под покровительством руководства Императорского университета св. князя Владимира в Киеве, Ерёменко, пользуясь соответствующими льготами, с 1881 года продолжит там своё обучение на историко-филологическом факультете.

В 1884 году, во время празднования 50-летнего юбилея университета, произошли студенческие волнения, вылившиеся в беспорядки. Это послужило поводом к закрытию учебного заведения и отчислению учащихся на неопределённый срок. После восстановления нормальной работы университета Ерёменко получает диплом молодого специалиста и в 1887 году приезжает в Новозыбков, где с 3 октября начинает преподавать любимые ему историю и географию в реальном училище. Эти же предметы одновременно он преподаёт в Новозыбковской женской гимназии, получая более 1 650 рублей годового жалования за свой труд. Учитывая высокий уровень преподавательского мастерства, насыщенные новыми и интересными фактами уроки, повсеместное уважение среди учеников и их родителей, Ерёменко избирают членом попечительского совета гимназии. В результате чего он активно участвует не только в образовательном процессе, но и в вопросах организации учёбы, улучшения быта учащих и учащихся, их финансовой поддержки, стимулирования и поощрения.

В этот период Ерёменко пишет статью о постановке библиотечного дела в Новозыбковском реальном училище, которая будет опубликована в издававшемся до революции журнале «Филологические записки» под редакцией А.А. Хованского и С.Н. Прядкина.

После учреждения в Новозыбкове благотворительного общества Петра Ерёменко единогласно включают в состав руководящего совета названной организации. Данное общество было создано в конце XIX столетия по инициативе и при непосредственном участии супруги уездного предводителя дворянства – княгини Марии Долгоруковой (1859-1914). Основной его целью являлось оказание материальной помощи нуждающимся, распространение грамоты среди бедняков, приискание им мест для проживания либо работы. Общество также содействовало воспитанию детей из малоимущих семей, помещая их в школу и мастерские для изучения ремёсел.

Будучи членом благотворительной организации, Ерёменко в 1898 году единовременно жертвует 150 рублей из личных средств в общий капитал для постройки собственного дома для общества (дом этот сохранился, располагается на углу улицы Красной и Соборной площади).

После того, как при обществе была создана библиотека, Петра Ерёменко, уже известного в городе специалиста по образованию, избирают заведовать ей. В связи с этим он сразу же выделяет 50 рублей на библиотечные нужды. Постоянно печётся о приобретении книг, учебников и пособий, настенных карт, картин, приборов для объяснения физических явлений, канцелярских принадлежностей. Благодаря его стараниям к началу 1899 года в библиотеке насчитывалось 636 различных книг по истории, мироведению, богословию, а также 618 томов периодических изданий. Услугами библиотеки пользовалось 340 читателей.

Когда Ерёменко покинет Новозыбков, по предложению попечителей общества будут созданы «Научный имени Петра Митрофановича Ерёменко отдел Новозыбковской бесплатной народной библиотеки» и специальный денежный фонд его имени в размере 1 213 рублей.

Также при обществе была открыта школа для мальчиков и девочек, которая имела собственный музей с множеством различных пособий. Особое место в его фондах занимала переданная Ерёменко коллекция предметов, обнаруженных им в ходе исследования древних курганов в Могилёвской губернии (выполненные из железа, стекла, бронзы и золота серьги, браслеты, подвески, бляхи, бусы, пряжки, крестики, кольца, наконечники стрел, топоры, скребки и др.).

В сформированных при благотворительном обществе классах для взрослых Ерёменко давал самостоятельные уроки с учётом своей специализации. В 1901 году при этих классах им будут организованы курсы по рукоделию.

Летом того года Ерёменко читает лекции по русской истории на общеобразовательных курсах для учителей Новозыбковского уезда.

В 1902 году принимает активное участие в организации курса по черчению и рисованию для рабочих ремесленных предприятий, железнодорожных и механических мастерских при спичечных фабриках города.

В 1902-1903 годах Ерёменко участвует в создании драматического кружка из слушателей классов для взрослых при школе благотворительного общества.

В 1903-1904 годах, благодаря приобретению на частные средства музыкальных инструментов, организует народный духовой оркестр.

За безупречную 12-летнюю службу в должности преподавателя в январе 1898 года Пётр Митрофанович будет удостоен ордена Святой Анны III степени.

