Обращение к крестному отцу в патриотической журналистике

 Письмо моему первому редактору

0
446
Время на чтение 5 минут

Источник: Русский Вестник

Дорогой Алексей Алексеевич!
Вот уже десять лет миновало с тех пор, как я так обращался к Вам, обсуждая рабочие вопросы или то, что происходит в стране и мире. И сейчас я предпочту говорить именно так, чем вспоминать о Вас в прошедшем времени и третьем лице.
Многое изменилось за эти годы, как сам мир вокруг нас, и что-то уже никогда не будет прежним. Несмотря на все трудности, как видите, созданная Вами газета продолжает выходить, и ее название по-прежнему звучит в первую очередь, когда речь заходит об изданиях, выражающих идею русского православного консерватизма.
Вы помните, как в далеком уже 2005 году я пришел в редакцию в Черниговском переулке, будучи неопытным студентом, увлеченным как раз этой идеей, но с весьма посредственными представлениями о том, как в действительности функционирует пресса. Тогда мое видение этой профессии было довольно наивным и, я бы сказал, романтизированным. Впрочем, у многих в то время оно было таковым: для одних еще сохранялся шлейф 90-х годов с популярным образом «четвертой власти» – реальной силы, способной с помощью информации влиять на общественную жизнь; другие стремились использовать ее функционал как проводник своей системы ценностей, где зачастую под популистскими лозунгами проникали явно разрушительные явления и т. д. Мне же импонировали, казалось бы, навсегда ушедшие образцы, знакомые по историческому курсу, открывшему мне великолепный в своей многогранности, высоком художественном стиле и неразрывной связи с классической русской литературной школой пласт русской консервативной печати. Таковым был знаменитый журнал Михаила Никифоровича Каткова. Изучая дореволюционную журналистику, я мог лишь посетовать, что родился не в ту эпоху, потому что предпочел бы сотрудничать с катковским «Русским Вестником», а не с одним из тех изданий, что воспринимались передовыми в 2000-е.



