Отходная самому себе и другие сахалинские реалии

0
395
Время на чтение 9 минут

Источник: Православие.ру

Отец Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске, развеивает миф о своем острове: Сахалин-де – не более чем место ссылки и каторги. По словам батюшки, у острова богатое христианское наследие, и хорошо, если мы будем в первую очередь помнить именно об этом богатстве. Рассказывает батюшка и о ненависти, с которой ему как православному священнику приходится сталкиваться в своем служении.

Отходная молитва самому себе

Павел Савабэ Такума и святитель НиколайПавел Савабэ Такума и святитель Николай

– В 1861 году, еще до основания каторги, на Сахалине побывали два выдающихся миссионера. Это Николай Касаткин, будущий равноапостольный просветитель Японии. В 1860 году он отправился в Японию, но поездка была долгая, и он заехал к владыке Иннокентию (Вениаминову), который был известным миссионером Дальнего Востока, а позже был переведен на московскую кафедру. Он долгое время служил на острове Уналашка, среди алеутов, а потом стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. То есть Камчатка, Курилы, Сахалин, Приамурье – эта огромная территория – место его апостольских трудов. Все ли знают, что город Благовещенск был назван в честь храма, в котором он служил? Муравьев-Амурский, генерал-губернатор, спросил: «Владыка, а как мы этот город назовем?» – «А давайте его назовем в честь праздника Благовещения», – предложил владыка Иннокентий. Авторитет владыки на Дальнем Востоке был непререкаем.

Памятный знак Кусунайского постаПамятный знак Кусунайского постаИ вот по пути в Японию будущий святитель Николай заехал к владыке. Тот его принял очень тепло, рясу ему пошил: едешь к японцам – надо выглядеть прилично. А уже летом, в июне 1861 года, отправился на корабле из Николаевска-на-Амуре в Хакодате, потому что это единственный город, который был открыт для иностранцев в Японии.

Остановку он сделал на Сахалине, в посту Кусунай, а это такой пограничный, таможенный российский пост. Сейчас это место называется село Ильинское. Военные узнали, что на борту корабля есть священник, попросили его выйти. Он вышел, освятил заставу, закладной камень православной часовни, отслужил молебны и панихиды и отправился дальше на Хакодате.

А святитель Иннокентий в том же году из Николаевска отправился на Камчатку. Судно, на котором плыл владыка, называлось «Гайдамак». И этот корабль попал в сильный шторм. Сопровождавший владыку Иннокентия чтец Симеон Казанский, будущий священник на Сахалине, пишет, что во время шторма зашел в каюту владыки и увидел, что тот стоит на коленях и сам себе читает отходную молитву. В итоге корабль выбросило на мель, но все остались живы и здоровы. Это напоминает известное путешествие апостола Павла в Рим, описанное в Деяниях. В дневнике святитель Иннокентий пишет, что он разное видел, но такого страшного шторма – никогда… А он действительно разное видел в своей жизни: путешествовал он очень много, многое перенес. Сам из Иркутска добирался на Алеутские острова с женой, мамой, ребенком, а это год и шесть месяцев пути. Он был решительным человеком, сибиряком ростом под два метра. Удивительно само то, что простой сельский парень, молодой священник, каким он был изначально, в какой-то момент решил поехать на Алеутские острова, изучил язык местного народа, переводил для алеутов Священное Писание.

Свято-Никольский храм в посту Анива, настоятелем которого был свящ. Симеон КазанскийСвято-Никольский храм в посту Анива, настоятелем которого был свящ. Симеон Казанский

Сохранились его письма и наставления. Одна из его дочерей стала монахиней в Белгородской губернии. Он пишет ей:

«Что ты стала монахиней, ты, конечно, молодец, но келью, которую тебе дали, ты лучше отдай настоятельнице, чтобы тебе никто не завидовал. Ну, и настоятельница будет к тебе хорошо относиться».

То есть вот такие живые беседы были, со знанием дела и человеческой психологии. Или, допустим, он пишет наставление миссионерам:

«Сразу людей на долгие службы не зовите, сначала с ними поговорите, расскажите основы веры, Евангелие, больше разговаривайте с людьми».

И вот он оказывается на Сахалинской земле. Православные островитяне считают его небесным покровителем Сахалина и Курил. Он был канонизирован в 1977 году, в самые застойные годы.

Дух и буква

Что же касается священника Симеона Казанского, сопровождавшего владыку Иннокентия в его миссионерских странствиях, то приход его располагался в двух местах: в Дуэ, где находится церковь в честь святителя Николая, а другая часть прихода – в Корсакове. Представляете, сейчас доехать на машине до Александровска – это где-то 8 часов пути от Южно-Сахалинска. А сколько нужно было ехать в то время? Есть история про отца Симеона, про вечное противостояние «духа» и «буквы»: какая-то была большая сумма денег, ее нужно было доставить в Корсаков, рассчитаться с людьми за работу, но доставить никто не брался. Доверили отцу Симеону, и он эти деньги вез в Корсаков с разными приключениями, чуть не погиб. В общем, приехал на место, их встретил какой-то чиновник, забрал деньги и сказал: «А чего деньги-то промокшие? Батюшка, плохо старались».