Будучи в Новозыбкове, в начале 90-х годов позапрошлого века Ерёменко совместно с учителем математики реального училища Климентом Берученко-Мусиенко начинает свои первые археологические поиски.

Из 4-го номера Черниговских губернских ведомостей за 1891 год: «…В августе и сентябре, на основании полученного разрешения, были разрыты в окрестностях Новозыбкова (в селах: Людкове, Внуковичах, Перевозе и около хутора Карховка) несколько курганов (до 20), оказавшихся принадлежащими к эпохе древнейших поселений во времена язычества».

В то время Новозыбковский уезд наряду с другими районами Черниговщины практически не был исследован в археологическом отношении. Первые упоминания о памятниках археологии (курганах и городищах) на территории современного Новозыбковского района содержатся в сведениях Императорского центрального статистического комитета за 1873 год, собранных археологом и историком права Дмитрием Самоквасовым (1843-1911), а также в его исследованиях «Древние города России» и «Могильные древности северянской Черниговщины». В 1903 году эти сведения будут опубликованы в «Известиях Императорской Археологической комиссии» с предисловием археолога Александра Спицына.

Приступая к анализу и систематизации проделанной археологической работы, Пётр Ерёменко напишет: «Новозыбковский уезд далеко не беден как городищами, так и курганами, свидетельствующими, что и здесь среди лесов и болот на тощей почве из супеска когда-то в давнюю пору жило население если не особенно богатое, то сравнительно плотное.

Сведения о памятниках, оставленных этим населением, мною были добыты в три приёма. Прежде всего были получены сведения, собранные для какой-то цели волостными правлениями ещё в 1878 году, но так как они оказались недостаточно полными, то в 1891 году были собраны через местного исправника по всему уезду новые сведения. Причём на этот раз они собирались через урядников по особой составленной мной программе. Эти сообщения дали о местонахождении курганов и городищ более многочисленные и точные указания, чем те, которые уже имелись в сообщениях волостных правлений.

Когда же с двойными списками в руках пришлось объезжать уезд чтобы произвести раскопки, лично осмотреть городища и могильники и нанести их на карту, оказалось много неучтённых пунктов в одном и втором списках. Желая привести в известность все сохранившиеся от разрушения могильники и городища и выяснить их распределение меж бассейнами реки Снови, впадающей в северянскую Десну, и реки Ипути, впадающей в радимичскую Сожь, я должен был исходить и изъездить почти весь уезд и осмотреть более двух третей всего числа могильников и городищ, нанося на карту лично не осмотренные памятники древности лишь в том случае, когда и сведения волостей и показания крестьян близлежащих сел совпадали друг с другом».

Исследовав земли Новозыбковского уезда, Ерёменко пришёл к выводу о наличии в этой местности свыше 1800 курганов, расположенных неподалеку от Малой Топали, Большого Кривца, Сытой, Гетманской и Лакомой Буд, Сачкович, Карпиловки и Больших Щербинич, под Вороновой Гутой, между Старыми и Новыми Бобовичами, недалеко от Нового Места, Туросны, Манюков, Тростани, Тимошкина Перевоза, а также других сёл и деревень.

При этом, по мнению Ерёменко, действительное число курганов должно быть гораздо больше, поскольку многие из них к тому времени были распаханы либо развеяны ветром.

Вот что он напишет по этому поводу: «О степени сохранности курганов можно судить по следующим цифрам: из 46 осмотренных мной могильников вполне уцелели курганы лишь в 12; во всех этих местах могильники находятся под прикрытием лесов. Из остальных 34 могильников иные почти совершенно уничтожены, и о месте курганов свидетельствуют лишь предания (например, о курганах близ Каташинского городища) или невысокие выпуклости из жёлтого песка, как это наблюдается на полях крестьян села Рославич, Лакомой Буды и Журавки, и в лучшем случае один-два осиротелых кургана, как под Брахловом и близ Рудни.

Прочие же могильники сохранились то в большей, то в меньшей степени; так, близ Медвёдовки из 18 курганов полураспахано до основания 11, близ Сачкович – из 28 полураспахано и распахано до основания 16, близ Гетманской Буды из 38 испорчено 8, близ Больших Щербинич из 127 испорчено 105.