Каково же было мое изумление, когда я открыл для себя газету «Русский Вестник», основанную и издававшуюся в те годы Вами, Алексей Алексеевич, газету, где с почитанием говорили об императоре Николае II, где открыто писали о преступлениях Ульянова (Ленина), где правдиво освящали высокий путь Белой гвардии, а деструктивные явления нашей эпохи назывались своими именами. Мне не требовалось много времени для того, чтобы решиться прийти в редакцию и попробовать стать частью этого коллектива. Другое дело, что в то время Вы поверили в меня и приняли в свой коллектив. Я всегда ценил ту гибкость ума, которую Вы проявляли при обсуждении актуальных тем, и, будучи главным редактором православного консервативного издания, никогда не позволяли этой консервативности зачерстветь и обратиться к ретроградности. Вы внимательно следили за всеми новыми веяниями в информационном и общественном поле, с живым интересом выслушивали о тенденциях, национальных и антирусских течениях в молодежной среде. Это органично сочеталось при нашем общении с основными столпами о русской национальной культуре и государственности, о наследии великих творцов искусства, воителей и правителей, где Вы обычно четко и лаконично расставляли акценты, благодаря чему мой процесс образования продолжался за стенами университета. Вы своим изданием и своим шефством позволили мне в эту постмодернистскую эпоху сплошной подмены смыслов сохранить мое представление о предназначении русской печати и найти себе в ней применение. Более того, именно моя принадлежность к «Русскому Вестнику» способствовала тому, что после выпуска я еще долгие годы мог делиться своими знаниями и рассказывать правду о Царе Николае II и трагедии 1917 года, о подлинном величии русского самодержавия и до сих пор недооцененной глубине нашей классической культуры. Это эстафета, которую я неожиданно для себя принял от Вас.
Я вспоминаю времена, когда, будучи студентом, мог даже не по рабочим делам, а просто прогуливаясь по Москве, зайти в Черниговский, поделиться какими-то событиями и наблюдениями, обсудить спорные и важные для меня вопросы, услышав Ваше мнение или неизвестную мне историческую подноготную. В то время редакция стала для меня вторым домом – уютным, гостеприимным, куда я всегда мог просто вот так зайти. Тем удивительнее для меня было замечать, как порой со стороны о Вас говорят как о человеке, гнев которого страшен, в частности, предупреждая о моих возможных ошибках или разгильдяйстве. Конечно же, мне не хотелось Вас подводить, но мой путь был не лишен ошибок, и ни разу этого самого гнева я не видел, и годы спустя я хочу сказать, что благодарю за это терпение и стремление к конструктивному диалогу. Более того, я запомнил в Вас то редкое чувство деликатности и такта, которое останавливало Вас от того, чтобы прямо говорить о проступках или недобросовестно выполненных делах тех людей, с которыми Вы контактировали. Если это были досадные недоразумения, прямое указание которых тем не менее могло бы внести разлад или напряженность, Вы предпочитали коснуться их сути вскользь, акцентируя внимание лишь на том, как решить проблему и в итоге добиться желаемого результата. То же касалось каких-то человеческих слабостей или ситуаций, о которых Вам, по природе своей, было говорить неловко. Если же речь шла об очевидных пороках, проявлениях подлости или враждебности тому, что для Вас дорого, то Вы четко называли предмет своими именами, а тому человеку давали самое емкое и правдивое определение, проводя черту и мысленно отсекая такого человека как нечто грязное и духовно Вам чуждое. Снова неизбежно всплывают ассоциации с людьми другой эпохи, в которых соседствовали понятие чести и свойственное для православного человека стремление прощать, но в то же время остро реагировать на все, что подрывает наши устои и оскорбляет святыни. Недаром в день прощания 8 октября 2013 года не раз звучали слова о Вашем аристократизме духа.
Вообще о Ваших выдающихся личных качествах уже было и еще будет сказано много, в том числе теми людьми, с кем вы прошли гораздо больше и дольше, кто был с вами гораздо ближе. Но в одном я точно могу всех их поддержать, и я уверен, что это суждение объединит всех, кто Вас знает: без Вас не мог появиться и пережить катаклизмы 90-х годов тот «Русский Вестник», который знали и читали по всему бывшему СССР, а также в дальнем зарубежье – представители русской эмиграции. В то время когда в информационное поле хлынули издания разной направленности, в том числе и патриотической, и в течение нескольких лет они успевали появиться, громко прозвучать и исчезнуть, «Русский Вестник» занял свою нишу и существует до сих пор. Наверно, здесь также важно указать на то, что все, что Вы делали на посту главного редактора, было продиктовано прежде всего чувством любви и глубоким религиозным чувством, что, по сути, одно целое. Сложно отрицать, что как минимум с 90-х годов, а скорее – в течение всего ХХ века, русский человек под бременем неустроенности, бесперспективности, крушения многих устоев поддавался унынию и озлоблению. Конечно, трудно не испытывать праведный гнев, особенно когда живешь в одно время с могильщиками своей страны и архитекторами новой реальности, выстроенной на искажении традиционных устоев, осквернении святынь и отрицании основ Святой Руси. Однако это часто приводило к чрезмерному повышению градуса в патриотической публицистике, уклонению от конструктивного подхода и поиска путей к гневным посланиям в пустоту. Вы же исходили из любви к своей стране и своему народу, и это чувство любви преобладало в Вашем деле, поэтому созидательное начало в нем всегда побеждало. Это проявлялось и в Вашем общении с единомышленниками, и в отношении к коллективу, и в выборе тематики газеты. Вероятно, отсюда же исходили и Ваше жизнелюбие, и Ваш оптимистичный посыл в те времена, когда было особенно трудно. Уверен, что все сказанное выше неотделимо от Вашей неподдельной веры в Бога, из которой Вы черпали и силы идти дальше, и понимание, в каком направлении следует двигаться.
И теперь, когда миновало десять лет, все созданное Вами, Алексей Алексеевич, остается людям, помнившим Вас, служит актуальным примером и назиданием. Живым, как и память о Вас. Спасибо Вам за это!

Ваш корреспондент Филипп ЛЕБЕДЬ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Лебедь
Равняться на братьев из Республики Сербской
В России давно пора учредить День Русского Добровольца
22.04.2024
Казус Великой Финляндии
Политические амбиции и несостоятельность панфинно-угризма
20.01.2024
Где казаки снова на государственной службе
Черноморское казачество делится практическим опытом и архивом
02.01.2024
Все статьи Филипп Лебедь
Последние комментарии
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38