Сахалин. Езда на собакахСахалин. Езда на собаках

В итоге он здесь ревностно служил семь лет, убивал свое здоровье, но был не на очень хорошем счету у начальства: не вовремя писал отчеты в епархию, где-то намочил журнал крещений, чего-то потерял… Зато люди его любили! Чехов о нем упоминает как о первом священнике, который здесь потрудился хорошо. С этого, собственно, начинается история Православия на Сахалине. В каком-то смысле – с противостояния «духа» и «буквы». Дух победил, надеюсь.

Во время японской оккупации СахалинаВо время японской оккупации СахалинаПотом была русско-японская война, юг Сахалина оккупировала Япония. На юге Сахалина церковная жизнь сохранилась. Дело в том, что сюда приезжал помощник Николая (Касаткина) – епископ Сергий (Тихомиров). Он потом стал следующим предстоятелем Японской Православной Церкви. И первое, что он здесь сделал, – начал разыскивать храмы, которые оставались, и церковную утварь. Некоторые храмы были разрушены японцами. Собралась община из 42 человек в небольшом поселке, который назывался Наясе (теперь Лесогорск), восстановили там храм, и до 1917 года он действовал, туда направили священника из Москвы. А после революции, когда финансирование прекратилось, все свернулось, и он уехал.

А гонители-японцы дали владыке Сергию бесплатный билет на пароход, он с одним сопровождающим мог ездить. В Корсакове местные буддисты украли колокола, а он приехал и говорит: «Возвращайте!». Они и вернули: владыка Сергий позвонил японскому генерал-губернатору и сказал, что творится беззаконие. Тот сразу принял меры.

На севере Сахалина церковь существовала где-то до 1930-х годов. Последний священник, Александр Гневушев, был семейный, служил в селе Рыковское, которое потом переименовали в село Кировское. Именно в этом храме в конце XIX века, отбывая каторгу на Сахалине, был старостой известный духовный писатель Иван Ювачев.

Сейчас, когда мы вновь признаем необходимость христианской миссии и миссионерства в родной стране, казалось бы, православной, опыт святителя Иннокентия очень востребован. Речь идет об истинной, не «дежурно-отчетной» проповеди христианства. И святитель знал, что лучшая проповедь Православия – собственная жизнь, что в Православии важнее содержание, чем форма, по слову блаженного Августина: «Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы спросили».

Дуэ. Вид на постДуэ. Вид на пост

Мы идем – или должны идти – навстречу людям, и самое главное, я думаю, не в том, чтобы спорить до хрипоты о соблюдении Устава, а чтобы разговаривать с людьми. Главное, чтобы стены между клиром и мирянами не было. Чтобы иконостас не воспринимался как граница. Чтобы был прямой честный разговор с людьми, и чтобы этот диалог касался не только каких-то общих фраз, но и имел практическое применение в жизни. То есть, с одной стороны, чтобы священник не воспринимал паству как стадо, а паства не воспринимала священника как «попа, который должен делать свое дело – махать кадилом, читать молитвы, и хватит с него». Потому что Церковь – она еще и учительствует. А как можно учительствовать, если все сводится только к формальностям?!

Ненормальная нормальность

Приходилось ли мне, священнику, встречаться с откровенной ненавистью? – Конечно. Звучит, может, страшно, но это нормально в таком обществе, которое выросло на западных ценностях секуляризма, отрицания религиозности, агрессивного гедонизма, плюрализма, нигилизма. Естественно, часто можно встретить среди молодежи людей, которые наслушались ненавидящих Христа модных «блогеров» и рассказывают какие-нибудь байки. Понятно, что ненависть эта основана на лжи. Возьмем тех же неоязычников. В чем их проблема в моем понимании? Прежде всего, это отсутствие систематических исторических знаний, государственная русофобия 1990-х годов, потому что отрицалось все русское, и молодые люди искали выход. И то, что их роднит с либералами, – ненависть к Православной Церкви. Как любая секта, которая всегда враждует с традиционной религией. И неоязычники – это люди, которые отрекаются от нашей тысячелетней культуры. Они – «вырусь». Неоязычество – это идеологическая основа гражданской войны. Этот проект направлен на то, чтобы расколоть русский народ, одну часть натравить на другую. Неоязычество дает право на насилие, на ненависть именно по отношению к своему народу. Помните, как в нашем Сахалинском Воскресенском храме такой язычник убил двух человек в 2014 году? Кого он убил? Простого человека, мужчину, стоявшего на паперти, и монахиню, пожилую русскую женщину, которая помогала своему сыну-священнику. Никакой практической целесообразности в этом не было. Она не представляла никакой угрозы, кроме того, что была просто христианкой – вот вся угроза.