Распашка курганов, сопряжённая с некоторыми трудностями, усиленно производится, главным образом, в последние десятилетия, когда крестьяне, вследствие малоземелья, стали гнаться за всяким клочком земли. Пройдёт ещё два десятилетия, и с уверенностью можно сказать, что от многих из могильников в составленном списке не останется и следа».

Ерёменко установил, что основная масса курганов расположена в бассейнах рек Снови и Ипути. Они встречались как на открытых, так и на ровных участках, в низинах и среди холмов. Но в большинстве своём располагались на спусках у ручьёв и рек, на незначительном расстоянии от воды.

Ерёменко фиксирует размеры курганов (25-40 аршин в окружности). При этом указывает, что по внешней форме они схожи со славянскими курганами в Могилёвской, Минской и Волынской губерниях, а также «малыми курганами», обнаруженными археологом Самоквасовым в Подесенье Черниговщины.

Хорошо сохранившиеся курганы имели форму купола, стороны которого спускались к основанию под углом в 45 градусов. Курганы больших размеров встречались редко и всегда находились в группах среди других средней величины.

Наибольший курган, в 84 аршина в окружности основания, был обнаружен Ерёменко в Гулёвке.

Он сопоставил число обнаруженных древних могильников в пределах Новозыбковского уезда с количеством находившихся в начале XVII века на этой территории поселений. При этом исходил из того, что на Генеральной карте Лазаревского в указанный период было отмечено 34 поселения. Тогда как могильников обнаружено 56. Учитывая их предположительный возраст, археолог пришёл к выводу, что до принятия христианства поселений в обследованных местах было больше по сравнению с XVI-XVII столетиями.

Также в ходе исследований Ерёменко обнаружил 13 городищ: в районах Тимонович, Лобановки, Курознова, Великой и Малой Топали, Каташина, Большого Кривца, Замишева, в 3 верстах юго-западнее Новозыбкова. Остатки городищ были найдены между Старыми и Новыми Бобовичами и над рекой Каменкой недалеко от Рылович.

По территории уезда эти городища распределялись неравномерно, в основном вдоль течения реки Снови. Ерёменко постарался максимально возможно описать их внешний вид и привести основные характеристики.

В частности, городище близ Новозыбкова отделялось с двух сторон ручьями, вымывшими глубокие, но узкие русла. По мнению Ерёменко, вдоль этих ручьёв когда-то стоял частокол или иное деревянное сооружение, пришедшее в негодность от времени.

Обнаруженный под Побожеевкой «городец», как называли его местные крестьяне, располагался среди болота на едва поднимающейся над общим уровнем косе.

На реке Каменке в дачах села Рылович во времена Ерёменко было урочище, именуемое «Городец». Однако низменная и болотистая местность с густой зарослью и топкой почвой не дали возможность археологу отыскать там какие-либо сооружения.

Возле 5 исследованных городищ обнаружены курганы – близ Малой Топали, Курознова, Каташина, в Большом Кривце, между Старыми и Новыми Бобовичами.

На поверхности распаханных городищ встречались фрагменты глиняных горшков. На месте городища близ Малой Топали найден рог лося, части стеклянных браслетов, три медных нательных креста и некоторые другие предметы.

Ерёменко отметил плохую степень сохранности городищ близ Лобановки, Оптени, Тимонович, Бобович и Замишева, где уже тогда были распаханы валы, а следы от рвов едва заметны.

Всего Ерёменко произвёл раскопки в 14 могильниках и 105 курганах. В 87 обнаружены скелеты людей. В одном из захоронений кости взрослого человека и подростка лежали вместе.

Исследования показали, что в большинстве случаев покойников клали прямо на землю. Ямы для погребения выкапывались редко. Иногда для умершего делалось особое возвышение. Таких насыпей различной высоты обнаружено 19. В 29 курганах со скелетами возле костей имелись следы гробовищ.

Одной из принадлежностей погребального обряда, как установил Ерёменко, было наличие золы и угля под скелетами и над ними.

Не определив точно по найденным вещам время происхождения могильников, Ерёменко всё же пришёл к твёрдому убеждению, что их следует отнести к периоду радимичей.

В 1891-1894 годах Ерёменко произвёл раскопки в 15 курганных группах Суражского уезда. Исследованию были подвергнуты 160 курганов (в Высоком, Влазовичах, Ляличах, Казаричах, Голубовке и других населённых пунктах). В трёх древнейших обнаружены признаки обряда трупосожжения.

Способ сооружения Суражских курганов был следующим. На площадке диаметром от 3 до 5 саженей разводился костёр, который доводили до полного сгорания. На образовавшийся остывший слой золы укладывали тело умершего, присыпали его землёй и остатками от костра до желаемой высоты.

В районе села Великое в лугах реки Ипути на удлинённом возвышении Ерёменко исследовал свыше 60 курганов, 11 из которых были с распаханными боками, 3 целые, другие распаханы до основания. Раскопанные курганы оказались поздними и настолько бедными, что из 7 исследованных насыпей незначительные вещи найдены лишь в одном.

Обнаруженные Ерёменко курганы по реке Снови по времени их происхождения исследователь также отнёс к периоду радимичей, проживавших в тех местах в XI-XII веках.

Самой древней вещью, найденной Ерёменко в ходе раскопок в одном из погребений близ Казарич, стала диргема (монета ряда арабо-говорящих государств), датируемая 913 годом.

Наиболее распространённым предметом в радимичских захоронениях были медные семилопастные височные кольца. Серьги находились редко. В 50 Суражских курганах Ерёменко обнаружил ожерелья из бус (позолоченных, посеребренных, янтарных, аметистовых, хрустальных, агатовых и т.д.) и разные подвески. Найдены были разнообразные кресты – четырехконечные с выступами в средокрестии с жёлтой эмалью и плоские больших размеров. Встречались нагрудные украшения – крупные бубенчики, тонкие костяные коньки или птицы с изогнутой шеей, медные собачки, ложечки и гребешки.

Также обнаружены различные браслеты – проволочные сложно-витые с завязанными концами, обыкновенного типа с петлями на концах и без них, витые простые с завязанными концами, гладкие с расплющенными орнаментированными концами, пластинчатые орнаментированные с суженными концами, украшенными изображениями змеиных головок, пластинчатые с головками человека на концах и продольными бороздками. При 41 останках найдены перстни.

В некоторых могилах имелись небольшие железные ножи, топор, точильные камни, железные огнивы и другие предметы.

В письме от 24 сентября 1895 года в адрес руководства Императорской Археологической комиссии Ерёменко напишет: «Предметы раскопок, произведённых в Новозыбковском и Суражском уездах на мои личные средства, представляю поместить комиссии в один из музеев по её собственному выбору».

Названная комиссия 19 декабря 1895 года передаст пожертвованную Ерёменко коллекцию курганных древностей в Московский Исторический музей вместе с письмом следующего содержания: «Императорская Археологическая комиссия препровождает для коллекций Исторического музея коллекцию предметов из раскопок Ерёменко 1890 и 1891 годов в Новозыбковском и Суражском уездах в количестве: 56 таблиц разного размера, 11 шейных гривн, 25 браслетов, 1 экземпляра железных удил, 6 горшков, 15 коробочек с вещами и нескольких свёртков, вложенных в один из горшков».

Вторая коллекция, состоящая из 187 курганных предметов с раскопок Ерёменко 1894 года, 4 ноября 1896 года будет передана в музей Киевского университета св. князя Владимира.

В 1896 году Ерёменко проводит полевые исследования на территориях Брянского (в бассейне реки Десны), а затем Елецкого уездов Орловской губернии. На основании полученного «Открытого листа», дававшего право на проведение раскопок, в Брянском уезде Ерёменко исследует 36 курганов и 6 могильников. Производит раскопки трёх курганов эпохи бронзы у села Новоселицкого Елецкого уезда.

Полученные сведения о курганах и городищах Брянского уезда Ерёменко также передаст в Императорскую Археологическую комиссию.

Председатель Орловской учёной архивной комиссии Шульгин А.Н. напишет статью о результатах раскопок Ерёменко на территории названного региона.

Заключительным этапом в археологической деятельности Ерёменко станут проведённые им в 1905 году обследования городищ и курганов в родном Глуховском уезде. После чего он прекратит заниматься этой работой.

Есть ещё один важный факт в биографии Ерёменко во время его нахождения в Новозыбкове в начале XX столетия, который невозможно оставить без должного внимания.