Я думаю, что обвинять во всем молодежь неправильно, потому что мировоззрение формируется в студенческих аудиториях, в школьных классах. Здесь системная проблема. Понятно, что идет реальная информационная война. И как в любой борьбе, как в любом конфликте, есть победы и поражения. Но мы с Божией помощью справимся. Знаете, вот я на Сахалине родился, в 1990-е годы тут жил. Здесь каждый день выключали свет на несколько часов. Квартиры продавались за бесценок, люди отсюда бежали, была полная безнадега. За знакомой моих родителей один американец ухаживал и говорил: «Уезжай отсюда! Вы здесь будете жить в резервации, мы вам оставим только деревянные ложки и платки». Это цитата. То есть он так за ней ухаживал, переживал за судьбу любимой.

Надежда и труд всё перетрут

Строительство Воскресенского собора. Южно-Сахалинск, 1994 г.Строительство Воскресенского собора. Южно-Сахалинск, 1994 г.Какой скандалище был, когда строили кафедральный собор в Южно-Сахалинске, сколько было протестов! Сколько людей возмущались: «Попы-ортодоксы покушаются на нашу свободу!» А сейчас те же люди, которые возмущались, ходят в храм и не просто ставят свечи – а молятся. Встречаемся с ними, разговариваем.

Теперь Южно-Сахалинск – чудесный город, на остров люди охотно едут, остаются здесь, смеются над «благами евроцивилизации». «Не торопи грядущего, глупец, – терпенья от нас требует Творец» – дадим Богу самому разобраться в наших трудностях, а заодно и сами поработаем. Ведь настоящее чудо без Бога и без нашего с Ним соработничества невозможно.

Мы должны уповать на помощь Божию, но мы не должны оправдывать свое бездействие. Второе – есть святые, которые молятся за нас. И наша национальная история поможет нам преодолеть с достоинством те испытания, которые нам посланы, но только в том случае, если мы будем вместе со Христом и Его святыми. Унывать нельзя, уныние – штука гибельная. Я считаю, что Господь нас ведет, не оставляет – это не прекраснодушные словеса в стиле «всё будет хорошо», а твердое убеждение.

Теперь Южно-Сахалинск – чудесный город, на остров люди охотно едут, остаются здесь, смеются над «благами евроцивилизации»

Я видел научные работы, которые проводились на японские гранты, и там писали о том, что Сахалинская область – это «поликонфессиональная и полинациональная территория, которая не имеет каких-то исторических привязок к каким-либо странам». Неплохо, да? Впрочем, такие же работы проводились и в Мурманске, и в Питере, и в Архангельске, и в других частях России: мы все кто угодно, только не русские и, не дай Бог, православные. И после этого мы поняли, что надо что-то делать: должны же люди понимать, что у Сахалинской области история начинается не в 1945 году, не в 1990-е годы, не в 1917-м, а намного раньше. Как и у всей России. Так что не будем отчаиваться – давайте просто работать. Спокойно и с верой в помощь Христа – уж Он-то не оставит точно. Нам бы только быть Ему верными.

Протоиерей Виктор Горбач
Записал Петр Давыдов

P.S. Дорогие братья и сестры, если у вас есть возможность и желание помочь миссионерской и просветительской деятельности на Сахалине или поддержать реконструкцию лектория при храме святителя Иннокентия Московского, вы можете перечислить посильную сумму на карту Сбербанка:

  • 2202 2032 3998 7078 (Получатель: Виктор Викторович Г.)

Также вы можете направить перевод на счет прихода:

  • Получатель: МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЮЖНО-САХАЛИНСКОЙ И КУРИЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  • ИНН 6501084309
  • КПП 650101001
  • ОГРН 1026500005465
  • Расчетный счет: 40703810208560000046 в Филиал "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" Банка ВТБ ПАО Г. МОСКВА
  • Корреспондентский счет: 30101810145250000411
  • БИК: 044525411

Просим указать имена жертвователей – на Сахалине будем молиться о вашем здравии и спасении.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Виктор Горбач
Русский суд пресёк содомскую провокацию
О попытке легализации в России однополого «брака»
18.03.2024
«Мы возвращаемся к семейным ценностям»
ВЦИОМ провёл опрос о роли женщины в российском обществе
08.03.2024
«Мы все одна большая семья – блестящее описание России»
О знаковом и фундаментальном Послании Президента Федеральному собранию
01.03.2024
«Это свидетельствует о серьёзном духовном кризисе общества»
По данным ВЦИОМ, 84% считают допустимым использование суррогатного материнства
14.02.2024
«Семья – это школа любви»
В Южно-Сахалинске состоялось торжественное открытие Года семьи
05.02.2024
Все статьи Протоиерей Виктор Горбач
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 06:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 03:02
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.04.2024 01:54
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07