В 1902 году в городе в очередной раз проводились педагогические курсы, для чего земством были приобретены книги, картины и различные учебные пособия, в том числе по физике и химии. Училищный совет 14 июня 1902 года, отмечая недостаток таких наглядных пособий и предметов в школах, постановил ходатайствовать перед Новозыбковским земским собранием о создании в городе музея для их постоянного размещения и выделении денежных средств на его содержание. Эту инициативу поддержали члены городской управы, которые также выступили с прошением перед земством об учреждении в Новозыбкове музея и организации комиссии по народному образованию с целью разрешения данного вопроса по существу.

В комиссию были избраны Пётр Ерёменко, директор реального училища Николай Исаин, учителя Марковский, Чернышёв, Радзимовский, заведующий двухклассным училищем господин Коваленко, учитель городской школы Манжалей, преподавательницы женской гимназии Богданова и Жемчужникова, а также учительницы школы благотворительного общества Зенченко, Аноколова и Анастасия Туссен. Именно эти люди стоят у истоков создания музея в Новозыбкове.

По результатам обсуждения они пришли к выводу, что музей должен быть смешанного типа с педагогическо-демонстративным, подвижным и научным отделами. Для этого был разработан подробный план организации музея, правила заведывания и пользования им, смета на найм помещения с обстановкой и оборудованием, а также определена стоимость оплаты труда обслуживающего персонала. Одновременно комиссия ходатайствовала перед земским собранием о выделении более 650 рублей для пополнения фондов новыми книгами и снабжения музея волшебными фонарями (приборы для проекции изображений).

8 ноября 1904 года Пётр Митрофанович женится на Ольге Петровне Жемчужниковой, 1875 года рождения. Их первая дочь, Наталия, родится 14 августа 1905 года, закончит Новозыбковский политехникум и Ленинградский технологический институт. Вторая дочь, Нина, появится на свет 23 августа 1906 года. В возрасте 13 лет, 14 января 1920 года, она умрёт при невыясненных обстоятельствах.

В 1904 году Ерёменко читает общеобразовательные лекции по политической географии, содержание которых, к сожалению, неизвестно. Однако Черниговский губернатор в своём докладе Попечителю Киевского учебного округа высказался о такой педагогической деятельности Ерёменко как неблагонадёжной. Вследствие чего Пётр Митрофанович вынужденно уезжает в Полтаву, где поступает на службу в реальное училище.

Находясь в Полтаве, Ерёменко примкнёт к Всероссийскому Крестьянскому Союзу – организации, объединившей крестьян и сельскую интеллигенцию в период революционных потрясений 1905 года. Члены Союза требовали предоставления женщинам права избирательного голоса, введения обязательного 5-тилетнего бесплатного обучения, национализации земли и отмену частной собственности. По своему содержанию их программа была близка к программе партии социалистов-революционеров. Итогом участия Ерёменко в Союзе станет отстранение от преподавания учебных дисциплин, судебное разбирательство и обвинительный приговор с назначением наказания в виде лишения свободы, которое он отбывает в Полтавской и Миргородской тюрьмах.

С апреля до конца 1910 года Ерёменко служит в Киевском коммерческом институте, в 1911-1913 годах – в обществе «Физико-химик» в Киеве, затем в Васильковском коммерческом училище. С 1914 по 1917 год преподает русский язык, географию, историю и арифметику в Мироцком низшем сельскохозяйственном училище. В период работы в названном учебном заведении Ерёменко пишет статьи «О руководстве чтением учеников», «Письменные работы в низших сельскохозяйственных училищах», «О внутреннем укладе школьной жизни», которые будут опубликованы в 1915-1917 годах в журнале «Сельскохозяйственное образование».

«И только летом 1917 года он снова возвращается в дорогой ему Новозыбков, где о нём вспомнили родители учащихся, пригласившие его для заведывания реальным училищем.

В возрасте 58 лет Пётр Ерёменко с юношеской лёгкостью вошёл в ряды работников новой школы как в качестве заведующего, так и в качестве рядового преподавателя. В 1919-20 годах он принимал участие в организации вечерней школы для рабочих, а с 1921 и до конца 1923 года заведовал школьным подотделом новозыбковского отдела народного образования. В последнее время состоял преподавателем политехникума, школы II ступени и школы фабзавуча», – так будет написано в опубликованном в 1926 году в журнале «Краеведение» некрологе на смерть Петра Митрофановича.

В 1922 году за особые заслуги в области народного образования Ерёменко присвоят почетное звание Героя Труда (в 1928-1938 гг. в СССР такого звания были удостоены всего 1014 человек).

В 1924 году Петр Митрофанович участвует в работе II Всесоюзной конференции по краеведению, проходившей 9-14 декабря в Москве.

В 20-е годы им будет издан очерк «Восточные уезды Гомельской губернии в прошлом», а последней работой по краеведению станет уже упомянутый в начале статьи краткий географо-экономический очерк «Новозыбковский уезд», работу над которым он закончит летом 1925 года уже будучи больным.

Ерёменко умер 27 февраля 1926 года в Новозыбкове. На прошедшем в связи с этим траурном заседании было принято решение назвать его именем центральную школу для рабочих повышенного типа.

К сожалению, остается неизвестным место захоронения Петра Митрофановича. Предпринятые поиски его могилы положительного результата не дали.

Оценивая личность Ерёменко и его плодотворную деятельность на ниве просвещения, корреспондент «Клинцовской газеты» отметит: «…Не могу обойти молчанием память о таких личностях, как учитель Пётр Митрофанович Ерёменко, сумевший направить центр внимания общества на путь к развитию, к широкой общественности, всего себя отдавший городу и городской деятельности в области науки и воспитания масс».

Подводя итог жизнеописанию Ерёменко, следует признать его бесспорный вклад в дело накопления, систематизации и картографирования данных об археологических объектах в юго-западном крае Российской Империи. Проделанная им работа по созданию коллекций древностей послужила поводом к началу научного интерпретационного подхода к собранному более 100 лет назад уникальному материалу. По сути, Ерёменко были заложены основы региональной археологии на фоне повсеместно проводимой среди населения просветительской работы и популяризации краеведческих знаний. Предпринятые им меры по организации в Новозыбкове общедоступного музея, библиотеки и научного отдела при школе благотворительного общества, постоянное чтение лекций, публикация результатов археологических исследований и трудов по истории края – несомненно способствовали пополнению исторических знаний и развитию краеведения как научного направления в целом. В конечном итоге, активная и эффективная деятельность Петра Ерёменко заложила тот фундамент, на основе которого краеведение и исследования по археологии получат своё развитие в последующие годы.

Высоко оценивая благие плоды трудов Ерёменко, Новозыбковский городской совет народных депутатов в ноябре текущего год поддержал инициативу Брянского отделения Русского географического общества и коллектива педагогического колледжа г. Новозыбкова об установке памятной доски на здании этого учебного заведения. Память о добром имени Петра Еремёнко и его вкладе в развитие системы образования на земле новозыбковской жива!

Александр Дудников, краевед, уроженец Новозыбкова

Библиография:

  1. Самоквасов Д.Я. Древние города России. Санкт-Петербург, 1873.
  2. Памятная книжка Киевского учебного округа. Часть IV. Черниговская губерния. Киев, 1890.
  3. Памятная книжка Киевского учебного округа. Часть IV. Черниговская губерния. Киев, 1891.
  4. Черниговские губернские ведомости, № 4. Часть неофициальная. Чернигов, 1891.
  5. Черниговские губернские ведомости, № 85. Часть неофициальная. Чернигов, 1891.
  6. Ерёменко П.М. Обозрение курганов и городищ Новозыбковского уезда. Записки Императорского Русского Археологического общества. Т. 8. Вып. I и II. Санкт-Петербург, 1896.
  7. Ерёменко П.М. Раскопки курганов Новозыбковского уезда. Записки Императорского Русского Археологического общества. Т. 8. Вып. I и II. Санкт-Петербург, 1896.
  8. Спицын А.А. Курганы, раскопанные П.М. Ерёменко в Суражском уезде. Записки Императорского Русского Археологического общества. Т. 8. Вып. I и II. Санкт-Петербург, 1896.
  9. Спицын А.А. Вещи из раскопок П.М. Ерёменко в курганах Новозыбковского и Суражского уездов. Записки Императорского Русского Археологического общества. Т. 8. Вып. I и II. Санкт-Петербург, 1896.
  10. Черниговские губернские ведомости, № 3. Часть официальная. Чернигов, 1898.
  11. Отчёт Новозыбковского благотворительного общества за 1898 г. Чернигов, 1899.
  12. Отчёт Новозыбковского благотворительного общества за 1899 г. Чернигов, 1900.
  13. Отчёт Новозыбковского благотворительного общества за 1900 г. Чернигов, 1901.
  14. Отчёт Новозыбковского благотворительного общества за 1905 г. Чернигов, 1906.
  15. Каталог выставки XI-го Археологического съезда в Киеве. Киев, 1899.
  16. Ежегодник Коллегии Павла Галагана с 1 октября 1900 по 1 октября 1901 г. Год 6-й. Киев, 1901.
  17. Журналы Новозыбковского очередного уездного земского собрания сессии 1902 г. и чрезвычайного собрания 4 июня 1902 г. Чернигов, 1903.
  18. Журналы Новозыбковского очередного уездного земского собрания сессии 1903 г. и чрезвычайных собраний 6 февраля и 15 апреля 1903 г. Чернигов, 1904.
  19. Шульгин А.Н. Минувшее Орловского края. Орёл, 1903.
  20. Ерёменко П.М. Могильники и городища Глуховского и Суражского уездов. Труды Московского предварительного комитета по устройству четырнадцатого археологического съезда. Вып. I. Москва, 1906.
  21. Шульгин А.Н. Раскопка П.М. Ерёменко. Труды Орловской учёной архивной комиссии за 1904-1905 гг. Орёл, 1906.
  22. Ерёменко П.М. Земляные валы и курганы при м. Варве Лохвицкого уезда и его окрестностях. Труды Полтавской учёной архивной комиссии. Вып. VI. Ч. I. Полтава, 1909.
  23. «Клинцовская газета». Вып. № 78. Клинцы, 1915.
  24. Ерёменко П.М. О руководстве чтением учеников. Сельскохозяйственное образование. № 12. Петроград, 1915.
  25. Ерёменко П.М. Письменные работы в низших сельскохозяйственных училищах. Сельскохозяйственное образование. № 11. Петроград, 1916.
  26. Ерёменко П.М. О внутреннем укладе школьной жизни. Сельскохозяйственное образование. № 3/4. Петроград, 1917.
  27. Самоквасов Д.Я. Могильные древности северянской Черниговщины. Москва, 1916.
  28. Ерёменко П.М. Восточные уезды Гомельской губернии в прошлом. Сборник материалов Гомельских губернских курсов по переподготовке сельских школьных работников в г. Новозыбкове. Новозыбков, 1924.
  29. Ерёменко П.М. Новозыбковский уезд. Новозыбков, 1925.
  30. Струнин Д. Некролог П.М. Ерёменко. Журнал «Краеведение», № 3. Ленинград, 1926.
  31. Сведения о Новозыбковском уездном обществе краеведения и его музее. Устав общества. Т. 1. Вып. 1. Новозыбков, 1928.
  32. Деятели революционного движения в России. Био-библиографической словарь от предшественников декабристов до падения царизма. Том 3. Вып. 2. Москва, 1934.
  33. Поляков Г. П.М. Ерёменко – археолог из Новозыбкова. Сборник статей «Чернигов в средневековой и раннемодерновой истории Центрально-Восточной Европы». Чернигов, 2007.
  34. Свистов Е.В. Ерёменко Пётр Митрофанович: жизнь и судьба. Деснинские древности: материалы межгосударственной научной конференции «История и археология Подесенья». Вып. 8. Брянск, 2016.
  35. Радовская А.А. Изучение радимичских древностей до конца XX в. Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 15. Минск, 2016.
  36. Радовская А.А. История изучения радимичских древностей в дореволюционный период (историографический аспект). Копытинские чтения – III: сборник статей международной научно-практической конференции. Могилев, 2020.
  37. Дело по ходатайству вдовы П. Ерёменко о назначении пенсии. Государственный архив Российской Федерации (фонд А539, опись 3, дело 3604).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

слово ХЕРНЯ происходит от буквы Х(хер), а не от того что вы подумали. ======================================================== ОТ РНЛ. Роскомнадзору это объясните после выплаты штрафа.
az / 08.12.2023, 15:31

1. В XVIII веке Глухов – столица украинских гетманов.

Что так и называли себя? я украинский гетман Хмельницкий,
зачем вбивать эту ... всем в голову
az / 08.12.2023, 08:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дудников
Все статьи Александр Дудников
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 14:10
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 14:01
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
27.04.2024 13:02
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 12:08
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 12:06